Главная страница 1страница 2страница 3страница 4
Центральная предметно-методическая комиссия Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ

МЕТОДИКА И СИСТЕМА

ОЦЕНИВАНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ

муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

старшей возрастной группы (10-11 классы)

по основам безопасности жизнедеятельности


г. Воронеж


1. МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА

Теоретический тур проводится в кабинетах или аудиториях, число которых должно равняться числу предметных секций, где участники муниципальной олимпиады будут одновременно письменно отвечать на вопросы заданий.

Предметные секции для участников старшей возрастной группы:

а) первая предметная секция – «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях». Ответы на задания оценивают не менее трех членов жюри, после чего их оценки суммируются, и выводится общий балл;

б) вторая предметная секция – «Государственная система обеспечения безопасности населения». Ответы на задания оценивают не менее трех членов жюри, после чего их оценки суммируются, и выводится общий балл;

в) третья предметная секция – «Основы обороны государства и воинская обязанность». Ответы на задания оценивают не менее трех членов жюри, после чего их оценки суммируются, и выводится общий балл;

г) третья секция – тестирование.

1.1. Методика оценивания выполнения теоретических олимпиадных заданий предметной секции «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуаций»


Задание 1. Число домашних персональных компьютеров, как и число пользователей ими постоянно увеличивается. Поэтому проблема рационального взаимодействия человека с компьютером в свете его влияния на здоровье становится в настоящее время особо актуальной. С учетом этого, ответьте на предлагаемые вам вопросы.
Вопрос 1. Заполните до конца таблицу, указав в ней последствия влияния указанных вредных факторов при работе на персональном компьютере.

Ответ.





п/п

Вредные факторы воздействия ПК на оператора

Последствия влияния вредных факторов ПК

1







2







3






Вопрос 2. Заполните схему, указав в ней виды излучений компьютера, воздействующие на организм человека.

Ответ.





Персональный компьютер




Вопрос 3. При помощи стрелок установите соответствие между вредными факторами и их последствиями. влияющими на органы зрения оператора при работе на персональном компьютере.

Ответ.


Недостаточно высокое разрешение монитора




Увеличивается нагрузка на глаза, шею, спину, плечи и руки.

Быстрая утомляемость организма.




Избыточная или недостаточ-ная яркость изображения


Возможны ошибки при считывании символов за счет ухудшения их восприятия



Наличие бликов на лицевой панели экрана

Увеличивает частоту восприятия и утомляет зрение




Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 3,5 балла:

  • за правильный ответ на первый вопрос - 0,75 балла ( по 0,25 балла за каждую из трех позиций). Если по какой-либо позиции ответ не верен, баллы не начисляются;

  • за правильный ответ на второй вопрос - 2,0 балла ( по 0,5 балла за каждую из четырех позиций). Если по какой-либо позиции ответ не верен, баллы не начисляются;

  • за правильный ответ на третий вопрос - 0,75 балла ( по 0,25 балла за каждую из трех позиций). Если по какой-либо позиции ответ не верен, баллы не начисляются;


Задание 2. Широкое распространение электроэнергетики во всех сферах деятельности человека, в том числе в быту, привело к значительному расширению круга лиц, связанных с эксплуатацией электрооборудования. В связи с этим вопрос безопасности при эксплуатации электроприборов и электрооборудования приобретает особое значение. Вам предлагается ответить на ряд вопросов по данной тематике.

Вопрос 1. Действие электрического тока на живую ткань в отличие от других материальных факторов (пар, химические вещества, излучения и т.п.) носит своеобразный характер. По приведенным характеристикам определите вид действия электрического тока на организм человека.

Ответ.


Проявляется в ожогах отдельных участков тела, нагреве до высоких температур кровеносных сосудов, нервов, сердца, мозга и других органов что вызывает в них серьезные функциональные расстройства.





Выражается в разложении органической жидкости, в том числе и крови, что вызывает значительные нарушения их физико-химического состава.






Проявляется в раздражении и возбуждении живых тканей организма, а также в нарушении внутренних биоэлектрических процессов, протекающих в нормально действующем организме и теснейшим образом связанных с его жизненными функциями.




Вопрос 2. При помощи стрелок установите соответствие между вредными факторами и их последствиями. влияющими на органы зрения оператора при работе на персональном компьютере.

Ответ.

Электрический ожог



Поражение электрическим током сопровождается непроизвольными судорожными сокращениями мышц. В худшем случае приводит к нарушению и даже полному прекращению деятельности жизненно важных органов, т.е. к гибели организма.


Электрический удар



Ярко выраженное местное нарушение целостности тканей тела, в том числе костных тканей, вызванное воздействием электрического тока или электрической дуги.


Местная электротравма



У большей части пострадавших от поражения электрическим током возникают ожоги, причем треть их сопровождается другими травмами – знаками, металлизацией кожи и офтальмии.



Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 1,5 балла:

  • за правильный ответ на первый вопрос - 0,75 балла ( по 0,25 балла за каждую из трех позиций). Если по какой-либо позиции ответ не верен, баллы не начисляются;

  • за правильный ответ на второй вопрос - 0,75 балла ( по 0,25 балла за каждую из трех позиций). Если по какой-либо позиции ответ не верен, баллы не начисляются;


Задание 3. На современном этапе в Российской Федерации проблема дорожно-транспортного травматизма по своим масштабам: гибели, ранениям и тяжести получаемых травм имеет все признаки национальной катастрофы. Рассмотрите предложенные Вам вопросы и предложите правильные ответы на них.
Вопрос 1. Автомобильный транспорт прочно вошел в категорию самых опасных. Ежедневно в стране происходит более 500 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибают свыше 100 человек и получают ранения около 600. Назовите виды ДТП и определите причины их роста.

Ответ. Виды дорожно-транспортных происшествий:

Причины ДТП:
Вопрос 2. На улицах и дорогах встречаются перекрестки, где отсутствуют светофоры. В таких случаях часто требуется помощь регулировщика. Ответьте и опишите, какие сигналы регулировщика соответствуют сигналам светофора?

Ответ.


Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 3,0 балла:

  • за правильный ответ на первый вопрос - 1,5 балла ( по 0,25 балла за каждую из шести позиций). Если по какой-либо позиции ответ не верен, баллы не начисляются;

  • за правильный ответ на третий вопрос - 1,5 балла ( по 0,5 балла за каждую из трех позиций). Если по какой-либо позиции ответ не верен, баллы не начисляются.


Задание 4. Вы часто пользуетесь услугами железнодорожного транспорта, который по статистике примерно в три раза безопаснее, чем полет на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем поездка в автомобиле. Между тем при поездке в пассажирском поезде могут происходить аварийные ситуации, угрожающие здоровью и жизни людей.

Рассмотрите предложенные Вам ситуации и найдите правильное решение.


Ситуация 1. Во время движения пассажирского поезда, в вагоне в котором вы едете, начался пожар, происходит сильное задымление. Определите алгоритм Ваших действий и заполните схему:
Ответ.







Ситуация 2. Заполните до конца таблицу, указав в ней правильные ответы на поставленные вопросы.

Ответ.




Вопросы

Ответы

1.

Какие вагоны в пассажирском поезде наиболее опасны для пассажиров при столкновении составов?




2.

Какие полки купе в вагоне пассажирского поезда считаются наименее опасными?




3.

В каких случаях при пожаре в поезде запрещается использовать стоп-кран для остановки поезда?





Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 3,0 балла:


  • за правильный ответ на первый вопрос - 1,5 балла (по 0,5 балла за каждую из трех позиций). Если по какой-либо позиции ответ не верен, баллы не начисляются;

  • за правильный ответ на третий вопрос - 1,5 балла (по 0,5 балла за каждую из трех позиций). Если по какой-либо позиции ответ не верен, баллы не начисляются.


Задание 5. Безопасность пассажиров в полете – основная задача экипажа воздушного судна. Вместе с тем, при возникновении аварийных ситуаций во время полета, безопасность пассажиров будет зависеть не только от слаженных действий экипажа, но и от действий самого пассажира. Рассмотрите предложенные Вам ситуации и определите правильное решение.

Ситуация 1. Вы летите в самолете со своим младшим братом, который сидит в кресле рядом с вами. Неожиданно во время полета произошла разгерметизация салона самолета. Определите алгоритм Ваших дальнейших действий и заполните схему:


Ответ.









Ситуация 2. При возникновении аварийной ситуации в полете, командир экипажа принял решение на вынужденную посадку, о чем было сообщено стюардессой пассажирам. Каковы ваши дальнейшие действия? Заполните схему.

Ответ.

1.


2.

3.


4.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 4,0 балла:

  • за правильный ответ на первый вопрос - 2,0 балла (по 0,5 балла за каждую из четырех позиций). Если по какой-либо позиции ответ не верен, баллы не начисляются;

  • за правильный ответ на третий вопрос - 2,0 балла (по 0,5 балла за каждую из четырех позиций). Если по какой-либо позиции ответ не верен, баллы не начисляются.


Задание 6. В России ежегодно возникает более 300 тыс. пожаров, при кото­рых погибает более 10 тыс. человек. Свыше 80% пожаров возника­ет в жилых и общественных зданиях. С учетом этого, Вам необходимо выбрать правильные действия и решения в следующих ситуациях.
Ситуация 1. В квартире, где вы живете произошел пожар. Как необходимо действовать в такой ситуации? (Заполните схему, в определенной последовательности).
О

твет.



1.

2.


3.

Вопрос 2. Учитель принес в кабинет физики огнетушитель который вы видите на рисунке. Определите, что это за огнетушитель, и дайте ему следующие характеристики:

О

твет.


а) марка огнетушителя:

б) последовательность приведения огнетушителя в действие:

в) меры безопасности:



Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 4,0 балла:


  • за правильный ответ на первый вопрос - 2,0 балла (по 0,5 балла за каждую из четырех позиций). Если по какой-либо позиции ответ не верен, баллы не начисляются;

  • за правильный ответ на второй вопрос - 2,0 балла (по п. «а» - 0,25 балла, по п. «б» - 1,0 балла (0,25 балла за каждую из четырех позиций), по п. «в» - 0,75 балла (0,25 балла за каждую из трех позиций ). Если по какой-либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются.


Задание 7. Большую опасность для жизни и здоровья людей представляют взрывы, радиусы зон пораже­ния которых могут доходить до несколь­ких километров. Рассмотрите предложенные Вам ситуации и примите правильное решение.

Ситуация 1.При помощи стрелок установите соответствие между степенью и последствиями поражения людей при взрыве.

Ответ.


Легкое



Травмы, обычно приводящие к смерти


Среднее



Травмы мозга с потерей сознания, повреждение органов слуха, кровотечение из носа и ушей, сильные переломы и вывихи конечностей


Тяжелое



Легкая контузия, временная потеря слуха, ушибы и вывихи конечностей


Крайне тяжелое

Сильная контузия всего организма, повреждение внутренних органов и мозга, тяжелые переломы конечностей. Возможна смерть

Ситуация 2. Оказавшись после взрыва в завале, вас завалило упавшей перегородкой и мебелью, возможности выбраться из под завала нет. Каковы ваши дальнейшие действия, заполните схему?

Ответ.

1.

2.



3.

4.



Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 3,0 балла:

  • за правильный ответ на первый вопрос - 1,0 балла (по 0,25 балла за каждую из четырех позиций). Если по какой-либо позиции ответ не верен, баллы не начисляются;

  • за правильный ответ на третий вопрос - 2,0 балла (по 0,5 балла за каждую из четырех позиций). Если по какой-либо позиции ответ не верен, баллы не начисляются.


Задание 8. Предприятия, использующие в производственных процессах опасные химические вещества, потенциально опасны для проживающего рядом с ними населения, т.к. на них могут возникнуть аварийные ситуации с выбросом в атмосферу токсичных веществ. Рассмотрите предложенные Вам ситуации и примите правильное решение.

Ситуация 1. На химическом предприятии произошла авария с выбросом хлора. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении вашего района. Возможности эвакуироваться из зоны заражения нет. Что Вам необходимо предпринять при отсутствии индивидуальных средств защиты и возможности эвакуироваться? Заполните схему.

Ответ.

1.



2.

3.


Концентрация каких из этих АХОВ: фосген, аммиак, хлор, сероводород, сернистый ангидрид, формальдегид, в летнее время будет наибольшей:

а) на верхних этажах здания:

б) на нижних этажах здания:.

Ситуация 2. При аварии на химическом предприятии была получена информация о времени и месте сбора населения для экстренной эвакуации на транспорте. До места сбора Вам пришлось добираться по зараженной местности, используя простейшие средства защиты органов дыхания – ватно-марлевые повязки. Вам необходимо определить действия пред посадкой в транспортное средство после выхода из зоны заражения и заполнить схему.


Ответ.

1.

2.

3.



Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание –2,0 балла:

  • за правильный ответ на первую ситуацию - 1,25 балла (по 0,25 балла за каждую из трех позиций, плюс 0,25 балла за правильные ответы на п.п. «а» и «б» дополнительного вопроса). Если по какой-либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются;

  • за правильный ответ на вторую ситуацию - 0,75 балла (по 0,25 балла за каждую из трех позиций). Если по какой-либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются.


Задание 9. Люди, проживающие в непосредственной близости от радиационно- опасных объектов, должны быть готовы в любое время суток принять меры по защите себя и своих близких в случае возникновения опасности. С учетом этого, рассмотрите предложенные Вам ситуации и примите правильное решение.

Ситуация 1 Вы проживаете в районе, где расположена атомная электростанция. Какие сведения вы должны знать, чтобы защитить себя и своих близких в случае возникновения аварии на АЭС и где эти сведения можно получить?

Ответ.

Ситуация 2.Произошла авария на атомной электростанции. Ожидается выпадение радиоактивных веществ. По местному радиовещанию объявили об эвакуации жителей района, в котором вы проживаете. Определите последовательность ваших действий и заполните схему.



Ответ.

1.

2.

3.

4.

5.


6.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание –2,5 балла:

  • за правильный ответ на первую ситуацию - 1,0 балла (по 0,2 балла за каждую из пяти позиций). Если по какой-либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются;

  • за правильный ответ на вторую ситуацию - 1,5 балла (по 0,25 балла за каждую из шести позиций). Если по какой-либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются.


Задание 10. Рассмотрите ситуации, связанные с угрозой проведения террористического акта и предложите действия по безопасному поведению при их возникновении.

Ситуация 1. Вы сели в автобус, и увидели под задним сидением оставленную кем-то сумку, из которой торчат провода и виден кусок изоленты. Ваши действия:

Ответ.
Ситуация 2. Находясь на улице, вы почувствовали активизацию сотрудников правоохранительных органов, прозвучал предупредительный крик «Ложись, взрывное устройство!». Примите решение, определив алгоритм Ваших действий, и заполните схему:

Ответ.


1.

2.

3.

Ситуация 3. Группа людей оказалась заложниками террористов и их удерживают в здании. Готовится операция спецслужб по их освобождению. Вам необходимо определить действия заложников при их освобождении:



Ответ.

В случае штурма здания


Если во время операции используется газ





Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание –3,5 балла:

  • за правильный ответ на первую ситуацию - 1,0 балла (по 0,25 балла за каждую из четырех позиций). Если по какой-либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются;

  • за правильный ответ на вторую ситуацию - 1,5 балла (по 0,5 балла за каждую из трех позиций). Если по какой-либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются;

  • за правильный ответ на третью ситуацию - 1,0 балла (по 0,5 балла за каждую из двух позиций). Если по какой-либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются.

1.2. Методика оценивания выполнения теоретических олимпиадных заданий предметной секции «Государственная система обеспечения безопасности населения»




Задание 1. Во многих странах мира, и в нашей стране существует Концепция, в которой определен порядок создания и функционирования системы обеспечения национальной безопасности, основу которой составляют органы, силы и средства, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Вопрос 1. Одной из ведущих организаций мирового сообщества, деятельность которой направлена на поддержание безопасности в мире является Организация Объединенных Наций (ООН). Ключевые положения современного мироустройства содержатся в Уставе ООН и в других международных документах (о разоружении и сокращении вооружений, о правах человека, о мирном разрешении международных споров, о международном гуманитарном сотрудничестве и международном гуманитарном праве, о международной борьбе с преступностью и т.д.). Вам предлагается:



а) определить главные задачи ООН:
Ответ:

б) обосновать полномочия ООН (какого органа) по применению экономических санкций и вооруженных сил для поддержания мира и безопасности в различных регионах земного шара?
Ответ:

Вопрос 2. Назовите структуры, которые принимают участи в формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.


Ответ:
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 3 балла:

  • за правильный ответ на первый вопрос - 1,5 балла (по 0,75 балла за каждую из двух позиций). Если по какой-либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются;

  • за правильный ответ на второй вопрос - 1,5 балла (по 0,25 балла за каждую из шести позиций). Если по какой-либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются.


следующая страница >>
Смотрите также:
Центральная предметно-методическая комиссия Всероссийской олимпиады школьников по обж методика и система оценивания олимпиадных заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников старшей возрастной группы
671.29kb.
4 стр.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по географии в 2010/2011 учебном году
240.05kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке заданий для обучающихся школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности
447.48kb.
3 стр.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по географии в 2008/2009 учебном году
251.95kb.
1 стр.
Система оценивания отдельных заданий и олимпиадной работы в целом на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2011 г
244.71kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по французскому языку в 2009/2010 учебном году
967.75kb.
7 стр.
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2011-2012 учебном году
121.44kb.
1 стр.
Методические рекомендации предназначены для организаторов первого (школьного) и второго (муниципального) этапов Всероссийской олимпиады школьников по экологии
623.72kb.
3 стр.
Ведомость результатов регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по английскому языку
3892kb.
32 стр.
Результаты участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по мхк в 2011 году
84.36kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению 1 и 2-го этапов Всероссийской олимпиады школьников по технологии
104.27kb.
1 стр.
Методические рекомендации для учителей Кемеровской области по подготовке обучающихся
603.65kb.
9 стр.