Главная страница 1страница 2


На правах рукописи

ИЛЬИНСКАЯ Елизавета Александровна


ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Специальность 13.00.05

Теория, методика и организация

социально-культурной деятельности

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Санкт-Петербург

2009

Работа выполнена на кафедре социально-культурных технологий

Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов
Научный руководитель: доктор культурологии, профессор

Бирженюк Григорий Михайлович


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор

Горшкова Валентина Владимировна
кандидат педагогических наук

Курчанова Наталья Александровна


Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Защита состоится 30 июня 2009 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 602.004.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов по адресу: 192238, Санкт-Петербург, ул. Фучика, д. 15.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов по адресу: 192238, Санкт-Петербург, ул. Фучика, д. 15.

Автореферат разослан 30 мая 2009 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета И.В.Шубина



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения и т.п. В этой связи формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью. Однако в воспитании толерантности как специфического качества личности проявляется специфический феномен дуальности: отношение человека к представителям другого этноса, социальной и возрастной группы, носителей иных политических воззрений, с одной стороны, находит весьма интенсивное выражение на уровне бытового поведения, проявляясь в ксенофобии, неприятии, экстремизме, и с другой – принадлежит к числу наиболее скрытых глубинных структур личности, которые закладываются на самых ранних стадиях формирования человеческого сознания и поведения. Этим обстоятельством может объясняться низкая эффективность реализуемых программ по формированию толерантности, которые рассчитаны на категории населения, имеющие, как правило, уже сложившиеся стереотипы, сформировавшееся отношение к представителям других этносов, культур, политических взглядов и пр.

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства сенситивен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков.

Толерантность как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника. Культурно-досуговая сфера рассматривается в исследовании как пространство толерантного воспитания дошкольников, поскольку методы социально-культурной деятельности позволяют сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для воспитания толерантных начал.

Таким образом, суть проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста определяют противоречия между:

– потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе, и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста;

– потенциальной возможностью культурно-досуговой деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике дошкольных учреждений;

– необходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантности в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме.

Цель исследования: разработка концепции формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности и создание программы формирования толерантности, реализуемой в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В соответствии с данной целью в диссертации решались следующие задачи:



  1. Раскрыть содержание процесса формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, уточнить содержание понятия «толерантность» в контексте дошкольного возраста.

  2. Определить возрастные особенности процесса формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

  3. Выявить и охарактеризовать основные этапы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

  4. Выделить критерии толерантности и интолерантности применительно для детей старшего дошкольного возраста.

  5. Обосновать условия формирования толерантности у дошкольников в воспитательной среде дошкольного учреждения;

  6. Разработать и экспериментально апробировать программу формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Объектом исследования является процесс формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности.

Предметом исследования являются дети старшего дошкольного возраста как носители толерантности.

Степень научного осмысления проблемы. Педагогические идеи толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. Так, представителями свободного воспитания в лице Ж.-Ж.Руссо, М.Монтессори, Л.Н.Толстого, К.Н.Венцеля неоднократно высказывались идеи, близкие к идеям толерантности.

Взгляды Ж.-Ж.Руссо пронизаны доверием к личностному развитию ребенка, предоставлением ему полной свободы, которые возможно идеально осуществить в изоляции от общества. Несколько похожи взгляды М.Монтессори, которая актуализирует идеи свободы в личностных проявлениях ребенка. Активная роль принадлежит самостоятельности детей. Педагогические воззрения М.Монтессори отличаются доверием и деликатным отношением к психическому самочувствию детей, бережному безманипулятивному воздействию со стороны педагога. Л.Н.Толстой выступает за уважение прав ребенка, провозглашая принципы народности, гуманности и демократизма. Принципиальное значение имеют взгляды К.Н.Вентцеля, который провозглашает принципы максимального развития творческих возможностей ребенка на основе уважения его личности и предоставления свободы в действиях и желаниях.

Особый интерес с точки зрения внедрения в педагогическую практику принципов толерантности отводится вальдорфской педагогике, основанной на принципах Р.Штейнера.

Противоречивыми можно назвать взгляды Л.С.Выгодского по отношению к педагогике толерантности. С одной стороны, Л.С.Выгодским высказывается жесткая позиция в отношении взаимодействия между педагогом и детьми, преподавание сравнивается с «войной», с другой стороны – декларируются гуманистические идеи в отношении обучения и воспитания детей.

В основе взглядов В.А.Сухомлинского также лежат гуманистические идеи толерантности. В современной литературе теоретический анализ и обоснование понятия «толерантность» были сделаны в работах А.Г.Асмолова, М.П.Мчедлова, Г.У.Солдатовой, А.М.Кондакова, В.А.Лекторского, М.Б.Хомякова, Л.М.Дробижевой, Е.К.Быстрицкого, М.А.Джерелиевской, В.Ф.Петренко, В.А.Васильева, и др. Идеи толерантности встречаются в работах педагогов-новаторов, таких, как Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильина, С.И.Лысенковой, В.Ф.Шаталова.

Международный демократический опыт утверждения и реализации идеи толерантности нашел свое отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятый ООН в 1948 году. Идеи гуманизма, братской терпимости, гарантии прав и свобод граждан провозглашаются в Конституции Российской Федерации 1993 года. Наиболее масштабное определение феномена толерантности дается в «Декларации принципов толерантности» (16 ноября 1995 года, Париж).

Из зарубежной литературы наибольший интерес представляют работы А.Маслоу, К.Роджерса, Д.Фрейберга, С.Френе, Дж. Колта, С.Мадди. Гуманистические взгляды самоактуализирующейся личности А.Маслоу основаны на стремлении человека стать тем, кем он может стать. Концепция «действенного воспитания» Д.Динкмейера и Г.Д.Мак-Кейема строится на уверенной коммуникации взрослого при разрешении проблемных ситуаций с детьми. Р.Дрейкурс называл мужественными людей, которые признают свое несовершенство. Сторонники экзистенциального подхода в педагогике, в частности Г.Куперсмит, С.Мадди полагают, что при взаимодействии с ребенком следует придерживаться трех ориентаций: принятие детей, установление для них определенных ограничений, уважение их инициативы и свободы внутри этих ограничений. Б.Э.Риэрдон разработана концепция по толерантному обучению в школе, развитию толерантности у детей и педагогов.

Различные аспекты педагогики толерантности нашли отражение в диссертационных исследованиях последних лет, направленных на анализ основных путей и условий воспитания толерантности у учащихся общеобразовательных школ (А.М.Байбаков, Е.В.Брянцева, С.А.Герасимов, Е.Л.Пастухова, О.В.Цируль и др.), у студентов колледжей и вузов (С.В.Данилова, З.Г.Исмагилова, Е.В.Колебина, С.Р.Мисифулин, В.С.Чернявская и др.), раскрытие основ построения толерантной среды в образовательном учреждении (И.Г.Пчелинцева), развитие межнациональной и этнической толерантности учащихся в условиях поликультурного образовательного пространства России (Э.П.Герасимова, Ю.П.Ивкова, Л.П.Ильченко, М.К.Оксузян, Л.И.Паина, Т.С.Таюрская, Е.Н.Третьякова, Г.Р.Фархшагова и др.).

Вместе с тем, анализ проведенных исследований свидетельствует о том, что процесс формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста еще не получил должного научного обоснования. Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сенситивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, потребность педагогической практики в освоении технологий формирования толерантности старших дошкольников, теоретических исследований по проблеме формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста явно недостаточно. Отсутствуют исследования, в которых представлена целостная концепция формирования толерантности старших дошкольников в условиях работы образовательного учреждения.

Недостаточная разработанность проблемы и ее высокая практическая значимость для воспитательного процесса дошкольного учреждения определили тему диссертационного исследования: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности».



Теоретико-методологическую основу исследования составили: идеи о гуманистических принципах организации жизнедеятельности детей (Ж.-Ж.Руссо, М.Монтессори, Л.Н.Толстой, К.Н.Венцель и др); основные положения гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерса, Д.Фрейберга, С.Френе, Дж. Колта, С.Мадди); взгляды по проблеме всестороннего и гармоничного развития личности в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, культурному наследию и традициям народа (Д.С.Лихачев, В.А.Тишков, М.Уолцер); концепция формирования целостной картины мира детей дошкольного возраста (Р.Редфильд, И.Э.Куликовская); основные положения социально-психологической теории Б.Д.Парыгина; концептуальные основы рассмотрения старшего дошкольного возраста как периода максимального раскрытия потенциальных возможностей ребенка и всестороннего познания окружающего мира (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже и др.); учение об интересе как ведущем факторе развития личности ребенка (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выгодский, В.Н.Мясищев, Т.С.Комарова, А.Ф.Воловик); принцип разумного сочетания индивидуальной и коллективной деятельности (А.И.Савенков, Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, В.И.Петрова, Л.В.Пантелеева, Н.П.Саккулина и др.); принципы социокультурного проектирования, сформулированные в работах А.П.Маркова, Г.М.Бирженюка; фундаментальные и прикладные исследования по проблеме толерантности отечественных и зарубежных философов, социологов (Г.Л.Бардиер, Р.Р.Валитова, В.М.Золотухин, В.А.Лекторский, Е.В.Магомедова, Г.Оллпорт, Б.Риэрдон, Л.В.Скворцов, В.А.Тишков, М.Уолцер, М.Б.Хомяков, В.В.Шалин и др.); психологов и педагогов (А.Г.Асмолов, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Байбородова, Т.В.Безюлева, Н.М.Борытко, С.Л.Братченко, Б.З.Вульфов, В.В.Глебкин, В.Н.Гуров, П.Ф.Комогоров, З.Ф.Мубинова, С.К.Бондырева, И.Б.Гриншпун, Д.В.Колесов, Е.Ю.Клепцова, А.А.Погодина, Г.У.Солдатова, П.В.Степанов, и др.);

В формировании теоретической позиции автора существенную роль сыграли диссертационные исследования В.М.Золотухина, Г.Е.Контрова, Е.С.Карякиной, И.И.Епишевой, Т.Б.Загорули, О.А.Свинцовой по проблемам воспитания толерантности.



Гипотеза исследования базируется на следующих предположениях:

  1. Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

  2. В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

  3. Воспитание толерантности необходимо рассматривать в контексте формирования других качеств личности ребенка.

Организация и методы исследования. Исследование проводилось в период с 2005 по 2009 год и включало три взаимосвязанных этапа, на каждом из которых использовались исследовательские методы, адекватные целям и задачам этапа, а также особенностям предмета научного анализа.

На I – поисково-констатирующем этапе (2005-2006 гг.) – проводился анализ педагогической, психологической, философской, социологической литературы по теме исследования; определялся его понятийный аппарат; формулировались проблема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования; разрабатывались критерии и показатели уровня толерантности старших дошкольников. На данном этапе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ, обобщение и интерпретация социологических, психологических, социально-психологических и социально-педагогических, культурологических и философских теорий и концепций, систематизация); эмпирические (наблюдение, тестирование, беседа, изучение и обобщение педагогического опыта, констатирующий эксперимент); методы математической статистики.

На II – опытно-экспериментальном этапе (2006-2007 гг.) – был проведен диагностический этап опытно-экспериментальной работы: анализировалась возможность воспитательного процесса дошкольного учреждения в формировании толерантности старших дошкольников; выявлялся исходный уровень сформированности толерантности старших дошкольников по выделенным критериям и показателям; определялась степень готовности воспитателей к формированию толерантности детей в культурно-досуговой деятельности. Особое место заняла разработка инструментария, позволяющего объективно оценить уровень толерантности воспитуемых. Была сформирована оригинальная диагностическая программа, основу которой составили три группы методов: а) специализированные игровые тесты: «Сказка» (К.Тейлор); игровая диагностическая методика М.И.Лисиной; игровой тест «Секрет» (Я.Л.Коломинский); б) программированное наблюдение за участниками игр, основу которого составил метод «полярных профилей», используемый в качестве структурирующего основания протокола наблюдения. Кроме этого, в процессе реализации задач этапа использовались методы психолого-педагогической диагностики (включенное наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование), эксперимент, изучение и обобщение педагогического опыта.

III – опытно-экспериментальный этап (2007-2009 гг.) – был посвящен разработке и апробации программы формирования толерантности старших дошкольников средствами социально-культурной деятельности в дошкольном учреждении; разрабатывалась структурно-функциональная характеристика исследуемого процесса; выявлялась совокупность основных условий, обеспечивающих его эффективность; отслеживались промежуточные и итоговые результаты опытно-экспериментальной работы посредством мониторинга; оформлялись результаты исследования. Основные методы: теоретические (обобщение, систематизация); методы математической статистики, компьютерной обработки и наглядного представления.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что осуществлено не имеющее аналогов теоретико-прикладное исследование формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности, что позволило: уточнить понятие «толерантность» в контексте дошкольного возраста; выявить специфику процесса формирования толерантности старших дошкольников, обусловленную особенностями детей данного возраста; определить педагогические условия формирования толерантности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения; спроектировать и обосновать программу формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста с учетом концепции «картины мира» ребенка, как системообразующего компонента личности; расширить представления о возможностях использования средств социально-культурной деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования определяется: а) возможностью использования теоретических выводов, дидактических и методических материалов в практической деятельности – при разработке программ для дошкольного образования; б) внедрением в воспитательный процесс разработанной программы формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста; в) возможностью использования материалов исследования в системе переподготовки и повышения квалификации работников дошкольных образовательных учреждений.

Опытно-экспериментальная база исследования: МДОУ №17 Ломоносовского района Ленинградской области.

На защиту выносятся:

1. Концепция формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности, включающая:

а) обоснование старшего дошкольного возраста как сенситивного для формирования толерантности;

б) обоснование возможности и необходимости формирования толерантности в контексте социализации дошкольника;

в) теоретическое положение о «картине мира» ребенка как системообразующем компоненте личности, обеспечивающим возможность формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста;

г) характеристику специфики формирования толерантности в старшем дошкольном возрасте.

2. Условия формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, включающие:

а) создание толерантного пространства дошкольного учреждения;

б) подготовку педагога, соответствующую целям и задачам толерантного воспитания;

в) применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности;

г) взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности;

д) разработку и внедрение в педагогическую практику дошкольных учреждений специальных программ по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Программа формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста «Гармония жизни», состоящая из трех блоков («Веселый марафон», «Волшебный калейдоскоп», «Родник дружбы») и основанная:

а) на принципах социокультурного проектирования: «критического порога модификации»; оптимизации «зоны ближайшего развития» личности; персонифицированности процесса и результатов социокультурного проектирования; оптимальной ориентации на сохранение и изменение (то есть соразмерности традиционных и инновационных механизмов и процессов культурной динамики); проблемно-целевой ориентации;

б) на общепедагогических и частных принципах воспитания толерантности: целенаправленности; учета индивидуальных и возрастных особенностей; культуросообразности; единства социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта; уважительного отношения к личности; актуализации положительных черт ребенка; социальной обусловленности процесса воспитания толерантности; единства знания и поведения; диалогичности и сотрудничества; воспитывающей рефлексии.

Достоверность научных результатов обеспечена исходными методологическими позициями, их целостностью и соответствием поставленной проблеме, применением комплекса методов исследования, адекватных предмету, логике и задачам исследования; возможностью повторения экспериментальной работы в новых условиях; апробацией и внедрением результатов исследования в практику работы дошкольных образовательных учреждений.

Апробация результатов исследования осуществлялась по ряду направлений, включающих: а) опубликование материалов исследования в печати (9 статей, общее количество 2,1 п.л.); б) выступления на научно-практических конференциях: всероссийской научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития туризма» (Санкт-Петербург, 2006), Международной научно-практической конференции «Роль профсоюзов в становлении гражданского общества в России» (Санкт-Петербург, 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Туризм как явление культуры» (Санкт-Петербург, 2007), Межвузовской научно-практической конференции «Социальная психология сегодня: наука и практика» (Санкт-Петербург, 2007, 2008, 2009), Всероссийской научно-практической конференции «Туризм в современном мире» (Санкт-Петербург, 2008); в) участие в научно-методическом семинаре «Современные социально-культурные технологии. Современное состояние и тенденции развития» 2007, 2008 гг.); в) опытно-экспериментальную работу на базе МДОУ №17, Ленинградской области.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 209 источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень разработанности проблемы, определяются проблема, цель и задачи исследования, объект и предмет, выдвигаются гипотезы, описываются организация методы исследования, формулируется научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследовательского проекта, достоверность научных результатов, их апробация и внедрение.

В первой главе «Формирование толерантности детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема» основное внимание уделяется: а) обобщению различных подходов к исследуемой проблеме в философии, психологии, педагогике, социологии и определению понятия толерантности и интолерантности; б) обоснованию формирования возможности и необходимости формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста и специфике формирования данного качества у исследуемой возрастной категории; в) раскрытию сущности процесса формирования толерантности (критерии, принципы и этапы формирования толерантности); г) раскрытию роли и места воспитания толерантности в контексте социализации ребенка дошкольного возраста; д) анализу процесса формирования «картины мира» ребенка как системообразующего компонента личности, обеспечивающего возможность формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста.

Обобщение различных исследований, посвященных проблеме толерантности, показывает, что понимание толерантности и терпимости неоднозначно в различных культурах и зависит от исторического опыта, типа культуры и традиции того или иного народа.

В системе этических взглядов Древнего мира принципиальным считалось культивирование умеренности, нашедшее свое обоснование в учении об эвтюмии Демокрита, в воззрениях Сократа. В средние века разработка темы толерантности велась в форме интерпретаций (буквальной, аллегорической, моральной) новозаветных текстов. В патристике толерантность мыслится как любовь, благоволение и милость к человеку (Августин, Василий Великий). Решающей главой в истории толерантности явился кромвелевский период английской истории XVII века (Джон Солтмарш). Примечательно, что проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе.

Значительный вклад в разработку правового оформления и законодательного введения принципа свободы совести и веротерпимости внесли гуманисты эпохи Возрождения и Реформации, деятели Просвещения (Ф.Вольтер, И.Кант, Ж.-Ж.Руссо).

Поскольку толерантность представляет собой полиструктурное образование, закономерен интерес исследователей из разных областей научного знания: политическая теория (Дж. Ролс, Дж. Грей, Дж. К.Лоренс, К.Нидерман); философия (Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев, Л.П.Карсавин, В.М.Золотухин, В.А.Петрицкий, А.В.Зимбули, Ю.А.Ищенко, М.П.Мчедлов и др.); психология (Г.Оллпорт, А.Г.Асмолов, Г.У.Солдатова, А.М.Кондаков, С.Ю.Головин, А.Маслоу, К.Роджерс, и др.); педагогика (М.Монтессори, К.Н.Венцель, Д.Фрейберг, С.Френе, Дж. Колта, С.Мадди, Р.Штейнер, Л.С.Выгодский, В.А.Сухомлинский, Д.Динкмейер, Г.Д.Мак-Кейем и др.)

В связи с многогранностью понятия толерантность, автор предпринимает попытку логико-семантического анализа категории толерантность и ее соотношения с рядом ключевых понятий педагогической науки. Анализ показывает, что толерантность является близкой по смыслу, логическому объему к другим понятиям таким, как вежливость, тактичность, этичность, сдержанность, уважение. Неслучайно, большинство авторов, исследующих толерантность (В.А.Петрицкий, А.В.Зимбули, Н.А.Асташева, С.Ю.Головин, А.Г.Асмолова, Г.У.Солдатовой и др.) включали в определение данного феномена указанные категории. В то же время, можно констатировать, что толерантность выступает как интегративное качество личности, отчасти проявляясь в различных формах деятельности и поведения, характеризуемых как вежливое, тактичное. В принципиальном плане можно утверждать, что вежливость и тактичность это специальным образом сформированные, привитые и доведенные до автоматизма навыки, приобретаемые в процессе социализации и облегчающие социальную коммуникацию в различных сферах жизнедеятельности. Толерантность же в этом плане выступает как диспозиционная структура личности (В.А.Ядов), определяющая предрасположенность субъекта к оценке и определенному способу поведения, являющуюся психологическим выражением взаимоотношения потребностей и конкретных условий деятельности. Это позволяет обосновать специфику формирования толерантности у старших дошкольников. Большинство работ посвященных толерантности, рассматривает эту категорию в контексте старших возрастных периодов (Г.Е.Контров, Е.С.Карякина, И.И.Епишева, Т.Б.Загоруля, О.А.Свинцова). В целом, как действительно сложившееся качество, толерантность рассматривается лишь применительно к взрослому человеку, поскольку она может проявляться в религиозном, политическом, межклассовом плане. Однако, наличие весьма интенсивной психологической составляющей в структуре феномена толерантности, заставляет обратить внимание на старший дошкольный возраст, применительно к которому специфика формирования толерантности обуславливается: а) особенностью картины мира ребенка, которая находится в стадии интенсивного формирования и обновления, за счет расширения круга контактов и появления новых элементов, которые воспринимаются ребенком неоднозначно (представители иных культур, рас); б) доминированием эмоционально-образного восприятия действительности (постоянно обогащающимся новыми знаниями) над рационально-логическим; в) ограниченностью возможностей осваивать в процессе непосредственного опыта новую действительность, что создает основание для игрового моделирования; г) относительным расширением степени свободы и интенсификации социальных контактов, в процессе, которого, ребенок сталкивается с разнообразными объектами и явлениями, провоцирующими те или иные формы толерантного или интолерантного поведения.

Опираясь на изученные работы, исходя из задач данного исследования, в диссертации сформулировано рабочее определение толерантности детей старшего дошкольного возраста, рассматриваемой как интегративное качество личности и одновременно ее диспозиционная структура, обусловливающая желание и умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от пола, возраста, национальности, социальной принадлежности; способность к восприятию многообразия мира.

Исходя из исследований ученых в области значения системы образования в формировании толерантности – Г.В.Безюлева, С.К.Бондырева, Г.М.Шеламова, Е.Ю.Клепцова, Н.А.Асташова – мы рассматриваем деятельность дошкольного образовательного учреждения как важный фактор формирования новых отношений и норм поведения, в частности, формирования толерантного сознания и поведения у детей старшего дошкольного возраста. Опираясь на исследования в области социализации человека (А.В.Мудрик, С.А.Козлова), выявлены возможности дошкольного образовательного учреждения, как социализирующей среды, определен его воспитательный потенциал для поиска путей и способов использования и усиления позитивных влияний на ребенка и нивелирования, коррекции, компенсации негативных влияний; обоснована возможность и необходимость формирования толерантности в контексте социализации дошкольника.

В исследованиях в области детской возрастной психологии (А.А.Реан, Е.А.Прокофьев, Д.Б.Эльконин, Е.Ф.Рыбалко, С.И.Розум, М.В.Осорина) старший дошкольный возраст рассматривается как сенситивный для формирования толерантности, т.к. это период формирования эмоциональной сферы ребенка, развития эмпатии, произвольного поведения, усвоения моральных норм. Просоциальные действия старших дошкольников по отношению к сверстникам, в отличие от младших дошкольников, часто имеют положительную эмоциональную окраску. Толерантность как черта характера в основном не присуща человеку с рождения и может никогда не проявиться, если ее не воспитать. Уже в раннем возрасте необходимо формировать убеждение, что договориться, достичь компромисса лучше, чем уничтожить или заставить молчать силой.

Исходя из исследований И.Э.Куликовской, М.В.Габрунера, раскрывших закономерности становления картины мира в сознании ребенка в воспитательном процессе, можно предположить, что формирование целостной «картины мира» обеспечивает возможность формирования толерантности у детей. Картина мира индивида зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относят воспитание, образование, внешнюю среду, в которой живет ребенок, этнические особенности среды, к субъективным – психику, психическое и эмоциональное состояние личности и т.д. В зависимости от объективных и субъективных факторов у разных людей элементы картины мира различаются по адекватности, полноте и глубине, что обусловлено возрастом, жизненным опытом, особенностями мыслительной деятельности, менталитета и т.д.

Процесс формирования целостной картины мира в сознании человека складывается в результате определенного типа мировидения, включающего в себя миропонимание, мироистолкование, мироощущение, миропреобразование (А.А.Довгаль). Это сложный, многоэтапный процесс, в котором структурно можно выделить: восприятие, преломление через «я» новых знаний и ощущений; осознание информации; формирование «собственной картины мира» в сознании индивида. Существует прямая зависимость представлений о мире от знаний субъектом об этом мире: недостаточные знания делают «картину мира» неполной, а «незнание» является причиной интолерантного поведения. В процессе познания окружающего мира у ребенка вырабатывается своя собственная система взглядов на мир, своя картина мира. Расширение кругозора дошкольника становится необходимым для построения целостной картины мира ребенка и для воспитания толерантности.

Старший дошкольный возраст характеризуется развитием основных познавательных процессов, таких как, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Эти процессы определяют восприятие и познание ребенком окружающей действительности и становлением у него картины мира, как системообразующем компоненте личности, обеспечивающим формирование толерантности.

Толерантность выступает, с одной стороны, как одно из качеств личности и логика его формирования подчиняется общим закономерностям развития личности в педагогическом процессе. С другой стороны, толерантность выступает как специфическое качество личностной структуры, поскольку в нем взаимодействуют и взаимоусиливают друг друга эмоционально-чувственное и рациональное начало, когнитивные и аффективные компоненты личности. Это обусловливает необходимость комплексного и поэтапного подхода к процессу формирования толерантности. На основе учета объективных закономерностей развития психологических механизмов у ребенка, с учетом поэтапности процесса формирования его картины мира можно выстроить логику формирования толерантности у детей дошкольного возраста и реализовать ее в последовательности этапов соответствующим образом ориентированного и нацеленного воспитательного процесса.

Первый этап – информационно-познавательный. Данный этап также можно назвать когнитивным, т.е. этапом осознания полученной информации с последующим обсуждением. На данном этапе формирования толерантности ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, о самом себе, об окружающих его людях. Основная цель – усвоение информации, получение знаний об объекте, необходимых для формирования толерантности или интолерантности, т.к. у человека невозможно сформировать толерантность к чему-либо, чего он не знает.

Второй этап – аффективный, т.е. эмоционально-волевой. На этом этапе происходит понимание и формирование оценки объекта. Понимание – это главная составляющая рефлексивного сознания и мышления, выступающих основанием принятия, т.е. толерантности. Личность является тем более зрелой, чем в большей мере она способна к принятию других такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой. Задачей толерантного воспитания детей дошкольного возраста на данном этапе является выработка положительных оценок по отношению к окружающим людям, людям разных национальностей, ко всему, что окружает его, в соответствии с нравственными устоями общества.

Третий этап – мотивоционно-поведенческий. На данном этапе происходит апробация способов толерантного поведения в деятельности и повседневной жизни. Основной задачей воспитания становится привитие нравственных норм поведения, уважения к окружающим, доброжелательности, вежливости.

В развитии толерантности как комплексного качества личности дошкольника участвуют различные агенты воспитания, осуществляющие свою деятельность в различных сферах. Семейно-бытовая сфера исторически и генетически является первой и самой сильной по степени воздействия на подрастающую личность. В учебно-воспитательной сфере происходит институализация процесса воспитания, при этом обращает внимание существующая рассогласованность всех воспитательных институтов, как агентов формирования толерантности. Сегодня нередки случаи, когда первые уроки ксенофобии ребенок получает в семье, на улице, от своих сверстников, что существенно ослабляет возможности учебно-воспитательной сферы, в силу определенной заформализованности применения методов и подходов. В свою очередь досуговая сфера имеет огромный воспитательный потенциал в формировании толерантности дошкольников. Исследования, проведенные на базе дошкольного учреждения, показали, что средства учебной деятельности для этого не подходят, так как толерантность не поддается вербальному формированию. Учебная деятельность служит предметом общественной оценки и поэтому определяет положение ребенка среди сверстников, ранжирует детей, что может вызвать проявление интолерантности. Культурно-досуговая деятельность – это практически основная сфера социальной жизни детского сада, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности в процессе изучения и познания различных видов культуры, что способствует формированию толерантности. Досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая способствует познанию детьми культуры и искусства, т.е. формированию их базовой культуры; что необходимо для воспитания толерантных начал, особенно в детском возрасте. Досуговая деятельность всегда носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка такие качества толерантной личности, как человечность, гуманность, порядочность, социальная активность.

Многозначность понятия «толерантность» создает весьма сложную познавательную ситуацию, когда ставится задача разработки педагогических методик и программ формирования толерантности. В этой связи особое место в исследовании заняла разработка показателей и критериев, позволяющих четко фиксировать и измерять исследуемое явление. На базе основных характеристик толерантной и интолерантной личности, сформулированных в работах М.П.Мчедлова, А.П.Садохиной, Н.А.Асташовой, Г.В.Безюлевой, С.К.Бондыревой, Г.М.Шеламовой и др., в работе построена система поведенческих реакций ребенка старшего дошкольного возраста по двум моделям: толерантная и интолерантная.



Первая модель характеризуется доброжелательным отношением к миру, знанием себя и признанием других. Вторая модель дает представление о качествах личности, не признающей ценность и самобытность другого человека. Система критериев, характеризующих эти модели, приведена в следующей сопоставительной таблице:


Критерии

Толерантная личность

Интолерантная личность

знание самого

себя

знает себя, свои достоинства и недостатки

замечает у себя больше достоинств, чем недостатков; гипертрофированная самооценка

способность к критичности по отношению к себе

критичен к себе, не стремится во всем обвинять окружающих

менее критичен к себе; во всех проблемах чаще обвиняет окружающих; ябедничает

способность к эмпатии

выражена в достаточной степени; высокий уровень сопереживания другому; переживание сверстника; способность к рефлексии; способность принять утешение другого

практически не выражена; агрессивность к утешению другого

мобильность поведения

легкая адаптация в коллективе сверстников; отсутствие напряженности в поведении; отсутствие тревожности; коммуникабельность; умение найти выход из сложной ситуации; автономность поведения (способность занять себя)

тяжелая и долгая адаптация в коллективе сверстников; застенчивость; демонстративность; замкнутость

ответственность

за происходящее способен взять ответственность на себя

стремится снять с себя ответственность за происходящее, даже ценой лжи

дивергентность/гибкость мышления

отсутствие предрассудков, способность к творческому мышлению

людей делит на хороших и плохих; мир видит с двух сторон: черное и белое

ориентация на себя или других

ориентация на себя; стремится к личной независимости

выраженная ориентация на оценку окружающих; большая потребность в похвале, превосходстве над другими; хвастовство; ревность к успехам других

обладание чувством юмора

способность посмеяться над собой, обладает чувством юмора

чувство юмора выражено слабо; повышенная обидчивость на дразнилки

социальная активность/ просоциальное поведение

эмоциональная вовлеченность в коллективную деятельность; желание помочь и подсказать даже вопреки правилам игры; способность уступать, отдавать, помогать, утешать; понимание справедливости

собственничество, жадность, нежелание уступать в игре, неспособность к коллективной деятельности и взаимодействию со сверстниками; противопоставление себя и другого

следующая страница >>
Смотрите также:
Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности
388.3kb.
2 стр.
Сценарий для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Новогодняя музыкальная сказка Играет
84.92kb.
1 стр.
Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
191.15kb.
1 стр.
Нравственно-патриотическое воспитание петербурговедение
125.84kb.
1 стр.
Формирование ценностного отношения студентов к образованию в процессе их участия в социально-культурной деятельности научной библиотеки вуза 13. 00. 05 теория, методика и организация социально-культурной деятельности
321.86kb.
1 стр.
Развитие художественно- творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в системе занятий по изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов Морева Ольга Александровна
496.32kb.
1 стр.
Диагностика социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста
59.97kb.
1 стр.
Формирование предметно-развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста
126.11kb.
1 стр.
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой народов Севера
1330.16kb.
6 стр.
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих онр
562.15kb.
3 стр.
Информационные компьютерные технологии как эффективное средство в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста
101.28kb.
1 стр.
Исследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ффн проводилось в конце 2-го полугодия 2008 2009г
35.25kb.
1 стр.