Главная страница 1
Урок литературы

Класс 7

Тема: « Ибо путь комет-поэтов путь…» (А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов)
Цели:

Обучающая:

Учащиеся должны



знать основные этапы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина, литературоведческую терминологию.;

понимать важность роли творчества А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова в русской литературе

уметь анализировать и сопоставлять поэтические строки произведений , выделять сходства и различия в поэтических произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Развивающая:

на основе сотрудничества в парах, в группах и с учителем активизировать учебно-познавательную деятельность, развивать умение анализировать; развивать художественный вкус.



Воспитывающая:

Воспитывать любовь и уважение к русской литературе


ОБОРУДОВАНИЕ:

Презентация «Пушкин и Лермонтов», выставка книг.


Эпиграфы к уроку:
& Путь Пушкина – это общий путь русской литературы,

а не личный …

В.Брюсов
& Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило

русской поэзии. Вся она между ними

колеблется, как между двумя

полюсами – созерцанием и действием

Д.С.Мережковский
& Лермонтов – поэт совсем другой эпохи…его поэзия –

совсем новое звено в цепи исторического развития

нашего общества

В.Белинский



Ход урока:


  1. Организационный этап

Психологическая установка


  1. Подготовка к основному этапу занятия

Вступительное слово учителя

Русская литература! Русская классическая литература! Какие ассоциации вызывают у вас эти слова? С какими авторами? Чья жизнь сравнима с жизнью комет?

(Пушкин и Лермонтов)

Для многих людей проникновение в мир поэзии начинается со знакомства с двумя русскими гениями: Пушкиным и Лермонтовым.

(Чтение эпиграфов)

Постановка целей.

- Каковы цели нашего урока? О чём будем говорить? Чем заниматься?
*вспомнить основные этапы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина, литературоведческую терминологию.;

понять важность роли творчества А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова в русской литературе

сопоставить поэтические строки произведений авторов
3.Закрепление знаний

Задание 1: Придумайте ассоциации к словам «солнце» и «луна». ( по 6 слов).Запишите их («Прием ассоциаций»), но это должны быть только имена существительные.(в парах) (самоконтроль) Называть от каждой пары по одному слову.
На доске (презентация):
(примерный вариант ответа)

Солнце

свет, светило

тепло

день


радость

золото


божество
Луна

Тайна


тьма

тоска


одиночество

демонизм


ночь
Оценивание.МАХ=12баллов.записи в таблицу
2.Беседа.
- Что общего и чем отличаются эти два явления?

- Какие ассоциации вы отнесли бы к А.С.Пушкину, а какие - к М.Ю.Лермонтову?

- Что нам дает такое право?

- Почему за именем Пушкина всегда следует имя Лермонтова?

- Сравните судьбу А.С.Пушкина с судьбой М.Ю.Лермонтова. (Обращение к эпиграфу).
. 3. Стадия вызова: посмотрите на эпиграфы к нашему уроку, выберите и запишите себе в тетрадь тот эпиграф, который наиболее полно отражает тему нашего урока. Аргументируйте свой ответ. (Прием «Осмысление эпиграфа»).
.Стадия осмысления.
Задание2 : ответьте на вопросы (устно), «размышляя от обратного».

(листочки с заданиями на столах, индивидуально, взаимоконтроль, учительский контроль) за ответ -1 балл


А.С.Пушкин
Утверждения
? Что было бы, если бы( вопросы в презентацию)
- Не родился в 19 веке А.С.Пушкин;
- Не написал «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»;
- Не состоялась трагическая дуэль с Дантесом.

М.Ю.Лермонтов


? Что было бы, если бы:
- Не родился в 19 веке М.Ю.Лермонтов;
- Мишеля (М.Ю.Лермонтова) воспитывали мать и отец;
- Байрон не был любимым поэтом и кумиром Лермонтова;
(Прием «От обратного». Цель приема: выявить на стадии осмысления факторы и события, повлиявшие на формирование мировоззрения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Обучающиеся при выполнении данного упражнения опираются уже на имеющийся опыт и знания о творчестве поэтов)
Задание 3 заполнить таблицу по текстам (слова даны) (тексты в презентации)

( В парах, взаимоконтроль)




Общее

Различия
























Слова для заполнения таблицы: тема, год написания, одиночество, интонация, метафоричность пейзажных образов , художественные средства (эпитеты, метафоры), герой, отчаяние.



Задание 4: используйте в качестве вывода по уроку прием «Круги по воде», опираясь на текст учебника и собственные знания и ассоциации.
(примерный вариант ответа) (в группах )(3 мин)(самоконтроль) за каждый ответ 1 балл (даны слова)

- П – писатель, поэт, пророк общественных идей,…


- У – учился в Царскосельском Лицее,….
- Ш – широкий охват русской действительности в прозе, широта тематики
- К - комильфо, …
- И – издавал журнал «Современник»,…
- Н – новатор в русской литературе

- Л – лирическая душа


- Е – «едкие истины» в стихах поэта
- Р – романтик
- М – «Мишель» - так звала бабушка поэта
- О – образ России в стихах
- Н – новатор в создании психологического романа
- Т – талант, трагизм судьбы
- О – одиночество - основной мотив
- В – внутренний и внешний конфликты в душе поэта и его героев
4.Подведение итогов

Ребята, мы проделали огромную работу. Вы хорошо справились со всеми заданиями и показали хорошие знания по изученной теме.


Оценивание МАХ=24 баллов

24б -19 б – 5

18 б- 13 б -4

12 б – 7 б -3



6 б – 0 б -2
5.Рефлексия

(листочки с цветом настроения; впечатления)


Смотрите также:
«Ибо путь комет-поэтов путь…» (А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов)
44.35kb.
1 стр.
Медитация-путь к себе
806.14kb.
3 стр.
Крещение руси международные связи киевской руси
155.5kb.
1 стр.
Екатерина II: путь в Россию. Начало царствования
208.31kb.
1 стр.
Творческий путь александра исаевича юхта
209.68kb.
1 стр.
«Северный морской путь – комплексный инфраструктурный проект» Доклад Руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта А. А. Давыденко на конференции «Северный морской путь – стратегия возрождения»
85.79kb.
1 стр.
Поколений связующая нить
166.42kb.
1 стр.
Книги для летнего чтения в 7 классе А. Пушкин. «Полтава», «Медный всадник»
15.58kb.
1 стр.
Греко-римская борьба – путь от прошлого к настоящему! Сегодняшняя беседа посвящена греко-римской борьбе. О том, как развивался данный вид спорта, нам расскажет доцент, кандидат технических наук Рыжков Александр Петрович
35.59kb.
1 стр.
50 поэтов 20 века. Взгляд читателей. Владимир Бондаренко
460.54kb.
4 стр.
Заседание «модернизация и инновация. Параллельный или последовательный путь?»
80.55kb.
1 стр.
Малые города России: в будущее – через инновации в тпп РФ прошел Всероссийский форум «Модернизация и инновационное развитие малых городов – путь в будущее»
56.31kb.
1 стр.