Главная страница 1


ИНСТИУТ ПСИХОАНАЛИЗА

Факультет психологии

Кафедра психологии личности и дифференциальной психологии

Утверждено

на заседании кафедры психологии личности

и дифференциальной психологии

от 23 октября 2009 г., протокол N1

Зав. кафедрой психологии личности

и дифференциальной психологии

д.пс.н., профессор Н.Л. Нагибина ________________

Учебно-методический комплекс по дисциплине



«Психодиагностика»
Автор:

Ануфриев А.Ф.

доктор психологических наук, профессор

Москва

2009

Печатается по решению кафедры психологии личности и дифференциальной психологии

НОУ ВПО «Институт психоанализа»
Ануфриев А.Ф. Психодиагностика.- М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа» 22 с.

НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.

Ануфриев А.Ф. 2009

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Психодиагностика»

ВЫПИСКА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Предмет «Психодиагностика» (ОПД.Ф.09) является обязательной дисциплиной.

Психодиагностика: принципы, сфера применения, классификация методик, дифференциальная психометрика, валидность, надёжность, репрезентативность, достоверность, тестовые нормы, методы диагностики интеллекта, личности, психических функций и психических состояний; стандартизированные и нестандартизированные личностные методики; проективные, рисуночные методики; психосемантические методы; проведение и интерпретация 8-10 универсальных методик исследоания личности и интеллекта: например, Миннесотский опросник (MMPI); опросник Кеттела (16 PF), Методика исследования самоотношения (МИС), уровень субъективного контроля (УСК), рисуночные методики (РНЖ, рисунок человека), проективные методики (ТАТ, тест Роршаха), тесты интеллекта (тест Векслера); принципы построения комплексного психологического портрета личности; психодиагностические задачи и комплектование психодиагностических батарей. Этика, деонтология и правовые основы психодиагностики; методы постановки психологического диагноза.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ. Предлагаемая программа курса "Психодиагностика" ориентирована на теоретическую и практическую подготовку к одному из основных видов профессиональной деятельности психолога - к психодиагностической деятельности. Освоение курса позволит понять специфику психодиагностики как практической деятельности и научной дисциплины, познакомиться с принципами разработки психодиагностических методик, основными понятиями концепции постановки психологического диагноза, наиболее известными психодиагностическими методиками, используемыми на практике программами обследования.

Усвоение курса позволит психологу более эффективно осуществлять диагностическую деятельность, ориентироваться в сложных случаях диагностической практики, будет способствовать развитию и формированию у него психодиагностического мышления.



Цель курса - ознакомить студентов с теоретическими и практическими основами психодиагностики, основными принципами разработки психодиагностических методик, основными понятиями концепции постановки психологического диагноза, наиболее известными психодиагностическими методиками, используемыми на практике, а также сформировать у студентов систему основных понятий психодиагностики, адекватные представления о роли и месте психодиагностических методик в системе психодиагностических обследований детей и взрослых, о возможностях и ограничениях этих методик; раскрыть основные тенденции развития психодиагностики на современном этапе; обеспечить усвоение этических норм, неукоснительное соблюдение которых является обязательным для специалиста-психодиагноста.

Реализация указанной цели достигается путем систематического изложения основных понятий психодиагностики, принципов разработки психодиагностических методик и использования их на практике в работе психолога.

Семинарские и практические занятия направлены на закрепление теоретических знаний и ознакомление студентов с наиболее известными психодиагностическими методиками.

Курс состоит из четырех разделов. В первом психодиагностика рассматривается как практическая деятельность и научная дисциплина. Во втором анализируются основные понятия психодиагностики. В нем выделяются понятия, характеризующие процесс разработки психодиагностических методик и постановки психологического диагноза. В третьем разделе рассматриваются универсальные психодиагностические методики. В четвертом – программы психодиагностического обследования.


Требования к уровню освоения дисциплины. По окончании изучения дисциплины студент должен знать:


  • Основные понятия психодиагностики (психологический диагноз, психодиагностическая задача и ситуация и др.);

  • Особенности, сферу применения и ограничения в использовании психодиагностических методик в практической деятельности психолога;

  • Психометрические требования к разработке психодиагностических методик;

  • Структуру психодиагностики;

  • Средства психодиагностики;


уметь:

  • оценить возможности той или иной психодиагностической методики в соответствии с целями и задачами исследования

владеть навыками:

  • составления психологического портрета и автопортрета;

  • подбора средств психодиагностики в зависимости от решаемых задач.

Психодиагностика неразрывно связана и опирается на другие отрасли психологии и смежные дисциплины. Для успешного усвоения всех разделов данного курса необходимы знания из общей и возрастной психологии, при изучении которых студенты могли ознакомиться с особенностями функционирования и развития психики в норме. Кроме этого, психодиагностика неразрывно связана с психометрикой, дифференциальной и экспериментальной психологией. При освоении курса студенты осваивают практические навыки применения психодиагностических средств.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Раздел первый. Психодиагностика как практическая деятельность и научная дисциплина

Тема 1. История психодиагностики


Предыстория психодиагностики. Испытания индивидуальных способностей как важная и неотъемлемая часть общественной жизни народов мира от древнейших цивилизаций. Древний Вавилон. Египет. Китай. Интуиция как основа испытаний и проверок на этапе предыстории психодиагностики.

Этапы становления психодиагностики как научной дисциплины. Исследование индивидуальных различий Ф. Гальтоном, Дж.Кеттелом. Система тестов А.Бине-Симона. Понятие умственного возраста. Коэффициент интеллекта.

Использование тестов в целях отбора и аттестаций кадров в 30-е годы во Франции и США. Сторонники и противники тестов.

Отечественная история психодиагностики. Первые психологические лаборатории в России (В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков, Н.Н.Ланге). Количественное исследование психических процессов в нормальном и патологическом состоянии Г.И.Россолимо. Методика индивидуального психологического профиля. Развитие психотехники и педологии в 20-е и 30-е годы.

Современное состояние психодиагностики. Психологическая служба и психодиагностика. Использование психодиагностики при отборе и аттестации кадров, в медицине, образовании, в армии. Место психодиагностики в профессиональной подготовке практического психолога.
Литература

1, кн. 1, С. 17-31; 3, С. 8-98; 5, С. 5-6, 36-51; 6, С. 7-27.


Тема 2. Психодиагностика как практическая деятельность

Диагностика как специфический вид познания. Распознавание и исследование. Диагностика как определенное состояние единичного объекта. Научно-практический характер психодиагностики.

Диагностика как один из видов деятельности практического психолога. Классификация видов деятельности психолога-практика. Норма как желаемое состояние объекта психодиагностики и как логическое основание классификации видов практической деятельности. Диагностика как один из способов применения психологического знания на практике.
Литература

2, С. 7-17; 5, С. 8-16: 7, С. 123-131.


Тема 3. Психодиагностика как научная дисциплина


Место психодиагностики в системе психологического знания. Психодиагностика как искусство. Значение интуиции в постановке психологического диагноза. Психодиагностика как область научной психологии. Фундаментальная, прикладная и практическая психология. Психодиагностика как раздел практической психологии.

Варианты понимания предмета психодиагностики.

Отрицание правомерности ведения психодиагностики в качестве самостоятельной отрасли психологической науки.

Выделение предмета психодиагностики по критерию средство-объект обследования. Психодиагностика и психометрия. Психодиагностика и дифференциальная психология. Структура психодиагностики.

Семиотический, технический, деонтологический и логический компоненты психодиагностики.

Психодиагностика как совокупность четырех взаимосвязанных теорий: объекта психодиагностики и его диагностических признаков, разработки психодиагностических методик, взаимодействие диагноза с обследуемым, постановки психологического диагноза (решения психодиагностических задач).

Функции психодиагностики. Виды психодиагностики по специфике объекта и типу задач практической психологии. Медицинская, возрастная, профессиональная и педагогическая психодиагностика. Деятельностная и конфликтная психодиагностика.

1.1.Литература


2, С. 12-24; 42-55; 3, С. 99-108; 5, С. 8-16; 9, С. 15-31; 7, С. 123-131; 22, С. 27-71.
Раздел второйI. Основные понятия психодиагностики

Разработка психодиагностических методик

Тема 4. Надежность, валидность и репрезентативность как основные критерии оценки качества психодиагностической методики.

Надежность как устойчивость методики к действию помех. Определение надежности способом повторного, параллельного и раздельного тестирования. Валидность как соответствие теста измеряемому психическому свойству. Валидность по содержанию, критерию, конструктная, очевидная, экологическая иллюзорная. Стандартизация и нормы. Репрезентативность как свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности. Значение репрезентативности для учета ограничений в сфере применения теста. Требования к психометрической подготовке психолога. Нормативные предписания пользователям психодиагностических методик.


Литература


1, кн. 1, С. 66-204; 3, С. 151-178; 4, С. 34-48, 192-204; 5, С. 79-157;

6, С. 48-69; 13, С. 22-49; 18, С. 131-156.


Постановка психологического диагноза

Тема 5. Объект психодиагностики


Объект психодиагностики как сосубъект диагностического процесса. Характер взаимодействия двух субъектов в диагностическом процессе. Объект психодиагностики как система психической регуляции. Двухуровневое строение объекта психодиагностики. Феноменологический уровень и уровень причинных оснований.

Состояние объекта психодиагностики как множество фиксированных значений диагностических переменных. Виды состояний объекта психодиагностики. Понятие нормы. Адаптационное понимание нормы. Концепция культурного релятивизма. Понятие о родовой норме. Статистической норма и процедура ее построения. Норма как отсутствие отклонений. Характеристика нормы через описание признаков психического здоровья.


Литература

2, С. 56-87; 9, С. 16-31; 22, С. 46-102.

Тема 6. Субъект психодиагностики


Субъект психодиагностики как носитель деятельности распознавания. Два вида субъектов психодиагностики. Житейски-эмпирические и профессиональные диагносты. Писатели, художники, врачи, администраторы как житейски-эмпирически психодиагносты. Принцип компетенции как основа диагностической деятельности профессионального психолога. Подходы к определению функций профессиональных психодиагностов.

Профессиональные и личностные качества психодиагноста. Этические принципы и правила его работы.


Литература


2, С. 88-96; 6, С. 352-364.
Тема 7. Психодиагностическая задача и ситуация.

Практическая и исследовательская психодиагностическая задача.

Структура практической диагностической задачи, своеобразие её условий. Эмпирическая и априорная составляющая условий психодиагностической задачи. Процесс решения задачи как движение по дереву возможностей. Теоретическое и практическое значение типологии психодиагностических задач. Требования к типологии диагностических задач и этапы ее построения. Варианты классификации задач школьной и профессиональной психодиагностики. Критерии систематизации диагностических задач. Психодиагностическая ситуация как совокупность неизменяющихся на протяжении установления диагноза общих организационных условий. Различие позиций участников диагностического процесса в диагностической ситуации. Личностная значимость для обследуемого получаемых при установлении диагноза данных. Диагностическая ситуация как фактор, влияющий на продуктивность взаимодействия участников диагностического процесса. Диагностическая ситуация и результаты тестовых испытаний.

Варианты типологий психодиагностических ситуаций. Ситуация клиента и экспертизы. Отношение психолога с пользователем как критерий классификации диагностических задач. Типология ситуаций по наличию социального контроля за поведением обследуемого (В.Р.Дружинин). Ситуация консультирования, отбора, принудительного обследования, аттестации.


Литература


2, С. 96-117; 4, С. 264-265; 5, С. 21-23; 9, С. 16-31.

Тема 8. Средства психодиагностики


Эмпирические методы практической психодиагностики как средство измерения и оценки состояния элементов объекта практической деятельности психолога. Специфика методов практической психодиагностики и их классификация. Наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности как методы психодиагностики. Психолого-педагогический консилиум. Роль клинического метода в психодиагностической практике. Тесты как инструмент, специально созданный для определения психологических особенностей человека. Комплексный подход при использовании методов практической психодиагностики. Сочетание строго- и малоформализованных методов при проведении обследования.

Средства описания объекта психодиагностики.

Классификации диагностических переменных (запросов, отклонений в параметрах деятельности, психического состояния), психодиагностические таблицы, схемы психологической детерминации, структурные модели психики.

Средства описания психодиагностического процесса. Схемы этапов психодиагностического процесса, диагностические алгоритмы, программы обследования.

Методы построения психодиагностического заключения. Значение интуиции при установлении диагноза. Аналогия, гипотеза, дифференциальный и достоверный диагноз, диагноз по результатам воздействия как логические методы практической психодиагностики.

Литература


2, С. 117-119; 4, С. 266-268; 5, С. 16-21; 22, С. 70-71, 124-142.

Тема 9. Психодиагностический процесс, диагноз


Психодиагностический процесс как опосредованное методиками взаимодействие диагноста с обследуемым и как выбор ограниченного количества из множества гипотез о состоянии объекта психодиагностики.

Психологический диагноз как соответствующее запросу логическое заключение о состоянии психологических переменных. Функции психодиагностического заключения и его структура. Подходы к пониманию правильности психологического диагноза. Адекватность, своевременность и коммуникативная ценность диагноза. Психодиагностическое заключение и сообщение. Понятие психодиагностической ошибки.


Литература


2, С. 126-139; 3, С. 126-131; 4, С. 86.
Раздел третий. Универсальные психодиагностические методики

Тема 10. Диагностика интеллекта


Подходы к определению интеллекта. Интеллект как общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Описание интеллекта через его "обыденные" характеристики. Определение интеллекта через процедуру его измерения в рамках измерительного подхода Модели интеллекта. Значение генерального фактора в модели К.Спирмена. Интеллект как результат взаимодействия нескольких факторов в модели Л.Терстоуна. Свободный и связанный интеллект в модели Р.Кеттела. Кубическая модель интеллекта Д.Гилфорда. Методики диагностики интеллекта. Определение особенностей развития общего интеллекта с помощью адаптированного варианта методики Д.Векслера. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. Свободный от влияния культуры тест Р.Кеттела. Прогрессивные матрицы Равена как средство выявления уровня развития невербального интеллекта. Диагностика социального интеллекта с помощью методики Гилфорда-Салливена.
Литература

3, С. 178-253; 5, С. 208-215; 6, С. 70-114; 18, С. 288-302.

Тема 11. Психодиагностика личности


Теории личности как средство диагностического описания объекта практической деятельности. Два подхода к описанию личности. Личность как совокупность психических черт (качеств). Описание личности путем выделения основных типов.

Методы диагностики личности. Исследование мотивационной сферы с помощью теста юмористических фраз. Методика ценностных ориентаций М.Рокича. Опросник Т.Элерса для определения мотивации к успеху и избеганию неудач. Диагностика мотивации аффиляции.

Изучение акцентуаций характера опросником К. Леонгарда и патохарактерологическим диагностическим опросником А. Личко. Методики для изучения темперамента Г.Айзенка и В.Русалова.

Шестнадцатифакторная методика Р.Кеттела как средство диагностики конституциональных черт личности. Миннесотский многоаспектынй личностный опросник (MMPI) и его применение для обследования контингента психологической нормы.

Диагностика эмоциональной сферы и регуляторной активности. Понятие о реактивной и личностной тревожности. Шкала самооценки Ч.Спилбергера. Способы преодоления тревожности. Тест-опросник уровня субъективного контроля (УСК).

Литература


4, С. 179-185, 376-379; 5, С. 175-185, 313-322, 374-379, 395-405;

12; 20, С. 22-29, 192-269, 288-297.


Тема 12. Проективные техники

Проективные методы как средство изучения глубинных структур личности. Классификация проективных методов. Методика чернильных пятен Г. Роршаха. Тест тематической апперцепции Х. Моргана и Г. Мюррея. Графические проекционные тесты. Способы их анализа и интерпретации. Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга. Методика цветовых выборов Люшера.


Литература


3, С. 285-321; 5, С. 51-78, 247-252; 11; 16; 17; 20, С. 92-109; 21; 24.
Р а з д е л ч е т в е р т ы й . Программы психодиагностического обследования
Тема 13. Составление психологического автопортрета

Цели составления психологического автопортрета выявление индивидуальных особенностей личности, самопознание {углубление личностной рефлексии), улучшение своего психологического самочувствия, выработка наиболее оптимальных стратегий жизни, корректировка своего поведения. Представление о структуре личности как теоретическая основа составления психологического портрета. Уровни психологического портрета.

Тестовые задания для составления психологического автопортрета. Обобщение полученных данных и построение психодиагностического заключения.
Тема 14. Определение психологической готовности к школе.

Значение проблемы психологической готовности детей к обучению в школе.

Параметры психологической готовности. Выявление ориентировки в окружающем, запаса знаний, отношения к школе. Определение уровня развития мышления и речи. Задания для оценки умственного и речевого развития ребенка: понимание грамматической конструкции, выполнение словесных поручений, изменение существительных по числу, рассказ по картинкам. Выявление образных представлений. Задания для проверки уровня образных представлений: собирание разрезных картинок, рисунок человека. Выявление уровня развития мелких движений. Задание езда по дорожке. Определение уровня развития крупных движений. Построение психодиагностического заключения и формулирование рекомендаций.

Литература


10; 19; 23, С. 167-191.
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ
Тема 1. Психодиагностика как практическая деятельность

Вопросы к семинарскому занятию



  1. Диагностика как распознавание актуального состояния объекта психодиагностики.

  2. Каковы задачи психодиагностики как практической деятельности психолога?

  3. Какие задачи психодиагностики решают психологи в образовании?

  4. В чем специфика психодиагностики при подборе, аттестации и обучении кадров?

Литература

2, С. 12-23, 36-52; 5, С. 8-16.
Тема 2. Подходы к определению психодиагностики как области научного знания. Проблема предмета психодиагностики.

Вопросы к семинарскому занятию



  1. Различные подходы к пониманию предмета психодиагностики.

  2. Структура психодиагностики.

Литература

3, С. 105-108; 5, С. 8-16; 9, С. 16-31; 15, С. 23-26.


Тема 3. Место психодиагностики в системе психологических дисциплин. Психодиагностика и психометрия, психодиагностика и дифференциальная психология.

Вопросы к семинарскому занятию



  1. Взаимосвязь психодиагностики и других наук и разделов психологии. Психодиагностика и психометрия. Психодиагностика и дифференциальная психология.

  2. Психодиагностика как совокупность четырех взаимосвязанных теорий: объекта психодиагностики и его диагностических признаков, разработки психодиагностических методик, взаимодействие диагноза с обследуемым, постановки психологического диагноза (решения психодиагностических задач).

Литература

3, С. 105-108; 4, С.115, 376-379; 5, С. 8-16, 24-26; 22,С. 27-71.




Тема 4. Требования к разработке психодиагностических методик


Вопросы к семинарскому занятию

  1. Психометрические требования к разработке психодиагностических методик.

  2. Стандартизация.

  3. Репрезентативность выборки.

  4. Понятие надежности. Способы определения надежности.

  5. Общая характеристика валидности по содержанию.

  6. Валидность по критерию и её виды.

  7. Понятие конструктивной валидности. Способы определения конструктивной валидности.

  8. Нормативные предписания пользователям психодиагностических методик.

Литература

2, кн. 1, С. 66-204; 4, с.18-29, 82-85; 5, С. 79-157; 6, С. 48-69; 13, С. 22-49.


Тема 5. Понятие нормы в психодиагностике.

Вопросы к семинарскому занятию



  1. Адаптационный подход в понимании нормы.

  2. Концепция культурного релятивизма и родовая норма.

  3. Понятие статистической нормы.

  4. Норма как отсутствие отклонений.

  5. Норма как психическое здоровье.

Литература

2, С. 59-70; 4, С. 209-210.

Тема 6. Диагностика интеллекта

Вопросы к семинарскому занятию



  1. Какие существуют подходы к определению интеллекта в современной психологии?

  2. Модели интеллекта (К.Спирмена, Л.Терстоуна, Р.Кеттелла, Д.Гилфорда)

  3. Понятие IQ.

  4. Соотношение понятий: интеллект, мышление, умственное развитие.

  5. Методики исследования интеллекта (Д.Векслера, Р.Амтхауэра, Р.Кеттелла, Равена).

  6. Отечественные методики исследования уровня умственного развития (ШТУР).

Литература

4, с. 11, 14, 31-37, 55, 70, 116-118, 135, 154, 164-165; 6;

7, с. 73-86

Тема 7. Диагностика личности

Вопросы к семинарскому занятию


  1. Два подхода к описанию личности.

  2. Методы диагностики личности (тесты, опросники, проективные техники, анализ продуктов деятельности, интервью).

  3. Одномерные и многомерные личностные опросники.

  4. Какие методики могут быть использованы для изучения конституциональных черт (темперамента)?

  5. Каково предназначение Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI)? Какие особенности личности выявляет данная методика?

  6. Каково предназначение личностного опросника Айзенка (EPI)? Какие особенности личности выявляет данная методика?

  7. Каково предназначение опросника 16 РF Р.Кэттела? Какие отличительные особенности данного опросника от MMPI?

  8. Какая методика может быть использована для изучения системы ценностей человека?

  9. Какие методики могут быть использованы для выявления акцентуаций характера?

  10. Какие выделяют основные группы проективных методик?

  11. Какие методы диагностики мотивации? Сферы применения этих методов.

  12. Какие принципы и методы диагностики самосознания и его компонентов (амопознания, самооценки, самовоспитания)?

  13. Какие методики могут быть использованы для изучения эмоциональной сферы и регуляторной активности личности?

  14. Каковы особенности проективных техник?. Плюсы и минусы проективных методик. Типы проективных методик.

Литература

4, с. 42-44, 77-79, 122-124, 137, 157-159; 6;

7, с. 25-42; 135-151, 163-175
Тема 8. Программы психодиагностического обследования

Вопросы к семинарскому занятию



  1. Принципы составления психологического портрета личности.

  2. Психодиагностические схемы и таблицы как средства психодиагностики.

  3. Цели и задачи проведения диагностики готовности ребенка к школе. Компоненты готовности. Методы исследования психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Литература

2, с. 117, 176, 182; 11, с. 8-30

Задание для контрольной работы


  1. Вклад А. Бине и Т. Симона в психологическую диагностику.

  2. Отечественные работы в области психологической

диагностики.

  1. Объект психодиагностики как система психической регуляции.

  2. Факторные модели интеллекта как теоретическая основа интерпретации тестовых испытаний интеллекта.

  3. Деонтологические проблемы психодиагностики.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование. - М., 1982.- Кн.1.- 320 с.;

Кн.2 - 336 с.

2. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. - М., 2006. -192 с.

3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - СПб., 2002. - 352с.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - СПб., 1999. - 528 с.

5. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалва, В.В.Столина. - СПб., 2000. – 440 с.

6. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М.Борисовой. - Москва-Воронеж, 2001. - 368 с.

7. Н.С.Глуханюк, Д.Е.Белова. Психодиагностика (практикум): Учебное пособие. М.: Акад.Проект.; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.

Дополнительная литература



  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Брест, 1993. с.27-54.

  2. Акимова М.К., В.Т.Козлова. Диагностика умственного развития детей. – СПб.: Питер, 2006.

  3. Ануфриев А.Ф. Психодиагностика как деятельность научная дисциплина // Вопросы психологии. - 1994. - N 2. - С.123-131.

  4. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: «Ось-89», 2005

  5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Генезис, 2000.

  6. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

  7. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и психологическая диагностика. Практическое руководство. - М., 2001. - Часть 1.- 128 с.; Часть 2 - 160 с.

  8. Войтко В.И., Гильбух Ю.3. О некоторых основных понятиях психодиагностики // Вопросы психологии. - 1976. - N 4. - С.16-31.

  9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 1993.- 176 с.

  10. Джос В.В. Практическое руководство по тесту Люшера. - Киев, 1983.- 174 с.

  11. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. - М., 1994. - 64 с.

  12. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л., 1983. – С.26-28.

  13. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. - Киев, 1994. - 283 с.

  14. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диагностическое интерпретации // Вопросы психологии. - 1990. - N 3. - С.17-35.

  15. Лаак Я.Т. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. - Москва-Воронеж, 1996. - 384 с.

  16. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. - М., 1998.

  17. Либин А.В., Либин В.В. Особенности предпочтения геометрических форм в конструктивных рисунках. - М., 1994.- 102 с.

  18. Локалова Н.Т. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.: «Ось -89». 2001.

  19. Носс И.Н. Руководство по психодиагностике. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005.

  20. Основы психодиагностики / Под ред.А.Г.Шмелева. - Москва-Ростов-на-Дону, 1996.- 544 с.

  21. Потемкина О.Ф. Способ составления психологического портрета и автопортрета. - М., 1993.- 29 с.

  22. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Редактор-составитель Д.Я.Райгородский. - Самара, 2000. - 672 с.

  23. Практическая психология образования. Под ред. И.В. Дубровиной. М. ТЦ «Сфера». 1998

  24. Проективная психология / Пер.с англ. - М., 2000 . -528 с.

  25. Психодиагностика: теория и практика / Под ред. Н.Ф.Талызиной. - М., 1986.- 207

  26. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1977. - 528 с.

  27. Е.И.Рогов. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос.1995.

  28. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М., 1992.- 256 с.

  29. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. - М., 2000.- 480 с.

  30. Шванцара И. Диагностика психического развития. – Прага, 1978. –С.71-74.

  31. Шевандрин Н.И.Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Владос, 2001.

Ссылки на базы данных, сайты, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы



http://psylib.myword.ru
www.i-u.ru/biblio/default.aspx
http://www.psycheya.ru
http://www.psychology.ru/Library
http://scitylibrary.h11/Library.htm
http://www.psycatalog.ru
http://karpowww.narod.ru
http://explorateur.narod.ru/library.htm
http://marks.on.ufanet.ru
http://www.aquarum.ru
http://www.zps.ru

ГЛОССАРИЙ


Психодиагностика, распознавание психических явлений, научные основы диагностической деятельности практического психолога, норма, диагностическая методикам, надежность, валидность, репрезентативность, объект психодиагностики, субъект психодиагностики, диагностическая задача и ситуация, средства психодиагностики, диагностический процесс, диагностическое заключение, диагностика интеллекта, диагностика личности, проективные техники.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Наименование темы

Очная форма обучения

Всего

часов


Лек­ции

Практ. и семнар занятия

Самост.

работа


Тема 1. История психодиагностики





6




12

Тема 2. Психодиагностика как практическая деятельность




4




6

Тема 3. Психодиагностика как научная дисциплина




6

4

16

Тема 4. Надежность, валидность и репрезентативность как основные критерии оценки качества психодиагностической методики.




6

2

12

Тема 5. Объект психодиагностики




6

2

12

Тема 6. Субъект психодиагностики




6

2

4

Тема 7. Психодиагностическая задача и ситуация. Практическая и исследовательская психодиагностическая задача.




6

6

4

Тема 8. Средства психодиагностики




6

4

2

Тема 9. Психодиагностический процесс, диагноз.




4




2

Тема 10. Диагностика интеллекта.




8

4

16

Тема 11. Психодиагностика личности.




8

4

16

Тема 12. Проективные техники




4

4

8

Тема 13. Составление психологического автопортрета




6

4

4

Тема 14. Определение психологической готовности к школе. Значение проблемы психологической готовности к обучению в школе.




4

4

6

ИТОГО:




80

40

120

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЛЕЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Форма самостоятельной работы – анализ учебной литературы, форма отчетности – доклад, реферат, конспект
Темы и задания для самостоятельной работы

Тема 1. История психодиагностики - 12 час.


  1. Донаучный период в развитии психодиагностики (6)

  2. Этапы становления психодиагностики как научной дисциплины (6)

  3. Система тестов А.Бине-Симона и Стенфорд-Бине. Понятие умственного возраста, Коэффициент интеллекта (IQ). (4, с.14-16; 6))

  4. Работы отечественных психологов в области развития психодиагностики. Методика индивидуального психологического профиля Г.И.Россолимо (4, с. 124, 6).

  5. Современное состояние психодиагностики (2, с.719; 6)

Тема 2. Психодиагностика как практическая деятельность - 6 час.

  1. Диагностика как специфический вид распознавания.

  2. Цели и задачи практической психодиагностики.

  3. Области применения психодиагностических методов.

  4. Понятие «психологического диагноза».

Тема 3. Психодиагностика как научная дисциплина - 20 час

  1. Место психодиагностики в системе психологического знания (2, с.17-19).

  2. Психодиагностика и психометрия. Психодиагностика и дифференциальная психология. Психодиагностика и экспериментальная психология. Психодиагностика и прикладные отрасли психологии (2, с.17-19).

  3. Структура психодиагностики (2, с.19-21)

Тема 4. Надежность, валидность и репрезентативность как основные критерии оценки качества психодиагностической методики - 12 час

  1. Психометрические требования к построению и проверке методик. Стандартизация (6).

  2. Надежность как устойчивость методики к действию помех. Методы определения надежности (4, с.82-85, 6).

  3. Валидность как соответствие теста измеряемому психическому свойству. Методы валидизации теста (6,).

  4. Репрезентативность выборки (4, с.120).

Тема 5. Объект психодиагностики - 12 час.

  1. Объект психодиагностики как сосубъект и система психической регуляции (2, с.56-58).

  2. Структура объекта психодиагностики (2. с.58-59).

  3. Феноменологический уровень и уровень причинных оснований (2, с.59-65).

  4. Понятие нормы в психодиагностике (2, с. 65-78).

  5. Статистическая норма и процедура ее построения (2, с.70-71, 6.).

Тема 6. Субъект психодиагностики - 4 час

  1. Два вида субъектов психодиагностики (2, с.88-96).

  2. Этические принципы и правила работы психодиагноста (6.).

Тема 7. Психодиагностическая задача и ситуация. Практическая и исследовательская психодиагностическая задача - 4

  1. Познавательные, исследовательские и психодиагностические задачи (2, с. 96-97).

  2. Структура психодиагностической задачи (2, с.97-99).

  3. Типология психодиагностических задач (2, с.99-106).

  4. Моделирование психодиагностических задач (2, с.106-110).

  5. Варианты типологий психодиагностических ситуаций (2, с.110-116).

Тема 8. Средства психодиагностики – 2 час.

  1. 1. Эмпирические методы практической психодиагностики (тесты, опросники, проективные техники, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности). (2, с.117-125; 6,).

  2. Психодиагностические таблицы, схемы психологической детерминации (2, с.118-119; 11; 17).

Тема 9. Психодиагностический процесс, диагноз – 2 час.

  1. Средства описания психодиагностического процесса. Этапы психодиагностического процесса (2, с.126-134).

  2. Психологический диагноз. Структура психодиагностического заключения (2, с.134-142).

Тема 10. Диагностика интеллекта – 14 час.

  1. 1. Подходы к определению интеллекта. Модели интеллекта. (4. 4, с. 11, 14, 31-37, 55, 70, 116-118, 135, 154, 164-165; 6; ).

  2. Методика Д.Векслера (4, с. 31-37).

  3. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра (7, с. 87-133).

  4. Свободный от влияния культуры тест Р.Кеттелла (4, с.70-71).

  5. Вербальные и невербальные тесты. Прогрессивные матрицы Равенна (4, с.116-118).

  6. Диагностика социального инителлекта с помощью методики Гилфорда-Салливена (7, с.86).

Тема 11. Психодиагностика личности – 14 час.

  1. Теории личности как средство диагностического описания объекта практической деятельности. Два подхода к описанию личности (7, с.25-27).

  2. Методы исследования личности (6)

  3. Одномерные и многомерные личностные опросники (7, с.27-28).

  4. Диагностика конституциональных черт личности (7, с.29-32).

  5. Шестнадцатифакторный опросник Р.Кеттелла (4, с.157-159; с. 7, с.32-33; 29, с. 192).

  6. Миннесотский многоаспектный личностный опросник и его модификации (4, с. 77-80, 163, 164; 7, с.33; 29, с.260).

  7. Методы исследования мотивационной сферы личности. Опросники Т.Элерса, А.Мехрабиана, методика Хекхаузена. (7., с.135-161; 21, с.626-632).

  8. Методика диагностики ценностных ориентаций М.Рокича (29, с.637-641).

  9. Методы исследования самосознания. Методика исследования самоотношения В.В.Столина и С.Р.Пантелеева (7, с. 163-185).

  10. Методы диагностики тревожности. Шкала самооценки Ч.Спилбергера. Методика Тейлора. Тест школьной тревожности Филипса (29, с. 59-76).

  11. Методы диагностики межличностных отношений (7, с. 187-253).

Тема 12. Проективные техники - 8 час.

  1. Классификация проективных методов.

  2. Методика чернильных пятен Г.Роршаха (4, с.123-124).

  3. Тематический апперцептивный тест Х.Моргана и Г. Мюррея (4, с. 137-139).

  4. Методика рисуночной фрустрации С.Розенцвейга (4, с.122). Рисуночный тест «Деловые ситуации» Н.Г.Хитровой (29, с.594-616).

  5. Методика цветовых выборов Люшера (29, с.92-109).

Тема 13. Составление психологического автопортрета – 4 час.

  1. Уровни психологического портрета.

  2. Подбор тестовых заданий для составления психологического портрета.

  3. Обобщение полученных данных и построение психологического заключения (28).

Тема 14. Определение психологической готовности к школе – 6 час.

  1. Цели и задачи определения психологической готовности к обучению в школе.

  2. Параметры психологической готовности ребенка к обучению в школе.

  3. Психодиагностические методики и комплексы для определения уровня подготовленности ребенка к обучению в школе. Типы заданий. (12, 13, 14, 16, 30, 34)

Задания для самостоятельной работы по разным темам

Форма самостоятельной работы – анализ в сдедующих работ:


  1. Анастази А. Психологическое тестирование.-М., 1982.- Кн.1.-320 с.; Кн.2.- 336 с.

  2. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина.- СПб., 2000.-440 с.

  3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика.-СПб., 2002.-342 с.

  4. Психологическая диагностика /Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой.- Воронеж, 2001.-368 с.

Отчетность – написание тезисов или конспектов


График организации самостоятельной работы студентов


Специальность

Курс

Тема самостоятельной работы

Планируемые сроки выполнения

Первое полугодие

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь







тема 1

+
















тема 2

+
















тема 3



+













тема 4







+










тема 5







+










тема 6










+







тема 7










+



Специальность

Курс

Тема самостоятельной работы

Планируемые сроки выполнения

Второе полугодие

февраль

март

апрель

май







тема 8

+
















тема 9

+
















тема 10



+













тема 11







+










тема 12







+










тема 13










+







тема 14










+

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ




  1. Номотетический и идиографический подходы в психодиагностике.

  2. Понятие нормы в психодиагностике.

  3. Проблемы деонтологии в работе практического психолога.

  4. Профессиональные и личностные качества детского практического психолога.

  5. Основные тенденции развития психодиагностики.

  6. Использование компьютеров в психодиагностики.

  7. Психодиагностика и психологическое консультирование.

  8. Психодиагностика в клинико-консультативной работе.

  9. Диагностика воспитательных и учебных затруднений в педагогическо - психологическом консультировании.

  10. Психологическая диагностика в судебной экспертизе.

  11. Психодиагностика и работа с персоналом.

  12. Анализ диагностических данных и их синтез.

  13. Проективные методы в работе практического психолога

  14. Использование проективных методик в работе с детьми.

  15. Методы диагностики мотивации.

  16. Методы диагностика интеллекта.

  17. Методы диагностики эмоциональной сферы и регуляторной активности.

  18. Диагностика и коррекция личностной тревожности.

  19. Психодиагностика агрессии

  20. Диагностика умственного развития и общих способностей.

  21. Диагностика профессиональной пригодности.

  22. Диагностика психологической совместимости супругов.

  23. Диагностика детско-родительских отношений.

  24. Диагностика психологической готовности к школе

  25. Диагностика обучаемости школьников

  26. Дифференциальная диагностика причин неуспеваемости школьников.

  27. Психологические особенности трудных детей и их диагностика

  28. Психологические особенности детей младшего школьного возраста (подросткового возраста, юношеского возраста) и их диагностика.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ




  1. Основные этапы становления психодиагностики: предистория и история.

  2. Первые отечественные работы по психодиагостике.

  3. Первые диагностические шкалы для измерения интеллекта. Шкала Бине-Симона ее модификации.

  4. Методика индивидуального психологического профиля Г.И.Россолимо.

  5. Психодиагностика как практическая деятельность.

  6. Психодиагностика как научная дисциплина.

  7. Предмет психодиагностики.

  8. Структура психодиагностики и ее виды.

  9. Психодиагностика и другие науки.

  10. Психометрические требования к диагностическим методикам.

  11. Понятие надежности. Способы определения надежности.

  12. Понятие валидности. Способы определения валидности.

  13. Объект психодиагностики как сосубъект и система психической регуляции.

  14. Подходы к пониманию нормы в психодиагностике.

  15. Понятие статистической нормы.

  16. Норма как отсутствие отклонений и как идеальное психическое здоровье.

  17. Понятие психодиагностической задачи.

  18. Моделирование психодиагностических задач: принципы и этапы.

  19. Понятие психодиагностической ситуации. Типологии диагностических ситуаций.

  20. Средства психодиагностической деятельности практического психолога.

  21. Средства описания объекта психодиагностики. Психодиагностические таблицы, схемы психологической детерминации.

  22. Требования к оснащению рабочего места психодиагноста.

  23. Понятие психодиагностического процесса. Его характеристика по форме и содержанию.

  24. Психодиагностическое заключение как результат деятельности практического психолога.

  25. Этические требования к работе психодиагноста.

  26. Методы практической психодиагностики. Их классификация и специфические характеристики.

  27. Методы диагностики познавательной сферы.

  28. Методы диагностики внимания.

  29. Методы диагностики памяти.

  30. Методы диагностики уровня развития логического мышления.

  31. Методы диагностики интеллекта.

  32. Факторные модели интеллекта как теоретическая основа его диагностики.

  33. Психодиагностика личности.

  34. Шестнадцатифакторный опросник Р.Кеттела как средство диагностики конституциональных свойств личности.

  35. Методика многостороннего обследования личности и ее отечественные модификации.

  36. Проективные техники в работе практического психолога. Их особенности, направленность, виды.

  37. Методы диагностики мотивационной сферы личности.

  38. Методы изучения самооценки и уровня притязаний.

  39. Диагностика акцентуаций характера.

  40. Методы диагностики темперамента.

  41. Методы диагностики эмоциональной сферы.

  42. Методы диагностики тревожности. Закон Йеркса-Додсона как теоретическая основа оптимизации тревожности.

  43. Психодиагностика агрессии.

  44. Диагностика межличностных отношений.

  45. Диагностика социально-психологической адаптации.

  46. Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе.

  47. Определение готовности к обучению в средней школе: программа обследования, методики.

  48. Составление психологического портрета (автопортрета).




Смотрите также:
Инстиут психоанализа
363.84kb.
1 стр.
Петер Куттер. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов
4833.73kb.
22 стр.
Методология психоаналитического исследования религиозного опыта в концепциях классического и постклассического психоанализа
323.94kb.
1 стр.
Международная психоаналитическая ассоциация
151.96kb.
1 стр.
Виктор Франкл основные понятия логотерапии
385.44kb.
3 стр.
А. В. Дьяков Политика и практика лакановского психоанализа
239.53kb.
1 стр.
Джозеф Наэм психология и психиатрия в США
2976.16kb.
14 стр.