Главная страница 1страница 2страница 3

Исследовательская работа по экономике

«Исследование элементов экономики здравоохранения»

Выполнила:

Захарова Ксения

Ученица 10 «А» класса

ГОУ лицея №419

Руководитель:

Анисовец Татьяна Александровна

Декан ФДО НИУ-ВШЭ (Санкт-Петербург)

Петродворец 2011г.




Введение в Проблему

Каждый из нас, как это не грустно, хотя бы раз в жизни бывал на приёме у врача, пользовался медицинскими услугами. Едва ли кому-то не делали прививки или не проводили оздоровительных процедур.

Но многим знакома и другая сторона медали: в поликлиниках не хватает на всех вакцины или в больнице нет подходящего диагностического оборудования.

Это то, что мы можем наблюдать постоянно, можем быть недовольными недостаточным качеством обслуживания или наоборот, радоваться избавлению от недуга. Редко каждый из нас задумывается о том, что за всем этим стоит огромная сложная система здравоохранения, в которой как в большом организме происходит много взаимосвязанных процессов, обеспечивающих, в результате, наше здоровое существование.


Проблема

Механизм вложения средств государством в здравоохранение для обеспечения высокого уровня показателя здоровья.

Какие показатели влияют на величину расходов на здравоохранение.

Сейчас это актуальная проблема, т.к. государство столкнулось с дефицитом государственного бюджета. Ему нужно эффективно расходовать средства, поэтому должны появляться не только качественные, но и количественные показатели здоровья.


Цель

Анализ экономических аспектов системы здравоохранения в Российской Федерации с учётом межстрановых сопоставлений.


Задачи

  • Ввести понятийный аппарат экономики здравоохранения;

  • Рассмотреть основные элементы экономики здравоохранения в России (исследовать, как распределяются средства);

  • Рассмотреть показатели здоровья населения;

  • Описать программы, влияющие на повышение уровня здоровья населения в нашей стране, их возможное влияние на показатели здоровья.

Введение

Что же такое, собственно, здравоохранение? Согласно толковому словарю русского языка, это «Охрана здоровья населения, предупреждение и лечение заболеваний, поддержание общественной гигиены и санитарии как система государственных и общественных мероприятий».

Экономика стремится к наиболее рациональному распределению ограниченных ресурсов. Ту же самую задачу ставит перед собой и экономика здравоохранения.

Экономика здравоохранения – отрасль науки экономики, изучающая место здравоохранения в народном хозяйстве, разрабатывающая методы рационального использования ресурсов для обеспечения охраны здоровья населения. В её основе - надёжно обеспеченный доступ к человеческим, капитальным и расходуемым ресурсам.



Кто и как может получать медицинскую помощь?
Согласно 41 статье Конституции Российской Федерации, «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». Однако следует отдельно остановиться на вопросе бесплатной медицинской помощи (далее БМП) в контексте рассмотрения медицинской помощи. Во всех международных документах о правах человека применительно к предпосылкам здоровья не имеется упоминания о бесплатности медицинской помощи. Исключением может считаться ст. 12 (2) КЛВФДОЖ (Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин), в соответствии с которой женщинам в случае необходимости должны бесплатно предоставляться медицинские услуги, связанные с беременностью. [1]

Вопросы «частной» и «общественной» медицины – вопрос каждой национальной системы здравоохранения. [1].


В настоящее время все существующие системы здравоохранения сводят к трем основным экономическим моделям. Однозначных общепринятых названий у этих моделей нет, но описания их основных параметров дается специалистами, в общем, одинаково.

  • платная медицина, основанная на рыночных принципах с использованием частного медицинского страхования;

  • государственная медицина с бюджетной системой финансирования;

  • система здравоохранения, основанная на принципах социального страхования и регулирования рынка с многоканальной системой финансирования. [6]

На выбранные системы здравоохранения возлагают надежды, считают их наиболее приемлемыми для данного региона, однако обоснованность расходов рано или поздно всё равно будет поставлена под сомнение. В таком случае правительству необходимо будет вновь ответить на вопрос: какой способ финансирования здравоохранения самый подходящий. В связи с этим можно проанализировать системы здравоохранения в нескольких государствах:

Таблица 1.



Государство

Кем финансируется здравоохранение

Кем обеспечивается здравоохранение

Налоговое бремя граждан

Великобритания

Здравоохранение финансируется за счет общих налогов, а дополнительным источником финансирования являются отчисления из государственного страхования – взносы, которые уплачиваются как работодателями, так и работниками.

В стране придерживаются принципа: «Богатый платит за бедного, здоровый – за больного».



Национальная служба здравоохранения (NHSk )предоставляет всем жителям страны помощь, используя услуги государственных, частных и добровольных учреждений.


Подоходный налог в Великобритании взимается по прогрессивной ставке, т.е. ставке, которая растет в зависимости от суммы дохода. Подоходный налог взимается за год начиная с 6 апреля. Минимальная ставка подоходного налога (20%) взимается с дохода от 0 до 4300 ф.с. Основная ставка (23%) – с дохода от 4301 до 27100 ф.с. Максимальная ставка (40%) для дохода свыше 27100 ф.с.

Франция

Система здравоохранения Франции финансируется за счет социального медицинского страхования (SHI) – Securite Sociale – и налоговых поступлений.

По программе обязательного медицинского страхования, (далее ОМС) пользуются услугами здравоохранения 50% населения; добровольного медицинского страхования (далее ДМС) – 20%;

10% Гос. Бюджета уходит на здравоохранение;

Личные средства тратят на медицинские услуги 20% французов.



Медицинская помощь осуществляется как государственными, так и частными поставщиками услуг, при этом амбулаторная помощь (общей практики и специализированная) в основном оказывается в кабинетах-бюро врачей.

Налог вычисляется по единой прогрессивной шкале, но вместе с тем он учитывает экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика. Ставки налога зависят от доходов и изменяются от 0 до 49,58%, причем ежегодно налоговая шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы, а сам подоходный налог должен уплачиваться всеми проживающими во Франции с доходов, полученных в стране и заграницей с учетом соглашений.

Германия

Система здравоохранения Германии финансируется через систему социального медицинского страхования (SHI), основанную на поступлениях от работодателей и работающих по найму.

По программой ОМС пользуются до 60% жителей, ДМС – 10%.

Гос. Бюджетом на здравоохранение выделяется 15%.

Лечиться на личные средства предпочитают 15% населения.



Больницы принадлежат различным государственным, благотворительным, религиозным, частным коммерческим организациям, которые ими и управляют. Амбулаторная помощь предоставляется в основном в кабинетах-бюро врачей первичного звена и специалистов, которым была официально предоставлена монополия на оказание внебольничной медицинской помощи

Его мин. ставка - 19%, макс. - 53%.Необлагаемый налогом минимум для подоходного налога составляет в год 5616 € для одиноких и 11232 € для семейных пар. Для доходов, которые не превышают для одиноких 8153 € и 16307 € для супругов, существует пропорциональное налогообложение со ставкой 22,9%. Далее налог взимается по прогрессивной шкале до объёма доходов в 120041 € для одиноких и 240083 € для тех, кто состоит в браке. Доходы, которые превышают этот уровень, облагаются по максимальной ставке 51%. Существуют налоговые льготы для детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай).

Италия

Система здравоохранения финансируется главным образом из национальных и региональных налоговых поступлений.

Медицинская помощь осуществляется Национальной службой здравоохранения.

С 1983 г. налог взимается по единой ставке 36%.

Нидерланды

Медицинское страхование обязательно для всех жителей страны. Граждане имеют право на получение одинакового для всех полного пакета медицинских услуг, который они «покупают» у частных медицинских страховых компаний. Можно выбрать и добровольное страхование, которое покрывает дополнительные услуги.

Медицинская помощь обычно оказывается частными поставщиками услуг как в амбулаторном, так и в больничном секторах. Больницы традиционно принадлежат частным некоммерческим организациям. Со времени реформы 2006г., однако, разрешается и частным коммерческим поставщикам выходить на рынок.

Доходы физических лиц облагаются по различным ставкам в зависимости от вида и размера доходов. Максимальная ставка для доходов от работы по найму составляет по максимальной ставке 52%, по доходам от участия в компаниях - 25%, а по депозитным доходам и инвестициям - 30%.

[2]
Таблицы наглядно иллюстрируют тот факт, что каждое государство вольно самостоятельно выбирать подходящую систему здравоохранения, устанавливать собственный порядок её финансирования, поручать исполнение и контроль той или иной организации.

Исследования уровня здравоохранения

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) периодически проводится исследование уровня здравоохранения каждого государства, учитываются как показатели здоровья, так и заболевания, которым население наиболее подвержено. На основе данных, полученных в ходе такой работы, составляются рейтинги стран по уровню здравоохранения.

Однако для составления подобных рейтингов нужно знать зависимость между показателями здоровья и факторами, на это влияющими.

Основным фактором, несомненно, является финансирование здравоохранения, его объём и то, на устранение каких именно проблем оно направленно.


Диаграмма 1.

Данная схема была составлена по данным источников 9, 17. В ней отражена величина расходов на здравоохранение в России и странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики).

Количественная величина расходов была рассчитана по данным, представленным в приложении 1.

Таблица 2.





Страна

Индекс уровня жизни

Прогнозируемая продолжительность жизни, лет

ВВП по паритету покупательной способности на душу населения долл.

Место в рейтинге систем здравоохранения по версии ВОЗ

1

Норвегия

0.965

79.6

38 454

11

2

Исландия

0.960

80.9

33 051

15

3

Австралия

0.957

80.5

30 331

32

4

Ирландия

0.956

77.9

38 827

19

5

Швеция

0.951

80.3

29 541

23

6

Канада

0.950

80.2

31 263

30

8

США

0.948

77.5

39 676

37

9

Швейцария

0.947

80.7

33 040

20

10

Нидерланды

0.947

78.5

31 789

17

11

Финляндия

0.947

78.7

29 951

31

13

Бельгия

0.945

79.1

31 096

21

15

Австрия

0.944

79.2

32 276

9

16

Франция

0.942

79.6

29 300

1

17

Италия

0.940

80.2

28 180

2

18

Великобритания

0.940

78.5

30 821

18

19

Испания

0.938

79.7

25 047

7

20

Новая Зеландия

0.936

79.3

23 413

-

21

Германия

0.932

78.9

28 303

25

23

Израиль

0.927

80.0

24 382

28

27

Словения

0.910

76.6

20 939

38

30

Чехия

0.885

75.7

19 408

-

35

Венгрия

0.869

73.0

16 814

-

37

Польша

0.862

74.6

12 974

-

40

Эстония

0.858

71.6

14 555

-

42

Словакия

0.856

74.3

14 623

-



















65

Россия

0.797

65.2

9 902

-



Стоит пояснить, что место в рейтинге систем здравоохранения присваивалось по таким весьма субъективным критериям, как «справедливость», или параметрам, не связанным напрямую с системой здравоохранения, вроде «контроля над табакокурением». В качестве примера: низкий балл США в общем рейтинге во многом обусловлен тем, что по параметру «справедливость» они заняли лишь 54-е место. В вину Америке ставится наличие накопительных счетов на медицинские услуги, и в целом тот факт, что, по мнению ВОЗ, пациенты оплачивают слишком большую долю этих услуг из своего кармана. Однако США находится на 1-м месте по таким параметрам, как удовлетворение нужд пациентов в плане выбора врача или медицинского учреждения, уважительного отношения, сохранения самостоятельности, своевременности оказания помощи и конфиденциальности. [18]

К сожалению, трудно составить рейтинг, который бы совершенно чётко расставил всё на свои места. Проблемы возникают даже в тех случаях, когда используются более объективные критерии сравнения, т.к. факторов, из которых складывается картина в целом, очень много, причём они имеют совершенно разную долю значимости.

Сопоставляя данные Диаграммы 1 и Таблицы 2, получаю вывод: место в рейтинге систем здравоохранения определяется специфически, т.е. фактически не зависит от уровня вложений; уровень средней продолжительности жизни также не находится в жёсткой зависимости от уровня ВВП и его доли, вложенной в здравоохранение.

Исследование уровня и качества жизни населения обычно начинают с рассмотрения показателей совокупного дохода и его производных. В качестве показателей дохода, включаемых в характеристику уровня и качества жизни используют распределение семей по величине дохода на семью, по доходу на одного члена семьи, по душевому доходу. Рассчитываются также показатели средней заработной платы, пенсии, стипендии, пособия. [19] Следовательно, индекс уровня жизни рассчитывается без «оглядки» на систему здравоохранения.

Таким образом, можно выявить проблему: необходимо использовать эффективные методы лечения, которые будут минимально зависеть от затрат. Также необходима диспансеризация, профилактика заболеваний, которая даст возможность предупреждать болезни, давая возможность сэкономить на дорогостоящем лечении.



Здравоохранение в России.

Далее хотелось бы подробнее познакомиться с системой здравоохранения в нашей стране.

Обеспечение здравоохранения в России ведётся в соответствии с основными принципами, главные из которых:


  • Бесплатность и общедоступность

  • Профилактическая направленность

  • Организация социально-экономических и медицинских мероприятий по предупреждению заболеваемости

  • Контроль за соблюдением гигиенических норм и правил

  • Санитарное просвещение и формирование здорового образа жизни

  • Широкий охват населения динамическим наблюдением

  • Единство науки и практики, лечения и профилактики

  • Преемственность в оказании медицинской помощи

  • Общественный характер

  • Интернационализм [2]

Следует пояснить некоторые пункты, по которым обеспечивается здравоохранение в Российской Федерации: наличие таких принципов, как бесплатность и общедоступность объясняется тем, что они относятся к общественным благам, общественным товарам, для которых характерна неконкурентность и неисключаемость. Во многом поэтому рынок здравоохранения является специфическим: рынки с совершенной конкуренцией могут достичь эффективного производства и распределения ресурсов, т.е. наиболее желательные продукты будут произведены с наименьшими затратами. Этический вопрос, который неизменно встаёт перед «продавцами» медицинских услуг – врачами, не позволяет им с выгодой для себя предлагать пациенту дорогостоящие методы лечения. [3]



Динамическое наблюдение населения - это необходимость периодически показываться специалистам, следящим за Вашим здоровьем.

Преемственность в медицине – это возможность передавать данные о пациенте из одного медицинского учреждения в другое. Под данными подразумеваются амбулаторные карты пациентов, истории болезней, данные о проведенных инструментальных исследованиях и консультациях специалистов. [4]

Интернационализм – понятие, касающееся медицинских терминов. В современной русской медицинской терминологии интернационализмы и их русские эквиваленты (в т.ч. кальки иноязычного термина) выступают в качестве синонимов. [5] Это, несомненно, играет большую роль для преемственности, упрощает этот процесс.

Обеспечение здравоохранения контролируется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) — это федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей.

Ранее данную функцию выполняло Министерство здравоохранения России (Минздрав России).

Его функции весьма обширны, но среди тех, которые касаются непосредственно здравоохранения можно выделить основные:



  • организация медицинской профилактики и медицинской помощи

  • фармацевтическая деятельность

  • качество, эффективность и безопасность лекарственных средств

  • санитарно-эпидемиологическое благополучие

Как и любое государственное ведомство, Минздравсоцразвитие имеет очень сложную структуру; в приложении 2 можно ознакомиться с органами, которые имеют прямое отношение к здравоохранению.


следующая страница >>
Смотрите также:
Исследовательская работа по экономике «Исследование элементов экономики здравоохранения»
390.15kb.
3 стр.
1 Рыночный механизм и экономическая деятельность учреждений здравоохранения
105.82kb.
1 стр.
Предмет экономики здравоохранения. Исторический аспект. Проблемы и современность
41.53kb.
1 стр.
Лекция Экономика здравоохранения в структуре современной экономической науки. Предмет, цели и задачи экономики здравоохранения
77.67kb.
1 стр.
Исследовательская работа по краеведению Не названьем славятся деревни
204.5kb.
1 стр.
Эта работа была сделана на заказ!
498.17kb.
3 стр.
Оптимизация механизмов правового регулирования здравоохранения республики беларусь на основе передовых мировых тенденций
87.9kb.
1 стр.
Ликвидация теневой экономики как направление обеспечения экономической безопасности россии
313.06kb.
1 стр.
План лекции предмет и методология международной экономики. Сущность и признаки международной экономики. Функциональные взаимосвязи в экономике. План семинара
3375.35kb.
19 стр.
Исследование роли единой транспортной системы в управлении социально-экономическими процессами в регионе
365.55kb.
1 стр.
Исследовательская работа по теме: «Любовь в жизни и в творчестве И. А. Бунина»
179.08kb.
1 стр.
Курсовая работа по социальной рыночной экономике на тему
358.26kb.
1 стр.