Главная страница 1
Программа кружка «Моя родословная» (144 ч.)

Учебно-тематический план

Методика составления родословной

Классный час «Дверь в детство»

Содержание:


1. Пояснительная записка с.2
2. Программа курса с.5
3. Тематическое планирование с.8
4. Список использованной и рекомендуемой литературы с.16

Пояснительная записка

Невозможно воспитать достойного человека без памяти о своих предках. Память - это прочный фундамент, защита и поддержка человека в его жизни. И каждый должен знать историю добрых дел, которые совершали его родные. Действительно, каждый должен больше знать о своих родственниках не только близких, но и далёких. Ведь нити связи так просто не порвёшь. Они всё равно проявятся и через четыре и через пять поколений. И когда в тебе проявляется какой-то талант, очень интересно узнать, от какого он предка, далёкого или близкого. Расспрашиваешь маму, бабушку, деда, а какой он был, тот родственник, на кого похож, чем занимался. И чувствуешь, что это есть и в тебе, частичка далёкого прошлого.



Актуальность изучения истории семьи, своей родословной возрастает, так как в современных условиях идёт историческое отмирание семьи. Всё чаще звучит тревога в СМИ, научной литературе по поводу снижения рождаемости в России. Профессор А.И. Антонов, анализирует: «Только семья спасёт Россию от вымирания, мы разорвали связь поколений. Наступил перерыв в преемственности, в исторической памяти. Мы создали поколение людей, которые не помнят, не знают своего прошлого». Наши дети должны хотеть узнавать историю своей семьи, своей улицы, своего села. Изучать свою семью, свой род, своих предков - значит выполнять огромную нравственно-этическую функцию. Семья - самая сплочённая ячейка общества. Именно семья, дом и дети составляют основу развития человеческой личности.

Назначение программы - увидеть себя в зеркале истории своей семьи, помочь сберечь тепло родительского дома, написать историю своей родословной, так как в каждой семье есть захватывающие страницы любви, жизненные трагедии, героизм. Чтобы чувствовать себя уверенным в беспощадном урагане жизни, каждый человек должен ощущать свои корни.

Программа направлена на то, чтобы поддержать этот интерес, развить его, помочь взрослым и детям создать условия совместного поиска своих корней. Исследуя корни своей родословной, учащиеся составляют генеалогию поколений: собирают информацию о родителях, бабушках, дедушках, их родителях и т.д. Источником информации будут служить документы, свидетельства о рождении и смерти, заключении брака, дневники, письма, подписи на оборотах фотографий, вырезки из газет. Важно обращать внимание на имена, место жительства и родственные связи, что необходимо при изучении родословной семьи. Начать нужно с тщательного изучения тех мест, где жили их прадеды, где родились и живут их родители, где растут они сами.

Определяющая цель программы ориентирована на ребёнка, на развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к личностно-значимому и социально-приемлемому определению жизненных стратегий.

В результате прохождения программного материала обучающийся будет иметь представление о:

- семейном укладе и традициях семьи;

-о том, где его корни и кто его предки;

-о взаимоотношениях родителей и детей;

знать:

- способы изображения родословных корней, генеалогического древа;

- историю создания своей семьи;

- памятные даты своих близких;

уметь:

-находить, оценивать, отбирать, беречь в семейном архиве наиболее ценные для последующих поколений материалы;

-применять практические навыки оформления и подачи находок и документов;

Данная образовательная программа имеет цель:



- утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное

возрождение семьи;

- поиск и определение путей создания условий изучения и овладения детьми

опытом поколений на основе семейных и общечеловеческих ценностей.



Задачи:

1. Формирование благоприятного эмоционального и психологического

климата в семье.

2. Оказание помощи ребятам и взрослым в возрождении исторически

сложившихся традиционных, семейных форм общения.

3. Содействие сплочению семьи, укрепление её связей между поколениями.

4. Знакомство учащихся с генеалогией - наукой, изучающей историю родов.

5. Воспитание уважения к предкам, любви к своему народу, к месту своего

рождения.

6. Формирование умений восприятия и передачи жизненного опыта

поколений.

7. Усвоение навыков культуры письменного общения с родными и друзьями.



Основные направления:

- сбор материала о своих близких, кто живёт рядом и в чьих судьбах

отразилась история страны;

- сбор подлинных вещественных, письменных и других источников;

- исследование, изучение и использование материалов местных архивов,

музеев.


Наряду с образовательно-воспитательными задачами данная программа решает задачи общественно-полезного характера, способствует развитию навыков исследовательской деятельности у учащихся. Рассказы и воспоминания родных - живых свидетелей очевидцев и участников событий - оживляют историю, приближают её к ребёнку, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, почувствовать её специфику и уникальность. Занимаясь этой работой, учащиеся глубже понимают, что генеалогические изыскания способствуют развитию у них устойчивого интереса к истории и формированию личностно-ориентированных знаний.
Программа представляет проведение семинаров, экскурсий, практических

заданий и других форм работы. Результатом работы учащихся станет составление генеалогического древа своей семьи, составление версий, подтверждающих историю своей фамилии.
Содержание программы (144 ч)
Тема 1. Мир глазами наших предков (8 ч)

Мир крестьянского дома. Деревня, село. Дом и мир. Жизнь человека в доме и мире. Общественный сход. Роль общественного мнения. Уклад семейной жизни. Генеалогия.



Тема 2. Тепло домашнего очага (8ч)

Крестьянская семья. Семьи отцовские, братские.



Тема 3. Шурин, брат, сват (8ч)

Родственники и свойственники. Деверь, шурин, сват.



Тема 4. Семейно-бытовые обряды (8 ч)

Семейные традиции, обычаи, обряды, предания. Общинные и семейные праздники, фольклор. Будни и праздники: народные игры, забавы, состязания.



Тема 5. Русский человек без родни не живёт (6ч)

Поселения и их типы. Крестьянская усадьба и дом.

Быт своих родных: домашняя утварь, обстановка, одежда, структура питания.
Тема 6. Знатоки русской народной культуры (6 ч)

Духовная культура. Вероисповедание. Народный календарь. Народные приметы (весна, осень, зима, лето). Лунный календарь


Тема 7. Знатоки русского костюма (6ч)

Ткачество. История создания первого русского костюма (материал, цвет, вышивка, применение, праздничный или повседневный). Легенды и предания.


Тема 8. Путешествие по родным местам, путешествие в музей (14ч)

История с.Большая Талда. История п.Вольный, п.Красный Яр, д.Осиновка. История музея. Работа в музее с экспозициями: Летопись школы; История наших предков; Жить, чтобы помнить; История семьи и т.д. Семейный альбом.


Тема 9. Сокровища бабушкиного короба (6ч)
Народное творчество наших близких. Вязание, вышивка, плетение.

Тема 10. Ключевое дело: «Мамин праздник» (6ч)

Знакомство с творчеством наших мам. Песни, прибаутки, легенды.

Основные профессии в семье.

Тема 11. Вся семья вместе - так душа на месте (6ч)

История членов семьи. Разговор по душам.



Тема 12. Музыкальная гостиная (8ч)
Устное народное творчество моих предков. Семейный альбом. Былины, песни, частушки.

Тема 13. Моя семья. Семья в истории страны (8ч)

Судьба предков. Изменение этнического состава в семье. Версии происхождения своей фамилии. Встреча с известными родственниками своей семьи. Место семьи в истории села, региона, страны.



Тема 14. Творческая мастерская (6ч)

Выставка рисунков, сочинений, родословных таблиц. Методика составления таблиц.


Тема 15. Родословное древо (6ч)

Генеалогическое древо своей семьи, методика составления родословного древа.


Тема 16. Я горжусь своей семьёй (8ч)

Интересные случаи в нашей семье. Передовики производства, творческие личности: знакомство с биографией, жизненный путь членов семьи.


Тема 17. Где жить, тем и слыть (6ч)

Взаимодействие культур. Интересные люди (трудовой и военный героизм родственников).



Тема 18. Семейный сад (6ч)

Работа в архивах района, села, о своих предках 5 -7 колена



Тема 19. Колесо истории рода (6ч)

Предметы народного быта семьи, поделки.

Мини-рассказы, интересные истории из жизни наших родственников
Тема 20. Что было, что видели, что узнали (4ч)

Преемственность поколений. Жизненный цикл семьи.


Тема 21. Обобщение: «Самое яркое событие в истории моей семьи» (4ч)

«Древо жизни моей семьи».
Учебно-тематический план

п\п


Наименование

тем


Количество часов

Формы контроля







всего

теория

практика




1.

2.
3.


4.

5.
6.


7.
8.
9.

10.
11.


12.

13.


14.
15.

16.
17.


18.

19.
20.

21.
22.


Мир глазами наших предков (как жили наши предки, какими видели мир вокруг себя).

Тепло домашнего очага (история рода)


Шурин, брат, сват…(термины родства и свойства).
Семейно - бытовые обряды. (обряды, связанные с выбором имени, крещение, заговоры).
Конкурс семей: « Русский человек без родни не живёт».
Знатоки русской народной культуры
Знатоки русского костюма.

Заочное путешествие по родным местам.


Путешествие в музей (вещественные, письменные источники, связанные с моей семьёй).


Сокровища бабушкиного короба (мастера и умельцы)
Ключевое дело: «Мамин праздник».

Вся семья вместе - так душа на месте (внутренний строй большой семьи, место в нём каждого).

Музыкальная гостиная (былины, песни, частушки, прибаутки).
Моя семья. Встреча с родителями: «Семья в истории страны».

Творческая мастерская (выставка рисунков, сочинений, родословных таблиц).

Родословное древо (выставка работ).

Устный журнал «Я горжусь своей семьёй».

«Где жить, тем и слыть» (история своих знаменитых родственников).

Семейный сад (выставка фотографий, вырезок из газет)

Колесо истории рода.

Диалог «Что было, что видели, что узнали».



Обобщение: «Самое яркое событие в истории моей семьи», «Древо жизни моей семьи».

Итого:

8


8

8


8

6
6
6


8

6

6


6

6
8


8
6

6
8
6

6
6

4
4


144

4


4

4


2

2
1
2


2

1

3


2

3
3


-
4

1
2
2

2
-

-

44


4


4

4


6

4
5
4


6

5

3


4

3
5


8
2

5
6
4

4
6

4
4


100

беседа,

конкурс рисунков

сочинения

тест


календарь

традиций

брейн-ринг

круглый стол


выставка- конкурс

предания, легенды

видеосюжет

презентация

выставка
разговор по душам
конкурс песен, частушек

круглый стол

выставка

самостоятельная работа

семинар
мини-реферат

круглый стол

выставка

викторина

тест, конфе-ренция

рассказ


практичес- кая работа

Методика составления родословной
Сначала необходимо опросить:

1) маму и папу,



  1. бабушек и дедушек, как со стороны мамы, так и со стороны па­пы,

  2. разобрать семейные архивы (письма, приглашения, дневники, фотоальбомы) и упорядочить их, подписать фотографии.

Следует искать ответы на вопро­сы: кто? где? когда? в каких родственных отношениях состоял?

Помните:


- По месту жительства в отде­лах загса находятся церковные мет­рические книги — с 1900 до 1917 г. (более старые книги хранятся в ар­хивах). В метрических книгах ве­лись записи о рождении, вступле­нии в брак и смерти граждан.

- Сведения о своем роде можно найти в ревизских сказках, состав­лявшихся на податное население. Купцы, священники, мещане и не­которые другие категории граждан заносились в отдельные списки. В России с 1720 по 1760 г. проведено 10 ревизий, по каждой из них в ар­хивах имеются ревизские сказки. 1720,1740 гг. находятся в ЦГАДА, остальные, как правило, — в быв­ших центрах губерний. Границы гу­берний и нынешних областей не совпадают, поэтому следует выяс­нять, в какой губернии родились те предки, сведения о которых вы ищете.

- Генеалогическая информа­ция содержится и в губернских ро­дословных книгах.

- В поисках помогут генеалоги­ческие банки, использующие раз­личные компьютерные программы построения фамильных деревьев: «Family Tree», «Panteon!», «Personal Ancestral File» и другие. Существуют национальные, территориальные, сословные компьютерные банки данных, включающие в себя массо­вые родословные многих фамилий.

- В Интернете также есть гене­алогические сайты.

- В 1998 г. в России была созда­на компьютерная система «Русская

генеалогия». Ее база данных содер­жит огромный по объему материал: родословные российских фамилий с X по XX в., сведения о сотнях ты­сяч наших соотечественников, би­ографические сведения, информа­цию о событиях, оставивших след в отечественной истории и культуре, в которых они принимали участие.

На каждого представителя рода заводится это генеалогическое досье в виде папки с документами и генеалогическая карточка, помеща­емая в картотеку.



Генеалогическое досье — собра­ние различных документов или их копий: выписок из достоверных ис­точников (с точным указанием пос­ледних); фотографий, текстов, вос­поминаний и т. д. о каждом предс­тавителе рода, который интересует изучающего свое родословие. Сбор материалов в досье осуществляется по следующим позициям:

  • гражданское состояние (доку­менты о рождении, смерти, усынов­лении и другие); семейное положение (брачные контракты и свидетельства, доку­менты, регистрирующие гражданс­кий или церковный брак, развод);

•этнические корни, поддан­ство;

  • внешние приметы и физичес­кое состояние (телосложение, рост,
    внешность, медицинские докумен­ты). Помните, что управление здо­ровьем семьи, как доказывают уче­ные, во многом зависит от того, насколько хорошо изучена родос­ловная в плане состояния здоровья предков;

  • образование (дипломы, аттес­таты, свидетельства успеваемости при обучении, документы об уче­ных степенях, званиях, свидетель­ства современников о характере ин­теллекта персоны и другие);

  • вероисповедание (документы, подтверждающие принадлежность к той или иной конфессии, мысли са­мого лица о принадлежности к той
    или иной религии, о степени религиозности или атеистических взгля­дах, сведения и свидетельства сов­ременников о религиозности персо­ны и другие);



  • социальное положение (пос­лужной список, приказы и доку­менты о назначениях, повышениях, взысканиях, отставках и другие); политические взгляды (доку­менты, свидетельства современни­ков, принадлежность к политичес­ким партиям и движениям и дру­гие);

  • материальное обеспечение (финансовое положение в разные периоды жизни).

Генеалогическая карточка предс­тавителя рода заполняется по следу­ющим пунктам:

  • 1.Год, число, месяц и место рождения.

  • Сведения об отце.

  • Сведения о матери.

  • Семейное положение: сведе­ния о жене, о муже, в случае нес­кольких браков,

сведения по каж­дому из них.

  • Этническое происхождение.

  • Физическое состояние.

  • Образование

  • Вероисповедание.

  • Социальное и должностное по­ложение в разные периоды жизни.

• Политические убеждения.

  • Финансовое положение.

  • Год, число, месяц, причина смерти (обязательны ссылки на ис­точники или генеалогическое досье).

  • Когда материалы о представите­лях рода собраны, можно составить родословные таблицы и генеалоги­ческое древо.

  • Родословные таблицы изготовля­ются по двум принципам:

  • Восходящее родословие.

Это результат поиска предков по восходящей линии: от сына к отцу, от отца к деду, от деда к прадеду и т. д. В такие таблицы включаются только

ближайшие родственники. При изучении происхождения рода восходящее

родословие является основным.

• Родословие нисходящее.

Здесь родословие разворачивается от общего предка к потомкам, такие таблицы включаются не только прямые предки, в них раскрываются родственные связи, как в пределах исследуемого рода, так и за его пределами. Однако возможности таких записей существенно ограничены, ибо даже при девяти-десяти коленах родословие насчитывает более тысячи человек.

Более удобным видом система­тизации имеющихся сведений в этом случае является так называе­мая родословная (поколенная) рос­пись. Здесь все потомки нумеруются арабскими цифрами и распределя­ются по коленам рода, каждое коле­но обозначается римской цифрой






ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРИК ТЕРМИНОВ РОДСТВА И СВОЙСТВА

Свекор — отец мужа

Свекровь — мать мужа

Свояк — муж свояченицы

Свояченица — сестра жены

Тесть — отец жены

Теща — мать жены

Шурин — брат жены

Деверь — брат мужа

Золовка — сестра мужа

Зять — муж вашей дочери или сестры

Невестка — жена брата или жена сы­на, а также жена одного из брать­ев

по отношению к жене другого брата

Сват — родитель одного из супругов

по отношению к родителям другого

Кум — крестный отец по отношению к крестной матери

или родителям крестника или крестницы

Кума — крестная мать по отношению к крестному отцу

или родителям крестника или крестницы

Крестник — крестный сын

Крестница — крестная дочь

Крестный отец и крестная мать — лица, участвовавшие в обряде крещения в

качестве крестных отца и матери

Классный час «Дверь в детство»

Цель: Формирование у учащихся коммуникативной культуры, умения ценить людей, свою семью.

Предполагаемый результат: расширение представлений об окружающем мире, семье, родных и близких людях, рядом с которыми растет ребенок.

Учащиеся класса получают задание побеседовать со своими родителями и расспросить их о днях детства, о том возрасте, в котором сейчас находятся они сами. Ребята оформляют полученные воспоминания в виде большой книги. Книгу можно сделать из листов ватмана, один рассказ на один лист. Каждый рассказ сопровождается рисунком, который делает каждый ученик к своему сочинению. Рисунки можно оформить под одним общим названием «Детство моих родителей». Рассказы о детстве родителей пишет (весь класс, а затем учащимся класса предлагается объединиться в микрогруппы для выполнения разнообразных заданий.

I группа - оформление выставки фотографий «Детство наших
родителей» и подготовка экскурсии по выставке.

II группа - поиск песен, подготовка музыкальной программы


«Мелодии детства»

III группа - подготовка необычных пригласительных билетов на праздник "Дверь в детство"

IV группа - подготовка праздничных необычных сувениров для взрослых - участников праздника

V группа - подготовка и проведение блиц - интервью во время праздника.

Заранее ребята приносят родителям приглашёния. Содержание приглашения может быть таким:

Дорогие папа и мама!

Вы помните свое детство? Вы помните его праздники и огорчения, цветы и улыбки? Конечно, вы его помните. Оно было разным, ваше детство и нам в классе очень хочется узнать, каким оно было. Для этого приглашаем Вас

приоткрыть дверь в ваше детство во время праздника, который состоится

.................................................

Мы ждем Вас и надеемся на нашу встречу.

Ваша Даша и ее одноклассники.

Родители входят в зал под музыку и песню «Город детства».



1. Вступительное слово классного руководителя о значимости
детства в будущем становлении человека.

2. Блиц - опрос родителей:

a. Какие ассоциации возникают у вас на слово «Детство»?

б. Какими именами вас называли в детстве?

c. С кем из ваших школьных друзей или друзей детства вы встречаетесь и сегодня?

д. Какие любимые занятия были у вас в детстве?

3. Музыкальный подарок из детства родителей. Ребята исполняют
те песни детства родителей, о которых они узнали из предварительной
подготовки к празднику. Родители могут петь вместе с ребятами, если у
них есть желание.

4. Ребята знакомят родителей с оформленной ими к празднику
книгой детства. Они зачитывают рассказы о детстве своих родителей и
знакомят с рисунками, которыми сопровождены их сочинения.

5. Кульминационным пунктом праздника может стать открытие
выставки фотографий «Детство наших родителей». Эта фотовыставка
должна готовиться втайне от взрослых и может стать изюминкой встречи.
Презентацию фотовыставки можно провести по-разному, ребята
представляют фотографии и рассказывают, кто изображен на фотографии,
в каком году она была сделана. Другим вариантом презентации может
стать представление фотографии самими родителями, которые
рассказывают, где и когда, в какой момент жизни был сделан снимок,
какие факты из биографии он запечатлел.

6. Всем родителям, чьи фотографии представлены на фотовыставке, вручаются сувениры, сделанные руками ребят.

7. Конкурс «Что мы знаем друг о друге»?

Для участия в конкурсе необходимо задать вопросы родителям и детям, которые должны продемонстрировать знания о детстве родителей и детей. Вопросы детям:

Какие конфеты были любимыми у папы и мамы в детстве?

Любимые песни папы и мамы в детстве?

Какие увлечения были у папы и мамы в детстве?

Какие школьные предметы были самыми нелюбимыми?

Как звали любимых учителей папы и мамы?

Какие курьезные случаи были у папы и мамы в детстве?

Как звали лучшую подругу или друга папы и мамы?

Какие любимые группы, певцы, композиторы были у папы и мамы


в детстве?

Вопросы родителям:

Любимая одежда вашего ребенка.

Самое большое желание вашего ребенка.

Любимая еда сына или дочери.

Лучший друг или подруга вашего ребенка.

Самое страшное наказание для ребенка.

Любимый предмет.

Любимый учитель.

Любимое занятие

8. Пополнение архивных материалов класса.

В конце праздника ребята и родители делают совместную фотографию на память о празднике.




Литература для учителя:
1. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. М.,2001

2. История Кузбасса / отв. Ред. Н. П. Шуранов.- Кемерово: ИПП

«Кузбасс», "СКИФ"2006
3. Кацюба Д.В. Этнография и школа. Кемерово, ОблИУУ,1993.
4. Краеведение. Под ред.Даринского А.В.М.,1987.
5.Кузнецова Ф.С., Зверев В.А. Программно-методические материалы.

История Сибири. Новосибирск, «ИНФОЛИО-пресс,2000.


6.Простов М.П. Кружковая работа по истории и обществоведению.

М., Просвещение, 1984.


7. Соловьёв Л.И. Живи, Кузнецкая земля! Кемерово,1997.
Литература для учащихся:
1. Алексеев В. В., Степанов В. А. Страницы российской истории. - М., 1998

2. Библиотека русского фольклора. М;1992

3.История Кузбасса / отв. Ред. Н. П. Шуранов.- Кемерово: ИПП «Кузбасс», "СКИФ"2006

4. История Отечества: Справочник школьника. - М., 1996

5. Кацюба Д.В. История Кузбасса. Кемерово. 1983

6. Никанов В.А. Словарь русских фамилий; 1993.

7. Полная энциклопедия быта русского народа. Том 1,2/ Под ред. И. Панкеева. М: Изл-во «Олма-Пресс», 1998.
8. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания / Собрано М. Забылиным. –

СПб., 1994.


9. Харчев М. Нравственность и семья. М;1981
10.Энциклопедия для детей. История России. Т.5.Часть1.-М.,1995.


Перечень ключевых понятий:
-генеалогия - община

-семья - шурин

-личность - сват

-человек - родня

-традиции - забавы

-фольклор - заговор

-династия - обряд

-реликвия - народный промысел

-обычаи - духовная культура

- этнос - преемственность

- былины - древо семьи

-горница - сенники

- красный угол - трапеза

- курная изба - лохань

- чеботы - зипун

- коляда - масленица







Смотрите также:
Классный час «Дверь в детство»
220.6kb.
1 стр.
Классный час может проводиться в форме классного собрания, воспитательного часа, экскурсии, тематической лекции
16.49kb.
1 стр.
Классный час «Папа, мама, я здоровая семья»
38.49kb.
1 стр.
Классный час "Профессии наших родителей" Классный час: Профессия "Планета людей-Земля"
235.03kb.
1 стр.
Классный час час совместной жизни
82.06kb.
1 стр.
Классный час для детей с проявлениями тревожности. Классный час для детей с проявлениями агрессивности «Сказка про обыкновенного мальчика, с которым произошла необыкновенная история»
27.09kb.
1 стр.
Классный час Тема «Мне 11 лет» Классный Рублева Т. М. 2007 год
50.03kb.
1 стр.
Конкурса «Самый классный классный-2003» 10 класс Час общения: «Хорошие манеры»
95.02kb.
1 стр.
Классный час, посвященный проблеме наркомании
170.19kb.
1 стр.
Классный час «Я люблю тебя, Россия!»
139.77kb.
1 стр.
Классный час: «мама, папа, я некурящая семья»
47.93kb.
1 стр.
Классный час «Права человека»
64.81kb.
1 стр.