Главная страница 1страница 2 ... страница 13страница 14




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ФИНАНСИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,

РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ)

Пояснительная записка
Нормативное подушевое бюджетное финансирование определяет минимальную стоимость обучения одного обучающегося в год по каждому типу, виду образовательного учреждения. Оно является законодательно гарантированной нормой расходов бюджета по соответствующему направлению.

Нормативное подушевое финансирование в системе дополнительного образования детей должно учитывать специфику каждого вида учреждения дополнительного образования детей, уровень и направленность образовательных программ.



I. Специфика деятельности детских школ искусств

как особого вида учреждений дополнительного образования детей
1.
I. Детские музыкальные, художественные, фольклорные школы, школы искусств и др. (далее – детские школы искусств) имеют 110-летнюю историю существования. Первые школы были созданы как первые ступени обучения в музыкальных консерваториях Москвы и Санкт-Петербурга, академии художеств. Поэтому содержание образования в детских школах искусств сразу определялось двумя качествами:

  1. Освоение видов искусств через комплекс предметов (в традициях профессионального образования).

  2. Наличие двух уровней обучения: массовое как направление общемузыкального, общехудожественного образования и как первая ступень профессионального образования в сфере искусств.

Образовательные учреждения других видов дополнительного образования детей (центры и дома детского творчества, станции юных техников и т.д.) в отличие от детских школ искусств созданы на основе так называемых внешкольных учреждений, кружков самодеятельности, студий различной направленности. Данные объединения возникли в послереволюционное время и имели, в основном, функции досуговых (а не образовательных) учреждений.
II. Вследствие разных исторических условий, различной социальной функции детские школы искусств по отношению к другим видам образовательных учреждений дополнительного образования детей имеют следующие особенности:

1. Образовательный процесс в детских школах искусств базируется на учебных подразделениях, объединяющих обучающихся по следующим признакам: учебные группы по предметам (кроме предметов коллективного музицирования) формируются по возрастному принципу (в группах дети только одного возраста), по классам (1 класс, 7 класс и т.д.) и срокам обучения (3-летний срок обучения, 5-летний, 7-летний и т.д.).

2. В детских школах искусств действуют долгосрочные образовательные программы – 4-годичные, 5-годичные, 7-годичные. Лишь в последнее десятилетие появились 3-годичные программы по некоторым видам искусств (театральное, эстрадно-джазовое и др.).

3. Образовательный процесс в детских школах искусств имеет сложную структуру, основан на обязательном комплексе предметов и реализации различных по уровню освоения образовательных программ – программы общеэстетические, повышенного уровня, допрофессиональной подготовки.

4. Нормативной основой образовательного процесса в детской школе искусств являются типовые (разработанные в 60-80-е годы) и примерные учебные планы (разработанные в 90-годы XX столетия и в 2000-е годы). Необходимо отметить, что первые учебные планы и комплекс предметов были разработаны еще в начале XX века.

5. Содержательной основой образовательного процесса в детских школах искусств являются примерные учебные программы, разработка которых началась в 50-годы XX века.


III. Образовательный процесс в детских школах искусств – это сочетание индивидуальных и групповых занятий.

IV. Учебный график в детских школах искусств построен по принципу графиков общеобразовательных школ: учебный год делится на четверти с обязательным отдыхом детей от учебных занятий между четвертями.

V. В детских школах искусств действует дифференцированное нормирование труда преподавателей (18 и 24 часа за ставку заработной платы), что должно учитываться в расчетах НБФ.

VI. Квалификация выпускников, осуществляющих образовательный процесс в детских школах искусств, – преподаватель, в других видах учреждений дополнительного образования детей – педагог дополнительного образования. Квалификацию «преподаватель» получают выпускники творческих вузов (вузов культуры и искусств), квалификацию «педагог дополнительного образования» - выпускники педагогических колледжей и вузов.

2.
Образовательный процесс в детских школах искусств ведется на основе учебных планов, рекомендованных к использованию федеральными органами управления культуры. Образовательный процесс в указанных образовательных учреждениях строится на основе индивидуальных, мелкогрупповых (от 2-х человек), групповых (10-15 человек) занятий. На сегодняшний момент в системе детских школ искусств действуют следующие учебные планы:


  • Типовые учебные планы детской музыкальной школы (музыкального отделения школы искусств), утвержденные приказом Министерства культуры СССР от 28.05.1987 г. №242

  • Примерные учебные планы государственной, муниципальной детской музыкальной, художественной школы, школы искусств, рекомендованные Министерством культуры Российской Федерации в 1996 году (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 23.12.1996 №01-266/16-12)

  • Примерные учебные планы образовательных программ по видам искусств для детских школ искусств, рекомендованные Министерством культуры Российской Федерации в 2003 году (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 23.06.2003 г. № 66-01-16/32)

  • Примерные учебные планы образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств, рекомендованные Федеральным агентством по культуре и кинематографии в 2005 году (письмо Федерального агентства по культуре и кинематографии от 02.06.2005 г. № 1814-18-07.4).

В детских школах искусств реализуются следующие образовательные программы по различным видам искусств, уровням освоения.
Таблица 1. Образовательные программы, реализуемые

детской школой искусств




Образовательные области

Сроки реализации полного курса

ОП

Уровни освоения ОП


Общее художественно-эстетическое образование

Повышенный уровень художественного образования

Допрофессиональная подготовка (ранняя профессиональная ориентация)


Инструментальное (вокальное) музицирование

7 лет

+








Музыкальное исполнительство (инструментальное исполнительство, инструментальные виды музыкального искусства, инструментальные классы, сольное пение)

7 (8) лет

5 (6) лет


+


+


+


Теория музыки

7 (8) лет




+

+

Хоровое пение (Хоровой класс)

7 лет

5 лет


+

+




Хоровое дирижирование

1 год







+

















Изобразительное искусство

4 (5) лет

7 (8) лет






+

+
















Фольклорное искусство

5 (6) лет

7 (8) лет



+

-

+
















Хореографическое искусство

5 (6) лет

7 (8) лет



+

+

+
















Эстрадно-джазовое искусство «Инструментальное исполнительство»

5 (6) лет

3 (4) года


+

+

+


Эстрадно-джазовое искусство «Вокальное исполнительство»

5 (6) лет

3 (4) года


+

+

+

















Театральное искусство

7 (8) лет

5 (6) лет

3 (4) года

+



+

















Общее эстетическое образование

5 лет

+







следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации по финансированию образовательных учреждений
1408.3kb.
14 стр.
Методические рекомендации по обеспечению здоровым питанием учащихся образовательных учреждений
580.89kb.
4 стр.
Методические рекомендации по содержанию деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей
1197.58kb.
6 стр.
Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей Подготовка
1639.58kb.
8 стр.
Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей Подготовка
1639.58kb.
8 стр.
Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей «Игры и игрушки для детей с ограниченными возможностями здоровья»
1621.94kb.
15 стр.
Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей «Коррекция основных компонентов языковой системы у детей с нарушениями речи»
1349.94kb.
9 стр.
Методические рекомендации по работе с одаренными детьми для дошкольных образовательных учреждений
320.56kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке заданий для обучающихся школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности
447.48kb.
3 стр.
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений
1413.03kb.
9 стр.
Утверждено: на заседании Учёного совета хк иппк пк
1984.67kb.
24 стр.
Методические указания и контрольные задания для студентов экстерната, заочной формы обучения образовательных учреждений
892.03kb.
12 стр.