Главная страница 1страница 2
Методические рекомендации по разработке программы развития образовательного учреждения
В условиях инновационного развития экономики и системы образования программа развития образовательного учреждения является документом об инновационном развитии школы, способным эффективно понижать неопределенность будущего развития для различных субъектов образовательного процесса; инструментом управления образовательным учреждением, необходимым для привлечения управленческих, кадровых, финансовых ресурсов в решении значимой для образовательного процесса проблемы.

С точки зрения современного менеджмента программа является основой как для принятия стратегических и оперативных управленческих решений в инновационной деятельности образовательного учреждения, так и его финансирования в рамках новой методологии подготовки и исполнения бюджета - бюджетирования, ориентированного на результат (БОР)1.

Основой модели бюджетирования, ориентированного на результат, является программно-целевой метод планирования, предполагающий формирование программного бюджета, сочетающего в себе требования к установлению планируемого результата и к конкурентному распределению ресурсов.

На протяжении последних пяти лет был сформирован целый пласт законодательства2, регулирующего применение БОР:



  • целевое планирование деятельности учреждения (доклады о результатах и основных направлениях деятельности);

  • переход к среднесрочному бюджетному планированию (трехлетний бюджет или среднесрочный финансовый план);

  • программный подход к планированию деятельности учреждения (целевые программы);

  • установление связи между результатами и финансированием (государственные и муниципальные задания).

В Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249, определены общие требования к бюджетным программам:

  • четкая формулировка цели программы, соответствующей приоритетам государственной политики, полномочиям и сферам ответственности;

  • описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы;

  • наличие системы показателей для измерения результатов реализации программы и целевых значений каждого из таких показателей;

  • обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, оценки внешних условий и рисков реализации программы;

  • определение системы управления реализацией программы, разграничения полномочий и ответственности. 

В условиях БОР бюджетные организации:

  • будут обосновывать целесообразность расходов по определенным критериям;

  • должны будут уметь формулировать свои стратегические цели, сопоставить с основными направлениями деятельности значимые результаты, распределить бюджеты по основным целям и функциям, и оценить эффективность этих расходов;

  • будут представлять бюджет не в виде сметы, а как программную концепцию развития своего образовательного учреждения, из которой будут ясны цели и задачи, а также способы их реализации.

Таким образом, в сложившейся ситуации институциональных преобразований деятельности образовательного учреждения программа развития является по форме целевой программой, а по содержанию - бизнес-планом.

Прежде чем приступать к разработке программы развития образовательного учреждения, необходимо разобраться для самих себя, ответить на следующие вопросы:



  • Что следует учесть при разработке программы развития образовательного учреждения?

  • Что такое программа, чем она отличается от плана мероприятий (гораздо более привычной формы планирования)?

  • В чем различия программы и проекта?

  • Что такое концепция, является ли она частью программы?

  • Каковы соотношения понятий: программа, план, проект, концепция?

  • Из каких элементов (блоков) должна состоять программа? Какова «нагрузка» каждого элемента (блока)?

  • Как организованы эти элементы (блоки), какова структура программы?

Когда ответы на эти вопросы составителю программы ясны (ниже приведены необходимые объяснения), можно приступить собственно к составлению программы (разработке). На этом этапе также необходимо ясно представлять себе, как это делается. Здесь необходимо прояснить для себя следующее:

  • С чего начинать?

  • В какой последовательности двигаться?

  • На что обращать внимание в первую очередь?

  • Каковы критерии реальности программы?

  • Что необходимо проверить, учесть при составлении программы?

Рассмотрим эти вопросы и возможные ответы на них последовательно.

Что следует учесть при разработке программы развития образовательного учреждения?

  • основные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»3:

    • переход на новые образовательные стандарты;

    • развитие системы поддержки талантливых детей;

    • совершенствование учительского корпуса;

    • изменение школьной инфраструктуры

    • сохранение и укрепление здоровья школьников

    • развитие самостоятельности образовательного учреждения;

  • основные направления модернизации системы образования в Хабаровском крае4:

    • совершенствование содержания и технологий образования;

    • кадровая политика в сфере образования;

    • развитие инфраструктуры системы образования;

    • поддержка талантливых детей и молодёжи;

    • развитие системы оценки качества образования.

Договоримся о понимании основных терминов

Что такое программа, чем она отличается от плана мероприятий?

План обычно (так сложилось) составляется «от сегодняшнего дня», вперед, насколько хватит воображения у составителя. Как правило, составляя план, мы отвечаем на вопрос: «Что можно сделать?». А длительность (продолжительность) плана зависит от множества условий, как правило, внешних: «На сколько надо?». Программа, по крайней мере, в момент своего составления, не привязана к срокам. Вопрос о планировании во времени встает на одном из последних этапов работы над программой.

План – это система (перечень) мероприятий, направленных на достижение целей и задач программы развития образовательного учреждения.

Вопрос, на который отвечает программа – другой: «Что необходимо сделать, чтобы…?». Поэтому при составлении программы всегда сначала необходимо задать вопрос: «Что должно произойти?», а потом: «Как именно этого добиться?». Программа в отличие от плана мероприятий ориентирована на изменение, на «шаг развития». Поэтому программа всегда составляется не от нынешнего момента вперед, а, наоборот, от завтрашнего дня, от образа потребного будущего, к сегодняшней, наличной ситуации. В этом главное отличие плана от программы.

Сразу же заметим, что программа – гораздо более ответственный документ, задавая образ результата (того, что получится в конце) мы берем на себя ответственность за собственные действия по его достижению.

Программа - документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательном учреждении, обеспечивающий новое качественное состояние образовательной системе.

Программа, задавая результат, проявляет наши намерения, показывает в явном виде, на что именно направлены наши действия. И, следовательно, программа гораздо «строже» к результатам: прямо указывая, что должно быть получено.

В чем различия программы и проекта?

В последние годы модным и часто употребляемым стало слово «проект». В сущности, термины «программа» и «проект» близки. Их часто употребляют как синонимы. Некоторые авторы предлагают считать программой несколько взаимосвязанных проектов. Этого же понимания мы и предлагаем придерживаться.

Что такое проект? Это серия спланированных, тщательно документально обоснованных взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенных целей и разрешения конкретных задач за строго определенный период времени. Это планомерная работа, направленная на достижение конкретных целей, основанная на адекватном использовании имеющихся в распоряжении ресурсов.

Что такое концепция и является ли она частью программы?

Концепция – 1) определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел; 2) относительно целостная и завершенная, структурированная система взглядов, представлений, идей.

Концепция программы представляет собой текст, в котором изложено желаемое будущее состояние школы в ней не описывается то, что есть, а предписывается, что должно быть, что должно характеризовать новую школу. Концепция – это составная часть программы. Концепция опирается на результаты проблемно-ориентированного анализа.

Каковы соотношения понятий Программа, План, Проект, Концепция?

Программа как целое объединяет в себе концепцию, проекты (два и более), план мероприятий.



Рассмотрим содержание и структуру программы развития образовательного учреждения

В начале разработки программы необходимо представить, в какой логике, последовательности будем писать текст.

Определим существующее положение дел (проблемно-ориентированный анализ). Первоначально убедимся, какие в образовательном учреждении есть условия, внутренние ресурсы и потенциал, позволяющие прогнозировать качественные изменения в школе. Разберемся, что составит проблему, а также угрозу для достижения желаемого будущего. И, наоборот, на какие внешние факторы и ситуации мы можем рассчитывать. Главное не забывать об объективности и надежности информации (не полагаться на устаревшие данные).

Теперь уверенно можно вообразить образ желаемого будущего (концепция) и разрабатывать стратегию (выражена в формулировке темы, описании противоречий, проблем, цели) и тактику его достижения (проекты, планы мероприятий).



Из каких элементов (блоков) должна состоять программа?

Какова «нагрузка» каждого элемента (блока)?

Основными элементами (блоками) программы можно считать: анализ реальной ситуации с формулировкой актуальных проблем, формулировку цели, задач, разработку проектов, планирование результатов, составление плана мероприятий, финансового плана.



Анализ ситуации

При подготовке анализа, кроме описания действительного положения дел образовательного учреждения, должны быть: выявлены противоречия, обозначены проблемы, сформулирована тема программы.

Противоречие - это несоответствие между желаемым и дей­ствительным состоянием учебно-воспитательного процесса школы (например, противоречие между объективной необходимостью качественных изменений результатов обучения школьника и недостаточными условиями для повышения качества обученности учащихся в школе).

Вопрос: Чего необходимо достичь и каково действительное положение дел?

Требования к формулировке противоречий:



  • реальность, то есть брать для работы «посильные противоречия», которые можно разрешить педагогическими средствами и в рамках школьных возможностей;

  • позитивность, разрешение противоречия должно способствовать положительному преобразованию практики, сознательное получение антипедагогического результата в сфере образования противопоказано.

Проблема (греч. задача, задание) – вопрос, требующий решения. Формулируется и выявляется проблема из противоречия. Например, каким образом в условиях образовательного учреждения можно обеспечить повышение качества обученности школьников? или Какие условия необходимы для повышения качества обученности школьников?

Вопрос: Что не устраивает в образовательном пространстве?

Определить наличие проблемы можно по признакам:



  • затруднения педагогической практики;

  • анализ педагогической практики на предмет выявления требуемых знаний;

  • недостаток в результатах работы системы школьного образования;

  • неясность причин и способов устранения недостатков (недостаток проявляется на основе сравнения реального положения дел с требуемым - желаемым).

Требование к формулировке проблемы:

  • актуальность, что означает: возможность влияния на результаты учебно-воспитательного процесса; наличие объективных средств, условий для решения проблемы;

  • проблема может быть только одна.

Проблему можно сформулировать в виде:

  • проблемной ситуации – описание ситуации конкретного образовательного учреждения, в которой обнаружены отрицательные признаки процесса, требующие решения;

  • проблемного вопроса – это вопрос, поставленный относительно возможности исследовать тот или иной предмет познания; выражается вопросительным предложением, в котором фиксируется предмет исследования;

  • проблемной задачи – это обозначение предполагаемого результата исследования; проблемная задача формулируется как обыкновенная цель – «найти способы связи компонентов системы …», «определение комплекса условий …».

Требования к описанию педагогической (социально-экономической) проблемы:

  • наименование проблемы;

  • цифровая, иная информация характеризующая проблему (текущее состояние, динамика изменений);

  • оценка развития ситуации на перспективу;

  • краткий обзор имеющейся практики (край, РФ, зарубежье).

Проблема определяет формулировку названия программы. Тема программы развития образовательного учреждения формулируется по желанию разработчиков. Тема программы развития образовательного учреждения - «свернутое» в одно предложение содержание изменения или локальная формулировка, выражающая главную идею, мотив, пафос преобразования.

Вопрос: В чем суть изменений (преобразований)?

Требования к формулировке темы:



  • значимость для образовательного учреждения.

  • конкретность, точность; широкая тема указывает на поверхностность программы, мешает определить цели и выделить посильный круг задач;

  • прогностичность, то есть при выборе темы нужно серьёзно думать о возможности её решения (о вероятной логике построения работы и диагностике, подтверждении результатов).

Типы формулировок тем программы развития образовательного учреждения:

  • Изменение качеств А у В в условиях С. Например, повышение качества обученности школьников в условиях ИКТ насыщенной среды образовательного учреждения.

  • Условия изменения качества А у Б (вместо «условий» могут быть «факторы, основы, принципы, подходы»). Например, педагогические условия обеспечения повышения качества обученности школьников средствами ИКТ.

  • А как Б (в качестве А может быть любой педагогический феномен, а в качестве Б лишь функция, средство, метод, принцип, форма, фактор, проблема, результат). Например, ИКТ как средство повышения качества обученности школьников.

Определившись с проблемами и темой смело можно приступать к разработке основного инструмента программы: концепция, цель, задачи, проекты, результаты.

Концепция:

  • Формулировка видения. Видение – это сложившийся в нашем сознании идеальный образ желаемого будущего, достижение которого возможно только при самых благоприятных внутренних и внешних условиях; образ наилучшего, наиболее совершенного состояния школы.

  • проектирование миссии образовательного учреждения (приоритетных интересов), целей и принципов построения;

  • поиск, изучение и оценка новшеств;

  • предварительный выбор идей;

  • формирование образа будущего.

Формулировка цели

Вопрос: Чего мы хотим достичь, на какой результат выйти, выполняя программу?

Цель - элемент программы, тесно связан с другим ее элементом - «Результат». Фактически это равнозначные элементы, организующие всю программу в целом. Цель программы может быть сформулирована как «разрешающая проблему, которая стоит перед школой».

Цель – более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализации программы. Цель обычно касается нового качества, которое мы хотим получить по окончании программы.

Цель может, например, определять:



  • новое качество предоставляемых школой образовательных услуг;

  • новую номенклатуру предоставляемых услуг;

  • новые условия обучения школьников;

  • изменение технической оснащенности и т.д.

Однако, как правило, цель программы связана с основной деятельностью той организации, которая составляет и осуществляет программу. Поэтому среди приведенных примеров более важной целью является новое качество образования, а изменение технического парка школы – менее важной (частной) целью.

Важно, чтобы цель, которая сформулирована в программе была понятна всем участникам программы, четко сформулирована, просто – близка всем, кто имеет отношение к ее достижению. Только в этом случае можно надеяться, что программа будет поддержана всем педагогическим коллективом.

Требования к постановке целей:


  • реалистичность, посильность, достижимость;

  • однозначность, представлять в обобщенном виде конечный продукт исследования;

  • проверяемость цели, ее контролируемость, в отдельных случаях диагностируемость;

  • определенность во времени (определены сроки проведения исследования);

  • операциональность (цель распределена на задачи);

  • отсутствие специальных (профессиональных) терминов;

  • отсутствие неоднозначных выражений и понятий;

  • отсутствие указаний на иные цели и задачи – следствия реализации программы;

  • указания на пути, средства, методы реализации программы;

  • явное соответствие заявленной проблеме.

Итак, мы определили стратегию программы развития учреждения, она заключается в описании темы, противоречий, проблем, цели, концепции.

Тактика реализации программы – это система локальных практических действий, направленных на достижение цели. Вырабатывая тактику, мы определяем задачи, разрабатываем проекты, планируем мероприятия по достижению результатов, выбираем методы диагностирования, продумываем ресурсы и условия.



Формулировка задач

Задачи - это конкретизированные или более частные цели (цель, подобно вееру, развертывается в комплекс взаимосвязанных задач.). Задачи по отношении к цели выступают как самостоятельные «цели».



Вопрос: Какие промежуточные результаты нужно получить, чтобы достичь цели?

Деление цели на задачи – неизбежный процесс, делается это для того, чтобы:



  • выделить более простые и доступные для выполнения операции;

  • создать последовательность выполнения операций с учетом их связи, сложности и времени выполнения, то есть выработать тактику достижения цели;

  • смоделировать весь объем работы и рассчитать свои силы.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, выяснить, сформулировать, установить и т.д.) и, как правило, их не бывает более 4-5.

Очень важно, чтобы задачи и цель были согласованы. Составляя список задач, проверяйте себя, не появилось ли лишних задач (тогда поставленная цель должна быть переформулирована). Или может оказаться, что поставленных задач не достаточно для достижения цели. В этом случае список задач должен быть дополнен.

Требования к представлению задач программы:


  • формулировка в виде заданий по достижению определенных результатов к определенному сроку;

  • результаты должны быть измеримы (как правило – в цифрах);

  • набор задач необходим и достаточен для достижения цели;

  • задаче поставлен в соответствие набор мероприятий;

  • набор мероприятий необходим и достаточен для решения задачи.

Как разработать проект

В последние годы модным и часто употребляемым стало слово «проект». В сущности, термины «программа» и «проект» близки. Их часто употребляют как синонимы. Некоторые авторы предлагают считать программой несколько взаимосвязанных проектов. Этого же понимания мы и предлагаем придерживаться.

Проект всегда имеет цель (перевод слова «проект» - брошенный вперед). В отличие от цели программы, цель проекта – гораздо конкретнее. Это может быть, например, отдельная задача. Но может быть и иначе в зависимости от структуры всей программы в целом.

Проект обязательно ограничен во времени. Про проект всегда понятно, сколько времени он будет реализовываться. Отдельные школьные проекты в рамках программы имеют собственную продолжительность, которая определяется не столько общей (внешней) временной рамкой, а собственно содержанием данного конкретного проекта, временем на достижение его результата.

При разработке конкретных проектов, особое внимание следует уделить ответам на следующие вопросы.

Первая группа вопросов:



  • Что должно быть сделано? Как это связано с целями и задачами региона, муниципалитета, программой развития в целом?

  • Какие результаты должны быть достигнуты? «Где» («на чем») мы их увидим? Каковы индикаторы, критерии успешности?

  • Как будет организован мониторинг хода реализации проекта? Что (какие мероприятия) надо осуществить для того, чтобы ход реализации проекта можно было бы вовремя скорректировать?

  • В каком виде и кому будут представляться отчуждаемые продукты (результаты реализации проекта)?

Вторая группа вопросов:

  • Кто будет это осуществлять? Кого следует привлечь к этой работе (как в школе, так и извне)? Кого необходимо привлечь для реализации замысла?

  • Когда это будет осуществлено?

  • Как это будет осуществлено?

  • Какие дополнительные ресурсы потребуются для реализации проекта?

Требования к представлению краткого резюме проекта:

  • ожидаемые измеримые результаты реализации проекта;

  • сроки реализации проекта;

  • перечень проектных действий;

  • объем расходов, в т.ч. для каждого проектного действия;

  • объем эксплуатационных расходов (по годам);

  • требования к формулированию проектных действий – как для мероприятий программы.

Результаты программы

Как уже понятно из вышеизложенного, критерием успешности разработки всей программы является ее результат. При составлении программы необходимо сформулировать результат. Именно результат (ожидаемый) определяет цель программы.



Вопрос: что конкретно изменится на уровне данного образовательного учреждения по завершении программы?

Цель программы и ее результат – взаимосвязаны. Формулируя цель, разработчики программы сразу же определяют круг возможных результатов. По конкретности планируемых результатов цель тоже приобретает черты определенности. Чем точнее сформулированы результаты, тем понятнее всем участникам становится цель программы в целом, тем легче она будет реализовываться.

Именно формулировка результатов программы может вызвать наибольшие споры потому, что результаты наглядны и конкретны. Формулируя результаты, необходимо задуматься о том, в чем конкретно они будут «измеряться»: где их будет видно, насколько они изменят ситуацию в обучении.

Требования к целевым индикаторам, описанию ожидаемых результатов:



  • соответствующие показателям, характеризующим проблему;

  • значения индикаторов за последний год;

  • промежуточные годовые значения индикаторов (при наличии);

  • качественное описание степени решения проблемы;

  • оценка устойчивости результатов;

  • при отсутствии статистического наблюдения значения целевых индикаторов могут отсутствовать.

Планирование

Планирование - это проекция деятельности в будущее для достижения поставленной цели при определенных условиях и средствах. Результатом планирования является план - управленческое решение задачи достижения поставленной цели. План представляет систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения.

Практика убедительно показывает, что тщательно разработанный план - залог его успешного проведения; он позволяет всесторонне осмыслить действия, заранее предусмотреть объем работы, избежать различных огрехов, придает работе ритмичность на всех этапах его проведения.

При разработке плана четкое отражение должны найти следующие вопросы.



  • в чем будет заключаться преобразование, какие именно педагогические воздействия, способы решения задач и т. п. будут подвергаться проверке и в каких вариантах;

  • какие параметры (свойства, характеристики, признаки) педагогического процесса будут выбраны для изменений и их следствий;

  • как будут отслеживаться выбранные параметры;

  • какие методы получения и обработки информации будут применяться;

  • какое время потребуется для реализации программы;

  • с чем будет сопоставляться результат, достигнутый в процессе реализации программы;

  • как будет оформляться и оцениваться результат.

  • вопросы согласования программы развития учреждения с коллективом;

  • подбор и необходимая коррекция (уравнивание) объектов;

  • подготовка методического обеспечения;

  • подготовка диагностического инструментария, размножение методических материалов.

Требования к представлению мероприятий программы:

  • одно мероприятие – одна задача;

  • для каждого мероприятия указаны источники финансирования;

  • для каждого мероприятия указан объем финансирования (в целом, по годам).

Финансовый план

В соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ5 государственные (муниципальные) учреждения разделены на бюджетные и казенные.

Базовые изменения в статусе бюджетных учреждений вводятся в конечном итоге к расширению объема их прав и большей самостоятельности:


  • изменяются механизмы финансового обеспечения – переход с бюджетной сметы на субсидии по государственному (муниципальному) заданию;

  • полученные доходы не являются доходами бюджета, остаются в распоряжении учреждения и должны направляться на достижение целей, ради которых она создана;

  • учреждения получают большую самостоятельность при использовании средств, полученных из бюджета;

  • отменяется субсидиарная ответственность государства по обязательствам бюджетного учреждения;

  • расширяются права при распоряжении движимым имуществом (за исключением особо ценного движимого имущества);

  • заключаются гражданско-правовые договора, приобретаются права и обязанности от своего имени.

Статус казенных учреждений, по сути, будет идентичен существующему, закрепленному в действующем законодательстве правовому статусу бюджетного учреждения, с дополнительным ограничением в виде зачисления всех полученных учреждением средств от приносящей доходы деятельности в соответствующий бюджет.

Таким образом, при разработке финансового плана программы развития образовательного учреждения определяем:



  • целевые ориентиры и приоритетные задачи развития образовательного учреждения; 

  • доходную часть, которая складывается:

    • из стоимости образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением в соответствии с ее уставной деятельностью и оплачивается за счет бюджетных средств;

    • из доходов от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности;

  •  структуру расходов, отражающую приоритетные направления расходования финансовых средств, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Требования к обоснованию финансового плана на реализацию программы:

  • формируется в разрезе отдельных мероприятий;

  • охватывает прямые расходы и эксплуатационные;

  • способы обоснования:

    • примеры стоимости аналогичных мероприятий, ссылки на рыночные предложения;

    • сметная стоимость;

    • расчеты на основе фактической информации;

    • иные способы.

Как организованы элементы (блоки) программы, какова ее структура?

В организации программы главное – согласованность ее элементов. Первое – взаимосвязанность элементов программы. Об этом уже шла речь, теперь попытаемся сформулировать требования к согласованности элементов программы точнее. Итак, во-первых, цель и результат программы – взаимосвязаны и отражают друг друга. Лучше, возможно, сформулировать сначала результаты, а затем цели или делать это параллельно.

Следующий важный момент – согласование целей и задач программы и составляющих ее проектов. Здесь возможны различные варианты структуры.

Например, задачи формулируются как микро цели, каждая из которых отражает отдельное направление деятельности (рис. 1). Общая цель дробится на свои составляющие, которые в свою очередь становятся проектами – самостоятельными микропрограммами со своими частными результатами.

Рис. 1

При такой структуре программы она с самого начала существует и далее развертывается как несколько относительно самостоятельных подпрограмм. Как правило, при такой организации на решение каждой задачи назначается отдельный человек (ответственный), который на протяжении всего срока существования программы курирует ее реализацию. Такая структура имеет свои преимущества. Она наиболее проста для контроля и оперативного управления. Однако есть и недостаток – при такой организации наиболее вероятен разрыв между направлениями, конкурентные направления между нами, потеря общей цели и опасность не достичь общего результата.

Прообразом такой организации программы может стать ее поэлементное выполнение, например, как если бы при ремонте помещения каждую стену ремонтировали бы отдельно.

Возможна и другая структура программы (рис. 2).

Рис. 2


При такой структуре ни задачи, ни проекты не обособляются. А результаты не складываются, как в предыдущем примере, а возникают как единый совокупный продукт. Если продолжить аналогию с ремонтом, то здесь последовательно, а иногда и параллельно, закупаются материалы и выполняются отдельные типы работ, но сразу на всех направлениях реализации программы. Ясно, что выделение индивидуальных заданий исполнителям может происходить на этапе выделения отдельных проектов. При этом вся команда работает «единым фронтом», становится более сплоченной, что также способствует успеху. Хотя управление такой деятельностью усложняется.

Приведем еще примеры организационной структуры программы (рис.3).

Рис. 3

Здесь задачи планируются как отдельные шаги-этапы реализации программы, которые на определенном этапе дифференцируются на отдельные проекты.

В принципе вариантов структуры программы может быть много. Самое главное, чтобы при составлении программы разработчики сразу представляли себе ее полную форму. Наверное, можно порекомендовать на этапе разработки составлять аналогичные рисунки, сразу вписывая в соответствующие ячейки содержание соответствующих элементов. Тогда вся программа предстанет в качестве единого целого.

Составляя программу развития, повторим, необходимо обязательно сразу проектировать ожидаемые результаты по каждому отдельному действию и соотносить эти результаты с поставленными целями и задачами. Именно внутренняя согласованность программы – одно из важнейших условий ее успешной реализации.

Важно также при любом изменении программы проверять ее новую версию на внутреннюю согласованность. Изменение любого элемента (блока) программы приводит к ее рассогласованию. Поэтому, если и придется вносить изменения, это необходимо делать осторожно.

Также разработчики программы должны обратить внимание на оценку результативности (степень соответствия поставленных целей и полученных результатов, возможность их изменений) и эффективности программы (степень соответствия затрат и полученных результатов). Качество оценки будет зависеть от наличия в программе мониторинга и обратной связи, позволяющей быстро реагировать на изменения и вносить коррективы в содержание.

Любое изменение функционирующей системы – риск для ее устойчивой деятельности. Поэтому в современной теории проектирования обязательно обсуждаются ее риски (или нежелательные эффекты). Такое обсуждение требует определенных навыков. Чтобы сделать подобную работу, необходимо заранее представить себе, к каким последствиям может привести реализация программы. При этом нужно научиться видеть не только плюсы, но и возможные минусы производимых изменений. Если при разработке программы удалось предвидеть такие эффекты, желательно сразу подумать об их минимизации. Заранее рецептов такой деятельности дать невозможно.

Даже если составленная программа выглядит не так красиво как привычные в работе школы планы мероприятий, грамотно составленная программа обязательно принесет свои результаты.



Приложение 1
Примерная структура и содержание программы развития школы

  1. Аннотация (паспорт программы)

  • данная Программа (название) предназначена для …;

  • Программа разработана по заказу…;

  • Программа разработана на следующих научно-методических основаниях и с использованием таких–то научных источников…;

  • Программа разработана коллективом в составе…, под руководством…;

  • Программа подготовлена при консультативной поддержке специалистов…;

  • Предлагаемый срок реализации Программы с…по…;

  • Работа над программой велась в такие –то сроки;

  • Программа обсуждалась…;

  • Программа принята (кем? когда? на каком уровне?)…;

  • Программа передается в (какой орган?) для… (например, для утверждения и решения финансовых и других вопросов).

  1. Информационная справка о школе

  • краткая информация об ОУ в целом со всей необходимой статистикой;

  • место и роль ОУ в районе (опорная, базовая, эксперим.);

  • характеристика образовательного учреждения, его типа, вида, контингента учащихся, кадрового состава учителей и других работников образования (без оценки качества работы);

  • номенклатура оказываемых образовательных услуг, потоки учащихся (воспитанников);

  • характеристика бюджета, материальной базы, оборудования;

  • характеристика программно–методического обеспечения ОУ (какие используются программы, планы, учебники, обеспеченность учреждений этими ресурсами);

  • характеристика основных результатов школы (олимпиады, поступления, итоговая аттестация и т.д.);

  • характеристика образовательного сообщества ОУ;

  • характеристика инновационных процессов в ОУ (без оценки качества), основные направления;

  • внешние связи ОУ и других образовательных учреждений, включая связи с наукой;

  • характеристика системы управления

  1. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды ОУ

  • характеристика влияния на ОУ важнейших социально-экономических и социокультурных факторов;

  • портрет заинтересованных групп-Клиентов Заказчиков Поставщиков Ресурсов, Потребителей продукции, производимой школой;

  • как может измениться ситуация во внешней среде ОУ;

  • как это может повлиять на развитие ОУ(несколько вариантов возможных сценариев);

  1. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа на образование

  • каков был социальный заказ на образование у разных заказчиков?;

  • в какой мере этот заказ был выполнен, а Заказчики удовлетворены?;

  • из какого образца будущего соцзаказа исходят разработчики программы, на какой исследовательский материал они опираются?;

  1. Анализ достижений ОУ

  • Какие результаты образования в ОУ заслуживают высокой оценки, закрепления, распространения?;

  • Что из этих результатов говорит о наличии в ОУ передового опыта, уникальных конкурентных преимуществ?;

  • Какие сильные стороны, достоинства образовательных процессов привели к таким достижениям?;

  • Какие условия, ресурсы, факторы сделали возможными нужные свойства образовательных процессов (сеть, финансы, кадры, программы и т.п.)?;

  • Какие подходы в управлении ОУ сделали возможными отмеченные успехи?;

  • Где можно ожидать сопротивление в ОУ и как его преодолеть?;

  • Насколько высок инновационный потенциал ОУ и как его можно повысить?

  1. Анализ проблем ОУ и их причины

  • Какие результаты ОУ (продукты, суммарные результаты, социальные последствия ,) не удовлетворяют нас и Заказчика в свете нового соцзаказа и должны быть изменены?;

  • Какие образовательные услуги не оказываются?;

  • Какие услуги недоступны или мало доступны?;

  • Какие недостатки образовательных процессов стали причиной неудачных результатов?;

  • Какие недостатки условий приводят к недостаткам в образовательном процессе?;

  • Какие недостатки управления приводят к недостаточным результатам ОУ?;

  • Какие проблемы являются приоритетными и требуют решения в первую очередь?;

  • Какие из проблем наиболее реально решить в обозреваемом будущем:;

  • На решение каких проблем будет сосредоточена программа развития?;

  1. Концепция желаемого будущего

  • Важнейшие ценностные основания нового ОУ;

  • Видение ОУ, общий образ её будущего желаемого состояния;

  • Миссия ОУ и её подразделений;

  • Образовательные маршруты и траектории;

  • Модели выпускников;

  • Общие показатели суммарных достижений ОУ;

  • Номенклатура услуг по всем уровням от начального - до среднего;

  • Характеристика контингента;

  • Программы, содержание образования;

  • Образовательные технологии;

  • Организация образования;

  • Состояние всех необходимых ресурсов;

  • Сообщество; Социальные партнёры;

  • Внешние связи;

  • Состояние систем управления.

  1. Стратегия, этапы, основные направления и задачи перехода к новому состоянию ОУ

  • Каковы основные этапы развития ОУ?;

  • Каковы основные направления инноваций в ОУ;

  • Какие важнейшие нововведения необходимо произвести во всех звеньях ОУ;

  • Какие ресурсы требуются для их осуществления и как их предполагается получить?;

  • Цели ближайшего этапа Программы по всем подсистемам образования и критерии их самооценки;

  • Конкретные мероприятия по реализации важнейших нововведений (в форме таблицы).

  1. Бизнес-план

При разработке бизнес-плана и бюджета образовательного учреждения руководитель опирается на целевые ориентиры и приоритетные задачи развития образовательного учреждения;

  • представляет доходную часть образовательного учреждения, которая складывается:

    • из стоимости образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением в соответствии с ее уставной деятельностью и оплачивается за счет бюджетных средств;

    • из доходов от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности.

  1. Приложения

  • Материал иллюстративного характера

Приложение 2
ПАСПОРТ

программы развития образовательного учреждения

(примерная форма)


Наименование программы

_________________________________

Дата принятия правового акта о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и но­мера соответствующих норматив­ных документов)

_________________________________

Государственный заказчик программы

_________________________________



Основные разработчики програм­мы

_________________________________

Цели и задачи программы

_________________________________

Основные целевые показатели

_________________________________

Сроки и этапы выполнения про­граммы (подпрограмм, проектов)

_________________________________



Перечень подпрограмм (проектов) и основ­ных мероприятий

_________________________________



Объемы и источники финансиро­вания программы (с разбивкой по годам)

_________________________________



Ожидаемые конечные результаты выполнения программы

_________________________________



Система организации контроля за исполнением программы

_________________________________


Приложение 3


ИНФОРМАЦИЯ

о результатах реализации программы

___________________________________________________________________________

(наименование программы)

за 201_ год



№ п/п

Целевые индикаторы и показатели, отражающие результа­ты реализации программы

Примечание

утвержденные при при­нятии программы

фактически достигнутые

оценка полученных результатов

1

2

3

4

5














































Приложение 4


ПЛАН

мероприятий программы





(название программы)

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

Примечание

1

2

3

4

5






















































































































































Приложение 5


СМЕТА

расходов на программу





(название программы)

Этап реализации



Период реализации


Наименование мероприятий, виды расходов

Единица измере­ния

Объем работ

Сумма (тыс. рублей)

Источник финансирования

1

2

3

4

5








































































































































Итого












Приложение 6



следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации по разработке программы развития образовательного учреждения
360.19kb.
2 стр.
Методические рекомендации к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения
1772.68kb.
10 стр.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности моу гимназии №26
849.46kb.
6 стр.
Программа развития образовательного учреждения
1542.97kb.
9 стр.
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по французскому языку в 2009/2010 учебном году
967.75kb.
7 стр.
Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных
1609.22kb.
9 стр.
Методические рекомендации по разработке программ предпрофильных элективных курсов по химии
1015kb.
4 стр.
Методические рекомендации для подготовки реферата Методические рекомендации для подготовки программы и проведения социологического исследования
416.2kb.
2 стр.
Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисцплин москва 2011
288.94kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке индивидуальных программ реабилитации семьи и ребенка Кострома 2011
262.94kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке и оформлению учебно-методической документации
846.88kb.
4 стр.
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальностей «Менеджмент организации»
551.48kb.
4 стр.