Главная страница 1


М.К. Потапов, А.В. Шевкин

Алгебра 8 класс

Книга для учителя




Эта книга адресована учителям, работающим по учебнику серии «МГУ – школе» «Алгебра 8» (авторы: С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин, Просвещение, 2010 – …). В ней дана характеристика курса алгебры 8 класса, приведены примерное тематическое планирование, методические рекомендации по всем темам и решения наиболее трудных задач.


Введение
О книге для учителя

Данная книга предназначена учителям, работающим по учебнику серии


«МГУ – школе» «Алгебра 8» (авторы: С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин, Просвещение, 2010 – …). Этот учебник является частью учебного комплекта для 7-9 классов, рекомендованного Министерством образования и науки РФ, он является продолжением учебника «Алгебра, 7» серии «МГУ — школе» тех же авторов.

В учебный комплект для 8 класса входят:



  • Алгебра, 8. Учебник для 8 класса (С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. М.: Просвещение, 2010),

  • Алгебра, 8. Дидактические материалы (М. К. Потапов, А. В. Шевкин. М.: Просвещение, 2010),

  • Алгебра, 8. Тематические тесты (П. В. Чулков, Т. С. Струков. М.: Просвещение, 2010),

  • Алгебра, 8. Книга для учителя (М. К. Потапов, А. В. Шевкин. М.: Просвещение, …),

В данной книге рассмотрены общая характеристика учебников математики серии «МГУ – школе» и структура учебника для 8 класса, приведено примерное тематическое планирование и даны методические рекомендации по изучению основных тем курса алгебры для 8 класса и комментарии или решения некоторых трудных задач. Здесь же даны рекомендации по использованию дидактических материалов. Ко всем пунктам учебника в книге для учителя имеются рубрики Решения и комментарии и ко многим — Промежуточный контроль. В первой из них приведены условия задач из учебника и их решения или даны рекомендации, помогающие найти решение. При этом даны пояснения, помогающие обучению школьников. Во второй рубрике даны номера самостоятельных и контрольных работ по дидактическим материалам.

Следует обратить внимание на то, что в данной книге (как и в учебнике) рассмотрены вопросы обучения алгебре в 8 классе, как в общеобразовательных классах, так и в классах с углублённым изучением математики. При этом сначала обсуждаются вопросы для общеобразовательных классов, затем — для классов с углублённым изучением математики.


Об учебниках математики серии «МГУ–школе»

Учебники «Математика, 5-6» , «Алгебра, 7-9», «Алгебра и начала математического анализа, 10-11» (авторы С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин) издаются в серии «МГУ-школе» Издательством «Просвещение».

Эти учебники полностью отвечают стандартам, утвержденным Министерством образования и науки РФ. Они рекомендованы министерством в качестве учебников для любых типов общеобразовательных учреждений и входят в перечень учебников, рекомендованных к использованию в средних школах. Их издание является составной частью программы «МГУ-школе», разработанной по инициативе ректора Московского университета академика В. А. Садовничего и нацеленной на сохранение и развитие лучших традиций отечественного математического образования.

Авторами учебников разработана концепция многоуровневых учебников математики. Приведём основные положения этой концепции.



  • Математика едина и может быть изложена в одном учебнике для работы по разным программам. Содержание учебника должно соответствовать научной точке зрения на изучаемые вопросы.

  • Учебник должен сочетать в себе научность, стройность, экономность и логичность изложения материала с доступностью для учащихся его учебных текстов.

  • Учебник не должен ограничиваться интересами «среднего» ученика, он должен удовлетворять интересам всех учащихся — от «слабых» до «сильных».

  • Учебник должен быть пригоден для организации дифференцированного обучения и должен обеспечивать любой желаемый уровень глубины изучения материала.

  • Способ изложения материала в учебнике, организация учебных текстов и системы упражнений должны обеспечивать достижение разных целей обучения при работе по разным программам.

Структура учебников серии «МГУ – школе» и их методический аппарат отвечают основным положениям этой концепции.

Учебники серии «МГУ-школе» составляют три независимые цикла — для 5-6, 7-9 и для 10-11 классов. Обучение в каждом цикле можно начинать независимо от того, по каким учебникам учились школьники в предыдущие годы, так как в первом учебнике каждого цикла проводится повторение и систематизация изученного за предыдущие годы.

Учебники для 5-6 классов ориентированы на развитие интереса к математике в процессе обучения, в них много материала, нацеленного на повышенный уровень математической подготовки.

Учебники для 7-9 классов предназначены как для общеобразовательных классов, так и для классов с углублённым изучением математики.

Учебники для 10-11 классов охватывают содержание курса алгебры и начал математического анализа для всех профилей в старшей школе.

Авторы учебников не считают необходимым упрощать обучение за счёт сокращения числа изучаемых вопросов и считают необходимым сохранить фундаментальность изложения теории в учебниках, оставляя за учителем право более или менее глубокого изложения теоретического материала на уроке в зависимости от уровня подготовки класса и целей обучения. Они коротко, ясно и доступно излагают суть вопроса без «воды» и долгих введений. Мотивировать появление тех или иных понятий, определений, при необходимости, должен учитель, так как в разных классах это надо делать по-разному.

Учебники серии «МГУ-школе» имеют высокий научный и методический потенциал. Они отличаются расположением учебного материала в естественной логической последовательности, позволяющей излагать материал глубоко, экономно и строго. Учебники нацелены не только на формирование навыков, а учат действовать осознанно. Обычно обучение больше ориентировано на вопрос «как?» (иногда даже на вопрос «зачем?»), на действия по образцу, требует многократных повторений для поддержания навыков. В учебниках серии «МГУ-школе» уделяется достаточно внимания вопросу «почему?», имеющему большой развивающий потенциал. Учебники позволяют интенсифицировать процесс обучения, что в условиях уменьшения числа учебных часов особенно важно. Они полностью обеспечивают обучение тех школьников, которые хотят и могут обучаться основам наук.

Основной методический принцип, положенный в основу изложения теоретического материала заключается в том, что ученик за один раз должен преодолевать не более одной трудности. Поэтому каждое новое понятие формируется, каждое новое умение отрабатывается сначала в «чистом» виде, потом трудности совмещаются.

Аналогично выстроена и система упражнений в учебниках. Сложность заданий в каждом пункте нарастает линейно: учитель определяет сам, на какой ступеньке лестницы сложности он может остановиться со своим классом или с конкретным учеником.

Одна из особенностей системы упражнений в учебниках заключается в том, что для каждого нового действия или приёма решения в учебниках имеется достаточное число упражнений, которые не перебиваются упражнениями на другие темы. Только тогда, когда новый материал освоен, учитель может подключать задания на соединение этого материала с ранее изученным, задания на повторение, не связанные с новым материалом.

Важную роль в формировании первоначальных представлений о зарождении и развитии математики играют исторические сведения, завершающие каждую главу учебников. Работа со старинными задачами – одна из сильных сторон учебников, она может много дать в воспитании уважения к традициям и истории, в развитии общеучебных умений и в привитии интереса к учению.

Учебники серии «МГУ – школе» полностью обеспечивают обучение тех школьников, которые могут и хотят учиться основам наук. Они нацелены на повышенный уровень математической подготовки учащихся, но их можно использовать в классах с обычной программой по математике, если не изучать сверхпрограммный материал и пропускать сложные задачи, а также выбирать уровень полноты изложения теоретического материала на уроке и уровень предъявления требований к знаниям и умениям учащихся в соответствии с поставленными целями обучения и с возможностями конкретного класса (оставаясь на уровне не ниже обязательных требований к математической подготовке учащихся). При таком подходе у сильных учащихся будет возможность с помощью учебника более глубоко разобраться в любом вопросе, чего они часто лишены, если учебник написан на «среднего» ученика.

К учебникам изданы дидактические материалы.
Основные идеи курса алгебры 7-9 классов

Алгебра играет в математике большую роль, теперь существует даже тенденция «алгебраизации» математики. Наряду с фундаментальной ролью внутри математики алгебра имеет и прикладное значение. Достаточно отметить её выходы в физику, кибернетику, математическую экономику. Поэтому изучение алгебры в школе является важной частью фундамента естественнонаучного образования.

Для учебников алгебры возможны два способа распределения учебного материала по годам обучения. Первый – в каждом классе дают понемножку буквенных выражений, уравнений, неравенств, функций и т. п., так как детям якобы скучно долго изучать одни и те же вопросы. При использовании такого способа распределения учебного материала страдают научная аккуратность и строгость изложения, появляются порочные логические круги, недомолвки и несуразности, что в первую очередь сказывается на обучении и воспитании сильных учащихся.

Так происходит, например, когда действительные числа рассматриваются после изучения тождеств, функций и их графиков. Реализация этого первого подхода к построению курса алгебры в процессе обучения чаще ориентирована на формирование навыков.

Но есть и второй способ распределения учебного материала по годам обучения, основанный на его внутренней логике. Он диктует последовательность появления в учебнике тех или иных вопросов, позволяет в каждом учебном году ставить главную задачу. Этот второй способ, принятый в учебниках серии «МГУ – школе», позволяет излагать материал в строгой логической последовательности без ненужных повторов и недомолвок ― более строго, позволяет сделать изложение даже сложных вопросов ясным и доступным. Учебники «Алгебра 7-9» серии «МГУ – школе» обеспечивают системную подготовку по предмету, требуют меньше, чем обычно, времени, позволяют ориентировать процесс обучения на формирование осознанных умений. Как показывает опыт работы по ним, интерес к предмету возникает у учащихся не от многообразия и частого чередования тем, а от того, что учащиеся имеют возможность «вжиться» в каждый элемент содержания, постепенно углубляя его понимание. Изложение материала в учебниках связное – подряд излагаются большие темы, нет чересполосицы мелких вопросов, нарушающих логику изложения крупных тем. Это позволяет каждый раз сосредотачиваться на одном вопросе и поэтому изучить его более глубоко и в то же время более экономно. Отдельные темы программы изучаются один раз и в полном объеме, чтобы потом к ним не возвращаться в теоретической части учебника. Дальнейшее закрепление и повторение, а иногда и развитие изученного ведется через линию упражнений, через задания для повторения, имеющиеся в конце учебников.

Содержание курса алгебры диктует порядок изложения основного учебного материала: сначала должны изучаться чисто алгебраические вопросы (алгебраические выражения), как более доступные в этом возрасте, а уж затем функциональные вопросы. Поэтому 7 класс посвящен алгебраическим выражениям, а изучение функций начинается лишь в 8 классе.

Школьный курс алгебры 7-9 классов на самом деле лишь наполовину является алгеброй, другая его половина приходится на вопросы математического анализа, изучаемые традиционно в курсе алгебры (длина отрезка, действительные числа, функции). Поэтому в школьном курсе алгебры желательно различать эти составляющие и, во всяком случае, излагать алгебраические вопросы алгебраическими методами. Например, к буквенным выражениям часто подходят как к функциям многих переменных (функциональный подход), хотя естественнее говорить о них как о множестве объектов, подчиненных явно выписанным законам (алгебраический подход). Поэтому при изложении темы «Алгебраические выражения» авторы считают наобходимым оставаться на чисто алгебраической точке зрения. Одночлен определяется как произведение некоторых чисел и букв, многочлен ― как сумма одночленов, алгебраическая дробь как отношение многочлена к ненулевому многочлену. Приводятся правила, которым они подчинены. Например, в одночлене можно поменять местами множители, в многочлене можно привести подобные члены, алгебраическую дробь можно сократить на ненулевой многочлен и т. д. Эти свойства мотивируются по мере их введения, отмечается, что при замене букв числами в рассматриваемых буквенных равенствах последние превращаются в верные числовые равенства (за исключением случаев деления на нуль).

В учебниках для 7-9 классов достаточно внимания уделено решению уравнений, неравенств и их систем, построению графиков элементарных функций, решению текстовых задач, в том числе в общем виде, что необходимо для изучения курсов геометрии и физики.

Учебники «Алгебра 7-9» серии «МГУ – школе» содержат весь материал программ, как для классов с обычной программой по математике, так и для классов с углублённым изучением математики (теперь в связи с введением стандартов образования эти программы называются «основная» и «предпрофильная»). Авторы считают принципиально важным иметь общий учебник для всех этих классов, это позволяет учащимся переходить без особых трудностей с одной программы обучения на другую, а учителям проводить уровневую дифференциацию обучения, как для разных классов, так и для отдельных учащихся. Такой учебник позволяет сильному учащемуся обычного класса разобраться в любом вопросе, изучить математику вплоть до уровня углублённого изучения. Учитель, работающий в обычном классе и в предпрофильном классе, ведя обучение по одному учебнику в рамках одной авторской концепции, может лишь менять в зависимости от класса глубину погружения в теоретические и технические подробности.

В общеобразовательных классах дополнительные материалы и сложные задачи обычно не рассматриваются. Если же учитель имеет достаточно часов, если его класс проявляет интерес к математике, то за счёт Дополнений в конце глав учебников, а также пунктов и отдельных задач со звёздочкой, необязательных в обычных общеобразовательных классах, можно расширить и углубить содержание изучаемого материала до объёма, предусмотренного программой для классов с углублённым изучением математики.



Об учебнике «Алгебра 8» серии «МГУ – школе»


Учебник «Алгебра 8» содержит четыре главы:

I. Простейшие функции. Квадратные корни,

II. Квадратные и рациональные уравнения,

III. Линейная, квадратичная и дробно-линейные функции,

IV. Системы рациональных уравнений.

К каждой главе имеются дополнения, содержащие исторические сведения и необязательный материал, не входящий в программу, в конце учебника имеются задания для повторения.

В главе I вводится определение функции по Лобачевскому и Дирихле, обсуждаются разные способы задания функций. В частности, обсуждается вопрос о задании функции графиком и о том, что каждая функция имеет в декартовой системе координат свой график. Знание графика функции, позволяет ввести важное понятие: функцию y = f (x), называют непрерывной на промежутке I, если её график на промежутке I — непрерывная линия, т. е. линия, полученная непрерывным движением пера без отрыва его острия от бумаги.

Конечно, для искушенных в математике читателей понятно, что на самом деле одно понятие — непрерывности функции заменено на другое – непрерывность линии, которое, в свою очередь, требует достаточно хорошей математической подготовки для точного определения. Но на уровне учащихся 8-х классов не надо вдаваться в такие тонкости. Ведь учащемуся вполне очевидно, какая линия является непрерывной.

Авторам представляется, что такое интуитивное понятие непрерывности функции вполне посильно любому учащемуся и его вполне достаточно для дальнейших исследований функций.

Затем делается вывод о том, что функция y = f (x) непрерывна на промежутке, если она определена в каждой точке этого промежутка и малому изменению аргумента х соответствует малое изменение функции у.

При этом очень важно, остаться на интуитивном представлении о том, что такое малое изменение. Не надо пытаться оформить «малое изменение» в какие-то количественные отношения. Ведь учащемуся 8-го класса вполне очевидно, что такое малое изменение. Авторы считают, что такое определение непрерывности функции на промежутке вполне достаточно вплоть до 11 класса, так как не противоречит жизненному опыту учащихся.

Далее в этой главе изучаются простейшие функции:

Поскольку после введения иррациональных чисел координатная плоскость заполнена полностью, то это позволяет доказывать, что график функции y = x есть прямая — биссектриса первого и третьего координатных углов. Подчеркнём, что этот график — вся прямая, т. е. непрерывная линия.

Изучение функции проходит стандартным образом — сначала выясняются свойства функции, потом строится её график — кроме вопроса о непрерывности этой функции на всей оси.

«Доказательство» непрерывности функции для неотрицательных х следует из очевидного факта. Будем считать, что у — это площадь квадрата со стороной х (для
х = 0 площадь квадрата считаем равной 0). Ясно, что малое изменение стороны квадрата влечёт малое изменение его площади. Следовательно, для неотрицательных х малому изменению аргумента х соответствует малое изменение функции у, а это и означает непрерывность функции на промежутке [0; +). Непрерывность функции у = х2 на всей оси, следует из симметрии графика этой функции относительно оси Оу.

Изучение функции также проходит стандартным способом, добавляется лишь вопрос о непрерывности этой функции. На промежутке (0; +) «доказательство» непрерывности функции следует из следующих рассуждений.

Пусть спортсмену надо пробежать дистанцию 1 км. Будем считать, что он бежит всю дистанцию с постоянной скоростью х км/с. Тогда весь путь он пробежит за у с, причём . Здесь время у выражено как функция скорости х. Очевидно, что малое изменение скорости дает малое изменение времени, затраченного на путь. Поэтому функция непрерывна на промежутке (0; +). Непрерывность функции на промежутке
(–; 0) следует из симметрии графика этой функции относительно начала координат.

Затем в первой главе вводятся квадратные корни из чисел. По определению квадратным корнем из данного числа, называют такое число, квадрат которого равен данному числу.

Отсюда следует, что: а) есть и притом только два квадратных корня из любого положительного числа, б) квадратный корень из нуля единственный, он равен нулю, в) нет квадратного корня из отрицательного числа, т. е. нет действительного числа, квадрат которого равен отрицательному числу.

Все эти выводы подкрепляются графически: в системе координат изображают график функции и прямую у = b и тогда очевидно, что при b  0 прямая пересекает параболу в двух точках, при b = 0 — в одной точке, а при b  0 — не пересекает.

Вводится понятие арифметического корня: арифметическим квадратным корнем из данного неотрицательного числа b называют такое неотрицательное число, квадрат которого равен b; это число обозначают .

Таким образом, арифметический квадратный корень из положительного числа b единственный, его обозначают . В то же время есть два корня из положительного числа b — один , а другой (–). Следует подчеркнуть, что в этом месте часто происходит путаница. Путают определение корня и его обозначение: ещё раз подчеркнём, что есть два корня из любого положительного числа, в то же время обозначение принято только для одного корня из положительного числа b, а именно для положительного корня.

Так как в этой главе вводятся множества чисел, которые применяются при исследовании свойств функций, то в дополнении к главе I содержится общее понятие множества и ряд общих свойств множеств.

В результате изучения главы I учащиеся должны усвоить понятие функции и её графика, хорошо представлять себе графики простейших функций они должны усвоить понятие квадратного корня и знать его свойства.

Первый параграф главы II посвящен решению квадратных уравнений. Здесь же рассматривается теорема и формулы Виета.

Второй параграф главы II посвящен решению рациональных уравнений. Здесь рассматриваются, в основном, рациональные уравнения, решения которых сводится к решению одного или нескольких линейных или квадратных уравнений. Особое внимание уделено рациональным уравнениям, в которых неизвестное входит в знаменатель. Дается правило решения рациональных уравнений и подчеркивается, что отклонение от этого правила может привести и к потере корней исходного уравнения и к приобретению лишних корней. Приводится метод решения рациональных уравнений при помощи замены неизвестных.

Много внимания уделено решению текстовых задач при помощи квадратных и рациональных уравнений.

В дополнении к главе II приводится способ нахождения целых корней многочлена с целыми коэффициентами, позволяющий решать некоторые алгебраические уравнения высоких степеней.

В дополнении к этой главе содержатся и первоначальные понятия о комплексных числах, поскольку возникает вопрос о корнях квадратного уравнения, имеющего отрицательный дискриминант.

В результате изучения главы II учащиеся должны научиться решать квадратные и рациональные уравнения и применять их к решению текстовых задач.

В главе III изучаются линейная, квадратичная и дробно-линейная функции. В первом параграфе этой главы показывается, что график линейной функции у = kх + b есть прямая и показывается, что график этой функции может быть получен из графика функции у = kх сдвигами вдоль осей Ох и Оу.

В качестве необязательного материала рассматривается функция у = |х| и её график. Рассматривается вопрос о переносе этого графика вдоль осей Ох и Оу.

Во втором параграфе рассматривается квадратичная функция у = ах2 + bх + с (a  0) и показывается, что её график может быть получен из графика функции у = ах2 переносами вдоль осей Ох и Оу.

В третьей главе рассматривается дробно-линейная функция, показывается, что график функции , k 0, может быть получен из графика функции параллельными переносами вдоль осей Ох и Оу.

Таким образом, в этой главе вопрос о построении графиков сложных функций путем переноса вдоль осей Ох и Оу графиков более простых функций рассмотрен для четырёх различных видов функций. Что, естественно, способствует хорошему усвоению этого метода.

Конечно, в этой главе изучаются не только графики линейной, квадратичной и дробно-линейной функций, но и их свойства. В качестве необязательного материала рассмотрены функции у = {x} и y = [x], графики функций, содержащих модули и уравнения прямой и окружности.

В результате изучения этой главы учащиеся должны знать свойства и графики линейной, квадратичной и дробно-линейной функций.

В главе IV рассматриваются системы рациональных уравнений.

В первом параграфе показывается, что основной способ решения систем рациональных уравнений — это способ подстановки. Продолжается решение текстовых задач при помощи систем рациональных уравнений.

Второй параграф посвящен графическому способу решения систем уравнений. Надо иметь в виду, что на самом деле графическим способом системы уравнений решаются очень редко. Обычно графический способ используется для того, чтобы выяснить имеет ли система решения и сколько их. Однако, в этом параграфе примеры подобраны так, чтобы решения системы были почти очевидны из графиков. Хотя для того, чтобы убедиться, что решения найдены точно, их надо подставить в каждое уравнение системы и убедиться, что получатся верные равенства.

В этом параграфе рассмотрен графический метод исследования системы двух уравнений с двумя неизвестными.

В качестве дополнения к этой главе рассматривается решение уравнений с несколькими неизвестными в целых числах.

В результате изучения этой главы учащиеся должны научиться решать системы рациональных уравнений хотя бы методом подстановки и применять системы к решению текстовых задач.

В учебнике достаточно внимания уделено решению текстовых задач при помощи рациональных уравнений и их систем. Основной целью решения текстовых задач является развитие у учащихся умения делать логически правильные выводы на основе анализа имеющихся данных задачи и использовать эти данные для её решения. Авторы считают, что это пока наиболее эффективный способ развития логического мышления и речи учащихся, повышающий эффективность обучения.



Об книге для учителя


Далее приведены методические рекомендации по изучению всех тем, включенных в учебники и в дидактические материалы для 8 класса, с решениями наиболее трудных задач. Комментарии к учебнику приводятся по переработанному изданию 2010 г. и по последующим изданиям. Переработка была проведена в связи с введением новых стандартов. Иногда комментарии к близким по содержанию пунктам объединены. При этом не обсуждается время, отводимое на изучение пункта — при разных вариантах планирования могут быть отличия. В комментариях для учителя не выделяются необязательные задания, так как в учебнике есть соответствующие обозначения. Во многих пунктах книги для учителя методические комментарии даны в расчёте на возможно более глубокое изучение вопроса, поэтому при подготовке к уроку учитель должен отобрать главное, что будет изложено учащимся на уроке, решить, каким будет закрепление материала в классе и дома, когда и каким будет контроль изученного. При этом не надо стремиться донести до учащихся все подробности и тонкости изучаемого материала, если учащиеся существенно ограничены во времени изучения темы.

При организации повторения курса алгебры в 8 классе необходимо обратить особое внимание на наиболее трудные темы курса для данного класса, постараться учесть индивидуальные пробелы учащихся.

При повторении теории необходимо выделять основные теоретические факты, изученные за год, давая иллюстрации их применения на наиболее характерных примерах. При этом можно использовать задачи из раздела «Задания для повторения».

В рубрике ДМ приведены номера самостоятельных и контрольных работ из дидактических материалов, относящиеся к изучаемой теме.


Дидактические материалы используются для промежуточного контроля по теме (самостоятельные работы, контрольные работы). Следует учесть, что провести все самостоятельные работы с выставлением отметки со всем классом, скорее всего, не удастся, да это и не требуется. Некоторые из них можно использовать как домашние задания на отметку, или как дополнительные задания на отметку заинтересованным учащимся. Самостоятельные работы отнесены к соответствующим темам, но могут использоваться и при изучении других тем (например, для организации повторения изученного через некоторый промежуток времени).

Задания самостоятельных работ можно использовать не только для проверки знаний и умений учащихся, но и как задания, дополняющие учебник, как задания для индивидуальной работы с наиболее заинтересованными учащимися.

В обязательную часть самостоятельных работ на отметку можно включать не все задания, ориентируясь на уровень подготовки класса и на отводимое для работы время. Необязательные задания можно оценивать дополнительной отметкой.

Ко всем заданиям контрольных работ приведены ответы.

В обычном классе в обязательную часть контрольных работ можно не включать последнее задание.

Виды контроля полезно разнообразить. Для этого можно использовать тестовый контроль по сборнику тематических тестов.
О решении текстовых задач

Обратим внимание на важный вид учебной деятельности школьников — решение текстовых задач. В 8 классе продолжается работа с текстовыми задачами, начатая в 5–7 классах, учащиеся должны освоить новые для себя идеи, применяемые при решении текстовых задач. В каждом классе работа с текстовыми задачами, не связанными с квадратными и рациональными уравнениями, будет вестись в своём темпе, поэтому её нельзя заранее спланировать для всех классов и дать рекомендации по использованию задач по всем пунктам. Но такие рекомендации по работе с задачами разных видов даны в конце книги для учителя. Предполагается, что учитель сам будет планировать момент включения работы с текстовыми задачами в учебный процесс по мере освоения учащимися текущего материала и с учётом их успехов в работе с задачами.

Здесь можно дать только один совет, которому полезно следовать. Работа с текстовыми задачами на повторение не должна вклиниваться в изучение нового материала до тех пор, пока основные умения по этому материалу не сформированы. Эта работа должна быть связана с повторением изученного, которое проводится под руководством учителя. Задачи должны разнообразить формы учебной деятельности, делать изучение математики для учащихся более живым и интересным.
О работе в классах с углублённым изучением математики

В учебнике «Алгебра, 8» серии «МГУ – школе» материал, предназначенный только для классов с углублённым изучением математики специально выделен. Это доказательства некоторых теорем, дополнительные вопросы, изложенные в пунктах, отмеченных звёздочками и в Дополнениях к главам учебника, а также более сложные задачи. Весь этот материал не является обязательным в обычном классе и его пропуск не нарушает цельности курса.

В классе с углублённым изучением математики используются и дидактические материалы. При этом большая часть заданий (или все задания) считаются обязательными только для классов с углублённым изучением математики. Кроме того, в дидактических материалах имеются самостоятельные работы, отмеченные звёздочками. Они предназначены только для классов с углублённым изучением математики.

В классе с углублённым изучением математики надо больше внимания уделить решению задач различных олимпиад и конкурсов, участию учащихся в различных турнирах. Ниже к ряду пунктов сделаны специальные замечания о работе с такими задачами.



Примерное тематическое планирование работы по учебнику «Алгебра, 8»

Варианты планирования

I (3 ч в неделю, всего 102 ч)

II (4 ч в неделю, всего 136 ч)

I II

1. Функции и графики 9 9

1.1. Числовые неравенства 2 2

1.2. Координатная ось 1 1

1.3. Множества чисел 2 2

1.4. Декартова система координат на плоскости 1 1

1.5. Понятие функции 2 2

1.6. Понятие графика функции 1 1

2. Функции y = x, y = x2 , y = 7 9

2.1. Функция y = x и её график 2 2

2.2. Функция y = x2  1 1

2.3. График функции y = x2  1 2

2.4. Функция (x > 0) 1 1

2.5. График функции 1 2

Контрольная работа № 1 1 1

3. Квадратные корни 9 13

3.1. Понятие квадратного корня 2 2

3.2. Арифметический квадратный корень 2 2

3.3. Свойства арифметических квадратных корней 3 3

3.4. Квадратный корень из натурального числа 1 1

3.5. Приближенное вычисление квадратных корней – 2

Контрольная работа № 2 1 1

Дополнения к главе 1

Множества – 2

Исторические сведения – –

4. Квадратные уравнения 16 16

4.1. Квадратный трехчлен 2 2

4.2. Понятие квадратного уравнения 2 2

4.3. Неполное квадратное уравнение 2 2

4.4. Решение квадратного уравнения общего вида 3 3

4.5. Приведенное квадратное уравнение 2 2

4.6. Теорема Виета 2 2

4.7. Применение квадратных уравнений к решению задач 2 2

Контрольная работа № 3 1 1

5. Рациональные уравнения 13 22

5.1. Понятие рационального уравнения 1 1

5.2. Биквадратное уравнение 2 2

5.3. Распадающееся уравнение 2 2

5.4. Уравнение, одна часть которого алгебраическая дробь, а другая — нуль 3 3

5.5. Решение рациональных уравнений 2 2

5.6. Решение задач при помощи рациональных уравнений 2 3

5.7. Решение рациональных уравнений при помощи замены неизвестного – 2

5.8. Уравнение-следствие – 2

Контрольная работа № 4 1 1



Дополнения к главе 2

Разложение многочленов на множители и решение уравнений – 2

Комплексные числа – 2

Исторические сведения – –



6. Линейная функция 9 11

6.1. Прямая пропорциональная зависимость 2 2

6.2. График функции y = kx 2 3

6.3. Линейная функция и её график 3 3

6.4. Равномерное движение 1 1

6.5. Функция y = │x│ и её график 1 1

6.6. Функции y = [x] и y = {x} – 1

7. Квадратичная функция 9 10

7.1. Функция y = ax2 (a > 0) 2 2

7.2. Функция y = ax2 (продолжение) 2 2

7.3. График функции y = a(xxo)2 + yo 3 3

7.4. Квадратичная функция и её график 2 3

8. Дробно-линейная функция 5 11

8.1. Обратная пропорциональность 1 1

8.2. Функция y = 1 1

8.3. Функция y = (продолжение) 1 2

8.4. Функция y = 1 2

Контрольная работа № 5 1 1



Дополнения к главе 3

Построение графиков функций, содержащих модули – 2

Уравнение прямой, уравнение окружности – 2

Исторические сведения – –



9. Системы рациональных уравнений 10 12

9.1. Понятие системы рациональных уравнений 2 2

9.2. Способ подстановки решения систем рациональных уравнений 2 3

9.3. Другие способы решения систем рациональных уравнений 2 2

9.4. Решение задач при помощи систем рациональных уравнений 4 5

10. Графический способ решения систем уравнений 9 16

10.1. Графический способ решения систем двух уравнений первой степени

с двумя неизвестными 2 3

10.2. Графический способ исследования системы двух уравнений первой степени

с двумя неизвестными 2 3

10.3. Решение систем уравнений первой и второй степени

графическим способом 2 3

10.4. Примеры решения уравнений графическим способом 2 3

Контрольная работа № 6 1 1

Дополнения к главе 2

9.6. Решение уравнений в целых числах – 3

Исторические сведения – –

Повторение 6 7

Повторение курса алгебры 8 класса 5 6

Итоговая контрольная работа № 7 1 1
Замечание. Здесь приведено планирование к новой версии учебника, которая готовится к печати. Отличие от «старого» планирования:

1) Пункт 3.5 Свойства арифметических квадратных корней перенесён на два пункта вперёд.

2) «Старый» п. 9.3 снят, задачи перенесены в «новый» п. 9.4. и в повторение.

3) Названия новых п.п. 9.2 и 9.3 изменено.



4) «Старый» п. 9.6 перенесён в дополнение к главе 4, изучение вероятноятей перенесено в 9 класс.



Смотрите также:
Методические рекомендации по всем темам и решения наиболее трудных задач
245.58kb.
1 стр.
Методические рекомендации по всем темам и решения наиболее трудных задач
237.46kb.
1 стр.
Методические рекомендации по написанию курсовых работ
276.02kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению занятий. Тематическое планирование содержания программы по темам и объему
143.79kb.
1 стр.
Методические рекомендации по использованию логических задач
307.67kb.
1 стр.
Семинару по теме: «Методика решения логических задач»
171.76kb.
1 стр.
Собеседование как метод отбора персонала
31.69kb.
1 стр.
А. И. Заиченко 17 сентября 1980 г. N 2208-80 рациональная организация типовых режимов труда и отдыха анодчиков и электролизников в производстве алюминия (методические рекомендации) Методические рекомендации
201.21kb.
1 стр.
О численных методах решения задач механики и физики. Роль линейных уравнений математической физики в моделировании нелинейных процессов
25.48kb.
1 стр.
Привлечение экономико-математических методов для решения экономических задач
100.66kb.
1 стр.
Классические решения «неклассических» задач
5020.93kb.
24 стр.
«Применение методов информатики для решения химических задач» 5
199.21kb.
1 стр.