Главная страница 1страница 2страница 3


На правах рукописи



ЗАКИРОВ Расим Мирзазянович
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЗАЩИТНЫМ

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ

В ДЗЮДО

13.00.04 – Теория и методика физического воспитания,

спортивной тренировки, оздоровительной

и адаптивной физической культуры



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук
Майкоп – 2009


Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении Высшего профессионального образования – Чайковский государственный институт физической культуры





Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Еганов Виктор Александрович

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Шулика Юрий Александрович




кандидат педагогических наук

Элипханов Салман Байсултанович

Ведущая организация: Национальный государственный университет



спорта, физической культуры и здоровья

им. П.Ф. Лесгафта

Защита состоится «29» апреля 2009 г. в 10.00 часов на заседании Диссертационного совета Д.212.001.01 в конференц-зале Адыгейского государственного университета по адресу: 385000, г.Майкоп, ул.Университетская, 208

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Адыгейского государственного университета

А


втореферат разослан «27» марта 2009 г.


Учёный секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент М.Х. Коджешау






I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Соревновательная схватка представ­ляет собой определенную структуру переходов от атаки к защите и, наоборот, с задачей одностороннего выигрыша оценок. Следовательно, конечный результат этих переходов высту­пает системообразующим фактором, возможно с одинаковым вкладом характеристик атаки и защиты. Однако в большей мере исследования проведены в области атакующих действий, а защитным действиям отводится незначительное место в специальной литературе и практике. Защитные действия в единоборствах являются основным сбивающим фактором, препятствующим проведению технического действия (С.В.Суряхин, 1974; Ю.А.Шулика, 1990; В.А.Еганов, 2005; А.А.Новиков, 2000 и др.). Данная проблема изучалась в работах С.Х.Хвана, 1998; А.Е.Миллера, 1998, 1999, однако эти работы посвящены дзюдоистам высокой квалификации. В структуре защитных действий юношей - дзюдоистов остается еще много неисследованных вопросов.

В настоящее время отсутствует научно обоснованная методика обучения защитным тактико-техническим действиям. Существующая методика обучения складывается практически из опыта работы каждого тренера, отстает от требований практики, остается на уровне развития восьмидесятых годов и не соответствует задачам сегодняшнего дня. Одной из причин является недостаточная обоснованность методики обучения, представленной в программах, методических пособиях и учебниках по дзюдо. В этих условиях назрела необходимость дальнейшего совершенствования методики обучения техническим действиям дзюдоистов, которая бы сказалась положительно на их будущих спортивных результатах.

Необходимо установить тесную взаимосвязь в освоении технических действий между начальным обучением и этапом высшего спортивного мастерства.

Необходима концепция, выработанная на основе результатов теоретических и экспериментальных исследований, а также обобщения лучших образцов отечественной и зарубежной практики (Н.М.Галковский, 1990; Ю.А.Шахмурадов, 1981; В.В.Нелюбин, 1999).

Теоретический анализ и практический опыт тренировки юных спортсменов выявил некоторые противоречия между высокими требованиями к надежности защитных тактико-технических действий в борьбе дзюдо и недостаточной изученностью их структуры; закономерностями формирования отдельных сторон технической подготовленности и практически полным отсутствием в специальной литературе методических разработок по начальному обучению.

На основе выявленных противоречий была выявлена проблема исследования, заключающаяся в поиске и выборе научно обоснованной методики обучения защитным тактико-техническим действиям (ЗТТД) в дзюдо. Высказанные противоречия, потребность практики, недостаточная разработанность методики начального обучения ЗТТД позволили выделить проблему, определить направление, на основании которых была выбрана тема настоящего исследования – «Методика обучения защитным тактико-техническим действиям в дзюдо».



Цель исследования – разработать методику обучения защитным тактико-техническим действиям дзюдоистов на этапе начальной подготовки.

Объект исследования – процесс обучения защитным тактико-техническим действиям юных дзюдоистов.

Предмет исследования – методика обучения юных дзюдоистов на этапе начальной подготовки.

В работе выдвинута следующая гипотеза исследования - уровень надёжности ЗТТД на этапе начальной подготовки юных дзюдоистов можно повысить если:



  1. изучить структуру и закономерности формирования ЗТТД;

  2. разработать методику начального обучения ЗТТД;

  3. внедрить в практику подготовки юных дзюдоистов методику обучения, учитывающую закономерности формирования ЗТТД.

Задачи исследования:

  1. Выявить факторы, определяющие эффективность ЗТТД дзюдоистов на этапе начальной подготовки;

  2. Разработать методику обучения ЗТТД в борьбе дзюдо на этапе начальной подготовки;

  3. Обосновать методические рекомендации по оценке эффективности процесса обучения ЗТТД в борьбе дзюдо.

Методологической основой исследования являются основные положения теории обучения двига­тельным действиям, раскрытые в фундаментальных трудах отечественных ученых:

  • исследования психологов (Е.А.Климов, Л.М.Кустов, А.Н.Леонтьев), педагогов (В.В.Давыдов, Е.П.Ильин), теоретиков и практиков спорта (В.К.Бальсевич, В.А.Демин, В.М.Игуменов, Я.К.Коблев, Р.А.Пилоян, Г.С.Туманян и др.);

  • исследования в области теории обучения, которая дает возможность рассматривать и анализировать учебный процесс в связи с развитием педагогической науки (В.П.Беспалько, М.М.Боген, П.Я.Гальперин, В.В.Нелюбин, А.А.Новиков, Ю.А.Шахмурадов, А.М.Шлемин и др.);

  • исследование в области общей теории и методики физического воспитания (В.М.Выдрин, Л.П.Матвеев, В.Н.Платонов, Н.И.Пономарев, К.Д.Чермит и др.);

  • положения системно-структурного подхода к процессу обучения двигательным действиям (М.М.Боген, Л.П.Матвеев, А.А.Новиков и др.).

База исследования: кафедра «Теории и методики единоборств» ФГОУ ВПО - Чайковского государственного института физической культуры, спортивный клуб «Динамо» г.Перми, Пермская краевая спортивная школа по дзюдо. В исследовании принимали участие дзюдоисты сборных команд Российский Федерации, Пермского края, Свердловской и Челябинской областей.

Исследование проводилось в три этапа.



На первом этапе – (1998-1999 г.г.) разрабатывалась научная гипотеза; изучалась научно-методическая литература по выбранной теме; разрабатывалась программа констатирующего эксперимента. Сформулирована тема работы. Определены цель, задачи, объект, предмет и методы исследования.

На втором этапе – (2000-2003 г.г.) проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого изучались вопросы, касающиеся методики изучения защитных действий в единоборствах. Параллельно проводились исследования по сбору первичного экспериментального материала. Разработана методика начального обучения ЗТТД. Выявлены индивидуальные особенности структуры тактико-технических защитных действий юных дзюдоистов. Окончательно завершен сбор первичной информации для констатирующего эксперимента.

На третьем этапе - (2004-2008 г.г.) спланирован, организован и проведен формирующий педагогический эксперимент. Проведены контрольные срезы по показателям физической, функциональной и тактико-технической подготовленности для оценки эффективности разработанной методики обучения ЗТТД юных дзюдоистов. На данном этапе применялись педагогические методы: эксперимент, тестирование, стенографирование соревновательных схваток, анализ и интерпретация полученных результатов. Результаты теоретического анализа и данные экспериментального исследования были обработаны с применением методов математической статистики. В дальнейшем полученные результаты подвергнуты педагогическому количественному и качественному анализам: обобщены материалы теоретического и экспериментального исследования, подготовлено заключение по работе, завершено оформление диссертационной работы.

В исследовании применялись следующие методы:



  • теоретические: анализ и обобщение литературных источников, анкетирование, беседы, анализ документальных материалов по организации и планированию тренировочного процесса;

  • экспериментальные: тестирование, видеосъемка, стенография соревновательных схваток; педагогический констатирующий и формирующий эксперимент, математико-статистическая обработка экспериментальных данных (корреляционный, факторный анализы, метод статистических сравнений и др.).

Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по формированию методики обучения защитным тактико-техническим действиям дзюдоистов на этапе начальной подготовки.

В процессе исследования получены следующие теоретические и практические результаты, определяющие научную новизну и являющиеся предметом защиты:



  • выявлена структура и ведущие факторы ЗТТД юных дзюдоистов на этапе начальной подготовки;

  • разработана методика обучения ЗТТД юных дзюдоистов, обеспечивающая прогрессирующий рост спортивного мастерства юных дзюдоистов;

  • обоснованы методические рекомендации по оценке эффективности процесса обучения ЗТТД юных дзюдоистов, в частности, в положении борьбы стоя.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленный в диссертационной работе теоретический материал позволил расширить представления о компонентах методики начального обучения отдельным тактико-техническим действиям в борьбе дзюдо на начальном этапе подготовки. Результаты исследования могут служить теоретической и методической базой разработки методик начального обучения техническим действиям в других видах единоборств.

Практическая значимость работы в том, что экспериментально доказана эффективность разработанной методики начального обучения ЗТТД в дзюдо. Достигнут положительный эффект от применения в тренировочных занятиях юных дзюдоистов методики начального обучения ЗТТД. Результаты исследования внедрены в практику работы сборных команд юных дзюдоистов Пермского края и Свердловской области. Представленные материалы исследования могут быть использованы в подготовке юных дзюдоистов сборных команд городов, областей, субъектов РФ. Отдельные результаты включены в учебный процесс специализированных образовательных учреждений физической культуры.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются: опорой на методологию деятельностного подхода; теорию обучения двигательным навыкам; реализованной программой исследования; применением комплекса методов адекватных поставленным целям и задачам исследования; репрезентативностью объёма выборки исследуемых; корректностью математической обработки экспериментального материала и апробацией полученных выводов.

Апробация результатов исследований и внедрение осуществлялось на межрегиональных, областных, кафедральных научных конференциях «Методология и организация физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной работы» (Екатеринбург, 2001); «Спорт и личность» (Челябинск, 2000); «Актуальные вопросы безопасности, здоровья, при занятиях спортом и физической» (Томск, 2001). Результаты исследований опубликованы в сборниках научных трудов кафедры борьбы УралГАФК (Челябинск, 2000, 2001, 2002), докладывались на областных практических семинарах тренеров по дзюдо Пермского края.

Результаты исследования внедрены в тренировочный процесс юных дзюдоистов Пермского края и Свердловской области.



На защиту выносятся:

  • факторная структура защитных тактико-технических действий, систематизирующая подготовку дзюдоистов отличающихся уровнем спортивного мастерства;

  • авторская методика начального обучения ЗТТД, повышающая надежность защитных действий, улучшающая результатив­ность схваток и стабильность выступлений на соревнованиях;

  • обоснование методических рекомендаций по оценке эффективности процесса обучения защитным тактико-техническим действиям в борьбе дзюдо, способствующее продвижению юных дзюдоистов на более высокий уровень усвоения задания, который выражается в продуктивном запоминании структур движения.

Структура диссертации включает: введение, три главы, заключение, библиографию и приложение. Материал изложен на 158 страницах компьютерной верстки текста, включает 21 таблицу и 6 рисунков. Список литературы содержит 194 источника, из них 13 – иностранных авторов.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во «Введении» обоснована актуальность темы исследования, выявлены и сформулированы противоречия и проблема исследования, определяются объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, раскрываются научная новизна и практическая значимость, данные о внедрении результатов исследования. Представлены основные положения выносимые на защиту.
2.1. Теоретические предпосылки и постановка проблемы исследования надежности защиты в спортивных единоборствах
В первой главе представлен анализ научной и методической литературы по выбранному направлению исследования, показано значение защитных действий в единоборствах. Из педагогических критериев, эффективность защиты в дзюдо, отмечает А.В.Еганов (1982). А.Е.Миллер (1998, 2000), является наиболее информативным индикатором, характеризующим соотношение технического мастерства на тренировках и соревнованиях.

Ю.А.Шахмурадов (1999) в результате наблюдений соревновательной деятельности выявил, что для проявления и наращивания активности, особенно для удержания преимущества в схватке, борцы чаще всего применяют активную и пассивную защиту.

Роль активной защиты становится первостепенной в связи с тем, что современные правила соревнований поощряют активную борьбу и наказывают пассивную борьбу. На это же указывается в правилах соревнований по дзюдо в редакции А.И.Трофимова (1998), где особо отмечено, что переход в оборонительное положение (низкая или согнутая стойка, упор прямой рукой в пояс, бедро соперника более 3-5 секунд) приводит к незамедлительному наказанию на соревнованиях по дзюдо.

Известно несколько групп защит, выполняемых в разных фазах броска: предварительные, на входе и на завершении (А.А.Ленц, 1968; Ю.А.Шулика, 1987; Е.М.Чумаков, 1998; А.В.Еганов, 2005 и др.).



следующая страница >>
Смотрите также:
Методика обучения защитным тактико-техническим действиям в дзюдо 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
455.67kb.
3 стр.
Технико-тактическая подготовка в греко-римской борьбе юных спортсменов в зависимости от морфофункциональных свойств организма 13. 00. 04. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
310.8kb.
1 стр.
Организация и методика специальной физической подготовки дзюдоистов 15-18-летнего возраста 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
350.02kb.
1 стр.
Методика стимулируемого развития точности двигательных действий у детей младшего школьного возраста 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
323.79kb.
1 стр.
Идеомоторный метод регуляции предстартовых состояний юных спортсменов на этапе начального обучения в ушу 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
308.23kb.
1 стр.
Программно-методическое обеспечение формирования координационных способностей у школьников с проблемами развития, проживающих в условиях Северных регионов 13. 00
380.37kb.
1 стр.
Методика обучения технико-тактическим действиям дзюдоистов 14-16 лет на основе предъявления ситуационных заданий и приемов следования 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
462.93kb.
3 стр.
Индивидуализация тренировочных нагрузок скоростно-силовой направленности спринтеров 15-17 лет в годичном цикле подготовки 13. 00. 04. теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
299.75kb.
1 стр.
Сопряженное повышение работоспособности и коррекция осанки студенток специального учебного отделения на основе индивидуального подхода 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
438.84kb.
3 стр.
Телесно-ценностное физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе рефлексивно-метафорической двигательной игры 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
395.18kb.
3 стр.
Методика начального обучения защитным действиям в борьбе дзюдо
220.17kb.
1 стр.
Оптимизация психофизического состояния и профилактика негативных форм поведения подростков в процессе занятий каратэ 13. 00. 04. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
323.29kb.
1 стр.