Главная страница 1
Методика разработки заданий в тестовой форме как системы независимой внешней оценки учебных достижений, обеспечивающих высокое качество образования.
Мусина Т. Г. средняя школа № 6.
НЦГСОТ начато обучение сотрудников НЦГСОТ, профессорско – преподавательского состава вузов, учителей средних образовательных школ, методистов департаментов образования РК основам теории и методики педагогических измерений. Обучение предусматривает уровневую подготовку. 1 уровень для начинающих, 2 уровень для прошедших ранее начальную подготовку по первому уровню.

Обучение на 1 уровне проходило с 14 по 18 мая 2007 года в г. Алматы, предусматривал изучение курса «Актуальные проблемы формирования базы тестовых заданий по учебникам нового поколения» (слайд 1)

Обучение на 2 уровне проходило с 19 по 23 ноября 2007 года в г. Астане, слушателям предлагался курс «Теория и методы педагогических измерений».

Курс проводился по авторской программе доктора педагогических наук, профессора Вадима Сергеевича Аванесова.

Остановимся на содержание курса «Актуальные проблемы формирования базы тестовых заданий по учебникам нового поколения» (слайд 1)

Цель курса: подготовка преподавателей – разработчиков новых заданий для проведения ЕНТ на основе новых учебников.

Цель программы: создание организационно- педагогических условий для развития образования, перехода к новому поколению заданий для проведения ЕНТ (слайд 2)

Программа рассчитана на 72 часа (лекции + практическая и самостоятельная работа).

В результате изучения данной программы слушатели должны:

Иметь представления об (о):

- основных направлениях развития тестового процесса;

- роли и месте педагогических и аттестационных технологий в современной организации образования;

- основных педагогических формах и методах, применяемых в тестовом процессе;

- научной организации аттестационного процесса выпускников школ и вузов;

Знать:

- основы теории и методики педагогических измерений, в особенности вопросы содержания и формы тестовых заданий;

- принципы отбора содержания учебных дисциплин для разработки заданий и тестов;

- правила формирования укрупненных дидактических единиц по учебным дисциплинам;

- авторскую классификацию видов знаний и практических умений.

Уметь: (слайд 3)

- разрабатывать качественные тестовые задания для проведения ЕНТ, объективной итоговой аттестации выпускников школ и вузов, создавать большое число технологичных заданий в тестовой форме.

- соединять содержание новых школьных учебников и нового содержания учебных дисциплин с технологиями проведения ЕНТ.

В учебный план программы курса включены темы: (слайд 4)

1. Введение. Современные тестовые образовательные и аттестационные технологии. Роль тестовых форм.

2. Формы тестовых заданий. Разработка нового содержания и новых форм проверки знаний школ и вузов.

3. Вопросы теории и методики педагогических измерений. Основы методики измерения уровня и структуры подготовленности выпускников школ и вузов.

4. Вопросы статистической обработки результатов эмпирической проверки качества заданий для проведения ЕНТ.

Остановимся на второй теме: формы тестовых заданий. Разработка нового содержания и новых форм проверки знаний школ и вузов.



Задание в тестовой форме – первое главное понятие педагогической теории
измерений (слайд 5)

Оно определяется как педагогическое средство, отвечающее требованиям: (слайд 6)



  • цель;

  • краткость;

  • технологичность;

  • логическая форма высказывания;

  • определенность места для ответов;

  • одинаковость правил оценки ответов;

  • правильность расположения элементов задания;

  • одинаковость инструкции для всех испытуемых;

  • адекватность инструкции форме и содержанию задания.

С помощью перечисленных требований – а это одновременно и признаки оценки качества заданий – появляется практическая возможность отличить задания в тестовой форме от остальных. Вот почему каждый из перечисленных признаков заслуживает хотя бы краткого пояснения.

  • цель;

Каждое задание создано для определенной цели и имеет свои характеристики. Например,

для слабых и сильных, для интеллектуально одаренных или мене способных, для самостоятельной работы, компьютерной проверки уровня подготовленности.



  • краткость;

Обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться максимума ясности смыслового содержания задания.

Исключаются повторы, малопонятные, а также редко употребляемые, неизвестные символы и слова.



  • технологичность;

Под технологичностью понимается такая компоновка заданий, которая позволяет весь процесс или большую часть его вести с помощью технических средств, точно, быстро, экономично и объективно.

  • логическая форма высказывания;

Это средство упорядочения и эффективной организации содержания теста. Она является универсальным средством четкого выражения мысли человеком, способным проявить знания по изучаемой учебной дисциплине.

  • определенность места для ответов;

Один из внешних и сущностных признаков задания в тестовой форме. В заданиях с выбором ответов – это код (цифры или буквы) требуемого ответа, из числа прилагаемых к каждому заданию. В заданиях открытой формы ответ пишется вместо прочерка, следуемого за текстом задания. В заданиях на установление соответствия ответы или пишутся в специально отведенной для этого строке ниже текста каждого задания, или фиксируется с помощью «мыши» при компьютерном тестировании. В заданиях на установление правильной последовательности испытуемый ставит ранги в специально отведенном для этого месте.

  • одинаковость правил оценки ответов;

в рамках принятой формы является важным средством организации процесса педагогических измерений. Ни одному испытуемому не дается никаких преимуществ перед другими, все отвечают на одни и те же задания, всем дается одинаковое время. Правила оценки определяются заранее и абсолютно одинаково применяются ко всем испытуемым.

  • правильность расположения элементов задания;

  • одинаковость инструкции для всех испытуемых;

  • адекватность инструкции форме и содержанию задания.

Означает взаимное соответствие компонентов, что необходимо для выполнения заданием своей функции. Условие адекватности позволяет довести до сознания испытуемых все требования, заложенные в содержании задания.

Разработка всякого теста начинается с выбора содержания и подходящей формы (слайд 7)

Главная функция формы (слайд 8)

донести до испытуемых содержание заданий, выполняя это как можно понятнее и технологичнее, тем самым способствовать объективному оцениванию.

Задание (слайд 9)


  • средство интеллектуального развития, образования и обучения;

  • способствует активизации учения, повышению уровня и улучшению структуры знаний;

  • применяется для обучения и контроля, самообразования и самоконтроля.


Все известные тестовые задания представляются испытуемым в четырёх формах

( слайд 10)

Форма 1 (слайд 11)
Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов

Этим заданиям предшествует инструкция: (слайд 12)

Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов. Обвести кружком номера всех правильных ответов.
Можно определить 2 группы принципов формулирования заданий с выбором одного правильного ответа: одна группа используется при подборе ответов к заданиям, другая – при разработке содержания заданий.
Подбор ответов полезно осуществлять на основе следующих принципов:
Принцип противоречия (слайд 13,14)

Принцип противоречия выражается использованием отрицательной частицы «не», а также отрицающих предлогов и слов.



Принцип кумуляции (слайд 15)

Этот принцип означает, что содержание второго ответа включает в себя (кумулирует) содержание первого, содержание третьего – второго и т. д. ответов. Здесь нередко используются союз «и», а также запятые.



Принцип градуирования (слайд 16)

Задания с тремя и с большим числом ответов дают возможность использовать данный принцип. Особенность подобных заданий состоит в том, что в них неправильные ответы часто оказываются неправильными в разной степени. Один ответ просто неправильный, другой – совсем неправильный; нередко он противоположен правильному ответу.



Принцип однородности (слайд 17)

Подбираются ответы, которые относятся к одному роду. Принцип применяется в заданиях с различным числом ответов.

Помимо данных принципов применяются принципы сочетание, противопоставление, противоположности и т. д.
При разработке содержания заданий используются несколько иные принципы.
Задание формулируется как можно точнее, яснее и короче. Краткость обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться максимума ясности смысла задания. Исключатся повторы слов, с малопонятные, редко употребляемые, а также не неизвестные символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие смысла.

Принцип фасетности (слайд 18,19)

Фасетом называется форма записи нескольких однородных вариантов одного и того же задания, любой формы. Идея фасета ассоциируется с известной практикой создания вариантов одинаковых, по трудности, заданий для проведения контрольных работ. Фасет позволяет создавать, в одном задании, сразу несколько вариантов, что помогает

полностью исключить такую распространенную форму искажения результатов, как списывание, и даёт возможность объективно сопоставить тестовые баллы испытуемых. При этом выдерживается существенное условие - все элементы из фасета должны принадлежать одной и той же укрупненной дидактической единице знаний. Иначе говоря, быть однородными. Фасет записывается в фигурных скобках. Эта запись делается автором задания, она предназначена не испытуемому, а тестирующему.

Принцип фасетности в полном объеме может быть использован только в современных компьютерных технологиях обучения, где есть возможность автоматически менять содержание того или иного задания для каждого испытуемого. Каждому учащемуся ЭВМ выдает только один элемент из фасета.

Принципы могут сочетаться.



Сочетание принципов однородности и фасетности (слайд 20)

Форма 2 (слайд 21)

Задания открытой формы.

Во второй форме задание сформулировано так, что готового ответа нет; каждому испытуемому во время тестирования ответ приходится вписывать самому, в отведенном для этого месте. После дополнения задания определенным ответом получается истинное или ложное высказывание. Заданиям предшествует инструкция, состоящая из одного слова – «Дополнить» (слайд 22)

В заданиях открытой формы также применяется принцип фасетности задания (слайд 23).



Форма 3.

Задания на установление соответствия (слайд 24).

Задания, где элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества. Задания этой формы названы по самому существенному элементу деятельности тестируемых: в них надо установить соответствие элементов одного столбца элементами другого столбца. Задания на установление соответствия позволяют проверить так называемые ассоциативные знания. Это знания о взаимосвязи определений и фактов, авторов и их произведений. Форм и содержания, сущности и явлений, о соотношении между различными предметами, свойствами, законами, формулами, датами.

Заданиям предшествует инструкция «Установить соответствие» (слайд 25)

Примеры (слайды 26,27,28, 29).

Форма 4 (слайд 30)
Задания на установление правильной последовательности

В тех случаях, когда требуется установить правильную последовательность вычислений, действий, шагов, операций, терминов в определениях понятий, используются задания на установление правильной последовательности.

Инструкция «Установить правильную последовательность» (слайд 31)

Примеры (слайд 32, 33, 34, 35)


Каждая из перечисленных форм позволяет проверить специфические виды знаний, а также соответствующие им контрольные материалы. Выбор форм зависит от цели тестирования и содержания теста, от технических возможностей и уровня подготовленности преподавателей в области теории и методики тестового контроля знаний.

(слад 36)

подробности на сайте


htt://testolog/narod.ru






Смотрите также:
Методика разработки заданий в тестовой форме как системы независимой внешней оценки учебных достижений, обеспечивающих высокое качество образования
79.49kb.
1 стр.
Логистика массовой оценки учебных достижений учащихся
421.22kb.
3 стр.
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода
953.38kb.
5 стр.
Конкурс «Искусство управлять»
50.17kb.
1 стр.
Задачами пгк в организациях образования являются: осуществление оценки учебных достижений обучающихся
63.35kb.
1 стр.
Примерная программа основного общего образования по природоведению д 3
192.39kb.
1 стр.
Построение методики создания внутривузовской автоматизированной системы разработки образовательных программ, обеспечивающих индивидуальную траекторию освоения
86.24kb.
1 стр.
Метод проектов в школе как средство достижения нового качества образования
43.78kb.
1 стр.
Методика разработки критериев оценки умений и навыков технологических процессов декоративно-прикладного искусства
18.97kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине «История международных отношений в Европе и Америке в 1918-1991 гг.» для специальности «Международные отношения»
468.81kb.
2 стр.
Основы теории оценки порядок проведения независимой оценки в украине
2427.4kb.
27 стр.
Агентство Обучение за рубежом Лицензия № тд 0002462
25.35kb.
1 стр.