Главная страница 1


О ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2009-2010 УЧЕБНОМ ГОДУ
Методическое письмо
Школьный курс химии – основной компонент естественнонаучного образования. Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.

Задачи обучения химии.

В 2009-2010 учебном году учителям химии необходимо продолжить решать следующие задачи в единстве образовательной, развивающей и воспитывающей функций обучения:



  • обеспечение сознательного усвоения учащимися основополагающих химических законов, теорий, понятий с опорой на межпредметные связи и на этой основе формирование научного мировоззрения и восприятия учащимися химического образования как элемента общечеловеческой культуры;

  • ознакомление учащихся с приоритетными направлениями развития химической науки, формирование у них убеждения в возрастающем значении химии в современном обществе;

  • развитие мышления учащихся, их самостоятельности и творческой активности в овладении предметными знаниями, умениями и ключевыми компетентностями;

  • подготовка учащихся к осознанному выбору профессии через организацию системы профориентационной работы на уроке и во внеурочной работе средствами предмета «Химия».

Направления деятельности учителя.

Основными направлениями деятельности учителя химии могут быть следующие:



  • освоение обновлённого содержания образования;

  • оптимизация учебной нагрузки учащихся;

  • внедрение в практику обучения образовательных технологий, способствующих здоровьесбережению образовательной среды и позволяющих повысить качество образовательной подготовки учащихся;

  • развитие творческого потенциала через привлечение их к участию в исследовательской и проектной работе, предметных олимпиадах;

  • совершенствование деятельности по организации контроля и оценки качества химического образования.


Нормативно-правовое обеспечение преподавания предмета.

Изучение химии в текущем учебном году в основных и средних (полных) общеобразовательных школах следует осуществлять в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования России от 05.03.04 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») и Федеральным базисным учебным планом (приказ Министерства образования России от 09.03.04 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»).

В соответствии с федеральным компонентом базисного учебного плана на изучение химии отводится:

– в основной школе – 140 часов (по 2 часа в неделю в 8 и 9 классах);

– в средней (полной школе) на базовом уровне – 70 часов (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах);

– в средней (полной) школе на профильном уровне – 210 часов (по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах).

Общеобразовательные учреждения могут при необходимости (при наличии запроса обучающихся и их родителей) увеличить число часов на изучение химии:

– в основной школе за счёт введения пропедевтического курса химии в объёме 1 часа в неделю;

– в средней (полной) школе на базовом уровне до 2, на профильном уровне до 4-5 часов.

Дополнительные 1-2 часа в неделю можно добавить из компонента образовательного учреждения.



Выбор учебника.

При выборе учебника для реализации стандарта общего образования следует руководствоваться Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.08 №379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих Государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год». (Опубликован в журнале «Вестник образования» №4, 2008 г., а также на сайте Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru.; см. приложение №1).

Из большого количества существующих учебников и УМК по химии для общеобразовательных школ более всего современным требованиям соответствуют УМК, созданные авторскими коллективами, возглавляемыми Кузнецовой Н. Е. и Габриеляном О. С. Учебники этих авторов рекомендованы Министерством образования и науки РФ и включены в Федеральный перечень. Учебно-методические комплекты этих авторов для основной школы переработаны в соответствии с требованиями и содержанием действующего стандарта основного общего образования по химии.

На старшей ступени среднего (полного) общего образования Федеральный компонент БУП включает совокупность базовых и профильных предметов. Химия входит в число предметов, изучаемых на базовом и профильном уровнях. Для изучения химии на базовом уровне может быть рекомендован учебник Габриеляна О. С. издательства «Дрофа», для изучения предмета на профильном уровне – учебники Габриеляна О. С. и др. издательств «Дрофа» и «Просвещение» и Кузнецовой Н. Е. и др. издательства «Вентана-Граф».

В Федеральный перечень учебников не включены учебники химии для 10-11 классов Габриеляна О. С., Остроумова И. Г. и др. издательства «Олма-Учебник» (см. письмо директора Департамента Государственной политики в образовании Минобрнауки Реморенко И. М. от 21.05.09 № 03-990) эти учебники не могут использоваться в общеобразовательных учреждениях.

Одним из основных документов учителя является рабочая программа, которая составляется на учебный год или ступень обучения. Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета.



Рабочая программа.

Рабочая программа – документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы. Рабочая программа разрабатывается на основе примерной учебной программы, имеющей гриф Министерства образования и науки Российской Федерации, рекомендованной (допущенной) для реализации в образовательном процессе с возможным внесением изменений и дополнений в содержание учебного предмета, последовательностью изучения тем, количеством часов, использованием различных учебно-методических комплектов, организационных форм обучения с учётом специфики образовательного учреждения.

В структуру рабочей программы входят: титульный лист, пояснительная записка, тематический план, основное содержание всех тем, тематика и краткое содержание семинарских и практических занятий, экскурсий и т. п.; примерная тематика рефератов, требования к уровню подготовки учащихся, формы контроля и критерии оценки уровня достижений учащихся , учебно-методический комплект, литература, электронные издания, Интернет-ресурсы для учителя и учащихся (список составляется в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления») (http: //library.kuzstu.ru/method/gost.ntm); перечень учебного оборудования и наглядных пособий для каждого урока; поурочное календарное планирование с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и экскурсий. Рабочая программа должна быть обсуждена и согласована на заседании предметного методического объединения, принята на методическом или педагогическом совете, утверждена руководителем образовательного учреждения (до начала учебного года).

В текущем учебном году учителям следует обратить особое внимание на подготовку к Государственной итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов, выбравших экзамен по химии.

Обучение химии в основной общеобразовательной школе.

При обучении химии в основной школе следует учитывать результаты Государственной итоговой аттестации выпускников ООШ Калининградской области в 2009 г., проведённой в новой форме, с участием территориальных экзаменационных комиссий. Аттестация показала, что выпускниками ООШ успешно усвоены следующие элементы содержания: строение атома, периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева; химическая связь, валентность и степень окисления химических элементов; классификация и номенклатура неорганических веществ: классификация химических реакций; химические свойства кислот, вычисление массовой доли элемента в веществе.

Аттестация позволила также выявить пробелы в знаниях и умениях школьников по некоторым разделам курса химии. В их числе можно назвать: «Первоначальные химические понятия», «Химические свойства простых и сложных неорганических веществ», «Общие сведения об органических веществах». Выявился невысокий уровень владения знаниями, получаемыми при выполнении химического эксперимента: условия и признаки протекания химических реакций; способы получения, собирания и распознавания газообразных веществ; качественные реакции на ионы, в том числе распознавание растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов.

Одной из причин невысокого уровня владения практико-ориентированными знаниями и умениями является отсутствие у девятиклассников достаточного опыта в проведении химического эксперимента и умений, необходимых для описания наблюдаемых явлений. Поэтому при изучении химии в основной школе учебному химическому эксперименту следует уделять больше внимания. (Примерное соотношение количества лабораторных опытов, практических и контрольных работ в рабочих программах, составленных на основе авторской программы О. С. Габриеляна приведено в приложении №2).



При подготовке выпускников основных общеобразовательных школ к государственной итоговой аттестации по химии учителям необходимо внимательно изучить нормативные документы, регламентирующие проведение итогового экзамена по предмету. При этом особое внимание следует обратить на содержание демонстрационного варианта экзаменационной работы 2009 г., а также содержание кодификатора и спецификации к нему. Систематическую подготовку к государственной итоговой аттестации выпускников основной общеобразовательной школы по химии следует начинать со 2-й четверти 8 класса и проводить по нескольким направлениям:

  • для усовершенствования знаний и умений учащихся наряду с другими методами контроля и самоконтроля результатов обучения чаще применять тестирование (тематическое, полугодовое, годовое) с использованием тестовых заданий с выбором ответа, с кратким и развёрнутым ответом, постепенно повышая их уровень сложности;

  • при подготовке школьников к контролю и самоконтролю знаний и умений необходимо учить их внимательно читать инструкцию к заданиям, содержание заданий, добиваясь их осмысления; обучать алгоритмам решения тестовых заданий различных видов и уровней сложности;

  • обеспечить систематизацию и обобщение наиболее важного и сложного содержания к концу 8 и 9 классов, используя уроки обобщающего повторения;

  • в процессе обучения химии осуществлять дифференцированный подход к учащимся при коррекции знаний и умений, ликвидации пробелов и в конечном итоге подготовке их к государственной итоговой аттестации;

  • при обучении химии больше внимания следует уделять учебному химическому эксперименту (демонстрационным и лабораторным опытам, практическим работам), обращая при этом особое внимание на технику выполнения опытов, правила работы с реактивами и лабораторным оборудованием, на признаки и условия протекания химических реакций, описание результатов проделанных опытов.

Особого внимания при обучении химии в основной школе требует раздел «Элементарные основы неорганической химии». Возможными вариантами повышения качества его усвоения может быть поэтапное рассмотрение его содержания. На первом этапе могут быть рассмотрены общие свойства веществ: металлов, неметаллов, оксидов, кислот, оснований и солей. На следующем этапе осуществляется рассмотрение свойств конкретных веществ, принадлежащих к различным классам. На завершающем этапе осуществляется обобщение знаний о свойствах основных классов неорганических веществ и происходит ознакомление с особыми свойствами веществ. На каждом этапе обучения для совершенствования знаний, формирования учебных умений и осуществления контроля за качеством знаний и умений учащихся должны быть использованы задания различной формы и различных уровней сложности. Большую роль в процессе усовершенствования знаний и формирования учебных умений может сыграть обсуждение на уроках алгоритмов решения заданий, аналогичных тем, что применяются на итоговой аттестации.

При определении подходов к изучению элементов содержания органической химии в основной школе необходимо учитывать цели изучения данного раздела. На этом этапе главной целью является знакомство учащихся с особенностями строения небольшого круга органических веществ и их наиболее характерными свойствами. Изучение элементов содержания, относящихся к данному разделу, должно строиться на той же основе, что и изучение основных разделов курса неорганической химии. Актуализация знаний о строении атома, валентности, видах химической связи, проведение аналогий при изучении типов химических реакций, свойств некоторых неорганических и органических веществ позволит учащимся лишний раз убедиться в единой основе изучения веществ, предполагающей установление связи между составом, строением и свойствами веществ.

При подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации целесообразно использовать разнообразные формы занятий: уроки, консультации, факультативы, предпрофильные элективные курсы.

Обучение химии в средней (полной) общеобразовательной школе.

При обучении химии в текущем учебном году следует учитывать результаты ЕГЭ 2009 г. по предмету. ЕГЭ по химии сдавали 378 выпускников средних (полных) общеобразовательных школ Калининградской области (из них 318 человек в 1 потоке и 60 человек во 2 потоке). Средний балл по результатам экзамена составил 54,72 (средний балл по России – 54,7). Ниже минимального балла (МБ=33) за экзаменационную работу получили 8,18% выпускников. Наивысший балл (100) имеют 2 выпускника (МОУ СОШ №45 и МОУ лицей №35). Анализ результатов ЕГЭ по химии свидетельствует о том, что большинство экзаменующихся показали успешное усвоение (на базовом уровне) следующих элементов курса: периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева; современные представления о строении атомов; характеристика свойств простых веществ – металлов; общая характеристика металлов IA – IIIA групп и неметаллов IVA – VIIA групп в связи с их положением в периодической системе и особенностями строения их атомов; электроотрицательность химических элементов, степень окисления; заряды ионов; классификация неорганических и органических веществ; характерные химические свойства различных классов неорганических соединений; классификация химических реакций; реакции ионного обмена; реакции окислительно-восстановительные и др.

Вместе с тем, сохраняется определённое число элементов содержания, по которым учащиеся показывают невысокие результаты.

Среди этих элементов такие как «скорость химической реакции», «химическое равновесие», «общие научные принципы химического производства», «качественные реакции неорганических и органических веществ», «характерные химические свойства представителей отдельных классов веществ» – неорганических (основных, амфотерных и кислотных оксидов) и органических (кислородсодержащих соединений). Усвоение этого материала является затруднительным для основной массы выпускников.

Следует обратить внимание на то, что экзаменуемые часто не различают отдельные понятия, переносят признаки одного понятия на другое; затрудняются в использовании теоретического материала для объяснения конкретных фактов и явлений; испытывают большие затруднения, когда необходимо применить знания в новой ситуации; слабо владеют химическим языком.

Учитывая отмеченные недостатки в подготовке выпускников по химии, необходимо усилить внимание к организации работы по подготовке к экзамену, которая в процессе повторения, систематизации и обобщения учебного материала должна быть направлена на развитие умений выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, особенно взаимосвязи состава, строения и свойств веществ.

Систематизация теоретических знаний поможет эффективно организовать повторение содержания об отдельных химических элементах и их соединениях. Этот учебный материал проверяется в экзаменационной работе заданиями различного типа. Успешному выполнению их будет способствовать не столько использование подобных заданий в процессе тренировочных занятий при подготовке к экзамену, сколько применение определённого алгоритма в ходе систематизации и обобщения знаний об элементе, веществе и классе веществ.

В процессе обучения химии следует постоянно обращать внимание учащихся на то, что характерные свойства каждого конкретного вещества и различных классов веществ зависят от их состава и строения. Поэтому при выполнении заданий на свойства веществ (классов веществ), в первую очередь, необходимо использовать знания о видах химической связи и способах её образования, об электроотрицательности и степени окисления химических элементов в соединениях, о зависимости свойств веществ от типа кристаллической решётки; о поведении веществ с различным видом химической связи в растворах и т. д.

Для успешного формирования важнейших теоретических понятий, перечисленных выше, в учебном процессе целесообразно чаще предлагать разнообразные по форме упражнения и задания на их применение в различных ситуациях, привлекая при этом знания из других разделов курса.

Такой подход, например, можно использовать при изучении трудной для учащихся темы «Электролиз». При изучении различных случаев электролиза следует обратить внимание на следующие вопросы: что такое электролиз, как он протекает, как предсказать состав продуктов электролиза. При рассмотрении сущности электролиза солей важно тренировать умение учащихся пользоваться «Электрохимическим рядом напряжений металлов».

В разделе «Химическая связь» следует уделить больше внимания усвоению понятия «относительная электроотрицательность химических элементов» и формированию на основе применения соответствующих заданий умения использовать при определении вида химической связи «Ряд относительной электроотрицательности элементов».

При формировании базовых знаний об окислительно-восстановительных реакциях необходимо обеспечить не только формирование понятий окисление и восстановление, но и формирование умений определять окислитель или восстановитель, степень окисления элементов в сложных веществах и указывать как изменяется степень окисления элемента в процессе реакции.

При формировании понятий «скорость химических реакций» и «химическое равновесие», которые важны для понимания учащимися фундаментальных законов протекания химических реакций и научных принципов производства неорганических и органических веществ, особое внимание следует уделить рассмотрению таких условий смещения химического равновесия как изменение концентрации веществ и изменение давления.

На протяжении всего времени изучения курса химии следует ориентировать учащихся на овладение химическим языком, на использование номенклатуры ИЮПАК, на формирование умения грамотно характеризовать любой химический процесс.

С введением ЕГЭ в школьную практику важное значение приобретает совершенствование методики осуществления контроля учебных достижений выпускников средней (полной) общеобразовательной школы. Формы контроля могут быть самыми разнообразными в зависимости от конкретных целей и специфики изученного материала. Уже в ходе проведения текущего контроля целесообразно использовать задания, аналогичные тем, которые представлены в экзаменационной работе ЕГЭ и нацелены не на простое воспроизведение полученных знаний, а на проверку сформированности умений применять эти знания, например, при описании химических свойств того или иного класса веществ. Учитывая содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ и принятую форму его проведения, целесообразно шире использовать практикоориентированные задания и задания на комплексное применение знаний из различных разделов курса. Обучая школьников правилам работы с различными типами контролирующих заданий (с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом), необходимо добиваться понимания того, что успешное выполнение любого задания невозможно без проведения тщательного анализа его условия и выбора адекватной последовательности действий.

Методист кафедры естественно-

математических дисциплин

Левичева Н. Б.


Приложение №1

УТВЕРЖДЕН

приказом Министерства

образования и науки

Российской Федерации

от « 9 » декабря 2008 г. № 379



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ,

РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2009/2010 УЧЕБНЫЙ ГОД

п/п

Авторы, название учебника

класс

Издательство




ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ




Химия




666

Бердоносов С.С. Химия

8

Просвещение




667

Бердоносов С.С., Менделеева Е.А. Химия

9

Просвещение




668

Габриелян О.С. Химия

8

Дрофа




669

Габриелян О.С. Химия

9

Дрофа




670

Кузнецова Л.М. Химия

8

Мнемозина




671

Кузнецова Л.М. Химия

9

Мнемозина




672

Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. и др. под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия

8

ВЕНТАНА-ГРАФ




673

Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия

9

ВЕНТАНА-ГРАФ




674

Минченков Е.Е., Зазнобина Л.С, Смирнова Т.В. Химия

8

Ассоциация XXI век




675

Минченков Е.Е., Журин А.А. Химия

9

Ассоциация XXI век




676

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия

8

Русское слово




677

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия

9

Русское слово




678

Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С. Химия

8

ACT, Астрель




679

Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С. Химия

9

ACT, Астрель




680

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия

8

Просвещение




681

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия

9

Просвещение




682

Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия

8

Баласс




683

Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия

9

Баласс




СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ




Химия




939

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Карцева А.А. Химия (профильный уровень)

10

Просвещение




940

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Соловьев С.Н. Химия (профильный уровень)

11

Просвещение




941

Габриелян О.С, Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия (профильный уровень)

10

Дрофа




942

Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия (профильный уровень)

11

Дрофа




943

Габриелян О.С. Химия (базовый уровень)

10

Дрофа




944

Габриелян О.С. Химия (базовый уровень)

11

Дрофа




945

Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия (базовый уровень)

10

Дрофа




946

Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Лысова Г.Г. Химия (базовый уровень)

11

Дрофа




947

Кузнецова Л.М. Химия (базовый и профильный уровни)

10(11)

Мнемозина




948

Нифантьев Э.Е., Оржековский П.А. Химия (базовый уровень)

11(10)

Мнемозина




949

Нифантьев Э.Е. Органическая химия (базовый и профильный уровни)

11(10)

Мнемозина




950

Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Тара Н.Н. под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия (профильный уровень)

10

ВЕНТАНА-ГРАФ




951

Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н. под ред. Кузнецовой Н.Е. Химия (профильный уровень)

11

ВЕНТАНА-ГРАФ




952

Минченков Е.Е., Журин А.А., Оржековский П.А. Химия (базовый уровень)

10

Ассоциация XXI век




953

Минченков Е.Е., Журин А.А. Химия (базовый уровень)

11

Ассоциация XXI век




954

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия (профильный уровень)

10

Русское слово




955

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия (профильный уровень)

11

Русское слово




956

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия (базовый уровень)

10

Русское слово




957

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия (базовый уровень)

11

Русское слово




958

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия (базовый уровень)

10

Просвещение




959

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия (базовый уровень)

11

Просвещение




960

Цветков Л.А. Химия (базовый и профильный уровни)

10-11

ВЛАДОС

УТВЕРЖДЕН

приказом Министерства

образования и науки

Российской Федерации

от « 9 » декабря 2008 г. № 379

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ,

ДОПУЩЕННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2009/2010 УЧЕБНЫЙ ГОД

п/п

Авторы, название учебника

класс

Издательство

Химия

181

Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А., Лунин В.В. Химия

8

Дрофа

182

Минченков Е.Е., Журин А.А., Оржековский П.А. и др. Химия

8

Мнемозина

Химия

229

Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия (базовый уровень)

10

Дрофа

230

Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В., Дроздов А.А., Теренин В.И. Химия (профильный уровень)

10

Дрофа

231

Иванова Р.Г., Каверина А.А. Химия (базовый уровень)

11

Просвещение

232

Карцова А.А., Левкин А.Н. Химия (профильный уровень)

10

ВЕНТАНА-ГРАФ

233

Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия (базовый и профильный уровни)

10

Баласс

234

Чертков И.Н. Химия (профильный уровень)

10

Дрофа


Приложение № 2
Примерное соотношение количества лабораторных опытов, практических и контрольных работ в программах учебного предмета «Химия»

Класс

Число часов в неделю


Количество

Лабораторные опыты

Практические работы

Контрольные работы

8

2

13

8

4

3

13

9

5

9

2

16

5

2

3

17

6

3

10

(баз. уровень)



1

12

2

2

2

17

2

3

10

(проф. уровень)



3

27

7

5

4

37

10

5

11

(баз. уровень)



1

11

2

3

2

18

2

3

11

(проф. уровень)



3

14

5

5

4

15

9

5



Приложение № 3
Ресурсы Интернет


1

Министерство образования и науки РФ

www.mon.gov.ru

2

Федеральное агенство по образованию

www.ed.gov.ru

3

Российское образование (Федеральный портал)

www.edu.ru

4

Российский общеобразовательный портал

school.edu.ru

5

Дополнительное образование детей (Федеральный портал)

vidod.edu.ru

6

Сервер информационной поддержки единого государственного экзамена

www.ege.ru

7

Профильное обучение в старшей школе

www.profile-edu.ru

8

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (система федеральных образовательных порталов)

www.ict.edu.ru

9

Федерация Интернет - образования

http://www.fio.ru

10

Всероссийский Интернет - педсовет

pedsovet.org

11

Сервер ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций

www.informika.ru

12

Вестник образования (сайт журнала)

www.vestnik.edu.ru

13

Учительская газета

www.ug.ru

14

Первое сентября (газета)

www.1september.ru

15

ХиМиК.ру

www.xumuk.ru

16

Школьная химия

http://schoolchemistry.by.ru/

17

Фестиваль педагогических идей Открытый урок»

http://festival.1september.ru

18

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов ФЦИОР

http://www.fcior.edu.ru

19

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru

20

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

http://window.edu.ru




Смотрите также:
О преподавании химии в общеобразовательных учреждениях калининградской области в 2009-2010 учебном году
267.12kb.
1 стр.
О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Калининградской области в 2009-2010 учебном году
265.98kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо о преподавании географии в 2009 2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области
708.53kb.
3 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных заведениях белгородской области»
491.83kb.
3 стр.
О преподавании «Биологии» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году
1246.48kb.
6 стр.
О преподавании «Математики» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году
313.82kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Физическая культура»
858.43kb.
3 стр.
О преподавании учебного предмета «математика» в общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 2011-2012 учебном году
512.54kb.
5 стр.
О преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008-2009 учебном году
226.31kb.
1 стр.
О преподавании учебного предмета «Математика» в 2007-2008 учебном году
369.44kb.
1 стр.
О преподавании учебного предмета «геогрфия» в общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 2011-2012 учебном году
138.44kb.
1 стр.
О преподавании «Биологии» в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области в 2011-2012 учебном году
153.69kb.
1 стр.