Главная страница 1


КНИЗБЕРГ ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА

«ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

В САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЕ»

08.00.12 – бухгалтерский учет, статистика

экономические науки

ДМ 220.041.02

Мичуринский государственный аграрный университет

393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Интернациональная, 101

тел. 5-31-37

Дата защиты диссертации – 17 апреля 2009 года

На правах рукописи

Книзберг Юлия Николаевна

Организация внутреннего аудита в санаторно-курортной сфере

Специальность: 08.00.12 – «Бухгалтерский учет, статистика»


Автореферат


диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Мичуринск – наукоград РФ, 2009

Работа выполнена на кафедре бухгалтерского учета ФГОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса»

Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент

Коваленко Галина Васильевна
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Герасимов Борис Иванович


кандидат экономических наук, доцент

Хорохордин Денис Николаевич


Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Ростовский государственный

строительный университет»


Защита состоится «17» апреля 2009 года в 15 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 220.041.02 в Мичуринском государственном аграрном университете по адресу: 393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Интернациональная, 101, диссертационный зал.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Мичуринского государственного аграрного университета, а с авторефератом - дополнительно на официальном сайте университета: http://www.mgau.ru.

Автореферат разослан «____» _________ 200__ г.


Ученый секретарь

объединенного диссертационного совета

кандидат экономических наук, доцент О.В. Соколов




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность темы исследования. В общегосударственной системе охраны здоровья населения страны важное место отводится санаторно-курортной сфере, а именно – системе санаторно-курортного оздоровления. За годы реформирования российской экономики эта система претерпела ряд изменений. В настоящее время формируется рыночная модель хозяйствования субъектов – организаций санаторно-курортной сферы, поскольку сегодня они, как и другие хозяйствующие субъекты, функционируют в условиях рыночной экономики, а их услуги носят коммерческий характер.

С развитием туристской отрасли в России возрастает значение региональных курортно-туристских комплексов и их базовой составляющей - санаторно-курортной сферы.

Санаторно-курортная сфера способствует решению ряда социальных проблем, так как обеспечивает дополнительную занятость населения, повышает уровень его жизни.

Основной целью развития санаторно-курортных организаций является удовлетворение потребностей населения в санаторно-оздоровительных услугах и максимизация прибыли. Реализация этой цели требует развития и повышения эффективности функционирования санаторно-курортных организаций, что возможно только при условии разработки оперативного и стратегического комплекса экономических, финансовых, организационных мер по преодолению современных негативных тенденций.

Одним из путей, способствующих повышению эффективности хозяйственной деятельности организаций санаторно-курортной сферы, является усиление внутреннего контроля, действующая в настоящее время в санаторно-курортных организациях система внутреннего контроля не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям, что актуализирует проблему ее совершенствования.

Проблема эффективно функционирующего внутреннего контроля, несмотря на актуальность, остается не в полной мере осмысленной с научных позиций и в плане практической её реализации. Важно отметить, что для любого предприятия важно создание системы внутреннего контроля, которая не гарантировала бы отсутствие ошибок в работе, помогала бы их своевременно выявлять и устранять, способствуя эффективности работы. Однако даже хорошо организованная система внутреннего контроля нуждается в оценке своей эффективности с точки зрения достижения поставленных целей. С этих позиций возрастает значение внутреннего аудита.

В коммерческих организациях ведущих стран мира деятельность служб внутреннего аудита приобретает все большее значение, что обусловленно усложнением организационных структур предприятий, централизацией и концентрацией капитала. Однако опыт зарождения внутреннего аудита в России показал невозможность простого переноса методологии внутреннего аудита развитых стран мира на современную российскую экономику. Это обусловливает необходимость переосмысления мирового и отечественного опыта контрольно – ревизионной деятельности с целью создания системы внутреннего аудита, отвечающей условиям России.

Финансовая деятельность санаторно-курортных организаций требует создания отделов внутреннего аудита, которые будут накапливать опыт и развивать систему контроля за совершаемыми операциями с целью совершенствования менеджмента, организационной деятельности здравниц, системы бухгалтерского учета.

Сегодня коммерческие санаторно-курортные организации оказались в весьма сложном положении, из-за непосильного налогового бремени, высокой платы аренду. Это ведет к существенному повышению стоимости путевок и вызывает уменьшение спроса на санаторно-курортные услуги. Из-за этого многие санаторно-курортные организации вынуждены пойти по пути элитного обслуживания, часть таких организаций вынуждена перепрофилироваться или закрываться. Поэтому важно своевременно решить вопрос о налогах и льготах для санаторно-курортных организаций различных форм собственности и всеми законными способами минимизировать налоговые платежи.

Налоговая политика в сфере санаторно-курортной деятельности должна использоваться как действенный инструмент, с одной стороны, получения дополнительных бюджетных доходов от хозяйствующих субъектов, занимающихся санаторной деятельностью, с другой – финансового обеспечения гарантий государства в реализации права на отдых гражданам, нуждающимся в социальной поддержке.

Рыночный подход к решению этой проблемы предполагает, в частности, реализацию права налогоплательщиков на минимизацию своих налоговых обязательств всеми законными способами. По нашему мнению, налоговое планирование в санаторно-курортных организациях нужно возложить на внутреннего аудитора.

Необходимость и актуальность формирования и развития системы внутреннего аудита и адаптация ее к потребностям экономических субъектов санаторно-курортной сферы определили выбор темы и направление исследования.

Практическая необходимость внутреннего аудита заключается в том, что эта система дает наиболее точную и достоверную экономическую информацию высшему звену управления санаторно-курортной организации о ее текущих делах и финансово-хозяйственной деятельности, способствует созданию высокоэффективной системы бухгалтерского учета и препятствует возникновению нарушений, подтверждает объективность и достоверность отчетов структурных подразделений, оптимизирует налогообложение.

Состояние изученности проблемы. Значительный вклад в исследование вопросов, связанных с особенностями внешнего и внутреннего аудита, внесли зарубежные экономисты Р. Адамс, А. Аренс, Д.Л. Дефлиз, Дж. Лоббек. Названная проблема служит предметом исследования отечественных ученых В.Д. Андреева, И.Н. Богатой, А.М. Богомолова, В.В. Бурцева, Н.А, С.М. Бычковой, Ю.А. Данилевского, Д.А. Ендовицкого, А.К. Макальской, М.Ф. Овсийчук, В.И. Подольского, Я.В. Соколова, Л.В.Сотниковой и др.

Различные аспекты развития рекреационно-туристских зон, санаторно-курортного дела и управления в сфере рекреационно-туристского комплекса освещены в публикациях М.Ш. Адырбаева, А.М. Ветитнева, Т.И. Кисилевич, В.И. Михайленко, Е.П. Скородумова и др.

Однако анализ научной литературы показал, что многие аспекты развития внутреннего аудита в организациях санаторно-курортной сферы еще не получили достаточно аргументированного научного решения. Различные подходы наблюдаются в оценке принципов функционирования отделов внутреннего аудита в санаторно-курортной сфере, неполно разработаны методы проведения внутреннего аудита, отсутствуют отечественные стандарты внутреннего аудита.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является разработка теоретических и методических положений по организации внутреннего аудита и рекомендаций по его функционированию в деятельности санаторно-курортных организаций.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие приоритетные задачи:

- изучить теоретические основы формирования современной концепции внутреннего аудита;

- обосновать необходимость активизации внутреннего контроля как составной части управления экономическим субъектом санаторно-курортной сферы и определить основные элементы системы внутреннего контроля их хозяйственной деятельности в современных условиях;

- обосновать этапы организации отдела внутреннего аудита в санаторно-курортных организациях;

- разработать внутренние стандарты организационной деятельности отдела внутреннего аудита;

- разработать методику проведения внутреннего налогового аудита;

- выработать рекомендации по оформлению результатов внутреннего налогового аудита.



Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования избраны санаторно-курортные организации Кавказских Минеральных Вод различных организационно-правовых форм. Предметом исследования явился комплекс теоретических и методических вопросов, связанных с организацией внутреннего аудита в организациях санаторно-курортной сферы в период их адаптации к рыночным условиям функционирования.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической и методологической основой настоящего исследования послужили законодательные акты Российской Федерации, а также ведомственные нормативные документы по вопросам бухгалтерского учета, аудита, экономического анализа и контроля в организациях санаторно-курортной сферы, материалы аудиторских фирм, статистические данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, комитета государственной статистики Российской Федерации по Ставропольскому краю и Администрации Кавказских Минеральных Вод, публикации отечественных и зарубежных ученых и исследователей. Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе официальных данных органов Федеральной службы государственной статистики РФ, материалов, содержащихся в монографических исследованиях и периодических научных изданиях, аналитических материалов многолетнего авторского личного исследования, наблюдения и обобщения. Нормативно-правовую базу исследования составляют федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, Положения по бухгалтерскому учету и аудиту в РФ, федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, Постановления Министерства финансов РФ. В ходе исследования использовались статистические данные и Кавказских Минеральных Вод.

Диссертационная работа выполнена в рамках Паспорта специальности ВАК 08.00.12 – бухгалтерский учет, статистика, раздел 1 «Бухгалтерский учет и экономический анализ», п. 2.1. «Методология и технология аудита».



Инструментарно-методический аппарат. В ходе решения поставленных задач в качестве инструментария применялась такие общенаучные методы исследования, как анализ, исторический, логический и системный подходы, наблюдение, статистический, сравнительного анализа, группировки данных, логического обобщения, балансовый метод. Методика исследования основывается на использовании современных способов сбора, обобщения, сравнения и анализа информации, полученной в результате аудиторских проверок автора.

Новизна исследования заключается в комплексном исследовании проблемы организации и функционированию внутреннего аудита, что позволило теоретически обосновать и разработать методические рекомендации по его использованию в системе внутреннего контроля деятельности санаторно-курортных организаций.

В ходе диссертационного исследования получены и выносятся на защиту следующие научные результаты:

- уточнены элементы системы внутреннего контроля. По мнению диссертанта, она должна включать такие элементы как бухгалтерский финансовый учет, бухгалтерский управленческий учет, налоговый учет, контрольная среда и средства контроля;

- определены основные этапы постановки внутреннего аудита в санаторно-курортных организациях с многоуровневой структурой управления, включающая пять этапов: 1) подготовительный, предусматривающий принятие решения о целесообразности создания отдела внутреннего аудита, обоснование цели изменений в структуре организации, проведение анализа ее финансово-хозяйственной деятельности; 2) нормативный, предусматривающий формирование нормативной и методической базы отдела внутреннего аудита, адаптированной к особенностям санаторно-курортной сферы; 3) адаптационный, предполагающий адаптацию внутреннего аудита в системе управления организацией и определение признаков вживания отдела внутреннего аудита в организационную структуру санатория; 4) укрепление позиций, характеризующийся заметным ростом удовлетворенности руководства результатом деятельности внутренних аудиторов, ростом взаимного доверия, высоким уровнем отдела внутреннего аудита в иерархии организационной структуры санатория, расширением спектра решаемых задач; 5) оценка результатов внедрения, предусматривающая учет затрат, связанных с созданием отдела и проведением проверок и оценку выгоды в течение продолжительного интервала времени;

- разработан внутренний стандарт «Цель и основные принципы внутреннего аудита в санаторно-курортных организациях», включающий разделы: «Цель внутреннего аудита; «Общие положения»; «Общие принципы проведения внутреннего аудита»; «Объем внутреннего аудита»; «Разумная уверенность»; «Ответственность за внутреннюю отчетность»;

- разработан внутренний стандарт «Документирование внутреннего аудита в санаторно-курортных организациях», необходимый для регламентирования качественных характеристик внутреннего аудита, и устанавливающий требования к качеству составления рабочих документов внутреннего аудитора, а также к их оформлению и хранению. Стандарт имеет следующую структуру: «Общие положения»; «Цели»; «Рабочие документы»; «Проверка завершенности работ»; «Конфиденциальность, обеспечение сохранности рабочих документов и права собственности на них»;

- разработан и апробирован внутренний стандарт «Методика внутреннего налогового аудита прибыли в санаторно-курортных организациях», учитывающий специфику санаторно-курортной отрасли и включающий разделы: «Общие положения»; «Сущность внутреннего стандарта»; «Нормативные акты, используемые при внутреннем налоговом аудите»; «Источники информации, используемые при внутреннем аудите налогообложения прибыли»; «Способы оптимизации налога».

- сформирован комплекс рабочих документов внутреннего аудитора, включающий в себя: тест качества организационной работы отдела внутреннего аудита в санаторно-курортной организации (РД-1); независимость внутреннего аудитора (РД-2); программу тестов (вопросов) по организации налогового учета (РД-3); проверка соблюдения положений учетной политики по налогу на прибыль (РД-1П); проверка правильности соответствия показателей строк отчета о прибылях и убытках и оборотов по счетам бухгалтерского учета (РД-2П); аудиторские процедуры внутреннего аудита налогооблагаемой прибыли (РД-3П); сопоставимость данных учета с данными налоговой декларации(РД-4П); проверка правильности начисления налога на прибыль (РД-5П); проверка правильности определения чистой прибыли к распределению (РД-6П).

- разработан внутренний стандарт «Порядок оформления результатов проведения внутреннего налогового аудита в санаторно-курортной организации» включающий в себя следующие разделы: «Общие положения»; «Порядок составления отчета»; «Порядок согласования спорных вопросов и подписания отчета».

Эти положения относятся к наиболее существенным результатам, содержащим новизну в решении научной проблемы, поставленной в исследовании, и выносятся на защиту как совокупный результат проведенных исследований.



Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что использование разработанных в диссертации предложений и рекомендаций по организации и технологии внутренних аудиторских проверок в санаторно-курортных организациях позволит повысить эффективность их финансово-хозяйственной деятельности и снизить расходы на налоговые выплаты. Результаты являются универсальными и могут быть применены для санаторно-курортных организаций любой формы собственности.

Практическую значимость имеют следующие разработки:

1. Разработанная должностная инструкция внутреннего аудитора, адаптированная к специфике деятельности санаторно-курортных организаций;

2. Внутренний стандарт «Цель и основные принципы внутреннего аудита санаторно-курортных организация»;

3. Внутренний стандарт «Документирование внутреннего аудита в санаторно-курортной организации»;

4. Внутренний стандарт «Методика внутреннего налогового аудита прибыли в санаторно-курортных организациях»;

5. Внутренний стандарт «Порядок оформления результатов проведения внутреннего налогового аудита в санаторно-курортной организации»;

6. Комплекс рабочих документов внутреннего аудитора, способствующий четкой регламентации процесса документирования отдела внутреннего аудита в санаторно-курортной организации.



Апробация и внедрения результатов исследования. Основные положения и выводы проведенного научного исследования обсуждены на кафедре бухгалтерского учета Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса, получили апробацию в выступлениях на научно-практических конференциях.

Ряд положений, содержащихся в диссертации, внедрен в деятельность ООО Санаторий «Машук Аква-Терм», ОАО Санаторий «Виктория», а также использованы в учебном процессе кафедрой макроэкономики и финансов ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы» (филиал в г. Пятигорске) при подготовке методического обеспечения учебного процесса по дисциплинам «Бухгалтерский учет и аудит» и «Основы аудита», кафедрой маркетинга и менеджмента по дисциплине «Экономика и управление санаторно-курортными организациями».



Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 6 научных работ общим объемом 2,22 печатных листов.

Структура и объем исследования: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 118 источников, 23 рисунков, 12 таблиц и 18 приложений. Объем диссертации составляет 172 страницы.

Во введении дается обоснование выбора темы диссертационного исследования, указана степень ее научной разработанности; определена теоретическая и практическая актуальность исследуемой проблемы; сформулирована цель и задачи диссертационного исследования; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе «Теоретические основы системы внутреннего аудита в санаторно-курортной сфере» рассмотрено развитие санаторно-курортного комплекса в сфере услуг Российской Федерации; определено место внутреннего контроля в системе управления; изложены сущность и роль внутреннего аудита в организациях санаторно-курортной сферы.

Во второй главе «Организация и порядок функционирования внутреннего аудита в организациях санаторно-курортной сферы» рассмотрен процесс формирования отдела внутреннего аудита в санаторно-курортных организациях; изложено организационно-методическое обеспечение внутреннего аудита в таких организациях; описываются субъекты внутреннего аудита и их взаимосвязь с системой налогового аудита.

В третьей главе «Разработка методики проведения внутреннего налогового аудита в санаторно-курортных организациях» представлен методический подход к внутреннему налоговому аудиту деятельности санаторно-курортных организаций; рассмотрен аудит прямых и косвенных налогов; предложена форма отчетности аудитора о результатах внутреннего налогового аудита.

В заключении обобщены основные результаты проведенного исследования и представлены соответствующие предложения и рекомендации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В диссертационной работе были обобщены исторические этапы развития курортного дела в России с момента зарождения санаторно-курортной отрасли и до настоящего времени. Санаторно-курортная сфера способствует решению ряда социальных проблем, обеспечивая дополнительную занятость населения, повышение уровня жизни и благосостояния населения. Сложность и многообразие экономической деятельности санаториев во многом определяется наличием различных вспомогательных и обслуживающих хозяйств, каждое из которых представляет собой самостоятельную отрасль, развивающуюся на основе свойственных ей закономерностей. Успешная работа санатория во многом определяется организацией бухгалтерского учета, внутреннего контроля, которые должны обеспечить достоверную информацию не только по санаторному комплексу в целом, но и по видам оказываемых услуг, производимых работ, т.е. по каждому виду деятельности. Устойчивость финансового положения любой организации зависит от того, насколько рационально расходуются производственные ресурсы. Поэтому их использование подлежит строгому контролю, что становится возможным только при организации эффективной системы внутреннего контроля.

Внутренний контроль является одним из важнейших элементов управления. Внутренний контроль организуется на средства экономического субъекта по решению руководства с целью повышения эффективности управления. Такому контролю подвергаются все участки и структурные подразделения экономического субъекта, он охватывает всю финансово-экономическую и производственную деятельность организации в целом, образуя систему внутреннего контроля.

В диссертационной работе представлены различные трактовки категории «внутренний контроль». Анализ приведенных определений позволяет сделать вывод, что система внутреннего контроля – процесс, который организуется руководством предприятия для обеспечения упорядоченного и эффективного ведения всех сфер деятельности (финансовой, хозяйственной, производственной и т.д.) и всех структурных подразделений данного экономического субъекта с целью соблюдения политики руководства, которое обязано обеспечить организацию и поддержание на должном уровне этой системы.

По мнению большинства специалистов, всё многообразие действий, осуществляемых для организации внутреннего контроля, условно можно сгруппировать по трем блокам: надлежащая система бухгалтерского учета; контрольная среда; отдельные средства контроля. В диссертации рассмотрен каждый из этих блоков и сделан вывод о том, что их выделение с теоретической точки зрения достаточно спорно. Мы считаем, что необходимо выделить такие элементы, как бухгалтерский финансовый учет, бухгалтерский управленческий учет и налоговый учет. По нашему мнению, налоговый учет должен вестись отдельно, не полагаясь на данные бухгалтерского учета. Система внутреннего контроля в санаторно-курортных организациях может быть представлена в виде схемы (рис. 1).

Степень сложности системы внутреннего контроля должна соответствовать структуре и отраслевой принадлежности организации. Масштабы использования и эффективность применения внутреннего контроля зависят от интереса к его функционированию со стороны собственников и руководителей организации.

Важно отметить, что целью предприятия должно являться создание такой системы внутреннего контроля, которая не гарантировала бы полностью отсутствие ошибок в работе, а помогала бы их своевременно выявлять и устранять, способствуя эффективности работы. Однако даже хорошо организованная система внутреннего контроля нуждается в оценке своей эффективности с точки зрения достижения поставленных целей. Этой цели и служит внутренний аудит.

Ученые и практики, рассматривающие проблемы внутреннего аудита, по разному трактуют его сущность, значение, цели и функции. Изучение разных точек зрения позволило сделать вывод, что внутренний аудит – система контроля, организованная на экономическом субъекте в интересах собственников, которая занимается независимой деятельностью по проверке и оценке работы данной организации.

Взаимодействие отдела внутреннего аудита с внешними аудиторами поможет повысить эффективность внутреннего аудита и снизить затраты организации на аудит внешний. В исследовании осуществлена сравнительная характеристика внутреннего и внешнего аудита, которая показала, что, несмотря на имеющиеся различия в их функциях и целях, они дополняют друг друга, а методы проверки совпадают. Поэтому результаты работы отдела внутреннего аудита могут быть использованы при проведении внешнего аудита, что сократит время и, соответственно, расходы на проведение последнего.

Для внутреннего аудита большую роль играет оперативный и полный сбор полезной управленческой информации. Полезность информации определяется ее соответствием потребностям аудиторов и тем, в какой степени они могут опираться на такую информацию.

Место внутреннего аудита в управленческой информационной системе санатория представлено на рисунке 2.

Следовательно, внутренний аудит является важнейшим звеном управленческой структуры любой организации и поэтому отдел внутреннего аудита должен занять в ней подобающее место.

Важно отметить, что в организациях санаторно-курортной сферы внутренний контроль должен быть организован путем выделения специального подразделения внутреннего аудита и его взаимодействия со всеми структурными подразделениями санатория.

В настоящее время необходимость внедрения внутреннего аудита в санаторно-курортных организациях обусловлена рядом причин:


  • усложнением и разветвлением организованной структуры организаций санаторно-курортного комплекса;

  • разнообразием видов деятельности и ассортиментом оказываемых услуг, присущим только санаториям;

  • стремлением руководства получить достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления;

  • повышением степени доверия к санаторию со стороны деловых партнеров;

  • необходимостью разрабатывать ряд альтернативных решений каждой проблемы и выбором самого оптимального;

  • необходимостью владения ситуацией в области финансово-хозяйственной деятельности каждого подразделения и вида деятельности и т.д;

  • оптимизацией налогообложения.

Активная система внутреннего аудита предполагает такую его организацию, которая, с одной стороны, достигает целей и задач, поставленных перед внутренним аудитором, а с другой – использует при этом минимальное, но достаточное количество аудиторских процедур.

Развитие внутреннего аудита показывает, что в малых и средних санаторно-курортных организациях, имеющих простую организационную форму, создавать отдел внутреннего аудита нецелесообразно, поскольку затраты на содержание могут превысить экономический эффект от его деятельности. Для обеспечения сохранности имущества среднего санатория может работать внутренний аудитор с минимальным набором функций. В крупных санаториях отделы внутреннего аудита должны являться самостоятельными подразделениями. Под крупным санаторием будем понимать санаторий, имеющий разветвленную управленческую и организационную структуру.

Обязательность формирования отдела внутреннего аудита до настоящего времени не регламентирована российскими законодательными актами, поэтому цель и задачи внутреннего аудита должны быть установлены непосредственно в системе управления организации.

В соответствии с правилом (стандартом) №29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» роль службы внутреннего аудита определяется руководством аудируемого лица. Объем и цели внутреннего аудита в каждом случае различны и зависят от размера и структуры аудируемого лица и требований его руководства.

Не менее важно определение статуса отдела внутреннего аудита в системе управления санаторно-курортной организацией. С нашей точки зрения, более приемлемым подходом является формирование отдела внутреннего аудита в качестве обособленной и независимой структуры – отдельного структурного звена в системе управления организации. Результаты исследования доказывают, что отдел внутреннего аудита должен находиться на более высоком уровне системы управления, чем остальные структурные звенья. Данную структуру называют линейно-функциональной. Место отдела внутреннего аудита в общей структуре управления санаторно-курортной организацией представлено на рисунке 3.

Достоинством данной структуры является то, что формируется система, которая позволяет управлять всей организацией как единым целым, и вместе с тем при высшем руководящем звене работает административно обособленная единица со своими целевыми установками.

Отдел состоит из структурных звеньев, количество которых может варьироваться в зависимости от возникающих в процессе управления целевых установок.

Наиболее приемлемой и рекомендуемой отечественными специалистами является структура отдела, представленная на рисунке 4.

Учитывая влияние отраслевых особенностей, полагаем, что организация системы внутреннего аудита в санаторно-курортных организациях представляет собой процесс, в ходе которого решается ряд не только организационных, но и методических и технических проблем. В процессе исследования нами выделены следующие организационные этапы формирования отдела внутреннего аудита: подготовительный, нормативный, адаптивный, укрепления позиций, оценки результатов.





Рис. 4. Оптимальная структура отдела внутреннего аудита в санаторно-курортных организациях

На первом этапе формулируется сущность предстоящего изменения в структуре санатория, проводится анализ его необходимости, а также выявляется разница между текущим и желаемым положением дел в санаторно-курортной организации. На подготовительном этапе создание отдела начинается с принятия решения, основными мотивами которого являются:


  • ухудшение основных показателей эффективности деятельности предприятия: прибыли, рентабельности, ликвидности;

  • не удовлетворяющие современным требованиям методы управления;

  • недостаточность информационной базы для принятия эффективных управленческих решений;

  • наличие в санатории «трения» между отдельными подразделениями относительно выполняемых функций и отсутствие согласованных целей;

  • изменение существующих целевых установок деятельности организации.

Немаловажным фактором является наличие в организации достаточных финансовых и людских ресурсов. Следует также учитывать психологический климат в коллективе в момент принятия решения. Если организация находится в критическом состоянии, то непросто объяснить необходимость затрат на повышение эффективности управления с помощью внутреннего аудита.

На втором – нормативном этапе формируется правовая база, принимаются стандарты внутреннего аудита. По времени он является самым продолжительным. Зачастую формирование нормативной и методической базы отдела внутреннего аудита не прекращается и после начала его работы: разрабатывается и адаптируется к конкретным особенностям санатория положение об отделе, должностные инструкции внутренних аудиторов, вносятся корректировки в должностные инструкции сотрудников санатория, разрабатывается программа внутреннего аудита финансово-хозяйственной деятельности, план – график проведения внутреннего аудита на год, решаются другие организационные вопросы.

Цели, полномочия и ответственность отдела внутреннего аудита оформляются в Положении об отделе внутреннего аудита, которое утверждается руководством санатория и одобряется советом директоров. Этот документ определяет организационный статус и независимость отдела, что обеспечивает объективность суждений внутренних аудиторов. Так, в Положении должно быть четко сказано, что отдел является неотъемлемым элементом структуры санаторно-курортной организации и внутренние аудиторы должны действовать в соответствии ее с правилами и распорядком.

Обязанности сотрудников отдела и уровень их квалификации фиксируется в должностных инструкциях.

Внедрение внутреннего аудита существенно меняет содержание работы руководителей структурных подразделений и специалистов и вызывает необходимость внесения изменений в их должностные инструкции по оформлению хозяйственных операций, составлению первичных документов, аналитических регистров и других операций.



Адаптационный этап протекает 2 – 3 года. Продолжительность этой фазы во многом зависит от степени понимания важности и желания со стороны руководства санатория иметь «прозрачный» менеджмент. По нашему мнению, можно назвать следующие признаки вживания отдела внутреннего аудита:

- убедительная для руководства санатория интерпретация результатов деятельности подразделений;

- появление у внутренних аудиторов реальной независимости;

- доверие руководства санатория к отчетам внутренних аудиторов, готовность к сотрудничеству.



4 этап - укрепление прочных позиций, характеризующий заметным ростом удовлетворения руководства результатам деятельности внутренних аудиторов, ростом взаимного доверия, высоким иерархическим уровнем отдела внутреннего аудита в организационной структуре санатория, расширением спектра решаемых задач.

5 этап - оценка результатов внедрения. Затраты, связанные с созданием отдела, должны быть оправданы. Проведение отделом внутреннего аудита проверок должны приносить выгоду в течение продолжительного интервала времени. Результатом работы отдела внутреннего аудита являются повышение эффективности управленческих решений и сокращение времени их принятия; более удачное позиционирование организации; сокращение расходов на консультационные услуги; оптимизация налоговых платежей.

Внедрение внутреннего аудита может быть осуществлено «малыми шагами», путем небольших изменений в структуре управления с медленным продвижением к поставленной цели. Преимущество такого подхода заключается в отсутствии большого сопротивления проводимым изменениям внутри санатория, основной недостаток – в опасности затягивания процесса реорганизации и полного его прекращения.

Другой подход означает интенсивное изменение системы управления и быстрое внедрение внутреннего аудита. Однако в этом случае появляется опасность сильного противодействия внутри санаторно-курортной организации.

Более предпочтителен подход, основанный на принципах «планируемой эволюции», поскольку он дает возможность использовать преимущества рассмотренных выше подходов. Вначале на высшем уровне управления формируется и принимается концепция внутреннего аудита, на основании которой разрабатывается проект внедрения. Проект разбивается на ступени, включающие этапы и мероприятия по достижению целей проекта, фиксируются сроки реализации отдельных этапов.

Результаты, полученные после внедрения внутреннего аудита на первом этапе, обсуждаются и в случае необходимости вносятся коррективы в содержание, сроки и бюджеты последующих этапов.

Основными причинами создания отдела внутреннего аудита в санаторно-курортных организациях являются:

- разнообразие и специфика видов деятельности санаторно-курортных организаций;

- необходимость управления финансово-хозяйственной деятельностью каждого структурного подразделения (отделов размещения, питания, развлечений и т.д.);

- стремление собственников получить объективную независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления.

Таким образом, необходимость создания отдела внутреннего аудита либо введение в штат внутреннего аудитора диктуется направленностью санаторно-курортных организаций на увеличение доходов от реализации санаторно-курортных путевок, стремлением оптимизировать бухгалтерский и налоговый учет, сократить непроизводительные расходы, снизить себестоимость при одновременном повышении качества и расширении набора сервисных услуг, оптимизировать налогообложение.

Необходимыми атрибутами эффективно функционирующей системы внутреннего аудита предприятий различных форм собственности являются разработанные и утвержденные стандарты, а также должностные инструкции и положения о службе внутреннего аудита, которые по своей сути являются элементами внутрихозяйственного регулирования.

По нашему мнению, обеспечение надлежащего качества проведения внутренних аудиторских проверок невозможно без разработки организационных стандартов внутреннего аудита. К основным из них можно отнести:

- формирование цели и основных принципов внутреннего аудита;

- документирование внутреннего аудита;

- методика внутреннего налогового аудита;

- порядок оформления результатов проведения внутреннего налогового аудита в санаторно-курортной организации.

Указанные стандарты должны разрабатываться с использованием федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, адаптированных к специфическим условиям деятельности санаторно-курортных организаций.

Основным стандартом внутреннего аудита является стандарт «Цель и основные принципы внутреннего аудита санаторно-курортной организации». По нашему мнению, он должен разрабатываться руководителем отдела внутреннего аудита и утверждаться главным врачом и/или генеральным директором санаторно-курортной организации. С изменением целей и задач внутреннего аудита соответствующий стандарт может быть изменен. С этой целью предусмотрена не только дата введения стандарта, но и дата его последнего пересмотра.

Н основе исследования сделан вывод, что указанный стандарт должен включать, как минимум, следующие основные моменты: цель; общие положения; общие принципы; объем; разумную уверенность внутреннего аудитора; ответственность аудитора за внутреннюю информацию.

Как уже отмечалось, целью внутреннего аудита является обеспечение эффективности управления на основе представления администрации санатория своевременной, достоверной, пригодной для использования информации, а также на основе решений прочих задач.

Общие положения стандарта содержит указания на то, что область применения данного стандарта распространяется на все виды внутреннего аудита финансово-хозяйственных операций, осуществляемых санаториями в соответствии с законодательством РФ, срок его действия не ограничен, а его пересмотр должен производиться не реже одного раза в три года.

Формально общие принципы внутреннего аудита совпадают с принципами внешнего аудита. Это независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение.

Считаем, что проверка на независимость должна проводиться при поступлении на работу (при этом поступающий заполняет соответствующий информационный лист) и перед проведением проверки (заполняется форма «Независимость внутреннего аудитора»).

Для регламентирования качественных характеристик внутреннего аудита нами был разработан внутренний стандарт «Документирование внутреннего аудита в санаторно-курортной организации», в котором устанавливаются требования к качеству составления рабочих документов внутреннего аудитора, к их оформлению и хранению.

Основным принципом составления рабочей документации внутреннего аудитора является принцип достаточности. Он предполагает документирование аудиторского процесса с такой тщательностью, которая обеспечивает доказательность и однозначную интерпретацию полученных выводов1.

Автором разработана универсальная форма рабочего документа внутреннего аудитора, предполагающая отражение следующей обязательной информации: ссылка на исполнителя аудиторского задания; общий объект контроля; цель аудиторского задания; период проверки; запрашиваемая документация.

Применяя понятие «субъект» к внутреннему аудиту, следует рассмотреть отдельные лица или группы лиц, которые в силу своих должностных прав и обязанностей имеют в конечном итоге единую цель, совпадающую с интересами предприятия в целом, – обеспечение и контроль соблюдения финансово-хозяйственной дисциплины, соответствия законодательным актам осуществляемых хозяйственных операций.

Специальное подразделение внутреннего аудита, создаваемое в организациях санаторно-курортной сферы, должно тесно взаимодействовать с главным врачом (генеральным директором), советом директоров, ревизионной комиссией, главным бухгалтером и заведующими всех подразделений.

Главный врач (генеральный директор) является одним из главных субъектов внутреннего аудита. Ведущая роль среди субъектов принадлежит главному бухгалтеру, в функции которого входит обеспечение соблюдения законов и подзаконных актов, организация разработки плановой и учетной документации.

Для успешного взаимодействия внутренних аудиторов со службами, основой функционирования которых являются методы документального контроля, и отделами, базирующимися в первую очередь на приемах фактического контроля, необходимо разработать двусторонне направленный документооборот внутреннего аудита, который обеспечит применение всего комплекса приемов внутреннего аудита по отношению к тому или иному объекту аудита. Двунаправленность документооборота возможна как от отдела внутреннего аудита к различным субъектам санатория, так и в обратном направлении.

На рисунке 5 представлены формы взаимосвязи отдела внутреннего аудита с другими подразделениями санатория.

Одним из основных и значимых специальных аудиторских заданий в современных российских условиях является аудит налогообложения. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» его можно определить как аудит расчетов с бюджетом по соответствующим налогам, а в соответствии с методикой «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» - как налоговый аудит2.

В настоящее время выделяют четыре основных подхода к созданию методик аудита: бухгалтерский, юридический, специальный и отраслевой. Мы считаем, что при разработке методики внутреннего налогового аудита санаторно-курортных организациях целесообразно использовать отраслевой подход с учетом положений Методики аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», так как это позволит учесть особенности проверки состава доходов и расходов на выполнение работ, организации управленческого учета и т.д.

Мы остановились подробно на налоге на прибыль. Нами разработан и апробирован внутренний стандарт «Методика внутреннего налогового аудита прибыли в санаторно-курортных организациях», на основе которого сформирован комплекс рабочих документов. Данная методика учитывает особенности проведения внутреннего налогового аудита и специфику санаторно-курортной отрасли.

Проведение внутреннего налогового аудита включает три этапа: организация и планирование; основной; заключительный.

1 этап. Организация и планирование:

1.1. Знакомство с финансово-хозяйственной деятельностью санатория;

1.2. Изучение учетной политики;

1.3. Предварительная оценка существующей системы налогообложения;

1.4. Представление о системе внутреннего контроля, оценка существенности, аудиторской риск;

1.5. Разработка общего плана и программы аудита.



2 этап. Основной – проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет:

2.1. Аудит прямых налогов;

2.2. Аудит косвенных налогов;

3 этап. Заключительный:

3.1. Формирование пакета документов;

3.2. Составления аудиторского заключения о степени достоверности формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налога на прибыль во всех существенных аспектах.

Алгоритм внутреннего налогового аудита прибыли представлен на рисунке 6.

По результатам проверки составляется аудиторское заключение или отчетный документ, который может иметь разные формы – отчет о проверке, докладная записка, аудиторская справка, справка об экспертизе и др. Сама форма этого документа определяется в приказе о назначении аудиторской проверки. Автором разработан внутренний стандарт, определяющий порядок оформления результатов внутреннего налогового аудита в санаторно-курортной организации.

Практическое использование предложенных подходов будет способствовать совершенствованию систем учета и внутреннего контроля предприятий санаторно-курортной сферы, развитию и более широкому применению методов анализа хозяйственной деятельности, выработке и обоснованию управленческих решений, повышению их эффективности, что в конечном счете должно оказать позитивное влияние на финансовые результаты и инвестиционную привлекательность данных хозяйствующих субъектов.





ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
На основании проведенного диссертационного исследования можно сделать следующие выводы и сформулировать предложения:

1. Организация внутреннего аудита в санаторно-курортной сфере – одно из важнейших средств, направленных на повышение эффективности управление и внутреннего контроля. В соответствии с авторским определением под системой внутреннего контроля понимается процесс, который организуется руководством санатория для обеспечения упорядоченного и эффективного ведения всех сфер деятельности (финансовой, хозяйственной, производственной и т.д.) во всех структурных подразделениях данного экономического субъекта в целях соблюдения политики руководства. Система внутреннего контроля должна включать такие элементы, как бухгалтерский финансовый учет, бухгалтерский управленческий учет, налоговый учет, средства контроля и контрольную среду.

2. Внедрение внутреннего аудита в санаторно-курортные организации обусловлено рядом причин: их усложненной и разветвленной организованной структурой; многообразием видов деятельности и ассортиментом оказываемых услуг, присущим только санаториям; стремлением руководства получить объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления; повышением степени доверия к санаторию со стороны деловых партнеров; необходимостью владения ситуацией в сфере финансово-хозяйственной деятельности каждого подразделения и вида деятельности; оптимизацией налогообложения. Это определяет необходимость организации такой системы внутреннего аудита, которая с одной стороны, достигала бы поставленных перед ней целей, а с другой - использовала при этом минимальное, но достаточное количество аудиторских процедур, чтобы затраты на содержание отдела внутреннего аудита (внутреннего аудитора) не превысили экономический эффект от его деятельности.

3. При определении статуса отдела внутреннего аудита в системе управления санаторно-курортной организацией, более приемлемым подходом является формирование такого отдела в качестве обособленной и независимой структуры – отдельного структурного звена в системе управления организации. При этом отдел внутреннего аудита, по нашему мнению, должен находиться на более высоком уровне системы управления, чем остальные структурные звенья. Данную структуру называют линейно-функциональной, достоинством которой является то, что формируемая система позволяет управлять всей организацией как единым целым, и вместе с тем при высшем руководящем звене работает административно обособленная единица со своими целевыми установками.

4. В процессе исследования выделены организационные этапы создания отдела внутреннего аудита в санаторно-курортные организации: подготовительный, предусматривающий принятие решения о целесообразности создания отдела, определение цели изменений в структуре организации, проведение анализа ее финансово-хозяйственной деятельности; нормативный, предусматривающий формирование нормативной и методической базы отдела внутреннего аудита, адаптированной к особенностям санаторно-курортной сферы; адаптационный, предполагающий адаптацию внутреннего аудита в системе управления организацией и определение признаков вживания отдела внутреннего аудита в организационную структуру санатория; упрочнение позиций, характеризуемое заметным ростом удовлетворенности руководства результатом деятельности внутренних аудиторов, ростом взаимного доверия, высоким иерархическим уровнем отдела внутреннего аудита в организационной структуре санатория, расширением спектра решаемых задач; оценка результатов внедрения: выявляются затраты, связанные с внедрением отдела. Проведение отделом внутреннего аудита проверок должны приносить выгоду в течение продолжительного интервала времени.

5. Требование к организации внутреннего аудита в санаторно-курортных сфере, предъявляемые стандартами аудита, носят общий характер, в них отсутствуют требования к правам, обязанностям и ответственности внутренних аудиторов, не сформулированы требования к их отчетности. В этой связи особое значение приобретают стандарты внутреннего аудита, осуществляющие регулирование деятельности внутренних аудиторов и их взаимоотношений с другими отделами. Эти стандарты являются руководством при проведении и планировании проверок и подтверждением правильности выполнения процедур в спорных ситуациях. Целесообразна разработка методик проведения внутреннего аудита в санаторно-курортных организациях, которые обеспечат комплексный подход к организации и технологии проведения проверок. Автором разработаны основные внутренние стандарты деятельности отдела внутренние аудита: «Цель и основные принципы внутреннего аудита санаторно-курортной организации»; «Документирование внутреннего аудита в санаторно-курортной организации»; «Методика внутреннего налогового аудита прибыли в санаторно-курортных организациях»; «Порядок оформления результатов проведения внутреннего налогового аудита в санаторно-курортной организации».

6. Нами разработан комплекс рабочих документов внутреннего аудитора, а также предложены Положение об отделе внутреннего аудита в санаторно-курортной организации и должностная инструкция внутреннего аудитора, учитывающие специфику санаторно-курортной сферы.

7. Целью развития санаторно-курортных организаций является удовлетворение потребностей населения в санаторно-оздоровительных услугах и максимизация прибыли санаторно-курортной организации. В диссертационном исследовании уделено внимание второй цели развития санаторно-курортной организации – максимизации прибыли, достижение которой автор связывает с усилением системы внутреннего контроля путем создания отдела внутреннего аудита для крупных санаториев или введение в штат средних и малых санаторно-курортных организаций внутреннего аудитора. Разработанные автором некоторые внутренние стандарты проведения внутреннего аудита в организациях санаторно-курортной сферы с учетом специфики их деятельности и комплект рабочих документов будут способствовать совершенствованию работы внутренних аудиторов в организациях санаторно-курортной сферы и повышению результативности проверок, направленных на максимизацию прибыли.



Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:


  1. Книзберг Ю.Н. Место внутреннего контроля в системе управления / Ю.Н. Книзберг // Российское предпринимательство. – 2008.- №3.- 0,2 п.л.

  2. Книзберг Ю.Н. Внутренний аудит в санаториях Кавказских Минеральных Вод – необходимость или реальность / Ю.Н. Книзберг // «Микроэкономика». – 2008.- №6. – 0,35 п.л.

Некоторые вопросы диссертационного исследования нашли отражение в других публикациях:




  1. Книзберг Ю.Н. Некоторые аспекты внутреннего аудита / Г.В. Коваленко, Ю.Н. Книзберг // Социально-экономические аспекты современного развития России: Сборник статей III Всероссийской научно-технической конференции - Пенза, 2006.- 0,07 п.л.

  2. Книзберг Ю.Н. Сущность и значение внутреннего аудита в санаторно-курортной сфере / Ю.Н. Книзберг // Аудит, налоги и бухгалтерский учет в Российской Федерации: основы, теория и практика: Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции - Пенза, 2006.- 0,2 п.л.

  3. Книзберг Ю.Н. Внутренний аудит налога на добавленную стоимость в санаторно-курортных организациях / Г.В. Коваленко, Ю.Н. Книзберг // Совершенствование системы управления сферой услуг в современных условиях: Сборник научных трудов; Южно - Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. - Шахты, 2007.- 0,5 п.л.

  4. Книзберг Ю.Н. Разработка внутрифирменных стандартов в санаторно-курортных организациях / Г.В. Коваленко, Ю.Н. Книзберг// Учет, анализ и контроль: современное состояние и тенденции развития: монография; Южно-Рос.гос.ун-т экономики и сервиса.-Шахты: Из-во ЮРГУЭС, 2008.- 0,4 п.л.

  5. Книзберг Ю.Н. Организационные аспекты внедрения системы внутреннего аудита/ Ю.Н. Книзберг//Экономика России: ХХI век: Международный сборник научных трудов/ Выпуск 11. –Воронеж: вгпу, 2008.- 0,5 п.л.




1 Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №5 «Аудиторские доказательства», утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. №696 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.07.2008 N 557) // ИСС Консультант плюс.

2 Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг, утв. Минфином РФ от 23.04.2004, одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол №25 от 22.04.2004 // ИСС Консультант плюс.



Смотрите также:
Организация внутреннего аудита в санаторно-курортной сфере
346.74kb.
1 стр.
Организация внутреннего аудита
453.53kb.
1 стр.
Р. О. Моисеенко 2007 г
887.14kb.
6 стр.
Состояние и направления развития лечебно-оздоровительного туризма в Приморском крае
72.89kb.
1 стр.
Стандартизация внутреннего аудита в организации
294.51kb.
1 стр.
Организация и методы производственного аудита
495.38kb.
2 стр.
Развитие методики внутреннего аудита в строительных организациях
260.69kb.
1 стр.
Развитие методического обеспечения внешнего и внутреннего аудита биологических активов в сельскохозяйственных организациях
476.44kb.
3 стр.
Программа дисциплины международные стандарты аудита для специальности 080109. 65
233.46kb.
1 стр.
Методические указания для самостоятельной работы студентов Ростов -на -дону 2012 Содержание Цель и задачи дисциплины 3
803.67kb.
4 стр.
Рабочей программы дисциплины
23.29kb.
1 стр.
Сборник нормативно-методических документов по вопросам санаторно-курортного лечения
2311.74kb.
11 стр.