Главная страница 1страница 2 ... страница 49страница 50
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №30 г. Томска






СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:

Руководитель МО директор МОУ СОШ № 30

_________ Л.И. Выгузова ____________ Е.В. Степанов

Руководитель НМС «____» ________ 2011г.

_________ И.А. Иценко

«____» _______2011г.




ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

г. Томск 2011 год


СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
3. Базисный учебный план. Программа внеурочной деятельности
4. Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования
5. Программы отдельных учебных предметов
6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
8. Программа коррекционной работы
9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
10. Условия реализации основной образовательной программы
11. Приложения


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования – от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося.

Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 30 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Программа разработана на основе следующих документов:

- Концепции о правах ребёнка;

- Закона об образовании;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН РФ №373 от 06 октября 2009г);

- Примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса;

-Устава школы

- Нормам СанПиНа

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный:



  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения. Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

- центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

- развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике, связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Цели образования, поставленные образовательным учреждением МОУ СОШ №30, отвечают на вопрос: «Что изменится в личности школьника в результате начального образования, чем он принципиально будет отличаться от себя самого, начавшего обучение в школе?».

Обеспечение возможностей для получения качественного начального общего образования.

Каждый учащийся имеет возможность удовлетворить свои образовательные интересы, получить наиболее качественное образование согласно своим возможностям, усилиям и потребностям.

Эта цель реализуется двумя путями: дифференциацией обучения, обеспечением коррекционно-развивающей деятельности учителя. Для этого используется диагностика и специальная методика ее оценки, разработанная авторами системы учебников УМК «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100»; программно-методические материалы по коррекционно-развивающему обучению; организацией внеклассной деятельности, представленная системой программ с учетом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей.

Развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы.

Каждый обучающийся имеет возможность выбирать дополнительные образовательные программы, принимать участие во внеучебной деятельности согласно собственным интересам, наклонностям и возможностям, реализовывать имеющиеся таланты и развивать творческий потенциал.

Интеллектуальное развитие младшего школьника предполагает: сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличии ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи; умение добывать знания, развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче; осознание своего незнания, умение находить допущенную ошибку и исправить ее, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи; изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся – целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); возрастной уровень развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов; сформированность универсальных учебных действий как предпосылка развития достаточного уровня общеучебных умений.

Духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы религиозных культур и светской этики», а также программ внеклассной деятельности школьников «Народоведение», «Уроки экологии», «Мироведение», «Литературное наследие Сибири». Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонациональной России. Особое внимание уделяется формированию интереса к различным языкам народов, проживающих в данном регионе, воспитанию культуры взаимоотношений и толерантности. Это обеспечивается в процессе изучения русского языка, литературного чтения, основ духовно-нравственной культуры народов России.



Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование правил здорового образа жизни.

Каждый обучающийся имеет возможность приобрести навыки здоровье-и психосбережения, безопасности жизнедеятельности, реализовывать социальные проекты, связанные со здоровым образом жизни

Реализация этой цели обеспечивается системой оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательном учреждении: утренняя зарядка; ежедневные часы двигательной активности, проходящие на улице; организация деятельности на уроке, не допускающая переутомления (проведение игр, физминутки); релаксационные упражнения в специально оборудованном помещении; работа по программам внеклассной деятельности «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании», «Школа докторов природы».

Формирование учебной деятельности школьника

Эта цель образовательного процесса в данном образовательном учреждении достигается использованием средств обучения в системе УМК «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100» специально направленных на формирование компонентов учебной деятельности. Ее сформированность предполагает: умения учиться («умею себя учить»), наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а также элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»).



Выбор УМК обоснован тем, что:

- учебный материал во всех учебниках представлен в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по откры­тию и усвоению новых знаний;

- особое значение имеет организация учебного материала в различных формах сравнения, в том числе и для постановки проблемных задач;

- учебники обеспечивают регулярность включения подобных упражнений в процесс учения школьника;

- учебный материал способствует формированию учебной деятельности и направлен на развитие универсальных учебных действий обучающихся.

Данные УМК позволяют:

- обеспечивать вариативность, уровневый подход в осуществлении образовательного процесса, тем самым создавая условия для освоения программы начального общего образования всем детям, в том числе одаренным и детям с ограниченными возможностями здоровья;

- развивать познавательную мотивацию и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируют основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

В структуре содержания учебников отражаются следующие этапы организации учебного процесса:



первый этап – предъявление ученику системы заданий поискового характера с целью раскрытия понятия, правила, действия;

второй этап сличение результатов самостоятельной работы с определениями, правилами, описаниями действий;

третий этап – применение усваиваемых знаний в разнообразных условиях и во взаимосвязи с изученным ранее;

Выбор других УМК может осуществляться на основе решения педагогического совета, согласованного с управляющим советом по итогам анкетирования родителей.



Повышенный уровень образования.

Открытие общеобразовательных классов с лингвистической, естественно-математической, музыкальной специализацией. В данных классах предполагается повышенный уровень образования за счет более основательного изучения отдельных предметов (иностранного языка, математики, музыкальных дисциплин); развитие самостоятельности и творческих способностей учащихся посредством включения их в проектную и исследовательскую деятельность.

В образовательном учреждении пересмотрена система контролирующей и оценочной деятельности учителя, определена приоритетная цель – формирование самоконтроля и самооценки ученика.

Процесс перестройки образовательного процесса в данном образовательном учреждении подчиняется следующим принципам.

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения рассматривается учительским коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.

3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания своей принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.

5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная).

6. Преемственность и перспективность обучения. В образовательном учреждении установились преемственные связи методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования. В учреждении осуществляется деятельность по подготовке детей к школе, развитию у них произвольного поведения, внимания, умений сотрудничать, предпосылок учебного труда. В школе ведется всесторонняя работа по пропедевтике изучения предметов основной школы. Критерием этой работы являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:



  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованияминформационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

Ведущие технологии, используемые в образовательном процессе в начальной школе:

1. Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе используются проникающие технологии для реализации отдельных дидактических задач, они способствуют формированию умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности обучающихся, формируют исследовательские умения. Предполагают использование в учебном процессе аудио- видео- материалов, компьютера для представления образовательных электронных ресурсов.

2. Здоровьесберегающие технологии рассматриваются в школе как совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития задачами здоровьесбережения. Они способствуют формированию и укреплению здоровья обучающихся, воспитания у них культуры здоровья и безопасного образа жизни.

3. Технология личностно-ориентированного обучения позволяет:

- сохранить и поддержать индивидуальность ребенка;

- предоставить возможность каждому ребенку работать в присущем ему темпе;

- создать условия для обязательной успешной деятельности;

-простроить обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечить своевременную помощь каждому ребенку при возникновении трудностей обучения;

- создать условия для реализации творческих возможностей школьника.



4. Технология проблемного обучения предполагает творческое овладение знаниями, умениями и навыками усвоение способов самостоятельной деятельности развитие познавательных и творческих способностей.

5. Игровые технологии создают условия для снижения психоэмоционального напряжения обучающихся, способствуют формированию универсальных учебных действий.

6. Технологии уровневой дифференциации позволяют создать условия для обучения детей с разным уровнем сформированности познавательной сферы, в том числе как для одарённых обучающихся, так и с недостаточным уровнем сформированности познавательной сферы.

Используемые технологии ориентированы на:



  • активизацию и интенсификацию учебно-воспитательного процесса;

  • развитие творческого потенциала личности каждого ученика;

  • развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых им не только в учебе, но и в обычной жизни;

  • развитие навыков коллективного взаимодействия;

  • привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе;

  • адаптацию ребенка в условиях социума;

  • на решение проблемы социализации ученика в учебном коллективе и в условиях школы как системы.

Использование любой технологии проходит преимущественно с использованием активных форм и методов обучения: обучение в сотрудничестве с использованием групповой и парной формы работы.

  • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке других педагогических работников;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основная образовательная программа содержит следующие разделы:



  • пояснительную записку;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

базисный учебный план образовательного учреждения;

  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • программу коррекционной работы;

  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В основной части образовательной программы начального общего образования раскрываются следующие направления деятельности образовательного учреждения.

следующая страница >>
Смотрите также:
Основная образовательная программа начального общего образования г. Томск 2011 год
11123.39kb.
50 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования и основного общего образования
2679.63kb.
15 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования
1269.89kb.
8 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования г. Нефтеюганск 2011г
2052.53kb.
12 стр.
Основная образовательная программа образовательного учреждения
3263.63kb.
16 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования (по линии «Перспективная начальная школа») Принято на заседании
3135.69kb.
15 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования для моу сош №4, работающей по ос «Школа 2100»
9290.66kb.
38 стр.
Организация внеурочной деятельности. (Опыт моу гимназии №1 г. Балашова Саратовской области)
181.27kb.
1 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования Система оценки достижения планируемых результатов
219.13kb.
1 стр.
Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения
5540.64kb.
31 стр.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Томск 2011 год
355.73kb.
1 стр.
Приказ №27. 5 от 31. 08. 2012г. Основная образовательная программа
2077.59kb.
12 стр.