Главная страница 1 ... страница 6страница 7страница 8страница 9страница 10страница 11страница 12

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни


Проблемы сохранения здоровья обучающихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни составлена на основании следующих нормативных документов: Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», закона РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», закона РФ «Об образовании», письма Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13-51-86/13 «Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ», «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.2821-10».


Цель и задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Цель – создание условий для формирования опыта здорового образа жизни, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Задачи:

  • создать систему здоровьесбережения через учебно-воспитательный процесс;

  • сформировать представление у обучающихся о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • сформировать представление у обучающихся об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать представление о здоровом и рациональном питании;

научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье. формируются с самого раннего возраста ребёнка. Чтобы успешно справиться с этой задачей, необходимо иметь теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах. Наука предлагает следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:

  • системный подход.

  • деятельностный подход

  • принцип «Не навреди!»

принцип гуманизма.

Основные принципы формирования культуры безопасного и здорового образа жизни

Здоровье обучающихся – одна из острых проблем современной жизни. И решить эту проблему поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа жизни. Современные взгляды на данную проблему показывают, что здоровье каждого человека, прежде всего, зависит от усилий, которые он прилагает для укрепления своего здоровья, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы ЗОЖ.

Здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребёнка. Чтобы успешно справиться с этой задачей, необходимо иметь теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах. Наука предлагает следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:

1.Системный подход.


  • Человек представляет собой сложную систему. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать с нравственностью ребёнка.

  • Успешное решение задач воспитания ЗОЖ возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.

Роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребёнка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству.

2.Деятельностный подход.

Культура в области ЗОЖ осваивается детьми в процессе совместной деятельности, в том числе и с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.



3.Принцип «Не навреди!»

Этот принцип предусматривает использование в работе только безопасных приёмов оздоровления, научно признанных и апробированных опытом и официально признанных.



4.Принцип гуманизма.

В воспитании в области здоровья и ЗОЖ признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности. Приоритетным направлением должно стать формирование нравственных качеств ребёнка, которые являются фундаментом здоровья. Необходимо развивать в нём доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремлённость, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру. Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребёнок свободен от чувства тревоги и страха, живёт с уверенностью в своей защищённости и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения культуры здоровьесбережения у каждого ребёнка формировалась чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.


Содержание Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде четырех направлений.

  1. Создание внутренней среды лицея, обеспечивающей здоровьесберегающий характер образовательного процесса и безопасность его участников.

    • санитарно-гигиеническое обеспечение;

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.



Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Пополнение образовательного учреждения необходимым ме­дицинским и спортивным оборудованием, ростовой учени­ческой мебелью

2011-2013

Администра­ция

2

Осуществление ремонта медицинских помещений, спортивных залов, площадок, тренажерного зала

Постоянно к началу учебного года

Администра­ция

3

Осуществление контроля за составлением расписания уроков в целях упо­рядочения учебной нагрузки школьников

Постоянно

Администра­ция

4

Осуществление своевременной замены перегоревших ламп

Постоянно

Зам. директора по АХЧ

6

Организация контроля за температурным режимом, освещенностью, эргономичностью оборудования, за санитарным состоянием и содержанием школы

Постоянно

Зам. директора по АХЧ, зам. директора по безопасности

7

Организация контроля за медицинским обслуживанием учащихся

Постоянно

Администра

ция


    • создание условий здорового питания в школе;

В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время.

    • оптимизация режима и учебной нагрузки в лицее;

Учебное расписание составляется в соответствии с гигиеническими требованиями, объем учебной нагрузки, домашних заданий не превышает предельно-допустимых норм.


    • обеспечение двигательной активности обучающихся в течение учебного дня;

В школе работают оснащенные спортивные залы, имеется спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.

    • улучшение материально-технического оснащения лицея.

Регулярно проводить дооснащение столовой, медицинского кабинета и спортивных залов лицея.

  1. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися школы.

  • полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья на уроках физической культуры, в секциях и кружках;

  • рациональная организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

  • организация занятий по лечебной физкультуре;

Осуществлять сотрудничество с учреждениями дополнительного образования по организации занятий лечебной физкультуры.

  • организация часа активных движений (динамической паузы) между 3 и 4 уроком, динамических перемен, физкультминуток на уроках;

  • применение здровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности;

  • организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирование;

  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (по плану воспитательной работы лицея).

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответст­венные



Проведение физкультминуток на общеобразовательных уроках.


Каждый урок

Учителя начальных классов



Проведение физических упражнений и игр в ГПД

ежедневно

воспитатель ГПД



Проведение спортивных соревнований

по плану воспитательной работы

учителя физической культуры



Организация работы спортивных секций и кружков

в течение года

зам. директора по УВР, руководители кружков.



Проведение подвижных игр и занятий на больших переменах


ежедневно

Учителя начальных классов и физкультуры



Конкурс на самый чистый класс

В течение года

Классный руководитель, зам.директора по УВР



Походы выходного дня

В течение года

Классный руководитель



Проведение «Дней здоровья»

1 раз в четверть

Заместитель директора по УВР, педагог-организатор



Организация физкультурного досуга детей и родителей:

«Мама, папа, я – спортивная семья»

«Весёлые старты»


В течении года


Учитель физической культуры, педагог-организатор



Динамические паузы в середине учебного дня

(1 классы), прогулки на свежем воздухе (в рамках группы продленного дня, 1-4 классы)





Ежедневно

Учитель начальных классов, воспитатель в группе продленного дня



Витаминизация обучающихся

2 раза в месяц

классный руководитель, медицинский работник



Проектная деятельность с обучающимися

2 класс

– Создание альбома загадок о здоровье и полезных привычках.

– Создание журнала пословиц о здоровье.

3 класс

– Создание галереи лекарственных трав Ярославской области.



4 класс

– Выпуск «Витаминной азбуки»;

– Выпуск книжки-раскладушки «Наш организм и что ему вредит»;

– Создание энциклопедии медицинских слов.



В течение года


Классные руководители




  1. Повышение уровня культуры здоровья всех участников образовательного процесса.

  • повышение готовности педагогов к сохранению и укреплению собственного здоровья, комфортного психологического климата в школьном коллективе;

  • просвещение родителей и обучающихся в области здоровья и здорового образа жизни;

  • повышение активности родителей в формировании здорового образа жизни детей;

  • участие детей совместно с родителями, педагогами в проектной деятельности по данному направлению.


Работа с родителями

п/п





Содержание и формы

деятельности



Сроки



Ответственные

1.

Родительский лекторий:

- «Чтоб ребёнок рос здоровым»;

- «Основы формирования здорового образа жизни»


в течение года

Заместитель директора по УВР

2.

Родительские собрания

«Адаптационный период первоклассника»



1 четверть

Заместитель директора по УВР

3.

Родительский всеобуч. Классные родительские собрания:

- «Свободное время ребёнка»;

- «Боремся с вредными привычками»;

- «Здоровый образ жизни»;

- «Семья и физическая культура ребенка»;

- «Оздоровление ребёнка - основа будущего»;

- «Основные принципы обучения здоровому образу жизни»

- «Закаливание организма»



В течение года

Заместитель директора по УВР;

классные руководители




4.

Индивидуальное семейное консультирование родителей по профилактике заболеваний детей

В течение года

Классный руководитель

5.

Разработка рекомендаций для родителей «Как помочь ребенку учиться»

В течение года

Классный руководитель

6.

Анкетирование родителей

«В школу с улыбкой?»



В течение года

Классный руководитель

Примерная тематика классных часов по пропаганде здорового образа жизни для обучающихся 1- 4 классов:



  • Чистые руки – чистое тело смело берись за любое дело.

  • Подвижные игры во время перемен.

  • Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься.

  • Укусы насекомых.

  • Что, значит, быть здоровым человеком?

  • Безопасное поведение в школе во время уроков и во время перемен.

  • Профилактика инфекционных заболеваний. Микробы.

  • Говорим мы вам без смеха - чистота залог успеха.

  • Питание – основа жизни.

  • Шалости и травмы.

  • Правила дорожного движения.

  • Режим дня школьника.

  • Безопасное поведение в школе во время уроков и во время перемен.

  • Сам себе я помогу и здоровье сберегу.

  • Как защититься от простуды и гриппа.

  • О вреде табачного дыма.

  • Правильное питание – залог здоровья.

  • Безопасность поведения в школе.

  • Вредные привычки.

  • Поведение в экстремальной ситуации.

  • Предупреждение заболеваний.

  • Гигиена тела.

  • Личная безопасность поведение в экстремальной ситуации.

  • Здоровый образ жизни.

  • Как сохранить здоровье.

  • Предупреждение заболеваний.

  • Влияние наркотиков на жизненный стиль.

  • Что значит: быть здоровым человеком?

  • Как не стать наркоманом.

  • Рецепты народной медицины при простудных заболеваниях.

  • Инфекционные заболевания и иммунитет подростка.

  • Бытовой и уличный травматизм.

  • Гигиена тела – основа здорового образа жизни.

  • Поведение в экстремальных ситуациях.

4. Создание условий для коррекции нарушений здоровья, реабилитации и оздоровления ослабленных обучающихся:

  • диагностика состояния здоровья и образа жизни детей;

  • ежегодные медицинские осмотры, диспансеризация обучающихся;

  • психолого-педагогические обследование обучающихся;

  • реализация и индивидуальных и групповых коррекционных и оздоровительных мероприятий совместно с учреждениями партнерами.

Тема

Форма проведения

Классы

Сроки

Ответственный

«Адаптация детей к школе.

Круглый стол

1 классы

Ежегодно

до 15.09


Классный руководитель

Консультации для родителей дезадаптированных детей.

Рекомендации. Психологическое сопровождение



Беседа

1 классы

В течение года

классные руководители

«Как помочь ребенку учиться?»

Родительское собрание

1-4 классы

В течении года

кл. рук.

«Самооценка ребенка. Последствия заниженной и завышенной самооценки»

Семинар


3-4 классы

Ежегодно

II полугодие



кл. рук.

Преемственность в работе учителей начального общего образования и учителей основного общего образования

Круглый стол

4-5 классы

Ежегодно

до 15.05


зам.дирек

тора по УВР, кл.рук.




Планируемые результаты Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

  • улучшение здоровья участников образовательного процесса;

  • формированию потребности к ведению здорового образа жизни;

  • формирование установки на использование здорового питания;

  • изменению у всех субъектов образовательного процесса отношение к своему здоровью: выработка способности (воли) противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;

  • увеличению числа школьников, занимающихся в спортивных кружках и секциях;

  • увеличение оптимальных двигательных режимов школьников с учетом их возрастных, психических возможностей;

  • включение в план работы лицея регулярного проведения недель здоровья (1 раз в четверть).

<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Основная образовательная программа начального общего образования г. Нефтеюганск 2011г
2052.53kb.
12 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования и основного общего образования
2679.63kb.
15 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования
1269.89kb.
8 стр.
Основная образовательная программа образовательного учреждения
3263.63kb.
16 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования (по линии «Перспективная начальная школа») Принято на заседании
3135.69kb.
15 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования для моу сош №4, работающей по ос «Школа 2100»
9290.66kb.
38 стр.
Организация внеурочной деятельности. (Опыт моу гимназии №1 г. Балашова Саратовской области)
181.27kb.
1 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования Система оценки достижения планируемых результатов
219.13kb.
1 стр.
Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения
5540.64kb.
31 стр.
Приказ №27. 5 от 31. 08. 2012г. Основная образовательная программа
2077.59kb.
12 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования в гоу центре образования №1239 г. Москва, Вспольный переулок, д
1329.72kb.
5 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования г. Томск 2011 год
11123.39kb.
50 стр.