Главная страница 1страница 2 ... страница 9страница 10



Государственный университет – Высшая школа экономики
Программа дисциплины «Экономика образования и образовательного учреждения»

для направления 081100.68 «Государственное и муниципальное образование»

магистерская программа «Управление образованием»






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Санкт-Петербургский филиал

Факультет экономики




Программа дисциплины Экономика образования и образовательного учреждения


для направления 081100.68 «Государственное и муниципальное образование»

магистерская программа «Управление образованием»

Анисовец Т.А., anissovets@hse.spb.ru

Одобрена на заседании кафедры институциональной экономики «__» ____________ 2011 г

Зав. кафедрой Н.А.Заиченко


Рекомендована УМС «___»____________ 2011 г

Председатель


Утверждена Советом факультета экономики «___»_____________2011 г.

Председатель В.Э. Гордин

________________________ [подпись]

Санкт-Петербург, 2011



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, магистров направления подготовки 081100.68 «Государственное и муниципальное образование» магистерская программа «Управление образованием», изучающим дисциплину «Экономика образования и образовательного учреждения».




Программа разработана в соответствии с:

  • ФГОС ВПО http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m123.html, утвержденным приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2010 г. №123 (с изм. от 31 мая 2011 г. приказ №1975);

  • Образовательной программой подготовки магистров по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление»;

  • Рабочим учебным планом университета подготовки магистра по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление», утвержденным (программа «Управление образованием») в 2011 г.



Принципы отбора содержания и организации учебного материала.

Основными задачами экономики образования являются:

- определение причинно-следственных связей между экономическими процессами и явлениями в сфере образования;

- исследование особенностей действия экономических законов в сфере образования.

Исходя из этого, тематическое наполнение дисциплины разбито на две части: «Экономика образования» и «Экономика образовательного учреждения». Взаимосвязь этих частей очевидна. Так, например, невозможно подробно рассматривать формы финансирования образовательного учреждения без базовых знаний о финансовой системе, принципах формирования государственного бюджета. Выработка навыков определения эффективности системы образования невозможна без понимания циклического характера развития экономической системы, детального изучения факторов экономического роста.

Под экономикой образовательного учреждения в данной программе понимается учреждение дошкольного и среднего общего образования.

Содержание первой части отбиралось таким образом, чтобы обеспечить определенный объем экономических знаний, необходимых для понимания проблематики экономики образования. Материалы второй части последовательно раскрывают основные проблемы экономики образовательного учреждения, проводится оценка возможных вариантов их решения. Так несколько тем посвящено проблемам финансирования образовательных учреждений, оценке эффективности использования бюджетных средств, анализу механизмов внебюджетного финансирования.

Для подготовки данного курса были использованы аналитические и статистические материалы ОЭСР и Всемирного банка, монографии и другие публикации российских и зарубежных исследователей.


Программа строится на принципах:

- научности – соответствие содержания образования уровню современной экономической науки

- доступности – соответствие излагаемого материала уровню подготовки и профессиональной деятельности магистрантов;

- системности – осознание места изучаемого вопроса в общей системе знаний, его связи со всеми элементами этой системы;

- целостности – учет специфики каждого раздела дисциплины и их взаимосвязь в программе;

- связи теории с практикой, показывающих важность применения фундаментальных знаний для задач, стоящих перед образовательным учреждением;

- элективности, заключающейся в обеспечении возможности выбора и индивидуального пути профессионального самостановления магистрантов;

- модульности - укрупнение дидактическмх единиц




1Цели освоения дисциплины


С точки зрения экономики ресурсы – такие как капитал, который инвестируют в здания или технологию, труд учителя – недостаточны, ограниченны. Этот дефицит означает, что необходимо ответить на 3 главных вопроса экономики – что произвести в образовании (то есть сколько потратить на каждую стадию образования), как произвести в образовании (как организовать процесс обучения, чтобы максимизировать его полезность для общества) и для кого обеспечить образование (у кого должен быть доступ к каждой стадии образования.

Экономика образования в состоянии помочь тактикам, обеспечивая их фактами о системе образования, его вкладу в общественное развитие, а также способствовать принятию решения.

Общество должно стремиться организовать такую систему образования, которая будет эффективна и равнодоступна. Эффективность означает, что образовательные услуги максимизируются при имеющихся ресурсах. Доступность означает, что услуги распределены согласно некоторому принципу социальной справедливости.

Обществу необходимо ответить на множество вопросов, вот некоторые из них:

• Тратить ли больше денег на школьное образование для улучшения качества образования?

• Какой эффект на достижения школьников оказывает политика сокращения размера класса?

• Как влияет оплата труда учителей на результаты образования школьников?

• Что мы знаем об эффективном использовании ресурсов в школах?

• Как финансировать школы для достижения лучших результатов?

• Как размер школы влияет эффективность использования ресурсов в школах?

Цель изучения «Экономики образования и образовательного учреждения» - обеспечить необходимый установленный Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, уровень базовой подготовки магистрантов в области экономики образования, формирование базового уровня экономической грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации к происходящим изменениям в жизни российского образования; формирование культуры экономического мышления: выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений в профессиональной жизни; формирование способности к саморазвитию, самостоятельности в принятии решений.

Изучение «Экономики образования и образовательного учреждения» ставит следующие задачи:

- содействовать становлению базовой профессиональной компетентности магистра для теоретического осмысления, решения образовательных, исследовательских и практических задач по использованию экономических моделей и принципов в управлении образовательным учреждением;

- осуществление профессионального образования и личностного роста для проектирования экономических процессов в образовательном учреждении;

- обладание методами получения современного научного и эмпирического знания;

- активизация самостоятельной деятельности, включение в исследовательскую работу магистранта.




следующая страница >>
Смотрите также:
Программа дисциплины «Экономика образования и образовательного учреждения»
735.04kb.
10 стр.
Программа дисциплины мировая экономика для факультета международных экономических отношений
261.71kb.
1 стр.
Образовательная программа начального общего образования
1347.41kb.
7 стр.
Программа государственного образовательного учреждения
1638.29kb.
8 стр.
Рабочая программа Специальность Мировая экономика Статус дисциплины: специальная дисциплина Томск 2010
605.2kb.
5 стр.
Программа развития муниципального образовательного учреждения
853.61kb.
6 стр.
Программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения
1039.62kb.
6 стр.
Основная образовательная программа образовательного учреждения
3263.63kb.
16 стр.
Организация работы по обеспечению безопасности участников образовательного процесса и профилактике детского травматизма
150.48kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) Экономика общественного сектора Направление подготовки 080100 Экономика
519.22kb.
4 стр.
Анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №94 Г. Иркутска за 2010-20011 учебный год
232.41kb.
1 стр.
Рабочая программа Для студентов 4-го курса специальности «Мировая экономика»
182.98kb.
1 стр.