Главная страница 1



Государственный университет – Высшая школа экономики
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет прикладной политологии



Программа дисциплины

«Риторика и публичные выступления»
для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра
Автор программы:

Пильгун Мария Александровна, доктор филологических наук, профессор, mpilgun@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры интегрированных коммуникаций[

«___»____________ 200 г

Зав. кафедрой С.А. Зверев
Рекомендована секцией УМС «Политология» «___»____________ 200 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]


Утверждена УС факультета прикладной политологии

«___»_____________200 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]

Москва, 2011



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра,

изучающих дисциплину «Риторика и публичные выступления»

Программа разработана в соответствии с:




  • образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Высшей Школы Экономики, в отношении которого установлена категория Национальный Исследовательский Университет (ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ), протокол от 2 июля 2010 г);

  • образовательной программой направления 030200.62 Политология.

  • рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030200.62 Политология, утвержденным в 2011 г.

Цели освоения дисциплины


Цели освоения дисциплины «Риторика и публичные выступления»:

изучить функциональных, композиционных, грамматических и стилистических особенностей публичных выступлений и бизнес-презентаций;

овладеть алгоритмом подготовки эффективного публичного выступления и бизнес-презентации;

анализировать и создавать различные типы публичных выступлений и бизнес-презентаций;

использовать механизм убеждения, стратегии и тактики речевого воздействия;

познакомиться с лучшими образцами публичных выступлений и бизнес-презентаций.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать функциональных, композиционных, грамматических и стилистических особенностей публичных выступлений и бизнес-презентаций

  • Уметь использовать алгоритм подготовки эффективного публичного выступления и бизнес-презентации.

  • Иметь навыки подготовки различных типов публичных выступлений и бизнес-презентаций;

    .

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общекультурная

компетенция




ОК-1

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способность логически верно и аргументировано строить различные виды речи


Анализ лучших образцов публичных выступлений


Общекультурная

компетенция




ОК-2

свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; уметь создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-2);


Трениги

Общекультурная

компетенция




(ОК-6)

способность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям разных народов, готовность нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений

Кейсы

Общекультурная

компетенция




(ОК-8)

- стремление к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, определять пути и выбирать средства их развития или устранения

Творческие задания

Общекультурная

компетенция




(ОК-14)

понимание сущности и значения информации в развитии современного общества, соблюдение основных требований информационной безопасности; знание основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; владение навыками работы с компьютером как средством управления информацией; умение работать с традиционными носителями информации, распределенными базами знаний; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

Творческие задания



Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу обще гуманитарных и социально-экономических дисциплин и блоку дисциплин по выбору, обеспечивающих гуманитарную подготовку.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Культурология.

  • Современные технологии PR.

  • Роль СМИ в современной российской политике.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



общекультурными (ОК):

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способность логически верно и аргументировано строить различные виды речи (ОК-1);

- свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; уметь создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-2);

- способность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям разных народов, готовность нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-6);

- стремление к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, определять пути и выбирать средства их развития или устранения (ОК-8);

- понимание сущности и значения информации в развитии современного общества, соблюдение основных требований информационной безопасности; знание основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; владение навыками работы с компьютером как средством управления информацией; умение работать с традиционными носителями информации, распределенными базами знаний; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14).


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Коммуникативная компетентность.

  • Основы взаимодействия со СМИ и технология конструирования новостей.

  • Информационная политика и проблемы доступа к информации.

  • Политическое поведение.

  • Межкультурные коммуникации


Тематический план учебной дисциплины






Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Теория красноречия. Основы публичной речи.

8

4

2




2

2

Теория и практика публичной речи.

24

12

8




2

3

Коммуникативные качества речи.


16

8

6




2


Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа































Эссе
















Реферат
















Коллоквиум
















Домашнее задание

5










3-4 тыс. слов

Промежу­точный

Зачет
















Итоговый

Зачет













зачет 90 мин


1.1Критерии оценки знаний, навыков


Отлично (8-10)

Студент использует широкий диапазон вербальных и невербальных средств и умений отбирать коммуникативно-адекватное речевое оформление высказываний для решения поставленных коммуникативных и когнитивных задач

Хорошо (6-7)

Речевое поведение не всегда адекватно с коммуникативной точки зрения. Наблюдаются некоторые коммуникативные ошибки при выборе речевых средств, с точки зрения задач и ситуации общения. Хотя в целом его речевое поведение коммуникативно и когнитивно оправдано.

Удовлетворительно – (4-5)

Студент может определить необходимость той или иной информации при создании и интерпретации текста, использует речевые средства неэффективно.

Текст не полностью соответствует решению поставленных коммуникативных и когнитивных задач.



Содержание дисциплины


Раздел представляется в удобной форме (список, таблица). Изложение строится по разделам и темам. Содержание темы может распределяться по лекционным и практическим занятиям.

    Раздел 1. «Теория красноречия. Основы публичной речи»

1.1. Введение. Основные понятия риторики. Классическая риторика Лекции – 2 ч.

Возникновение риторики и ее место в античной культуре. Античное красноречие. Место риторики в истории мировой культуры. Риторика в Библии. Развитие риторики в Средневековье и новое время.

Риторика в России: проблемы периодизации, особенности развития в ХХ веке. Роль религиозного ораторского искусства в развитии красноречия в России.

Новая риторика. Риторика как наука об убеждающей коммуникации. От риторики к теории и практике эффективной коммуникации.


Литература:

Зарецкая Е.Н. Риторика (Теория и практика речевой коммуникации).

М., 2007.- Ч. 1.

Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. - М.: Никколо-Медиа, 2002.


1.2. Теория красноречия - Лекции – 2 ч., семинары – 2 ч.

Риторика как учение об ораторском искусстве.

Публичная речь как объект риторики. Логика и риторика. Убеждение и вера.

Цели и задачи красноречия. Техника убеждения в риторике. Три рода красноречия. Три вида стиля.

Риторическое выступление и его правила: нахождение темы; расположение материала; изложение; мемория, акция. Оратор и слушатель.

Инвенция, диспозиция, элокуция. Мемория. Акция.

Литература:

Зарецкая Е.Н. Риторика (Теория и практика речевой коммуникации).

М., 2007.- Ч. 1.

Bourdieu P. Language and symbolic power / Ed. J.P. Thompson. Transl. G. Raymond and M. Adamson. Cambridge: Polity Press, 1992.


Раздел 2. Теория и практика публичной речи

2.1. Особенности устной публичной речи. - Лекции –3 ч., семинары – 2 ч.

Подготовка речи: выбор темы; цель речи; поиск материала; начало, развертывание и завершение речи. Виды подготовки к выступлению.

Литература:

Зарецкая Е.Н. Риторика (Теория и практика речевой коммуникации).

М., 2007.- Ч. 2,3.

Пильгун М.А. Деловая риторика. М., 2011. – Ч. 1.,4.
2.2. Подготовка речи. - Лекции –3 ч., семинары – 2 ч.

Тема речи и основные требования к ней. Виды речи в зависимости от общей цели. Целевая установка и особенности ее формулирования. Назначение речи. Тема и тезис.

Определение целевой установки речи (общая цель; конкретная цель). Классификация коммуникативных целей (сознательная и бессознательная мотивация; мотивация профессиональной речи). Категории публичных речей с точки зрения содержания (развлекательные; информативные; агитационные). Категории публичных речей в соответствии с целевой установкой (ритуальные; убеждающие; провокационные; императивные).

Литература:

Зарецкая Е.Н. Риторика (Теория и практика речевой коммуникации).

М., 2007.- Ч. 2,3.

Пильгун М.А. Деловая риторика. М., 2011. – Ч. 5,6,7.
2.3. Ресурсы и реализация выступления. - Лекции –3 ч., семинары – 2 ч.

Основные приемы поиска материала. Конспект и его применение. Основные виды вспомогательных материалов.

Внешний облик оратора. Голос. Дыхание и звучность речи. Темп речи. Интонация и тембр. Произношение и артикуляция.

Литература:

Зарецкая Е.Н. Риторика (Теория и практика речевой коммуникации).

М., 2007.- Ч. 2,3.

Пильгун М.А. Деловая риторика. М., 2011. – Ч. 2.
2.4. Построение разных видов речи.

Основные особенности словесной формы выступления. Простые и сложные «словесные действия». Основные виды «словесных действий». Контекст и подтекст в системе «словесных действий». Пауза как речевое действие. Монолог и внутренний монолог.

Партитура выразительного чтения и произнесения публичной речи. Выступление перед микрофоном. Выступление перед камерой.
Литература:

Зарецкая Е.Н. Риторика (Теория и практика речевой коммуникации).

М., 2007.- Ч. 2,3.

Пильгун М.А. Деловая риторика. М., 2011. – Ч. Ч. 5,6,7.


Раздел 3. Коммуникативные качества речи.

1.1 Принципы выделения коммуникативных качеств речи. Лекции – 2 ч..

Правильность речи. Точность речи. Логичность речи. Условия логичности речи на уровне высказывания. Условия логичности речи на уровне связного текста. Чистота речи. Выразительность речи. Богатство речи. Уместность речи. Речевые недочеты, в которых проявляется бедность речи. Правила для говорящего.

Литература:

Зарецкая Е.Н. Деловое общение. Т.2. М., 2002 - Гл. 6.

Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. - М.: Никколо-Медиа, 2002.

1.2. Речевые особенности общения. Семинары – 2 ч.

Понятие ситуации. Социальная и коммуникативная ситуации. Компоненты коммуникативной ситуации и ее фазы. Адресант и адресат; тема; мотив и цель; замысел (интенция); статусы и роли коммуникантов; место и время общения. Роль пресуппозиций и импликаций в общении.

Коммуникативный акт. Коммуникативные стратегии и тактики.

Виды общения. Принципы общения. Принцип вежливости и составляющие его максимы (по Дж. Личу). Социальные роди общающихся.

Литература:

Зарецкая Е.Н. Деловое общение. Т.2. М., 2002 - Гл. 6.

Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. - М.: Никколо-Медиа, 2002
1.3. Устная деловая речь.. Лекции – 2 ч..

Беседа, ее особенности. Основные характеристики беседы: тема; цель, задачи каждого участника беседы; стиль; количество участников; очередность; реплики; паузы.

Переговоры. Типы переговоров. Личность в переговорном процессе. Профессиональный медиатор. Профессиональный фасилитатор. Когнитивный подход к проблеме переговоров. Когнитивный подход к роли личности в переговорном процессе. Когнитивная модель ведения переговоров. Технологии и тактические приемы ведения переговоров. Препятствия на переговорах. Принципы «стратегии прорыва» на переговорах (по У. Юри). Речевые стратегии и тактики переговоров (речевые аспекты подготовки переговоров; выбор речевых стратегий и тактик переговоров; техники речевого воздействия на переговорах и противодействие им; речевые технологии при переговорах о цене). Речевые особенности выстраивания стратегии сотрудничества.

Дискуссия. Формы дискуссии. Типы дискуссий. Виды дискуссий. Характер дискуссии. Условия эффективной дискуссии. Лояльные и нелояльные приемы дискуссии. Лояльные и нелояльные аргументы. Смысловая структура макротекста и ее особенности. Дискуссия и полемика в СМИ как типы макротекста. Реальная и прогнозирующая логическая схема текста. «Провоцирующий» характер основных элементов смысловой структуры дискуссии. Схема-прогноз в дискуссионной стратегии. Основные «ходы» при формулировании «провоцирующих» тезисов.

Устный отчет, его структурно-смысловые части, особенности речевого оформления.

Деловое собрание, совещание. Задачи деловых собраний. Типы деловых собраний. Этапы деловых собраний. Структурно-смысловая схема собрания.

Литература:

Зарецкая Е.Н. Деловое общение. Т.2. М., 2002. - Гл. 6.

Пильгун М.А, Деловая риторика. М., 2009. – Раздел 3..
1.4. Неудачи и ошибки в общении. Семинары – 1 ч.
Коммуникативная помеха. Коммуникативная ошибка. Причины коммуникативных ошибок. Ложь и обман как источники барьеров и ошибок в общении. Некомпетентность как барьер в общении. Роль подражания в психологии общения.

Литература:

Зарецкая Е.Н. Деловое общение. Т.2. М., 2002. - Гл. 2

Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. - М.: Никколо-Медиа, 2002


1.5. Нейро-лигвистическое программирование (НЛП) как эффективный механизм преодоления барьеров общения. - Семинары – 1 ч.

Основные понятиями НЛП: раппорт, как предварительное условие эффективной коммуникации и отношений сотрудничества, ключи глазного (зрительного) доступа, репрезентативные системы (модальности), субмодальности, речевые предикаты, условия хорошо сформулированной цели, якорение, гемисферология, круг совершенства, мтафоры (специфика применения метафор в рамках НЛП). Преодоление отрицательных эмоций в психологии общения. НЛП как эффективная технология преодоления барьеров в общении и снятии фобий.

«Три языка общения». Метамодель. Милтон-модель. Скрытые предположения или пресуппозиции.

Литература


Пильгун М.А, Деловая риторика. М., 2009. – Раздел 1,2.

Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. - М.: Никколо-Медиа, 2002.


1.6. Этикет речевого поведения в деловом общении. Лекции – 2 ч.
Этикет. Понятие речевого этикета. Соотношение понятий «этикет» и «речевой этикет». Функции речевого этикета. Основные ситуации речевого этикета. Основные правила (постулаты), которые необходимо соблюдать при уважительном деловом общении. Сигналы «деловой риторики уважения». Типы общения руководителя с сотрудниками. Речевой этикет в национальных культурах.

Литература:

Зарецкая Е.Н. Деловое общение. Т.2. М., 2002. - Гл. 3.

Пильгун М.А, Деловая риторика. М., 2009. – Раздел 1,2.


1.7. Невербальная коммуникация. Лекции – 2 ч.

Средства невербальной коммуникации. Основные функции невербальных средств коммуникации в деловом общении. Кинесика. Мимика. Жест. Классификации жестов. Функции жестов. Правила жестикуляции. Позы. Походка. Функции походки. Физический контакт. Проксемика. Значимые фонации. Молчание. Межнациональные различия невербального общения.

Литература:

Зарецкая Е.Н. Деловое общение. Т.2. М., 2002. - Гл. 1.

Пильгун М.А, Деловая риторика. М., 2009. – Раздел 1,2.
1.8. Искусство слушать собеседника. Семинар – 2 ч.

Слушание как вид речевой деятельности. Слушание как психологический процесс. Функции слушания. Виды слушания. Способы слушания. Установка при слушании. Роль невербальных средств общения при слушании. Правила для слушающих.

Литература:

Зарецкая Е.Н. Риторика (Теория и практика речевой коммуникации).

М., 2007. – Ч. 1.

Пильгун М.А, Деловая риторика. М., 2009. – Раздел 2.


Образовательные технологии


Занятия должны иметь профессионально-практическую направленность. Различные виды работ, предлагаемые студентам, позволяют им реально проявить себя в различных речевых ситуациях, связанных как с повседневным, так и с профессиональным общением и требующих от студентов умения войти в предлагаемые обстоятельства, осознать стоящую перед ними цель и подчинить свое речевое поведение реализации данной задачи. К таким видам работы относятся следующие:

а) деловые игры;

б) решение практически ориентированных задач;

в) анализ медиатекстов разных типов;

г) творческие задания;

д) кейсы;

е) компьютерные симуляции;

ж) тесты.



Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

1.2Тематика заданий текущего контроля


Темы домашних заданий:

  1. Вербальное и невербальное воздействие в политическом дискурсе.

  2. Речевое воздействие и языковое сознание в рекламе.

  3. Факторы речевого воздействия в масс-медиа.

  4. Языковое сознание и суггестивность в политическом дискурсе..

  5. Классификация жанров политической риторики по фактуре речи.

  6. Классификация жанров политической риторики по субъекту речи.

  7. Классификация жанров политической риторики по объекту речи.

  8. Популяризация решений и средства речевого воздействия.

  9. Лоббирование и средства речевого воздействия.

  10. Управленческая риторика и средства речевого воздействия.

  11. Речевое воздействие в дебатах.

  12. Речевое воздействие на митингах.

  13. Особенности рекламного текста. Форма рекламы.

  14. Технологии создания слогана (фонетические, лексические, синтаксические, стилистические особенности, художественные приемы).

  15. Механизм реализации суггестивности в рекламном дискурсе.

  16. Виды речевого воздействия в связях с общественностью.

  17. Прямые тактики речевого воздействия в политическом дискурсе.

  18. Непрямые тактики речевого воздействия в политическом дискурсе.

  19. Новый стиль речи и «политической корректности».

  20. Сообщение и воздействие: функции языка в реальных текстах.

  21. Президентская риторика.

  22. Современный публичный деятель.

  23. Президент как стилеобразующая фигура национального политического дискурса.

  24. Средства речевого воздействия в различных жанрах президентской риторики.

  25. Проблема авторства в политическим дискурсе.

  26. Политическая риторика в прошлом и настоящем.

  27. Культура политической дискуссии в СМИ

  28. Средства речевого воздействия в различных коммуникативных ситуациях.

  29. Коммуникативный акт. Коммуникативные стратегии и тактики.

  30. Нейро-лигвистическое программирование (НЛП) как эффективный механизм преодоления барьеров общения.

  31. Жанры политической риторики, использующиеся в СМИ

  32. Защита получателя информации от манипуляции.

  33. Особенности речевых PR – технологий.

  34. Речевые стратегии и тактики PR в кризисных ситуациях.

  35. Речевые стратегии и тактики организации и проведения PR-кампаний.

  36. Лингвистические особенности текстов в основных сферах PR-деятельности

  37. Речевые технологии рекламы.

  38. Лингвистическая экспертиза рекламы.

  39. Социальная стратификация языка.

  40. Языковая ситуация, типология языковых ситуаций.

  41. Языковая политика.

  42. Стратегии речевого поведения в конфликтном общении.

Выполненное задание является основанием для допуска к экзамену. Задание можно сдать лектору в электронном виде или прислать по электронной почте.

Текст выбирается самостоятельно (на русском, английском или французском языках) в соответствии с интересами слушателя или из списка, предложенного лектором.


Разбор текста из российской и зарубежной практике по схеме:


  1. Анализ коммуникативной ситуации.

  2. Описание коммуникативной стратегии, коммуникативной компетенции, коммуникативной цели, коммуникативной интенция автора и коммуникативной перспектива текста.

  3. Определение и оценка адекватности коммуникативной тактики.

  4. Описание комплекса статусных и ролевых признаков говорящего/пишущего.

  5. Определение коммуникативного воздействия. Соотношение вербального и невербального воздействия (при наличии).

  6. Анализ факторов речевого воздействия.

  7. Определение типа и вида использованных средств речевого воздействия.

  8. Анализ основных принципов языкового (коммуникативного) поведения говорящего/пишущего.

  9. Предположительные истинные и ложные коммуникативные намерения говорящего/пишущего.

  10. Наличие коммуникативных неудач и языковых ошибок.

  11. Открытые и скрытые намерения говорящего/пишущего.

  12. Анализ организации текста.


Для политического дискурса:


    • Определение жанра:

    • по фактуре речи;

    • по субъекту речи;

    • по объекту речи.

    • Выделение и анализ средств речевого воздействия.

    • Анализ эффективности использования средств речевого воздействия.

    • Создание собственного альтернативного текста.



Для медиа-дискурса:


    • Определение формы рекламы и жанра текста.

    • Анализ использованных речевых технологий.

    • Выделение и анализ средств речевого воздействия в заголовке и основной части текста рекламы.

    • Выделение и анализ средств речевого воздействия в слогане.

    • Анализ эффективности использования средств речевого воздействия.

Создание собственного альтернативного текста

1.3Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Возникновение риторики и ее место в истории мировой культуры.

  2. Могут ли сегодня произведения античных авторов служить образцами ораторского искусства?

  3. Риторика в России.

  4. Техника убеждения в риторике.

  5. Тропы и фигуры риторики.

  6. Особенности устной публичной речи.

  7. Политическая риторика в прошлом и настоящем.

  8. Культура политической дискуссии в СМИ.

  9. Риторический аспект PR- текстов.

  10. Риторический аспект рекламных текстов.

  11. Тропы слов и тропы предложений.

  12. Фигуры слова и фигуры мысли.

  13. Простые и сложные «словесные действия».

  14. Основные виды «словесных действий».

  15. Контекст и подтекст в системе словесных действий.

  16. Пауза как речевое действие. Темп и интонация как объекты риторики.

  17. Монолог и внутренний монолог.

  18. Правила, стратегии и тактики общения.

  19. Стратегии речевого поведения в конфликтном общении.

  20. Технология разрешения межличностных конфликтов.

  21. Коммуникативные, социальные и психологические роли языковой личности.

  22. Слушание как вид речевой деятельности, способы и виды слушания.

  23. Невербальные средства коммуникации

  24. Речевой этикет и культура делового общения.

  25. Дискуссия, спор, полемика; их место в системе делового общения.

  26. Стратегии и тактики аргументации.

  27. Речевое поведение при аргументации.

  28. Концептуальные основы ведения деловой беседы.

  29. Методологический анализ переговорного процесса.

  30. Переговоры как способ разрешения конфликтов.

  31. Коммуникативные неудачи, их причины и пути преодоления.

  32. Специфика общения в рамках проведения делового совещания, приема и т.д.

  33. Содержание и методы обучения дискуссии.

  34. Рациональное ведение телефонных переговоров.



Порядок формирования оценок по дисциплине


Формы контроля

  • Текущий контроль – посещение лекций, обсуждение и оценка устных докладов и письменных работ на семинарских занятиях, эссе, домашних заданий.

  • Итоговый контроль – зачет.


Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • посещаемость лекций = 10%;

  • работа на семинарских занятиях (участие в дискуссиях)- 30%;

  • разбор текста (2,5 тыс. слов)– 15%;

  • домашнее задание -15%

  • зачет- 30%.


Методика формирования результирующей оценки:

  1. При получении результирующей оценки учитываются: оценка за активность на занятиях Qзан, оценка за эссе Qэс, оценка за ответ на экзамене Qэкз.

  2. Оценка относительной важности Wзан = 0,4; Wэс = 0,3; Wэкз = 0,3.

  3. Если у студента Qзан = 6, Qэс = 7, Qэкз = 9, то Q = QзанWзан + QэсWэс + QэкзWэкз = 2,4 + 2,1 + 2,7 = 7,2. После округления Q = 7.

4. Оценка в 10-бальной шкале выставляется в ведомость и зачетную книжку студента. Для получения положительной оценки Q должно быть больше или равно 4 баллам.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1.4Базовый учебник


Ридер

1.5Основная литература


Зарецкая Е.Н. Риторика (Теория и практика речевой коммуникации).

М., 2007.

Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. - М.: Никколо-Медиа, 2002.

Zarefski D. The state of the art in Public Address Scholarship. In Text in Context: Critical dialogues on significant episodes in American political rhetoric. Hermagoras Press, 1989.

.

Дополнительная




  1. Античные риторики / Под ред. А.А. Тахо-Годи., М., 1978.

  2. Бландер Р. Эффективные бизнес-коммуникации: Принципы и практика в эпоху информации. Спб., 2000.

  3. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. М, 1985. – Вып. 16: Лингвистическая прагматика.

  4. Зарецкая Е.Н. Риторика (Теория и практика речевой коммуникации).

М., 2007.

  1. Конфликты и переговоры. Ростов –н/Д., 1997.

  2. Корнилова Е.Н. Риторика - искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М., 2002.

  3. Кохтев Н.Н. Ораторская речь: стиль и композиция. М.: МГУ, 1992.

  4. Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция). М., 2006.

  5. О’Коннор Д., Сеймор Д. Введение в нейролигвистическое программирование: Как понимать людей и как оказывать влияние на людей. Челябинск, 1998.

  6. Пильгун М.А. Деловая риторика. М., 2011. – Ч. 5,6,7.

  7. Реклама на рынке массовой информации: Учебно-метод. Пособие / Сост. М.А. Шишкина СПб., 1996.

  8. Собат Э.М. Бизнес-этикет. М., 1999.

  9. Сопер П.Л. Основы искусства речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

  10. Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. - М.: Никколо-Медиа, 2002.

  11. Честара Дж. Деловой этикет: Паблик рилейшнз для всех и для каждого. М., 1999.

  12. Эффективная коммуникация: История, теория, практика. Словарь-

справочник / Отв. ред. М.И.Попов, сост. М.И.Попов и Л.Е. Тумина. М., 2003.

17. Bourdieu P. Language and symbolic power / Ed. J.P. Thompson. Transl. G. Raymond and M. Adamson. Cambridge: Polity Press, 1992.



    1. Burke К. A grammar of motives. Berkeley, 1970

    2. Burke К. Language as symbolic action. Berkeley, 1986.

    3. Bernstein D. Creative Advertising. London., 1975.

    4. Coseriu E. Lenguaje y política // M. Alvar ed. El lenguaje político. – Madrid: Fundación Friedrich Ebert, Instituto de Cooperación Iberoamericana, 1987. P.9-31.

    5. Cotteret J.-M. Gouvernants et gouvernés. La communication politique. P., 1973. P.126.

    6. Chomsky N. 9 – 11. – New York: Seven Stories Press, 2001. – 125 p.

    7. Chomsky N. Necessary Illusions. Thought control in democratic societies. – Montreal – Toronto – New York – London: CBS Enterprises, 1989. – 422 p.

    8. Cirino R. Don’t blame the people. How the news media use bias, distortion and censorship to manipulate public opinion. – Los Angeles: Diversity Press, 1971. – 341 p.

    9. Croddard L. The Logic of significance. - Edinburgh - London, Scottish Academic Press, 1973. - 640 p.

    10. Crystal D. Cambridge Encyclopaedia of the English Language. – Cambridge: Cambridge University press, 1995. – 483 p.

    11. Drinan R. The Rhetoric of Peace. // College composition and communication, #23. – Urbana. 1972. – pp. 253–290.

    12. Duez D. Silent and non-silent pauses in three speech styles // Language and Society, 1982, vol.25, № 1. P.11-28. Dyer G. Advertising as communication. London, N.Y. 1982.

    13. Geis M.L. The Language of Television Advertising. N.Y. 1982.

    14. Elridge J., Kitzinger J., Williams K. The Mass Media Power in Modern Britain. – Oxford Univercity press, 1997. – 200 p.

    15. Guilhaumou J. La langue politique et la révolution française: De l'événement à la raison linguistique. – P.: Méridiens Klincksieck, 1989.

    16. Fodor J.A. The Language of Thought. - Harvard University Press, 1980. - 214 p.

    17. Fowler R. Language in the News. – London: Taylor & Francis Books Ltd, 1991. – 272 p.

    18. Hintikka J. Logic, Language - Games and Information. Kantian themes in the philosophy of logic. - Oxford, At the Clarendon press, 1973. - 291 p.

    19. Holder R. W. A Dictionary of American and British Euphemisms. - Bath: Bath University press, 1987. – 282 p.

    20. Holder R. W. A Dictionary of Euphemisms. – Oxford, 1995. – 470 p.

    21. Huet S., Langenieux-Villard Pb. La communication politique. P., 1982. P.177.

    22. Jensen K. Making Sense of the news. – Aahrus University Press, 1986. – 392 p.

    23. Key W. B. The Age of Manipulation. The con in confidence, the sin in sincere. – New York, 1989. – 296 p.

    24. Kress G., Hodge R. Language as Ideology. – London, 1979. – 163 p.

    25. Language Conflict and Language Planning. – Berlin–New York, 1993.

    26. Language, power and ideology: Studies in political discourse. Ed. By R. Wodak . - Amsterdam: Philadelphia, Benjamins, 1989. – 288 p.

    27. Laswell H.D. Propaganda Technique in the World War. – London, 1927. – 233 p.

    28. Larson Charles U. Persuasion: reception and responsibility. Belmont, Ca 1995.

    29. Lolinger Dw. Language - The Loaded Weapon: the Use and Aabuse of the Language today. - London, 1984. – 214 p.

    30. Lutz W. Doublespeak: from revenue Enhancement to Terminal Living. - New York: Harper& Row, 1989. – 290 p.

    31. Miller J. S. Something completey different. British television and American culture. - Minneapolis, - 250 p.

    32. Miles L. Preface // C. Schäffner, A.L. Wenden eds. Language and peace. – Aldershot etc.: Dartmouth, 1995. P. IХ-Х.

    33. Parenti M. Dirty truths – City Lights Books, 1996. - www.michaelparenti.org

    34. Peterson Ph. Concepts and Language. - The Hague - Paris, 1973. - 186 p.

    35. Potter S. Our Language. London: Penguin, 1953. – 202 p.

    36. Rybacki Karyn, Rybacki Donald. Communication criticism: approaches and genres / Belmont, Calif. : Wadsworth Pub. Co., c1991. xvii, 164-185 p.

    37. Vestergaard T., Schroeder K. The Language of Advertising. Oxford, N.Y. 1985.

    38. Viallon Ph. L’analyse du discours de la television. - Paris: Presses Universitaires de France, 1996.- 128 p.

    39. Williams K. Get me a Murder a Day! A history of mass communication in Britain. - London, 1998. - 288 p.

Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения лекций и практических занятий используются аудио и видео аппаратура, проектор, а также подсобные материалы для проведения тестов.



Смотрите также:
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
133.63kb.
1 стр.
Программа дисциплины Теория вероятностей и математическая статистика для направления 080200. 62
438.87kb.
6 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
237.03kb.
1 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
338.62kb.
4 стр.
Программа дисциплины Международные механизмы защиты прав человека
299.22kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Разработка и технология производства рекламного продукта»
338.53kb.
4 стр.
Программа дисциплины Теория финансов 
686.21kb.
9 стр.
Программа дисциплины Теория вероятностей и математическая статистика для направления 080200. 62 Менеджмент подготовка бакалавра
416.59kb.
6 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
201.07kb.
1 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
291.55kb.
1 стр.
Программа дисциплины Римское право для направления 030900. 62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста
340.35kb.
1 стр.
Программа дисциплины Социология семьи и гендерных отношений для направления/ специальности 040100. 68 Социология подготовки магистра
393.81kb.
5 стр.