Главная страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


Кафедра истории России

УЧЕБНАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Программа

для специальности 032600 «учитель истории»

для специальности 020700 «историк-исследователь»

Астрахань 2003



УДК

УЧЕБНАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА


Программа практики

Авторы-составители

к.и.н., доцент П.В. Казаков,

ст. преподаватель Д.В. Васильев


Ответственный редактор

д.и.н. А.М. Липчанский

Программа обсуждена

на заседании кафедры истории России

Протокол № ________ от ___________

Программа рассмотрена и одобрена

На заседании методического совета исторического факультета

Протокол № ________ от ____________

Программа рекомендована к утверждению

учебно-методическим советом АГУ

Протокол № ________ от ____________


© Васильев Д.В., 2003 г.

© Казаков П.В., 2003 г.


© Астраханский государственный

университет, 2003 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Археологическая практика является одним из важных элементов подготовки студента-историка. Проводимая по окончании первого курса, археологическая практика позволяет закрепить и, в известной мере, расширить теоретические знания, полученные при изучении курса «Археология» Основой практики является не­посредственное участие в полевых археологических исследова­ниях, в первую очередь, в раскопках нижневолжских городищ, грунтовых могильников и курганов кочевников разных эпох. Раз­личные типы археологических памятников и их культурное многообразие имеет положительное значение для процесса обучения. Как правило именно в ходе практики, выявляется устойчивый интерес к научным исследованиям в этой области и стремление к углубленной специализа­ции.

Основой практики является непосредственное участие во всех видах экспедиционных работ. В ходе археологической практики студенты получают навыки полевых археологических исследований: проведение археологических разведок, освоение методики раскопок на поселениях, курганных и грунтовых могильниках, осваивают приёмы работы с геодезическими приборами (нивелиром, теодолитом) с целью привязки обнаруженных археологических объектов на местности, изучают методы фиксации археологических памятников, их научного описания, приёмы первичной консервации археологических находок и грамотного описания артефактов. Естественно, что перво­начально практиканты используются для выполнения простей­ших операций, а именно как рабочие-землекопы. Но по мере обретения некоторого опыта они начинают привлекаться к расчистке сложных археологических объектов, камеральной обработке находок, к чертёжным и фотографическим работам. Такая последовательность обуславливается к тому же и самой очерёдностью исследовательских работ. Кроме того, студентам, как правило, читаются лекции. Первая лекция - о памятни­ках, которые им предстоит раскапывать и о методах, которые при этом используются. Специалистами – сотрудниками экспедиции читаются лекции по их профилирующей специальности (нумизматике, реставрации, керамическому производству, историческому почвоведению и т.п.). В заключительной лекции обобщаются резуль­таты исследовательских работ текущего полевого сезона.

Подобное совмещение теории и практики и самое главное -непосредственное участие студентов во всех видах работ экспе­диции позволяет им овладеть тем объёмом знаний, который оп­ределён государственным образовательным стандартом по этой дисциплине. Очень большое значение для успешного прохождения прак­тики и качественного усвоения учебной программы является участие в работах археологической экспедиции, имеющей собст­венную историю и глубокие научные традиции. Такая практика приобщает студента к большой академической науке, значительно расширяет его кругозор. По окончании практики, по усмотрению её руково­дителя, студенты сдают зачёт или составляют письменный отчёт. Впрочем, эти виды контроля необязательны, так как ар­хеологическая практика, в отличие от некоторых других учебных практик, проходит в постоянном рабочем контакте ру­ководителя и студента и её результаты, как правило, ясны для преподавателя без дополнительных контрольных мероприятий.

Полученные в ходе практики навыки дают возможность молодому специалисту достаточно профессионально оценивать историческую значимость археологических объектов, выявлять их и своевременно оповещать об этом органы охраны памятников. Кроме того, материалы, полученные в ходе археологических раскопок, могут быть использованы студентами при подготовке докладов на научных конференциях, стать основой дипломных работ.

Государственный образовательный стандарт по специально­сти "история" для классических университетов предполагает прохождение студентами по окончании первого курса учебной полевой археологической практики в объёме четырёх календар­ных недель.

Требования, предъявляемые к студентам после окончания практики:


  • практиканты должны получить общее представление об археологических раскопках и целях, которые преследуются при их проведении;

  • студенты должны на практике ос­воить методы полевых археологических исследований;

  • студенты должны закре­пить те знания, которые были получены ими в ходе изучения теоретических курсов "Археология" и "Историческое краеведение".


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

План и тематика археологической практики зависят непосредственно от задач, стоящих перед экспедицией, в которой участвуют студенты (экспедиция АГУ или иного научного учреждения). Также план регламентируется сроком археологической практики. Выделяются три варианта проведения археологических исследований:




  1. Археологические разведки




  1. Раскопки могильников (курганных или грунтовых)




  1. Раскопки городищ

Видами археологических исследований регламентируется и содержание археологической практики


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ




1. Подготовка к археологической практике

Формирование археологических отрядов. Составление спи­сков. Медосмотр. Оформление необходимой документации.

Сбор информации о месте будущих раскопок или разведок. Архивная работа. Подготовка картматериалов, архивных справок об истории местности, где планируются исследования. Сбор информации о предыдущих исследованиях, памятниках и находках.

Подготовка экспедиционного снаряжения. Мелкий ремонт и укладка палаток, спальных мешков и другого экспедиционного оборудования. Подготовка инструмента: лопаты, тачки, совочки, кисточки, ножи и другой раскопочный инструмент.

Подготовка принадлежностей для ведения раскопа: рулетки, компасы, нивелиры, масштабная бумага, чертёжные и дру­гие канцелярские принадлежности.

Подготовка хозяйственного инвентаря: кухонные принад­лежности, фляги, вёдра, топоры, пилы и так далее. Формирование запаса продуктов.

Инструктаж по технике безопасности. Техника безопасности в пути к месту дислокации экспедиции. Техника безопасности на раскопе. Техника безопасности в экспедиционном лагере. Распорядок дня.

2. Обустройство палаточного лагеря

Выбор места для лагеря. Поиск проточной воды и сухой площадки. Обеспечение лагеря топливом. Изучение местности и выявление "факторов риска" – наличия ядовитых растений, змей, насекомых, подводных опасностей (ям, подводных коряг, водоворотов и пр.), опасных животных и др. Оперативный инструктаж о поведении в данной ситуации. Установка жилых палаток. Установка хозяйственной палатки. Оборудование кухни, столовой, погреба для скоропортящихся продуктов и дровяных печей. Оборудование мест для купания и забора воды. Оборудование мест для сбора и вывоза (нейтрализации) отбросов. Оборудование рабочей площадки для камерального производства, установка палатки для хранения находок и инструментов.



3. Археологические разведки


Внешние признаки памятников археологии. Закономерности расположения памятников на территории Астраханской области в зависимости от природных зон. Поиск памятников археологии по внешним признакам и закономерностям расположения.

Описание географического положения и характеристика поверхности памятника археологии. Определение площади распространения находок. Шурфовка памятника археологии в рамках, предусмотренных инструкцией к Открытым листам. Зачистка имеющихся обнажений культурного слоя. Оценка мощности и содержания культурного слоя. Определение типа памятника.

Составление ситуационного плана местности. Ориентирование на местности. Основы полевой топографии. Основы работы с нивелиром, теодолитом. Измерение углов на местности.

Фотофиксация памятника с соблюдением принятых правил.

Сбор подъёмного материала и составление описи с паспортизацией каждой находки.

Естественно-научные методы разведок и их применение на практике.

Засыпка разведочных шурфов. Консервация обнажений культурного слоя.
4. Предраскопочные работы

Организация экскурсии практикантов по памятнику, лекция об археологическом памятнике, истории и методах его исследования. Инструктаж практикантов и определение конкретных производственных задач.

Визуальный осмотр памятника. Инструктаж по основам работы с нивелиром и теодолитом. Топографическая съёмка памятника (полигональная и поквадратная). Определение места репера. Закрепление промежуточных реперов. Сбор подъёмного материала. Осмотр обнажений культурного слоя, разрезов, карьеров и прочих нарушений поверхности. Определение приоритетных для исследования мест памятника. Разбивка раскопа. Измерение точности построения углов раскопа по правилу "египетского треугольника". Составление нивелировочного плана поверхности раскопа.

Фотофиксация памятника до начала раскопок.



5. Исследование культурного слоя


Снятие лопатами горизонтальных пластов грунта. Перебор­ка грунта. Фиксация находок из культурного слоя. Зачистка поверхности раскопа. Фиксация пятен и неоднородной расцвет­ки грунта на поверхности раскопа. Зачистка бортов и бровок раскопа. Фиксация стратиграфической ситуации. Стратиграфические наблюдения.

Раскопки курганов. Снятие насыпи а) секторами; б) с оставлением параллельных бровок; в) сплошной площадью. Раскопки с привлечением землеройной техники. Обеспечение безопасности для археологических объектов и находок при работе с техникой. Фиксация и изучение конструкций вокруг насыпей (ровиков, крепид, оградок) и внутри насыпей (ровиков, оградок, тризн, кострищ).

Раскопки грунтовых могильников. Закладка поисковых траншей. Доследование разрушенных захоронений в обрывах и бортах карьеров, в траншеях скреперных ходов и других обнажениях на памятнике. Исследование могильника раскопом большой площади. Изучение последовательности совершения захоронения. Поэтапная расчистка захоронения.

Соблюдение техники безопасности при проведении земляных работ.



6. Изучение конструкций и сооружений


Понятие "закрытого" и "открытого" комплексов. Типы сооружений. Ямы, землянки, полуземлянки, наземные сооружения и их разновидности, характерные для данного памятника. Выборка грунта и расчистка сооружений с помощью раз­личного раскопочного инструмента. Сооружения из обожжённого и сырцового кирпича, дерева и других материалов. Последовательность расчистки сооружения. Выявление последовательности возведения. Выявление контура сооружения. Способы обнаружения дневной поверхности. Определение размеров и первоначальной формы сооружения, а также его взаимосвязи с другими объектами на раскопе. Расчистка внутреннего объёма сооружения с оставлением поперечных бровок или секторами. Определение деталей интерьера и внутренней планировки. Выявление перестроек и перепланировок и их взаимосвязей. Определение строительных периодов на раскопе и их датировка.

Фиксация находок из сооружений. Ниве­лировочные планы сооружений.



7. Полевая документация


Полевой дневник. Описание слоев. Цветовой состав и струк­тура слоев. Формы залегания, границы слоев и их образование. Материковый грунт. Описание сооружений. Архитектурные об­меры. Описание находок. Терминология археологического описа­ния.

Полевые чертежи. Принципы чертёжной работы в археологии. Замер линий и точек. Масштабы чертежей. Условные знаки археологических чертежей. Профили и их соотношение с планом раскопа. Нанесение на генеральный план и индивидуальные планы сооружений и захоронений. Составление т.н. "поштыковых" планов. Нанесение на планы раско­па и сооружений массовых и индивидуальных находок.

Полевая фотодокументация. Панорамные фотографии па­мятников и их участков. Фотографии раскопов и отдельных объектов. Фотографии находок.

Учёт и паспортизация находок. Организация постоянной выборки находок. Организация разборочной площадки. Массовые находки. Стратиграфическая раскладка керамического материала и других находок. Индивидуальные находки. Этикетки. Опись находок. Упаковка находок.


8. Естественно-научные методы в полевой археологии.

Камеральная обработка находок.

Образцы для радиоуглеродного анализа: древесный уголь, обугленная кость, древесина, углистые грунты.

Спилы дерева для дендрологического анализа.

Шлаки для петрографического анализа.

Зерно для агробиологического анализа.

Кости животных для остеологического анализа.

Камеральная обработка археологического материала.

Первичная консервация находок. Реставрация керамических предметов. Склеивание, гипсование. Реставрация и консервация бронзовых и медных предметов. Реставрация и консервация предметов из железа. Реставрация и консервация предметов из дерева, кости, рога, кожи, стекла, бумаги, ткани.

Инструменты и материалы для консервации.

Снятие форм и оттисков.

Изготовление муляжей и моделей.

9. Консервация раскопа


Первичная консервация раскопанных объектов. Засыпка раскопа. Рекультивация поверхности раскопа.

Заключительная лекция, обобщающая результаты практики.



ЛИТЕРАТУРА



Обязательная литература:

1. Авдусин Д.А. Полевая археология СССР. М.: Высшая школа, 1980.

2. Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологических исследований. М.: Высшая школа, 1989

Дополнительная литература


1. Дворниченко В.В., Зеленеев Ю.А. Программа учебной археологической практики. – Йошкар-Ола, 2000

2. Методика полевых археологических исследований. М., 1983.

3. Методика полевых археологических исследований. Л.: Наука, 1989.

4. План-программа занятий археологической секции научного общества учащихся – Челябинск, ЧелГУ, 1980



5. Положение о производстве археологических раскопок и разведок и об открытых листах – М., ИА РАН, 2001


Смотрите также:
Программа для специальности 032600 «учитель истории» для специальности 020700 «историк-исследователь»
107.19kb.
1 стр.
Учебная программа по специальностям: 020700 История ( историк ), 032600 История ( учитель истории ) Сост. М. Эд. Курилов
172.44kb.
1 стр.
Учебная программа по курсу «Теория и методика обучения истории и обществознанию» для студентов специальности 032600 история
727.64kb.
5 стр.
Учебная программа курса по выбору «Актуальные проблемы теории и методики обучения истории и праву» для студентов специальности 032600 история
422.31kb.
4 стр.
Учебная программа Для специальности: 1-24 01 02 Правоведение (код специальности) (название специальности) Факультет
478.81kb.
3 стр.
Программа Государственного экзамена по географии с теорией и методикой обучения для проведения итоговой государственной аттестации по специальности 050103. 65 География квалификация «Учитель географии»
330.64kb.
1 стр.
Программа по дисциплине «Социальная статистика» для специальности 020300 «социология»
134.55kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Менеджмент и маркетинг в сервисе» для специальности 230700 (100101)
66.04kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины «Информационно-экскурсионная деятельность» для специальности
210.11kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине Глобальные методы наблюдения и экологическое прогнозирование для специальности 013100
146.93kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности: 1-31 03 06 Экономическая кибернетика
172.54kb.
1 стр.
1. Общая характеристика специальности 020700 История
345.32kb.
1 стр.