Главная страница 1
2.3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Пояснительная записка



Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является частью основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения Начальная общеобразовательная школа №52 р.п. Ильиногорск Володарского муниципального района, которая разработана в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является также концептуальной и методической основой в целях более полного достижения национального воспитательного идеала учащихся начальной школы с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, имея в виду конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации младших школьников, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

Для организации и полноценного функционирования образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая и детско-юношеские движения и организации.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы.

Актуальность программы
В наше время, когда у детей всё меньше и меньше остаётся настоящих примеров для подражания, когда их родина меркнет перед могуществом американского общества, а духовная жизнь беднеет с каждым днём, перед педагогами встала основная задача – помочь ребёнку в развитии его личности в самореализации и саморазвитии. Вся педагогическая деятельность должна быть направлена на создание условий, необходимых для этого.

Поэтому в нашей школе приоритетными направлениями воспитательной деятельности стали: патриотизм, гуманизм и нравственность.



Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Таким образом, духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и разви­тия высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи.
В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

  • укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формирование нравственного смысла учения;

  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

  • осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.


В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • укрепление доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.


В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;

  • формирование у младшего школьника уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.


Основные принципы построения программы


  • Целостность педагогического процесса - единство, взаимосвязь и интеграция урочной и внеурочной форм работы.

  • Взаимодействие трех факторов: семьи, школы, общества (социума).

  • Приоритетность исторического, культурного наследия России и родного края через духовные ценности и традиции.

  • Системность, преемственность, непрерывность в развитии и воспитании детей с учетом их особенностей.

  • Принцип деятельного подхода в воспитании. Осуществление воспитательного процесса идет через основные виды деятельности: игровую, трудовую, познавательную, творческую.

  • Многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания


Программа построена с учетом возрастных особенностей ребенка.

Начальная школа – это период, когда закладываются основы нравственности, формируются основные моральные качества (правдивости, честности, милосердия, толерантности, трудолюбия, любви и уважения к близким, любви к своей малой Родине). В данном возрасте учителя и родители являются авторитетом для учеников. В этот период педагогу важно правильно направить личность ребёнка.


Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.


Традиционными источниками нравственности являются:

  • патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

  • социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

  • наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  • традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

  • природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Основные направления программы
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

  • в содержании и построении уроков;

  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

  • в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;

  • в личном примере ученикам.


Основные направления духовно-нравственного воспитания осуществляются через уклад школьной жизни, который организован педагогическим коллективом, родителями, учреждениями дополнительного образования и включают различные виды деятельности детей: урочную, внеурочную, внеклассную, внешкольную, семейную, на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.
Урочная деятельность.

Урок - место разнообразных коллективных действий, переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления необходимо соотносить свои действия и действия других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать другим и самому принимать помощь. На уроках дети коллективно переживают чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчение от неудач ошибок. В воспитательном отношении все учебные предметы, изучаемые в школе, важны. Разнообразие предметов дает возможность каждому ребенку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. У одного острый ум, у другого умелые руки, третий особо ловок, изящен, отлично владеет своим телом движениями, четвертый особенно восприимчив к прекрасному, пятый наблюдателен. Эти сильные стороны личности ребенка проявляются прежде всего в учебном процессе, когда каждый ребенок в какой-то области становится более знающим и умеющим. Поэтому в соответствии с требованиями Стандарта методологической основой урока является личностно - деятельностная технология обучения, которая предполагает:



  • поддержку индивидуальности ребенка;

  • предоставление каждому ученику работать в присущем ему темпе;

  • успешность деятельности;

  • обучение в зоне «ближайшего развития»

  • предоставление права выбора деятельности, партнера, средства обучения;

  • создание возможности для реализации творческих способностей;

  • демократический стиль взаимодействия.


Пути реализации личностно - деятельностного обучения:

  • усиление роли продуктивной, творческой деятельности;

  • организация уровневой дифференциации;

  • изменение функций контроля и оценки учебной деятельности;

  • отказ от инструктивного стиля руководства учителя и др.

Поэтому в образовательном пространстве школы 1 ступени используется УМК «Школа 2100», которая согласно своим концептуальным основам имеет все вышеперечисленные позиции.

Внеурочная деятельность.

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:



  • Учение

  • Здоровье (включает в себя программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, приложение №1; программу «Добрая дорога детства», по профилактике дорожно-транспортного травматизма, приложение №2)

  • Общение

  • Образ жизни

  • Досуг

  • Мой край родной (включает в себя программу «Патриот», приложение №3)

  • Нравственность (включает в себя программу «Содружество», по профилактике безнадзорности и правонарушений среди школьников, приложение №4)

Предполагаемые программой направления деятельности обеспечивают реализацию усвоения основных нравственных понятий, развитие творческих способностей и возможностей детей. Создают условия для формирования духовно-развитой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных жизненных условиях.


Содержание программы




Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

НАПРАВЛЕНИЕ «УЧЕНИЕ».
Направлено на создание условий для получения соответствующего современным представлениям качественного образования, на развитие эрудиции, формирование потребности в самообразовании. Итогом претворения в жизнь данной программы должны стать: развитие способностей личности ученика, устойчивые естественнонаучные взгляды на природу и общество, самостоятельное, рациональное, критическое мышление, убежденность, готовность к самореализации, умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах, принятие учащимися ответственности за собственное развитии, которое базируется на национальных и культурных традициях.

НАПРАВЛЕНИЕ «ЗДОРОВЬЕ»
В условиях школы, класса предполагает:

  • работу по сохранению и укреплению нравственного, психического и физического здоровья;

  • способность выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья, заниматься физическим самосовершенствованием, понимать себя;

  • умение делать самоанализ;

  • отсутствие психологического дискомфорта;

  • умение анализировать и прогнозировать ситуацию;

  • формирование представления о возможном здоровом устроении семьи.



НАПРАВЛЕНИЕ «ОБЩЕНИЕ»
Работа по направлению предполагает воспитание сознательной дисциплины и нравственной культуры поведения.

Ведущие критерии:

- социальная активность личности;

- сознательное соблюдение этических норм;

- стремление к самосовершенствованию.



Главные нравственные ориентиры:

  • патриотизм,

  • ответственное отношение к деятельности,

  • высокие духовно- нравственные качества,

  • чувство собственного достоинства,

  • уважительное отношение к людям,

  • умение принимать верное решение,

  • способность осуществлять неслучайный выбор.


Работа по направлению учит корректировать отношения между педагогами, родителями и учащимися, помогает учащимся в обретении культуры общения, культуры поведения, учит милосердию, состраданию. В учебной деятельности это происходит через предметы общественно-гуманитарного цикла, во внеклассной работе, вечерах, «огоньках», походах, встречах с интересными людьми, акциях милосердия, благотворительных концертах. Учащиеся постигают общечеловеческие ценности (жизнь, мама, Родина, семья, природа).

НАПРАВЛЕНИЕ «ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Это направление:

- предполагает социальную защиту и охрану прав ребенка,

- способствует повышению педагогической культуры родителей,

- способствует воспитанию семьянина.



Помогает:

  • в организации совместной деятельности взрослых и учащихся,

  • пропагандировать здоровый образ жизни,

  • установить неиспользованный резерв семейного воспитания,

  • найти пути оптимизации педагогического взаимодействия (школа-семья),

  • предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.



НАПРАВЛЕНИЕ «ДОСУГ»
Способствует созданию зоны отдыха для восстановления физических и духовных сил, развитию творческих способностей, интересов, креативного мышления, умения видеть прекрасное в окружающей жизни.

Классный руководитель стремится, чтобы досуговая деятельность была разнообразной и значимой для уч-ся, развивала познавательный и культурный кругозор школьников.



НАПРАВЛЕНИЕ «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ».
Цель работы: воспитание молодежи гражданами своей Родины, России, людей знающих и уважающих свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края.

Задачи:

  1. Создание у учащихся более полного представления о культуре народа через познание региональных культурных традиций.

  2. Изучение своеобразного традиционного уклада жизни населения области.

  3. Осознание детьми своей причастности к истории своей страны и малой родины, чувства ответственности и гордости за свою страну, готовности к защите её свободы и независимости.

  4. Формирование у учащихся положительного идеала настоящего патриота Отечества на примерах жизни исторических персонажей, созидание собственного идеального представления о смысле жизни.


Предполагаемый результат деятельности: убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

НАПРАВЛЕНИЕ «НРАВСТВЕННОСТЬ»
Данное направление позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании»:

  • воспитание гражданственности и любви к Родине;

  • защита системой образования национальных культур и культурных традиций;

  • формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;

  • формирование мировоззренческой, нравственной культуры;

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей.



Главная задача воспитательной деятельности на начальной ступени:

  • формирование личности, усвоившей духовные ценности истории и культуры родного края, имеющей сознательную и нравственную позиции;

  • развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать исторические факты; умения видеть связь современности с прошлым родного края; развитие интереса и желания изучать курсы краеведения и истории;

  • воспитание любви к родному краю, родному дому (дом как семья, школа, Родина).

  • формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, старшими и младшими, педагогами. Ведущими нравственными качествами личности в начальной школе выступают гуманность, способность к сотрудничеству, трудолюбие, честность, самостоятельность, бережливость, организованность.


Совместная деятельность школы и семьи

по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника.

Программа предусматривает следующие виды и формы работы с семьей:



  • день открытых дверей для родителей, общешкольные и классные родительские собрания (лекции, беседы, диспуты, круглые столы);

  • индивидуальные консультации, оказываемые педагогом-психологом, социальным педагогом, классными руководителями по вопросам воспитания;

  • общешкольная родительская конференция, издание памяток для родителей по вопросам тематических классных и общешкольных собраний, участие в районных родительских собраниях,

  • родительский всеобуч в форме родительских собраний, направленных на обсуждение с родителями актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания, в форме организационно - деятельностной и психологической игры, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.

Просвещение родителей через размещение информации на сайте школы, создание информационных стендов, книжных выставок.

Распространение лучшего опыта семейного воспитания через: обсуждение вопросов на классных родительских собраниях.



Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности школьников, которые распределяются по трем уровням.

Воспитание гражданствен-ности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека



Воспитание нравственных чувств и этического сознания



Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению,

труду, жизни

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание




Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)





  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.



  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • уважительное отношение к традиционным религиям;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.


  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • элементарные представления о различных профессиях;

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.




  • ценностное отношение к природе;

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.




  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи


Первый уровень результатов.

Первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повсе­дневного опыта.


Второй уровень результатов.

Получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения.


Третий уровень результатов.

Получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.


Обобщенный результат образовательной и воспитательной деятельности начальной школы фиксируется в портрете ее выпускника:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.


Примерные мероприятия по реализации Программы

«Духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования


Направление работы

Мероприятия

Учение

  • тематические классные часы, посвященные таким важным событиям, как памятные даты России;

  • проведение групповых дискуссий, ролевых игр для проявления и развития способностей,

  • ведение наблюдения за самовоспитанием,

  • составление анализа собственного поведения общения, результатов учебы.

  • проведение олимпиад, смотров и конкурсов, участие в викторинах, КТД и тд.




Здоровье

Оздоровительная среда:

- организация работы спортивных секций,

- организация спортивно-массовой работы школы,

- день здоровья.



Комфортная пространственная среда:

- работа по организации системы рационального питания,

- влажная уборка классов и рекреаций здания. Санитарный день.

Необходимая психологическая среда:

- совместная работа психолога и классного руководителя по различным вопросам диагностики и коррекции.




Общение


В учебной деятельности - через предметы общественно-гуманитарного цикла, во внеклассной работе - на вечерах, «огоньках», походах, встречах с интересными людьми, акциях милосердия, благотворительных концертах.

Индивидуальная работа с учащимися:

- изучение их взаимоотношений, проблемы общения,

- изучение стилей взаимоотношений родителей с детьми, их положение в семье.

- создание условий для самоутверждения учащегося в школе,

- проведение творческих игр по этике общения,

- проведение этических диалогов с учащимися


Образ жизни


  1. Изучение семейно-бытовой атмосферы школьника совместно с психологом школы (бытовые условия, моральный климат, семья полная или неполная, взаимоотношения в семье, материальная обеспеченность, здоровье, нравственность, режим дня, окружение ученика).

  2. Проведение родительских собраний, родительских лекториев.

  3. Проведение дней открытых дверей.

  4. Проведение коллективных совместных праздников, концертов, вечеров и др.

Досуг


  1. Участие в общешкольных КТД.

  2. Участие в традиционных мероприятиях школы.

  3. Интеллектуально-развлекательные игры, устные журналы.

  4. Классные часы и практикумы, расширяющие знания и умения этических норм поведения.

Мой край родной


Уроки мужества, операция «Забота», вахта Памяти, экскурсии к памятным местам, игры – путешествия на местности, устные журналы, викторины, соревнования, часы краеведения, экологический месячник.

Нравствен-ность


Знакомство с культурой семейных отношений.

Беседы: «Почитай родителей – будешь счастлив», « Мой дом», «Тепло отчего дома», «Мои семейные обязанности», «Что значит любить маму, папу».

Домашние задания- практикумы: «Ласковые слова маме», «Приятное для братишки», «Игры с младшим братом».



Ролевые игры: « Праздник в семье», « Мамины помощники».

Выставка декоративно-прикладного творчества «Семейное увлечение».

Конкурс рисунков «Моя семья».

Праздники в школе и дома: «У нас гости», «Праздник вежливости».
Формирование культуры отношений к природе.

Усвоение понятий «красивое», «уродливое», «безобразное», «экология», «природа», «гигиена», «атмосфера». Наблюдение за явлениями природы и их описание в слове (стихи, музыка, песни, живопись).


Приобщение к русской национальной культуре.

Проведение традиционных славянских праздников; фестиваля «Русские обряды»; классных часов «Народная мудрость», проведение конкурсов сказок, услышанных от бабушки; исполнение русских частушек, народных песен, проведение русских национальных игр.


Формирование качеств, от которых зависит культура поведения.

  • Понятия: «правдивость», «честность», «ответственность», «отзывчивость», «вежливость», « исполнительность», « инициатива».

  • Беседы: « Кого мы называем добрым», «Добрые дела», «Кого мы называем честным», «Я и мы», «Мы все умеем сами».


Организация здорового образа жизни.

  • Раскрытие понятий: «здоровье», «образ жизни», «режим», «здоровьесберегающие традиции».

  • Беседы: «Твой режим дня», «Вредные привычки».

  • Игра: «Как стать Нехворайкой».

  • Конкурсы: «Звуки в природе», «Чудо-дерево», рассказы детей о любимых занятиях.

Воспитание умения видеть прекрасное и безобразное в жизни людей.

Беседы: Особенности поведения девочек и мальчиков.

Занятия-практикумы: «Уступи девочке место», «Помоги ей в физической работе», «Защити девочку от обидчиков», « Говори с мальчиком уважительно», «Благодари его за помощь».
Формирование культуры поведения.

-Усвоение понятий «эстетичность», «сдержанность», «управление собой», «настойчивость», «долг», «порядочность».

Беседы: «Культура поведения», «Права ребенка» (по книге Ю.Яковлева «Ваши права, дети», «Можно» и «Нельзя» в жизни, «Настойчивость и упрямство», «Знаем ли мы правила поведения». Игра-упражнение - «Давайте говорить друг другу комплименты».
Формирование культуры труда.

Беседы: «Терпение и труд всё перетрут», «Умственный и физический труд», «Необходимость труда», «Соотношение хочу, могу, надо», «Правила учебного труда», «Тысячи профессий» и др.

Конкурс поделок «Народные ремесла»

Праздники в школе и дома: «Праздник букваря»

Домашние задания-практикумы: уход за садово-огородными растениями, животными, культура работы с ручным инструментом и др.
Формирование начал экономической культуры.

Знакомство с экономическими понятиями «стоимость», «деньги-товар», «покупка-продажа», «расход-доход», «экономия», «бережливость- расточительность».

Беседы: « Что значит быть бережливым»,

« Сколько стоит твое здоровье»,

« Береги минуту».

Ролевые игры: «Магазин», «Рынок», «Ярмарка», «Аукцион».

Конкурс и общественные дела: «Береги хлеб», операция «Капля», «Экономия электроэнергии» и др.

Школа «Хозяюшка».

Практические занятия: «Цена вещей», «Расходы семьи» и др.


Работа с родителями


  1. Создание необходимых условий в семье, обеспечивающих воспитание и обучение первоклассников: режим дня, организация уголка школьника, контроль родителей за поручениями. Общие педагогические требования к ребенку, воспитание у детей привычки трудиться, заниматься спортом, творческой деятельностью.

  2. Основные задачи семьи по развитию речи первоклассников, расширение словарного запаса, развитие умения рассказывать, передавать содержание прочитанного.

  3. Согласованность действий семьи и школы в воспитании и развитии ребенка.

  4. Один день без нотаций.

  5. Значение положительной эмоциональной настроенности, жизнерадостности, активности ребенка для формирования у него позитивного отношения к учебной деятельности.

  6. Забота о физическом здоровье, формирование гигиенических навыков, профилактика инфекционных заболеваний, организация правильного питания, увеличение двигательной активности первоклассников, профилактика травматизма.

  7. Охрана нервной системы, забота о психическом здоровье детей.

  8. Положительный пример поведения, взаимоотношений родителей.

  9. Причины дурного воспитания в семье.

10.Согласованность действий семьи и школы, справедливость и посильность требований к детям.

11.Развитие положительных качеств ребенка, создание ситуации успеха.



12.Детские капризы и их преодоление.






Смотрите также:
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Пояснительная записка Программа
296.36kb.
1 стр.
Пояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 6
9628.31kb.
41 стр.
Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения
5540.64kb.
31 стр.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
116.28kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного предмета «Математика»
416.41kb.
2 стр.
Математика
233.13kb.
1 стр.
Математика
171.79kb.
1 стр.
Русский язык
2645.53kb.
13 стр.
Русский язык
334.99kb.
1 стр.
Окружающий мир. 1 – 4 кл
1844.05kb.
12 стр.
Русский язык авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина
813.71kb.
5 стр.
Рабочая программа по математике для 1 класса 4 часа в неделю (всего 132 часа) 2011 г
545.45kb.
4 стр.