Главная страница 1
Купирова Е.А., Суворова Е.П.

ЦЕЛЕВАЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1
Цель настоящей программы – предложить междисциплинарную систему формирования культуры познавательной деятельности учащихся 1-11 классов, обеспечивающую развитие ребенка как субъекта познания, что предполагает

  • его приобщение к интеллектуальным и духовным ценностям, накопленным человечеством;

  • воспитание ценностного отношения к знанию;

  • развитие познавательных интересов, потребностей, мотивов;

  • овладение основными способами и приемами познавательной деятельности;

  • формирование системы интеллектуально-речевых умений, обеспечивающих как учебную деятельность школьника, так и возможность самостоятельного пополнения знаний в будущем;

  • овладение научным (учебно-научным) стилем речи.

В основу настоящей программы положены следующие принципы:

  • принцип культуросообразности,

  • принцип межпредметной интеграции,

  • принцип реализации в обучении взаимосвязи процессов восприятия и создания текста,

  • принцип учета специфики учебно-научного текста как лингвистического феномена,

  • принцип единства изучения языка и обучения учебно-научной речи,

  • принцип учета психологических новообразований возрастного периода развития школьника,

  • принцип сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения.

Принцип культуросообразности приобретает особую актуальность в связи с тем, что целью обучения в широком смысле является приобщение ребенка к культурным, интеллектуальным, нравственным ценностям, накопленным человечеством и признанным в обществе. Важнейшим средством сохранения и передачи этих ценностей, а также присвоения их конкретной личностью является язык. Задача обучения состоит в том, чтобы ввести школьника в мир культуры, помочь ему преодолеть существующее отчуждение от системы интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей, выбрать личностно значимые ценностные ориентации, регулирующие его поведение и деятельность, определяющие мотивационно-потребностную сферу личности.

Изучение родного языка и овладение речью, которые осуществляются в контексте культуры, предполагают не только усвоение знаний и умений, но и создание установки на восприимчивость к культуре, на формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, готовности к самообразованию.

Принцип культуросообразности предопределяет выделение принципа межпредметной интеграции.

Принцип межпредметной интеграции обусловливает ориентацию программы формирования культуры познавательной деятельности на обеспечение структурного единства содержания школьного образования в целом.

Традиционно межпредметные связи трактовались как взаимопроникновение наук и реализовывались, прежде всего, на понятийном уровне за счет выделения в курсах учебных дисциплин общих понятий и сведений, общих видов работ.

Такое положение можно объяснить преобладанием в обучении логического компонента и недостатком внимания к социокультурной, историко-культурной и деятельностной составляющим знаний. Современный подход к определению содержания школьного образования требует его направленности на формирование целостной картины мира. Это принципиально изменяет взаимодействие школьных предметов в системе обучения. Речь в данном случае должна идти не об установлении межпредметных связей, а об интеграции учебных дисциплин.

Интеграция учебных дисциплин предполагает, во-первых, что содержание каждого учебного предмета ориентировано на общее представление о содержании и структуре школьного образования, во-вторых, что сама познавательная деятельность носит общеучебный характер, а поэтому в общем подходе не зависит от конкретного учебного предмета и должна быть направлена на достижение единой цели образования – формирование целостной картины мира в соответствии с возрастными особенностями школьника.

Именно эти положения делают принцип межпредметной интеграции одним их важнейших принципов формирования познавательной культуры школьника. Однако поскольку процесс обучения происходит в непрерывном чередовании восприятия и передачи разнообразной информации, содержащейся в текстах, то и успех обучения в значительной степени зависит от качества текстовой деятельности школьника, от уровня владения интеллектуально-речевыми умениями как способами познавательной (текстовой) деятельности. Следовательно, русский язык (включающий раздел развития речи) как учебный предмет занимает в содержании образования особое место. Ведь язык является не только универсальным средством познания, то есть формирования и существования знаний о мире, но и средством овладения этими знаниями. Кроме того, важно, что формирование языковой картины мира, как известно, предшествует формированию любой другой, математической, физической, биологической и т.д.

Сказанным определяется ведущая роль языка в овладении всеми школьными дисциплинами.

Формирование интеллектуально-речевой культуры школьника предполагает реализацию принципа межпредметной интеграции на понятийном и деятельностном уровнях.

На понятийном уровне интеграция проявляется в том, что опорой для освоения учебно-научного текста независимо от его дисциплинарной принадлежности являются речеведческие понятия: «речь», «текст», «типы речи», «стили речи», «жанр учебно-научного высказывания», «стилистические средства языка», «уровни текста», «тема текста», «микротема», «ключевые слова», «авторский замысел», «коммуникативная задача»; а также структура учебно-научного текста, средства связи его частей, грамматико-смысловая структура определения понятия.

Реализация принципа межпредметной интеграции на деятельностном уровне проявляется в следующем:


  1. Язык и речь рассматриваются как способ и средство передачи и получения знаний, а учебно-научный текст - как важнейшая единица обучения и источник получения разнообразной информации.

  2. Познавательная деятельность трактуется как деятельность текстовая, интеллектуально-речевая. Ее целью является понимание предметного содержания, изложенного в учебно-научном тексте. Средством освоения этого содержания может выступать анализ, перекодирование предложенного текста, а также создание собственного высказывания. Таким образом, трактовка процесса познания связана с овладением текстовой деятельностью.

  3. Важнейшую роль в структуре интеллектуально-речевой культуры школьника играет система интеллектуально-речевых умений. В программе каждого класса учтены взаимосвязь и последовательность формирования интеллектуально-речевых умений, что является ориентиром и основой определения содержания и организации аналитической, реконструктивной и продуктивной текстовой деятельности школьников на конкретном этапе обучения и развития школьника.

  4. Работа по формированию интеллектуально-речевой культуры рассматривается как важная составляющая не только уроков развития речи и русского языка, но и уроков математики, географии, физики, химии и т.д., а также интегрированных уроков. Ее целенаправленное проведение позволяет наполнить текстовую деятельность школьников реальным значимым для них содержанием, способствует усвоению предметных знаний, овладению ИРУ. Кроме того, овладение интеллектуально-речевой деятельностью способствует формированию отношения к родному языку как средству познания и самовыражения, формированию положительной мотивации учения.

  5. Эффективность овладения интеллектуально-речевой культурой зависит от осознанности выбора и применения того или иного приема интеллектуально-речевой деятельности.

В процессе работы по формированию познавательной культуры необходимо целенаправленно развивать представления о приемах работы с учебно-научным текстом, что является важной составляющей процесса обучения, поскольку они служат основой для формирования интеллектуально-речевых умений, а также призваны обеспечить осознанность самостоятельной работы учащихся с учебно-научным текстом.

Формирование представлений о приемах познавательной деятельности следует осуществлять в определенной последовательности:



Класс

Представления о приемах интеллектуально-речевой деятельности

1 класс

  • представление об учебной информации и способах ее презентации в учебнике,

  • представление об определении темы текста, выделении и подборе заголовка, постановке вопросов, ответе на вопрос, составлении картинного плана;

2 класс

  • представление о назначении методического аппарата учебника,

  • представление о назначении составляющих текстов учебника (формулировка задания, дидактический материал и др.),

  • представление о структуре учебно-научного текста,

  • представление о роли терминологической лексики и примеров в учебно-научном тексте,

  • представление о роли графического оформления учебного текста;




3 класс

  • представление о взаимодействии теоретической и иллюстративной, новой и известной информации в учебно-научном тексте

4 класс

  • представление о приеме антиципации как приеме интеллектуально-речевой деятельности,

  • представление о построении индуктивного умозаключения;

5 класс

  • представление о приеме выделения ключевых слов, представление о составлении плана, схемы, таблицы как способах перекодирования вербальной учебно-научной информации,

  • представление о роли алгоритма (инструкции) как об организующей основе учебной деятельности;




6 класс

  • представление о построении дедуктивного умозаключения,

  • представление о графике, диаграмме как невербальных способах предъявления информации;

7 класс

  • представление о грамматико-смысловой структуре определения понятия,

  • представление о способах содержательной переработки учебно-научного текста: тезисы;

8 класс

  • представление о способах содержательной переработки учебно-научного текста: конспект;

9 класс

  • представление о способах содержательной переработки учебно-научного текста: реферат;

10 класс

  • представление об интеллектуально-речевой деятельности как деятельности по восприятию, переработке и созданию учебно-научного текста,

  • представление о зависимости выбора способа переработки учебно-научной информации от темы и коммуникативной задачи создаваемого высказывания;




11 класс

  • представление об исследовательской деятельности, ее цели и содержании,

  • представление о способах реализации исследовательской деятельности.



  1. Содружество учебных дисциплин в целях развития познавательной культуры рассматривается как источник формирования гуманитарной культуры личности. Оно проявляется, прежде всего, в том, что каждая учебная дисциплина участвует в реализации единой программы формирования интеллектуально-речевой культуры школьника.

Принцип реализации взаимосвязи процессов восприятия и создания текста в обучении определяет деятельностную сторону процесса обучения. Он опирается на признание сходства психологических механизмов, которые лежат в основе процессов восприятия и создания текста. Понятием, связывающим процессы восприятия и создания текста, является понятие «цель деятельности»: речевая деятельность создателя текста направлена на реализацию цели, а речевая деятельность школьника – на понимание текста.

Основными методами формирования культуры познавательной деятельности являются лингвосмысловой анализ текста, перекодирование содержания текста, конструирование текста.



Принцип учета языковых особенностей учебно-научного текста регулирует отбор осваиваемого речеведческого материала. В качестве базовой единицы обучения в программе рассматривается учебно-научный текст.

Теоретическую основу работы по формированию интеллектуально-речевой культуры школьника составляет ряд речеведческих понятий (см. принцип межпредметной интеграции).

В учебной деятельности школьник встречается с такими специфическим учебно-научными жанрами, как определения, комментарий к учебному тексту, рассуждение-доказательство, рассказ на научно-учебную тему, тезисы, конспект, реферат и др.

Реализация принципа учета специфики учебно-научного текста воспитывает внимание не только к содержательной, но и к языковой форме выражение информации.



Принцип учета новообразований возрастного периода развития школьника опирается на положение о том, что для каждого возрастного периода характерен ведущий тип деятельности, в процессе которой развиваются свойственные возрасту новообразования.

Ведущей деятельностью младшего школьника является деятельность учебная, непосредственно направленная на усвоение накопленных человечеством достижений науки и культуры. Поэтому задача начальной школы и заключается в овладении основами учебной деятельности, в формировании познавательной мотивации, связанной не только с содержанием, но и с процессом учения.

В младшем школьном возрасте происходит активное обогащение словарного запаса, развивается устная речь, начинают формироваться письменная речь и понятийное мышление. Психические процессы (внимание, воображение, воля, память) постепенно приобретают характер произвольности и осознанности, хотя механическая память у младшего школьника развита лучше логической; осуществляется переход от предметно-практической деятельности к знаково-символической, от внешней деятельности к внутренней. Внутренняя деятельность проистекает из внешней путем ее интериоризации – переноса соответствующих действий, относящихся к деятельности внешней, в умственный, внутренний план. Главной движущей силой всех сторон психического развития на переходе от младшего школьного к подростковому возрасту является рефлексия, обслуживающая сферу самосознания.

Итогом обучения в начальных классах должен стать определенный уровень образованности, предполагающий, в частности, владение учебной деятельностью, наличие качеств, присущих субъекту учебной деятельности, готовность к самообразованию, сформированность таких новообразований младшего школьного возраста, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия.

Сказанное дает основания для формирования в начальных классах следующих организационных умений:


Класс

Формируемые организационные умения

1 класс

  • выполнять учебные действия под руководством учителя

  • самостоятельно выполнять учебные действия по аналогии

2 класс

  • выполнять учебные действия под руководством учителя и обосновывать их последовательность

  • самостоятельно выполнять действия по развернутому образцу

3 класс

  • намечать последовательность учебных действий под руководством учителя

  • самостоятельно выполнять учебные действия по свернутому образцу

4 класс

  • намечать и обосновывать последовательность учебных действий под руководством учителя

  • самостоятельно выполнять учебные действия по готовой памятке (инструкции)


Подростковый возраст (от 10-11 до 15 лет) связан с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками, центральным новообразованием – чувство взрослости.

Психологическое (в том числе интеллектуальное) развитие подростка осуществляется в процессе образования понятий, в ходе которого происходит интеллектуализация познавательных функций: восприятие сближается с наглядным мышлением, внимание приобретает произвольный характер, запоминание начинает опираться на выявленные логико-смысловые связи. Подростковый возраст сензитивен для формирования абстрактного мышления и рефлексии на содержание собственной познавательной активности. Основное в развитии личности подростка – умение переходить от одного вида деятельности к другому, что обеспечивается освоением закономерности строения человеческой деятельности (целеполагание, планирование, реализация, контроль, коррекция).

Для индивидуализации познавательной деятельности подростков следует создавать специальные условия, способствующие реализации интеллектуальных и творческих возможностей подростка, что положительно влияет на сохранение учебной мотивации, приобщение к социокультурному опыту человечества.

Этим определяется формирование в средних классах школы следующих организационных умений:




Класс

Формируемые организационные умения

5 класс

  • самостоятельно определять цель учебной деятельности

  • планировать свою учебную деятельность, обосновывать последовательность действий

6 класс

  • контролировать собственную учебную деятельность и анализировать ее с точки зрения правильности и результативности

7 класс

  • осуществлять коррекцию и перепланирование своей учебной деятельности

8 класс

  • самостоятельно оценивать свою учебную деятельность

9 класс

  • выявлять трудности в своей учебной деятельности, определять их причины и намечать пути преодоления

Для старших подростков характерны увеличение словарного запаса, приобретение навыка оперирования словом, высокая степень рефлексии, которая выступает критерием самооценки, формирование умения отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего представления о себе, формирование жизненной позиции и мировоззрения, жизненных планов. Психологической потребностью старших подростков становится разрушение авторитетов, что может стать предпосылкой собственного морального и интеллектуального поиска. Старший подросток способен сформулировать и решить задачу развития собственного мышления. Названные особенности возраста определяют существенное увеличение доли продуктивной ИРД в старших классах. Поэтому в старших классах основное внимание сосредоточено на формировании организационных умений, необходимых в исследовательской деятельности:




Класс

Формируемые организационные умения

10 класс

  • самостоятельно выбирать способы переработки учебно-научного материала,

  • с помощью учителя определять цель собственной исследовательской деятельности

11 класс

  • планировать собственную исследовательскую деятельность с помощью научного руководителя;

  • проводить исследование в соответствии с намеченным планом;

  • в случае необходимость корректировать ход исследования


Принцип единства изучения языка и обучения учебно-научной речи предполагает, что параллельно с изучением лингвистической теории дети овладевают учебно-научным стилем речи. Процессы слушания и чтения учебных текстов, а также говорения на учебно-научную тему ориентированы на то, чтобы направить деятельность школьника на освоение не только содержания, но и формы учебно-научного текста. При этом важно учитывать, что стилевые черты научного стиля являются средством передачи научной информации, однако овладение этими стилевыми чертами должно рассматриваться как одна из целей обучения. Лингвосмысловой анализ текста способствует тому, чтобы устойчивые особенности учебно-научного текста были осмыслены школьниками в процессе чтения.

Создание монологического высказывания теоретического характера предполагает не только понимание его абстрактного содержания, но и владение общенаучной лексикой и терминологией, грамматическим строем научной речи. Поскольку процессы текстопорождения в научной речи отражают закономерности познавательного процесса, то без специального обучения у школьников может сохраняться тенденция запоминать, не вникая в смысл того, что заучивается, и буквальность заучивания. Однако подобная стратегия является неэффективной.

Задача обучения школьников языку как системе средств общения и реализации этой системы в фактическом процессе речевой деятельности представляется сложной и многоаспектной и может быть решена в процессе формирования культуры познавательной деятельности.

Принцип сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения определяет особенности взаимодействия учителя и ученика, регулирует соотношение и характер их ролей, способы реакции учителя на действия ученика. Особое внимание уделяется учебному взаимодействию педагога и учащихся, при котором стимулируется не просто активность, но инициативность школьника. Также важную роль играют способы реакции учителя на интеллектуально-речевые действия ребенка.

При анализе текста принцип сотрудничества основан на признании того, что восприятие текста – это активный творческий процесс, предполагающий сотворчество автора и читателя. Задача учителя – увлечь школьников исследованием текста. Лингвосмысловой анализ текста проводится как диалог, точнее полилог, учителя и ученика, ученика и учебно-научного текста, учеников, принимающих участие в анализе. Эффективности аналитической деятельности способствуют отбор интересных, значимых для детей текстов, а также максимально точные формулировки заданий и вопросов, с помощью которых учитель направляет и координирует действия ребенка, стимулирует поиск, помогает выполнить сложные аналитические действия.

Сотрудничество учителя и ученика в реконструктивной деятельности проявляется в отборе информации, пригодной для перекодирования, в выборе способа перекодирования и критериев ее организации, в поиске вариантов графического оформления. Часто представляется, что реконструктивная деятельность сложна для школьников, однако уже в первом классе дети успешно справляются с ней, например, составляя фонетическую схему слова. Формирование реконструктивных умений представляется особенно важным потому, что именно перекодирование, т.е. умение передавать информацию разными способами, обеспечивает более глубокое понимание учебного материала.

При организации продуктивной деятельности активность учащихся достигается благодаря тому, что усилия учителя направлены на формирование положительной мотивации. Деятельность ученика организуется с помощью системы заданий, предусматривающих поэтапное преемственное овладение способами текстовой деятельности и формирование продуктивных интеллектуально-речевых умений. При оценке созданного школьником текста на первый план выходит не указание на ошибку или недочет, а вопрос, рекомендация, совет, помогающие понять суть ошибки и найти способ ее исправления.

Ожидаемый результат обучения рассматривается не только с точки зрения приобретенных знаний и умений, но и индивидуальных достижений ребенка, развития его интеллектуально-речевых способностей, потребности и готовности к решению нестандартных задач, к самообразованию.

Таким образом, принципы, положенные в основу формирования интеллектуально-речевой культуры школьника, ориентированы на решение задач, стоящих перед современной школой, что проявляется



  • в изменении целевого вектора обучения, в его направленности на формирование культуры познавательной деятельности школьника;

  • в реализации взаимодействия учебных дисциплин в целях формирования целостной картины мира;

  • в воспитании отношения к родному языку как инструменту познания, творческое владение которым дает возможность приобщения к духовным и интеллектуальным ценностям;

  • в учете познавательных и речевых потребностей школьников, а также новообразований возраста при определении динамики формирования организационных и интеллектуально-речевых умений;

  • в преобразовании характера учебно-познавательной деятельности, что проявляется в разнообразии видов (аналитической, реконструктивной, продуктивной) и приемов познавательной деятельности, которыми овладевают школьники;

  • в изменении позиции и характера взаимодействия учителя и ученика в ходе обучения, а также в стимулировании познавательной активности и инициативы школьника.

Очевидно, что реализация предложенной программы связана с определенными трудностями, которые вызваны рядом факторов:

  • школа пока не имеет опыта целевой программы, охватывающей практически все учебные дисциплины;

  • эффективность обучения зависит от участия в работе всех учителей-предметников и скоординированности их усилий;

  • еще не создано достаточно эффективное методическое сопровождение, ориентированное на организацию учебно-познавательной деятельности школьников при изучении конкретного учебного предмета (с учетом его взаимосвязи с другими школьными дисциплинами), учитывающее специфику языка конкретной науки;

  • учителям-предметникам, вероятно, потребуется некоторая дополнительная подготовка, связанная с расширением их профессиональных знаний в области речеведческой теории и методики текстовой деятельности;

  • до сих пор не исследованной остается проблема качества школьных учебников: лексико-грамматическая, семантическая, структурно-композиционная организация учебно-научного текста; его соответствие возрасту учащихся; эффективность тех или иных способов презентации учебного материала, его графического оформления; отсутствие преемственности между учебниками по одному предмету для разных классов и между учебниками по разным дисциплинам, изучаемым в одном классе и т.д.

Между тем, как убеждает практика работы по предложенной междисциплинарной программе формирования культуры познавательной деятельности школьника, ее внедрение оказывает положительное влияние и на качество предметной подготовки, и на развитие ученика как субъекта познавательной деятельности.



1 Программа разработана при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 05-06-06275а).



Смотрите также:
Программа формирования культуры познавательной деятельности 1
172.76kb.
1 стр.
Организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке – как условие качества усвоения учебного материала
195kb.
1 стр.
Программа формирования культуры
150.86kb.
1 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №69 г. Оренбурга Принято на заседании
6708.42kb.
34 стр.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни умк «Школа России» 2011г. Паспорт программы
454.56kb.
3 стр.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
220.76kb.
1 стр.
Образовательная программа повышения квалификации методика преподавания основ информационно-библиографической грамотности
144.6kb.
1 стр.
Формы организации познавательной деятельности учащихся
58.29kb.
1 стр.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
583.76kb.
4 стр.
Предмет и тема урока. Тема для обсуждения Кто готовит сообщение (доклад) 1 21. 10 Алексеева Н. А
39.33kb.
1 стр.
«современные способы активизации познавательной деятельности учащихся»
299.72kb.
1 стр.
«Активизация познавательной деятельности учащихся на занятиях по математике»
108.77kb.
1 стр.