Главная страница 1
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

2011 год
Пояснительная записка

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни — это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведе­ния, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных со­ставляющих, способствующих познавательному и эмоцио­нальному развитию ребёнка, достижению планируемых ре­зультатов освоения основной образовательной программы на­чального общего образования.

Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье это физическое, психическое и социальное благополучие.

Другими словами здоровье является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов.

К числу школьных факторов риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей относятся:

Тактика педагогических воздействий (стрессовая).

Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и физиологическим возможностям обучающихся.

Нерациональная организация УД (в том числе физкультурно-оздоровительной работы)

Низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

И если исключить данные факторы риска, то можно сделать вывод о том, что же такое здоровьесберегающая школа.

Здоровьесберегающая школа – это вовсе не дубликат районной поликлиники, а то место, где ребёнку комфортно, где он может спокойно учиться и развиваться без излишнего утомления и нервного напряжения, без шансов приобрести какие-либо заболевания (близорукость, искривление позвоночника, отравления, гастрит и т.д.)

Здоровьесберегающая школа – это то место, где здоровью ребёнка ничто не угрожает. Не должно угрожать.

Набирая первоклашек, необходимо тщательно изучать медицинские показания каждого ребёнка не только по медицинским картам, но и беседуя с родителями.

Ни для кого, ни секрет, воспитание ребенка - труднейшая задача, но в несколько раз труднее задача перевоспитания. Лучше с малых лет прививать детям здоровый образ жизни, чем потом пытаться переучивать их в том возрасте, когда любое замечание вызывает бурное сопротивление.

Основные задачи:


  • разработка комплексных мер по повышению защитных сил организма учащихся и педагогов;

  • пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);

  • формирование установки на использование здорового питания;

  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

  • применение рекомендуемого врачами режима дня;

  • формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

  • становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

  • формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

В школе определена организационная структура формирования здоровьесберегающей среды.

Администрация школы



Временный творческий коллектив по реализации здоровье-сберегаю-щих технологий



Школьное методичес-кое объедине-ние учителей физической культуры

Школьное методичес-кое объедине-ние учителей начальных классов

Социаль-но-психологическая служба

Психолого-медико-педагогиче-ский консилиум

Медицинский кабинет




I. Организационно-педагогические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответст­венные

1.

Создание условий для успешной адаптации учащихся первых классов (проведение учебных занятий в первую смену, 5-дневная учебная неделя, организация облегчённого учебного дня, использование ступенчатого режима обучения (сентябрь, октябрь -3 урока по 35 минут, со 2 четверти 4 - по 35 минут, обучение без домашних заданий и бального оценивания, динамические паузы).

В течение учебного года

Заместитель директора по УВР

2.

Проведение гигиенической гимнастики в школе первой ступени до начала занятий.

В течение учебного года

Классные руководители


3.

Реализация программы психолого-педагогического сопровождения «Преемственность в обучении между начальной и основной школой» (5 классы)

В течение учебного года

Заместитель директора по УВР

4.

Работа школьного ПМПК по разработке совместных психолого – педагогических мероприятий по сопровождению учащихся.

В течение учебного года (по графику)

Зам.директора по УВР



5.

Разработка цикла лекций и методических рекомендаций по про­блемам здоровья школьников и профилактике детского травма­тизма; систематизация материалов по здоровьесбережению, пропаганде ЗОЖ

Ноябрь 2011 г.

Руководитель ШМО учителей начальных классов.

6.

Создание специальных условий для детей – инвалидов, учащихся, нуждающихся в индивидуальном обучении на дому


В течение учебного года

Зам.директора по УВР


7.

Обучение работников и учащихся школы правилам пожарной безопасности, безопасного поведения; проведение соответствующих тренировок.



1 раз в

месяц


Инженер по ОТ и ТБ


8.

Работа творческой группы по теме: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс»

В течение учебного года

Руководитель МО и учителя начальных классов

9.

Педагогический совет школы

«Воспитательная система школы: взаимодействие всех участников воспитательного процесса»



Декабрь

2011г.


Директор

Зам.директора по УМР



10.

Проведение научно – практического семинара:

«Здоровьесберегающий урок»




Февраль

2012 г.


Зам.директора по УМР

11.

Изучение вопросов здоровьесбережения на совещании при зам. директоре УВР:

«Гигиенические условия обеспечения учебного процесса»

«Об организации адаптационного периода учащихся 1,5 классов»


ежегодно

сентябрь-октябрь



Зам. директора по УВР



12.

Анализ результатов медицинского осмотра и их учёт в организации образовательного процесса.

Ежегодно январь

Зам.директора по УВР

13.

Проведение планерок при директоре с приглашением медицинских работников школы (обеспеченность медицинского кабинета оборудованием, итоги медосмотров, профилактика заболеваний детей и др.)

1 раз в квартал

Директор

14.

Проведение бесед медицинским работником для пропаганды здорового образа жизни с учащимися, учителями, техническими работниками, работниками столовой

1 раз в месяц

Медицинский работник

15

Создание банка данных детей

с пониженной остротой зрения;

освобожденных от занятий физической культурой;

специальной медицинской группы;

подготовительной группы


1 раз в четверть

Зам.директора по ВР




II. Санитарно-гигиенические мероприятия.

Основные задачи:

1. Укрепление материально-технической базы образовательного учреждения с целью профи­лактики и укрепления здоровья детей.

2. Создание оптимального режима функционирования образовательного учреждения.






Мероприятия

Сроки

Ответствен

ные


1

Пополнение образовательного учреждения необходимым ме­дицинским и спортивным оборудованием, ростовой учени­ческой мебелью

2011

Администра­ция

2

Осуществление ремонта медицинских помещений, спортивных залов, площадок, тренажерного зала

к началу учебного года

Администра­ция

3

Осуществление контроля за составлением расписания уроков в целях упо­рядочения учебной нагрузки школьников

В теч. учебного года

Администра­ция

4

Осуществление контроля за уровнем освещенности класса

В теч. учебного года

Зам. директора по АХЧ, завхоз

5

Смотр - конкурс учебных кабинетов

2 раза в год

профком

6

Организация контроля за температурным режимом, освещенностью, эргономичностью оборудования, за санитарным состоянием и содержанием школы

В теч. учебного года

Зам. директора по АХЧ, завхоз, комиссия по охране труда

7

Организация контроля за медицинским обслуживанием учащихся

В теч. учебного года

Админи-

страция




III. Общеоздоровительные мероприятия.

Основные задачи:



  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступ­ков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно под­держивать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организа­ции режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболе­вания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных иг­рах;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгруз­ки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обра­щаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и

развития.


№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответст­венные



Деятельность педагогов по профилактике заболеваний и по привитию навыков личной гигиены, формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни (Изучение соответствующих разделов курсов «Окружающий мир», «Ритмика», «Технология», «Физическая культура», «Изобразительное искусство».

Внеурочная деятельность. «Спортивно – оздоровительная деятельность»



В соответствии с календарно-тематическим планированием

Учителя начальных классов,

Руководители кружков, педагоги дополнительного образования






Физкультурные минутки, гимнастика для глаз (1-4 классы)


Каждый урок

Учителя начальных классов



Анализ изменений в состоянии здоровья, сравнительная оценка интегративных показателей здоровья учащихся

Постоянно

в конце года



Медицинская служба



Диспансерное обследование детей школы

По графику


Медицинская служба



Организация рационального сбалансированного питания, обогащенного витаминами

В течение учебного года

Медицинская служба, работники столовой



Организация мероприятий (родительских собраний, классных часов) с участием узких специалистов.

1 раз в четверть

Социальный

педагог




Организация подвижных игр на переменах


Ежедневно

Дежурный учитель

(по графику)





Деятельность педагогов по профилактике заболеваний и по привитию навыков личной гигиены, формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни (классные часы, внеклассные мероприятия)

Постоянно

Классные руководители, педагоги – организаторы.



Организация физкультурного досуга детей и родителей:

«Традиции моей семьи»

«Мама, папа, я – спортивная семья»

«Весёлые старты»



Ежегодно

ноябрь,


январь

апрель


Учителя физической культуры Учителя начальных классов



Проведение «Дней здоровья»

Ежегодно один раз в четверть

Заместитель директора по ВР



Организация консультативной помощи родителям по во­просам физического воспитания и оздоровления детей

Постоянно

Медицинские работники



Оформление тематических стендов

В течение года

Медицинские работники, учителя физической культуры



Проведение классных часов: (темы примерные)

«Здоровье-главное богатство»,

«В гостях у Мойдодыра»,

«Полезные привычки- наши друзья»,

«Приятного аппетита»


В соответствии с планом воспитательной работы

Классные руководители



Динамические паузы в середине учебного дня

(1 классы), прогулки на свежем воздухе (в рамках группы продленного дня, 1-4 классы)



Ежедневно

Учителя начальных классов, воспитатели в группе продленного дня


IV. Внутришкольный контроль

Цель: проверка обеспечения здоровых и безопасных условий образовательного процесса



  1. Рейд по профилактике травматизма учащихся на перемене

  2. Организация питания детей

  3. Организация адаптационного периода в 1-х классах

  4. Организация адаптационного периода в 5- х классах

  5. Экспертиза расписания учебных занятий

  6. Участие в городском двухмесячном марафоне по пропаганде правовых знаний и здорового образа жизни «Мой выбор»

  7. Дежурство педагогических работников и учащихся во время учебно – воспитательного процесса.

  8. Работа учителей физической культуры

  9. Работа заведующих кабинетами начальной школы

  10. Рейд по проверке размещения учащихся с ослабленным зрением в учебных кабинетах


V. Работа с родителями

Цель: оказание помощи родителям в вопросах воспитания, обучения и развития учащихся.


1.Работа с родителями педагогов – психологов:

Тематика родительских собраний

Форма проведения

Классы

Сроки

Ответственный

«Адаптация детей к школе. Социальный статус ребенка в семье, школе, обществе».

Круглый стол



1 классы

Ежегодно

до 15.09

Психолог школы


Родительское собрание для родителей дезадаптированных детей.

Рекомендации. Психологическое сопровождение



Беседа

1 классы

Ежегодно

до 15.11


Психолог школы

«Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка»

Круглый стол



1-2 классы

Ежегодно

до 15.12


Психолог школы

«Как помочь ребенку учиться?»

Лекция

2-3 классы

Ежегодно

до 15.02


Психолог школы


«Самооценка ребенка. Последствия заниженной и завышенной самооценки»

Семинар


3-4 классы

Ежегодно

до 15.03


Психолог школы

«Время кризиса: переход из начальной школы в 5 класс».

Лекция

4 классы

Ежегодно

до 15.05


Психолог школы.


В рамках психодиагностического направления работы психологами планируется увеличить охват родителей, включенных в диагностические исследования. Особое внимание уделить работе с родителями учащихся «группы риска».

В процессе выполнения психологической диагностики акцентировать внимание на:

- определении индивидуальных особенностей личности родителей;

- определении стиля семейного воспитания;

- выявлении потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания детей.
2. Работа социальных педагогов с родителями:

Тематика родительских собраний

Форма проведения

Классы

Сроки

Ответственный

Устав школы. Права и обязанности родителей.

Лекция

1-4 классы

Ежегодно

сентябрь


Социальный педагог

Детская агрессивность: причины, профилактика.

Беседа

1-4 классы

Ежегодно

ноябрь


. Социальный педагог

Собрание с приглашением специалистов ЦРБ «Знать, чтобы понять, уберечь и помочь»

Лекция

1-4 классы

Ежегодно

декабрь


Заместитель директора по ВР.

Научно-технический прогресс и его влияние на здоровье детей.

Лекция

3 классы

Ежегодно

февраль


Социальный педагог

Сила личного примера.

Семинар

4 классы

Ежегодно

март


Социальный педагог

Советы родителям по организации летнего отдыха и досуга детей.

. Беседа

3 классы

Ежегодно

май


Социальный педагог




  1. Работа классных руководителей с родителями:

Мероприятия

Сроки

1.Родительское собрание

«Будьте примером своим детям» (1-4кл)

2.Знакомство с новой редакцией Устава Школы

(1 классы)

3.Работа по правилам для учащихся и по деловому стилю одежды (1-4кл.)

4.Здоровьесбережение – что это? (1-4 кл.)



1 раз в четверть

Индивидуальные консультации для родителей.

1 раз в неделю

Беседы с родителями по определённой проблеме.

в течение учебного года

Посещение учащихся на дому.

в течение учебного года


4. Работа администрации школы по вопросам просвещения и оказания помощи родителям:

№ п/п

Мероприятия

Месяц

Цель

Ответственный

2.

Совет профилактики

Постоянно



Привлечение родителей к учебно – воспитательному процессу



Зам.директора по ВР

3.

Заседание ПМПК

Заместитель директора по УВР


4.

Работа телефонной линии социально – психологической помощи

Постоянно

Оказание методической и консультационной помощи

Социально – психологическая служба


Смотрите также:
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
583.76kb.
4 стр.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни умк «Школа России» 2011г. Паспорт программы
454.56kb.
3 стр.
Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
264.59kb.
1 стр.
Программа формирования культуры
150.86kb.
1 стр.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
207.5kb.
1 стр.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
391.97kb.
3 стр.
Доклад Оздоровительная работа в мдоу «Поломошинский детский сад»
117.95kb.
1 стр.
Лекция «психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения»
136.37kb.
1 стр.
Директор: Аксючиц А. В
109.96kb.
1 стр.
Методика формирования здорового образа жизни
441.55kb.
2 стр.
Рабочая программа курса «Здоровый образ жизни»
324.99kb.
1 стр.
Популяризация здорового образа жизни и развитие массового спорта в современной россии
72.85kb.
1 стр.