Главная страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 26 г. Томска

Программа

«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников»

1-4 классы


Автор: Нагорнова Марина Анатольевна,

учитель начальных классов
Томск 2011
Пояснительная запиcка
Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующая целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит всё большее применение. Учитель-новатор уже в начальной школе всё чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Программа составлена на основе программ «Юный исследователь» автора Семёновой Н.А., рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Российской Федерации для учителей начальных классов, и « Программы исследовательского обучения младших школьников « автора А.И.Савенкова.

Модифицированная программа содержит следующие отличия:

- в содержание программы добавлены задания по активизации познавательной деятельности: загадки, игры-исследования, фантастические исследования, игры-путешествия,

- введены некоторые логические понятия «истина», «ложь», «дерево»; предлагаются для решения простые задачи по комбинаторике, логические задачи,

- предложены способы оценивания и формы представления результатов

исследовательской деятельности школьника,

- существенным дополнением являются уроки компьютерной грамоты.



Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы:

  • развивать познавательные потребности и способности младших школьников;

  • обучить специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

  • активизировать интерес к приобретаемым знаниям, полученным в совместной творческой, исследовательской работе;

  • формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:

- возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;

- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует самоопределению учащихся;

- возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребёнка не разочаровываться и продолжать исследование.

Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребёнка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

Материал программы курса опирается на следующие понятия:

Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.

С 1 класса проводятся специальные занятия по исследовательской деятельности – 1 час в неделю. Возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, естествознания.

Со 2 класса работа осуществляется по следующим направлениям:


  1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.

  2. Осуществление коллективных исследований по определённому плану, по различным темам.

  3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.

  4. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.

  5. На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов; изучаются логические понятия «истина», «ложь», «дерево».

  6. Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам.

В 3 классе:

1. На теоретических и практических занятиях по исследовательской деятельности учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований. На уроках используется игровые методы, путешествия, сказочный материал.

2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У детей активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.

3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. Учащиеся проводят опросы, анкетирования.

4. Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, учителем оказывается консультативная помощь.

В 4 классе на уроках исследовательской деятельности обобщаются полученные знания. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты. Представлять результат своей работы в виде текста, графика, модели. Существенным дополнением являются уроки компьютерной грамоты, на которых учатся оформлять свои работы.

Виды учебных исследований:

- по количеству участников: индивидуальные, коллективные, групповые;

- по месту проведения: урочные, внеурочные;

- по времени: кратковременные или долговременные;

- по теме: предметные, свободные.
Формы занятий, позволяющих представить результаты исследований:

- конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника.

- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;

- выступления перед своими одноклассниками, перед учащимися параллельных классов;

- выставка достижений, проводится в основном для родителей.

Темы, выбираемые учащимися для проведения исследования:

«История моей семьи», «История моего города», « Подводный мир морей», «Кристаллы» и т.д.

Программа способствует формированию следующих универсальных учебных действий:



Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:



  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному ма­териалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной де­ятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль ре­зультата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к самооценке на основе критериев успеш­ности учебной деятельности;

  • способность к саморазвитию.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мо­тивации учения;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:



  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учите­лей, товарищей, родителей и других людей;

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:



  • осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной лите­ратуры, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по­мощью инструментов ИКТ;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружаю­щем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее уста­новление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:



  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диа­логической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различ­ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в об­щении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в со­вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Данная программа рассчитана на 32 ( 1 класс), 34 часа ( 2-4 классы).

Продолжительность занятий 45 минут.

Программа рассчитана на 4 го

Содержание программы 1 класс


п/п

Наименование раздела и количество часов

Содержание

1

Развитие умений для проектно – исследовательской деятельности.

32 часа

Знакомство с понятием «исследование».

Развитие умения вести наблюдения и фиксировать данные.

Знакомство с понятием «эксперимент».

Развитие умения проводить эксперимент.

Знакомство с понятием « гипотеза».

Развитие умения выдвигать гипотезы.

Развитие умения работать по алгоритму.

Развитие умения строить и задавать вопросы.

Развитие умения выделять главное и второстепенное.

Развитие умения строить схему.

Развитие умения извлекать информацию по заданному вопросу из источника.

Знакомство с понятием « парадокс».

Знакомство с понятиями « мысленные эксперименты» и « эксперименты на моделях». Развитие умения проводить мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

Развитие элементарных умений владения приёмами исследовательской деятельности.

Развитие умения организовывать исследование.

Знакомство с методами исследования.

Развитие умения выбирать методы исследования.

Развитие умения проведения экспресс- исследования.

Знакомство с понятием « алгоритм демонстрации».

Развитие умения следовать заданной процедуре демонстрации коллекционирования.

Развитие умения определять содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью.

Практикумы по темам:

- « Умение вырабатывать гипотезы»,

- « Учимся строить и задавать вопросы»,

- «Учимся выделять главное и второстепенное »,

- проведения самостоятельных исследований,

- « Коллективная игра – исследование».





Учебно – тематическое планирование

1 класс

п/п

Тема урока

теория

практика

1

Вводный урок. Что такое исследование? ( занятие 1 кл. – 1)

1




2

Наблюдение и наблюдательность.

1

3

Наблюдение и наблюдательность.

1

4

Что такое эксперимент?

1

5

Учимся вырабатывать гипотезы.

1

6

Учимся вырабатывать гипотезы.

1

7

Практикум по теме «Учимся вырабатывать гипотезы».

1

1

1



1

8

Логика исследования.

9

Учимся строить и задавать вопросы.

10

Учимся строить и задавать вопросы.

11

Практикум по теме « Учимся строить и задавать вопросы».

1

12

Учимся выделять главное и второстепенное.

1

1

1



1

13

Учимся выделять главное и второстепенное.

14

Практикум по теме «Учимся выделять главное и второстепенное».

15

Учимся делать схемы.

16

Учимся делать схемы.

1

17

Учимся работать с книгой.

1

1

1



1

18

Что такое парадоксы?

19

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

20

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

21

Алгоритм исследовательской деятельности.

1

22

Практикум проведения самостоятельных исследований. Методы проведения исследования.

1
1

1

1



23

Методы проведения исследования.

24

Экспресс - исследование.

25

Экспресс - исследование.

26

Практикум по теме «Коллективная игра – исследование».




1

27

Коллекционирование.

1

1


28

Учимся делать сообщения.

29

Учимся делать сообщения.

1

1


30

Техника экспериментирования.

31

Техника экспериментирования.

1

1


32

Обобщающий урок по теме «Я – начинающий исследователь . Что я узнал?»




Итого

32 часа


К концу 1 класса обучающиеся должны знать:


  • что такое исследование,

  • что такое эксперимент,

  • что такое парадокс,

  • методы исследования,

  • что такое экспресс- исследование


Обучающиеся должны уметь:

  • вырабатывать гипотезы,

  • строить и задавать вопросы,

- наблюдать,

- выделять главное и второстепенное,

- делать схемы,

- делать сообщения.



Содержание программы 2 класс


п/п

Наименование раздела и количество часов

Содержание

1

Развитие умений для проектно – исследовательской деятельности.

35 часов

Развитие умения задавать вопросы.

Развитие умения давать определения понятиям.

Развитие умения классифицировать.

Развитие умения наблюдать.

Развитие умения выделять главное и второстепенное. Развитие логического мышления.

Кратковременные и долговременные исследования.

Индивидуальные исследования и групповые.

Анкетирование, социальный опрос, интервьюирование.

Исследование объектов. Проведение самостоятельных исследований.

Подготовка публичного выступления.



Практикумы по темам:

- « Умение задавать вопросы»,

- «Развитие умения давать определения понятиям»,

- «Развитие умения классифицировать»,

- «Развитие умения наблюдать»,

- «Умение выделять главное и второстепенное».





Учебно – тематическое планирование

2 класс

п/п

Тема урока

теория

практика

1

Мы – исследователи.

1




2

Развитие умения задавать вопросы. Развитие мышления и речи. ( занятие 1 кл. – 2)

1

3

Развитие умения задавать вопросы. Развитие мышления и речи.

1

4

Развитие умения задавать вопросы. Развитие мышления и речи.




5

Развитие умения задавать вопросы. Развитие мышления и речи.




6

Практикум по теме « Умение задавать вопросы».




1

7

Развитие умения давать определения понятиям.

1

1

1



1

8

Развитие умения давать определения понятиям.

9

Развитие умения давать определения понятиям.

10

Развитие умения давать определения понятиям.

11

Практикум по теме «Развитие умения давать определения понятиям».




1

12

Развитие умения классифицировать.

1

1

1



1

13

Развитие умения классифицировать.

14

Развитие умения классифицировать.

15

Развитие умения классифицировать.

16

Практикум по теме «Развитие умения классифицировать».




1

17

Развитие умения наблюдать.

1

1

1



1

18

Развитие умения наблюдать.

19

Развитие умения наблюдать.

20

Развитие умения наблюдать.

21

Практикум по теме «Развитие умения наблюдать».




1

22

Развитие умения выделять главное и второстепенное. Развитие логического мышления.

1
1
1
1

23

Развитие умения выделять главное и второстепенное. Развитие логического мышления.

24

Развитие умения выделять главное и второстепенное. Развитие логического мышления.

25

Развитие умения выделять главное и второстепенное. Развитие логического мышления.

26

Практикум по теме «Умение выделять главное и второстепенное».




1

27

Кратковременные и долговременные исследования.

1




28

Индивидуальные исследования и групповые.

1




29

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

1

1



30

Исследование объектов. Упражнения на проведение самостоятельных исследований. Развитие речи и мышления.

( занятие 1 кл. – 3)



31

Исследование объектов. Упражнения на проведение самостоятельных исследований. Развитие речи и мышления.

1

1

1



1

32

Исследование объектов.

33

Подготовка публичного выступления.

34

Публичные выступления.

35

Обобщающий урок по теме « Я – юный исследователь. Что я узнал?»

1




Итого

35 часов

К концу 2 класса обучающиеся должны знать:

  • что такое исследование,

  • виды исследований (кратковременные и долговременные, индивидуальные и групповые),

  • что такое анкетирование, социальный опрос, интервьюирование,

  • что такое публичное выступление.



Обучающиеся должны уметь:

  • задавать вопросы,

  • давать определения понятиям,

- классифицировать,

- наблюдать,

- выделять главное и второстепенное,

- исследовать объекты.



Содержание программы 3 класс


п/п

Наименование раздела и количество часов

Содержание

1

Повторение.

8 часов

Развитие умения задавать вопросы, давать определения понятиям.

Развитие умения классифицировать, наблюдать.

Развитие логического мышления.

Развитие умения выделять главное и второстепенное.



Практикум по теме:

- «Умение выделять главное и второстепенное»,



2

Научные исследования.

27 часов

Виды тем исследования. Фантастические, экспериментальные, теоретические исследования.

Методы исследования. Самостоятельный поиск, наблюдение, эксперимент.

Развитие умения видения проблемы.

Развитие умения оценивать идеи.

Развитие логического мышления.

Выдвижение гипотез.

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

Анализ и оформление результатов опытно-экспериментальной работы.

Презентация коллективной исследовательской работы.

Практикумы по темам:

- «Методы исследования»,

- «Умение видеть проблему»,

- «Выдвижение гипотез».













Учебно – тематическое планирование

3 класс

п/п

Тема урока

теория

практика

1

Вводный урок. Исследования в нашей жизни.

1




2

Развитие умения задавать вопросы, давать определения понятиям. Развитие мышления и речи.

1

3

Развитие умения классифицировать, наблюдать.

1

4

Развитие логического мышления.

1

1

1



5

Развитие умения выделять главное и второстепенное. Развитие логического мышления. ( занятие 1 кл. – 4)

6

Развитие умения выделять главное и второстепенное. Развитие логического мышления.

7

Развитие умения выделять главное и второстепенное. Развитие логического мышления.

1

8

Практикум по теме «Умение выделять главное и второстепенное».

1

9

Научные исследования и наша жизнь. ( занятие 2 кл. – 1)

1

10

Выбор темы исследования.

1

11

Виды темы исследования.

1




12

Фантастические исследования.

1




13

Экспериментальные исследования.

1




14

Теоретические исследования.

1




15

Методы исследования.

1




16

Метод исследования - самостоятельный поиск.

1




17

Метод исследования - наблюдение.

1

18

Метод исследования – эксперимент. ( занятие 1 кл. – 2)

1

19

Практикум по теме «Методы исследования».

1

20

Развитие умения видения проблемы. Выявление причины и следствия.

1

21

Развитие умения видения проблемы. Выявление причины и следствия.

1

22

Практикум по теме «Умение видеть проблемы».




1

23

Развитие умения оценивать идеи. Развитие мышления и речи. ( занятие 2 кл. – 3)

1




24

Выдвижение гипотез. Развитие мышления и речи.

1

1

1



25

Выдвижение гипотез. Развитие мышления и речи.

26

Выдвижение гипотез. Развитие мышления и речи.

27

Практикум по теме «Выдвижение гипотез».




1

28

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

( занятие 2 кл. – 4)



1




29

Опытно-экспериментальная работа.




1

30

Анализ и оформление результатов опытно-экспериментальной работы.




1

31

Презентация исследовательской работы. ( занятие 1 кл. – 5)




1

32

Презентация коллективной исследовательской работы.




1

33

Презентация групповых исследовательских работ. ( занятие 2 кл. – 5)




1

34

Презентация групповых исследовательских работ.




1

35

Обобщающий урок по теме « Я – юный исследователь. Чему я научился?»

1




Итого

35 часов



К концу 3 класса обучающиеся должны знать:

- виды темы исследования ( фантастические, экспериментальные, теоретические

исследования),

- методы исследования ( самостоятельный поиск, наблюдение, эксперимент),

- как анализировать и оформлять результаты опытно-экспериментальной работы,

- как презентовать исследовательские работы.


Обучающиеся должны уметь:

  • выбирать темы исследования,

  • видеть проблемы,

- выявлять причины и следствие,

- оценивать идеи,

- выдвигать гипотезы,

- презентовать групповые исследовательские работы.



Содержание программы 4 класс


п/п

Наименование раздела и количество часов

Содержание

1

Повторение.

5 часов

Методы исследования.

Развитие исследовательских умений.

Наблюдение и экспериментирование.

Практикум по теме:

- «Методы исследования».



2

Структура исследования.

30 часов

Развитие исследовательских умений.

Целеполагание, актуальность выбранной темы.

Выявление проблем исследования. Ассоциации и аналогии.

Цель и задачи исследования.

Выдвижение гипотез.

Распределение ролей и позиций. Развитие коммуникативных умений.

Поиск информации. Представление найденной информации. Развитие информационных и исследовательских умений.

Выделение главного.

Развитие логического мышления.

Структурирование информации. Развитие информационных умений.

Развитие умения делать выводы.

Структура защиты исследовательской работы, проекта.

Подготовка публичного выступления.

Анализ и оформление результатов опытно-экспериментальной работы.

Презентация индивидуальных исследовательских работ, проектов.

Оценивание хода, результата своей деятельности и деятельности других. Развитие оценочных умений.



Практикумы по темам:

- «Структура исследования»,

- «Выбор темы исследования. Актуальность выбранной темы. Цель и задачи исследования. Выдвижение гипотез»,

- «Умение делать выводы»,

- «Структура защиты исследовательской работы, проекта».



Учебно – тематическое планирование

4 класс

п/п

Тема урока

теория

практика

1

Исследования и наша жизнь. ( занятие 4 кл. – 1)

1




2

Методы исследования.

Цель и задачи исследования. Развитие исследовательских умений.



1




3

Наблюдение и экспериментирование. Развитие внимания и наблюдательности. ( занятие 3 кл. – 1)

1

4

Наблюдение и наблюдательность. Развитие внимания, наблюдательности, мышления. ( занятие 3 кл. – 2)

1

5

Практикум по теме «Методы исследования».




1

6

Структура исследования. Развитие исследовательских умений.

1




7

Структура исследования. Развитие исследовательских умений.

1




8

Практикум по теме «Структура исследования».




1

9

Виды тем исследования. Выбор темы исследования. Развитие исследовательских умений. ( занятие 4 кл. – 2)

1




10

Целеполагание, актуальность выбранной темы.

1




11

Выявление проблем исследования. Ассоциации и аналогии. Развитие мышления. ( занятие 4 кл. – 3)

1




12

Выявление проблем исследования. Ассоциации и аналогии. Развитие мышления.

1




13

Цель и задачи исследования. Развитие исследовательских умений.

1




14

Выдвижение гипотез. Развитие логического мышления.

1




15

Выдвижение гипотез. Развитие логического мышления.

1




16

Практикум по теме «Выбор темы исследования. Актуальность выбранной темы. Цель и задачи исследования. Выдвижение гипотез».




1

17

Распределение ролей и позиций. Развитие коммуникативных умений.




1

18

Поиск информации. Развитие информационных и исследовательских умений.

1

19

Представление найденной информации. Развитие информационных и исследовательских умений.

1

20

Представление найденной информации. Развитие информационных и исследовательских умений.

1

21

Выделение главного. Развитие информационных умений.




1

22

Структурирование информации. Развитие информационных умений.

1




23

Развитие умения делать выводы. Развитие воображения и речи. ( занятие 4 кл. – 4)

1




24

Развитие умения делать выводы. Развитие воображения и речи.

1




25

Практикум по теме « Умение делать выводы».




1

26

Структура защиты исследовательской работы, проекта. ( занятие 3 кл. – 4)

1

27

Структура защиты исследовательской работы, проекта.

1




28

Подготовка публичного выступления.




1

29

Практикум по теме « Структура защиты исследовательской работы, проекта». Анализ и оформление результатов опытно-экспериментальной работы.




1

30

Презентация индивидуальных исследовательских работ, проектов. Развитие презентационных умений. ( занятие 3 кл. – 5)




1

31

Презентация индивидуальных исследовательских работ, проектов. Развитие презентационных умений.




1

32

Презентация исследовательских работ, проектов. Развитие презентационных умений.




1

33

Презентация исследовательских работ, проектов. Развитие презентационных умений.




1

34

Оценивание хода, результата своей деятельности и деятельности других. Развитие оценочных умений.




1

35

Обобщающий урок по теме « Я – юный исследователь». Развитие рефлексивных умений.

1







Итого

35 часов

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

- структуру исследования,

- методы исследования ( самостоятельный поиск, наблюдение, эксперимент),

- как анализировать и оформлять результаты опытно-экспериментальной работы,

- как презентовать исследовательские работы, проекты.
Обучающиеся должны уметь:


  • наблюдать и экспериментировать,

  • представлять актуальность выбранной темы,

- выявлять проблемы исследования,

- определять цели и задачи исследования,

- распределять роли и позиции,

- искать информацию в литературных и электронных источниках,

- публично представлять найденную информацию,

- оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других,

- презентовать групповые исследовательские работы, проекты.


Формы реализации программы:
-фронтальная;

-парная;


-групповая;

-индивидуальная.




Методы реализации программы:
- практический;

-объяснительно-иллюстративный;

- частично-поисковый;

-наблюдение;

-информативный.

Способы и средства:
- технические средства;

-модели и таблицы;

-рисунки;

- дидактические материалы.


Технологии:

-информационно – коммуникативная;

-здоровьесберегающая;

-деятельностный подход.

Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков:
- практикумы

1 класс 4

2 класс 5

3 класс 4

4 класс 5


Учебно-методическое обеспечение программы:

А.И.Савенков Развитие логического мышления, Издательство «Учебная литература», Самара, 2010

А.И.Савенков Развитие познавательных способностей, Издательство «Учебная литература», Самара, 2010

А.И.Савенков Я – исследователь Рабочая тетрадь для младших школьников, Издательство «Учебная литература», Самара, 2010



Справочный блок программы
Список используемой литературы:
1. Е.В.Кривобок, О.Ю. Саранюк Исследовательская деятельность младших школьников, Волгоград, издательство «Учитель», 2010
2. М.К. Господникова, Н.Б.Полянина Проектная деятельность учащихся ( начальная школа), Волгоград, издательство «Учитель», 2009
3.А.И.Савенков Методика исследовательского обучения обучения младших школьников, Самара, издательство «Учебная литература», 2010
4. С.Гин Мир логики , Москва, издательство «Вита – пресс», 2003
5.В.К.Бахир Эксперимент в начальных классах, «Начальная школа», 1997 г., № 5
6. В.С.Безрукова Настольная книга педагога – исследователя, Екатеринбург, издательство «Дом учителя», 2000
7. Н.Винокурова Лучшие тесты на развитие творческих способностей, Москва, издательство « АСТ – пресс», 1999
8..Л.С. Выготский Педагогическая психология, Москва, издательство «Педагогика», 1991


Смотрите также:
Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников»
347.57kb.
1 стр.
Программа объединения дополнительного образования «Проектная деятельность» на 2011-2015 учебный год (адаптированная) Руководитель объединения
360.45kb.
1 стр.
Проектная деятельность как средство творческого саморазвития дошкольников
46.8kb.
1 стр.
Отчёт по итогам деятельности Городской экспериментальной площадки «Проектно-исследовательская деятельность как способ развития художественно-эстетических интересов школьников»
137.18kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности младших школьников
272.33kb.
1 стр.
Методики диагностики одаренности младших школьников I. Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей Карта интересов для младших школьников
233.44kb.
1 стр.
Доклад «Метод проектов в экологическом воспитании младших школьников»
215.99kb.
1 стр.
Психолого-педагогические основы занимательности в обучении младших школьников
257.01kb.
1 стр.
Учет особенностей младших школьников при обучении иностранным языкам. Методические отличия при работе с младшими школьниками
172.35kb.
1 стр.
Дипломные работы Курсовые работы Формирование экологических знаний младших школьников в учебном процессе
24.03kb.
1 стр.
Реализация проектов с использованием икт
65.59kb.
1 стр.
Учет возрастных особенностей младших школьников при проведении занятий по пдд
148.2kb.
1 стр.