Главная страница 1
ПРОГРАММА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ХИМИИ

ДЛЯ 7 КЛАССА

Составленная и апробированная

Куровой О.Г.

Учителем химии МОУ СОШ № 6 Г. Торжка

Преподаватель кафедры органической химии ТГУ,

Платонова Т.И.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время экономизации, компьютеризации и юриспруденции, химия перешла в разряд непрестижных наук. Это сложная наука, которая может заинтересовать пытливый аналитический ум, имеющий интерес к самому процессу познания. Наибольший познавательный интерес к химии, к экспериментам имеют учащиеся в 12-13 лет. Именно этот возраст является благоприятным для изучения химии, хотя базы знаний учащихся еще мало для введения систематического курса. Выходом из данной ситуации может быть пропедевтический курс химии 7 класса. В данный курс не входят основополагающие системные знания, с ними учащиеся будут знакомиться с 8 класса. Пропедевтический курс призван, используя интерес учащихся к экспериментам, сформировать умение наблюдать, делать выводы на основе наблюдений, получить первоначальные понятия о классах неорганических веществ. Решать расчетные задачи на основе имеющихся знаний по математике. Так в 6 классе в курсе математике учащиеся решают задачи на нахождение части от целого, используя эти знания, можно решать задачи на нахождение массовой доли элемента в веществе и массовой доли вещества в растворе.

Программа пропедевтического курса химии рассчитана на 1 час в неделю (34 часа). Основные задачи курса:



  • знакомство с первоначальными понятиями химии на экспериментальном и атомно-молекулярном уровне (молекула, атом, чистое вещество и смесь, химический элемент, простые и сложные вещества, знаки химических элементов, формулы оксидов, кислот, солей и оснований);

  • формирование умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;

  • формировать умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;

  • воспитывать элементы экологической культуры;

  • решать задачи на вычисление массовой доли элемента в веществе, массовой доли растворенного вещества, на смешивание, разбавление и концентрирование растворов;

Исходя из задач обучения, курс с одной стороны должен способствовать формированию химической культуры, с другой стороны – заложить фундамент для дальнейшего изучения химия в системном курсе 8-11 классов, не зависимо от выбранной школой программы. С учетом возрастных психологических особенностей учащихся курс насыщен действиями, работой с различными объектами, предметами: он строится на основе простейших экспериментов и наблюдений.

Особенность методики обучения по этому курсу состоит в отказе от заучивания большого количества строгих научных определений, формулировок, от пересказа текстов. В сведения учащиеся получают в ходе активной самостоятельной деятельности и на основе имеющихся знаний.

При обучении химии большое значение имеет умение учащихся наблюдать за химическими процессами. Наблюдение – это не пассивное созерцание, это сложная деятельность, обеспечивающая полноту и точность восприятия. Много внимания обращается на технику эксперимента, умение правильно и четко описывать результаты эксперимента, признаки реакций. Правила ТБ изучаются постепенно. Эксперимент включается в творческие домашние и проверочные работы.

Развитие представлений о веществах и их свойствах логически продолжается при изучении раздела «Основные классы неорганических веществ». В итоге учащиеся должны знать определение, состав, области применения отдельных представителей основных классов неорганических веществ. Учащиеся должны уметь определять по составу вещества, к какому классу вещество относится, знать основные отличия классов по составу и характерным свойствам. При этом не ставится задача научить составлять формулы ни по валентности, ни по степеням окисления. На данном этапе достаточно знать как изображаются с помощью знаков химических элементов формулы изученных веществ, научиться по готовым моделям составлять формулы и знать особенности написания формул основных классов неорганических веществ. Периодическая таблица химических элементов на первом этапе является справочной таблицей для учащихся и только в курсе 8 класса дается периодический закон химических элементов Д.И.Менделеева. В задачи данного курса не входит написание уравнений химических реакций, химические явления и свойства описываются качественно.

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ

«ХИМИЯ» 7 к л а с с.


Тема 1.

Введение (5 ч)

Урок 1.Предмет химии.

Основной материал. Что изучает химия. Вещества и тела. Химические явления – превращения веществ. Природные, искусственные и синтетические вещества.

Демонстрации. Тела различные и одинаковые по форме, объему и цвету.
Урок 2.Методы исследования природы. Лабораторное оборудование

Основной материал. Описание явлений природы в литературе и искусстве. Научный подход к изучению природы. Наблюдение, опыт, теория. Лабораторное оборудование, ТБ. Лабораторная работа: работа со спиртовкой, правила нагревания.

Демонстрации. Лабораторная посуда: мерный цилиндр, пробирки химические и биологические, спиртовка.

Домашний эксперимент 1: Изучение строения пламени свечи.
Урок 3. Чистые вещества и смеси.

Основной материал: Чистое вещество и смесь. Компоненты смеси. Однородные и неоднородные смеси, растворы. Различные способы разделения смесей.

Демонстрации: Лабораторная посуда: делительная воронка, воронка, колбы. Изготовление фильтра. Хроматография.

Домашний эксперимент 2: Хроматография.
Урок 4. Практическая работа «Очистка загрязненной поваренной соли»

Основной материал: Формирование специальных навыков разделения смесей: декантация, фильтрование, выпаривание. Физические явления.
Урок 5.Физические и химические явления.

Признаки химических реакций.
Основной материал. Физические и химические явления. Признаки химических реакций: выпадение осадка, выделение газа, изменение окраски.

Демонстрации. Примеры химических реакций.


Планируемый результат обучения.

Учащимся необходимо знать:

  • определение химии, роль химии в НТП и жизни человека;

  • понятия: физическое тело, вещество, отличия веществ от физических тел, однородные и неоднородные смеси;

  • строение пламени, некоторую химическую посуду.

Учащимся необходимо уметь:

  • приводить примеры веществ и тел из повседневной жизни;

  • сравнивать вещества по физическим свойствам;

  • обращаться со спиртовкой;

  • проводить разделение однородных и неоднородных смесей.


Тема 2.

Строение вещества (7 ч)
Урок 6. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов.
Основной материал: Общее знакомство со структурой таблицы: периоды, группы, порядковый номер. Таблица как справочное пособие для получения сведений о химических элементах. Обозначение химических элементов, происхождение их названий.

Демонстрации. Различные варианты периодических систем
Урок 7.Строение вещества: атомы, молекулы.
Основной материал. Значение знаний о строении вещества. Делимость вещества. Строение вещества: молекулы и атомы. Представление о размерах этих частиц. Строение молекул. Абсолютная и относительная атомная масса.

Демонстрации. Делимость мела. Модели различных молекул и атомов.
Урок 8.Строение атома.
Основной материал. Э.Резерфорд – создатель планетарной модели строения атома. Строение атома: ядро (электроны, протоны) и электроны. Массы этих частиц. Химический элемент как вид атомов.

Демонстрации. Модели атома.

Урок 9. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете теории строения атома.
Основной материал. Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева: группы, периоды, ряды. Физический смысл порядкового номера химических элементов. Работа с периодической таблицей.

Демонстрации: работа с карточками
Урок 10. Химические формулы. Простые и сложные вещества.
Основной материал. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Запись и чтение формул. Вещества простые и сложные. Описание качественного и количественного состава вещества по химической формуле. Относительная молекулярная масса. Расчеты относительной молекулярной массы веществ по формуле.

Демонстрации. Демонстрации простых и сложных веществ, формул этих веществ.

Урок 11.Закрепление материала по теме «Строение вещества»



Основной материал. Строение атома. Физический смысл порядкового номера. Относительная атомная масса, относительная молекулярная масса. Классификация веществ на простые и сложные.
Демонстрации. Простые и сложные вещества.
Урок 12. Тестирование.

.

Планируемый результат обучения.



Учащимся необходимо знать:

  • строение атома: ядро и электронная оболочка, состав атомных ядер;

  • знаки химических элементов (№1-№20);

  • структуру ПСХЭ (группа – главная и побочная, период – малые и большие);

  • классификацию веществ по составу на простые и сложные;

  • значение коэффициента и индекса;

  • понятия относительной молекулярной массы, относительной атомной массы.

Учащимся необходимо уметь:

  • оперировать знаками химических элементов(№1-№20);

  • различать простые и сложные вещества по химическим формулам;

  • Определять по ПСХЭ: положение химического элемента (период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, порядковый номер), формулу состава атома (число электронов, протонов, нейтронов, заряд ядра атома);

  • Вычислять относительную молекулярную массу вещества;

  • Определять качественный и количественный состав молекулы по химической формуле;

  • Применять условную запись для отражения числа отдельных атомов и числа атомов в молекуле.


Тема 3.

Простые и сложные вещества и их свойства.

Вода. Растворы. (8 ч)
Урок 13.Металлы как химические элементы и простые вещества.

Основной материал: Характеристика положения химических элементов металлов в ПСХЭ. Простые вещества – металлы. Формулы. Общие физические свойства металлов. Исторические сведения о первых известных семи металлах: ртуть, железо, медь, олово, свинец, золото, серебро.

Демонстрации: Коллекции металлов.
Урок 14. Неметаллы как химические элементы и простые вещества.
Основной материал: Характеристика положения химических элементов неметаллов в ПСХЭ. Простые вещества неметаллы. Физические свойства неметаллов. Химические формулы. Относительность классификации веществ на металлы и неметаллы по физическим свойствам (на примере йода и углерода). Кислород и водород.

Демонстрации: Коллекция неметаллов. Получение кислорода и демонстрация его свойства поддерживать горение. Катализатор. Получение водорода и его горение, проверка водорода на чистоту.

Домашний эксперимент 3: Получение кислорода из перекиси водорода, доказательство его наличия. Катализатор.
Урок 15. Вода.

Основной материал. Вода: строение молекулы воды. Свойства воды, ее распространение в природе, значение для жизни человека, животных и растений. Использование воды в народном хозяйстве.

Демонстрации. Измерение плотности воды ареометром. Видеофильм.

Домашний эксперимент 4: замерзание воды в стеклянной бутылке.
Урок 16, 17. Растворы и взвеси.
Основной материал. Растворы в природе, технике, быту. Растворитель и растворяемое вещество. Растворение газов, жидкости и твердого вещества в воде. Истинные растворы и взвеси. Массовая доля вещества в растворе. Решение задач с применением массовой доли.

Демонстрации. Приготовление истинного раствора и взвеси. Экспериментальное решение задач на растворы.
Урок 18. Ненасыщенные и насыщенные растворы.
Основной материал. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Выращивание кристаллов из растворов.

Демонстрации. Выращивание кристаллов из растворов. Кривые растворимости и работа с ними.

Домашний эксперимент 5: Выращивание кристаллов из насыщенных растворов поваренной соли и медного купороса.
Урок 19. Практическая работа «Приготовление раствора заданной концентрации»
Урок 20. Тестирование.
Планируемый результат обучения.

Учащимся необходимо знать:

  • понятия: раствор, насыщенный и ненасыщенный раствор, массовая доля растворенного вещества, растворитель и растворенное вещество;

  • формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества.


Учащимся необходимо уметь:

  • различать понятия простое вещество и химический элемент;

  • приводить примеры простых веществ металлов и неметаллов;

  • характеризовать металлы и неметаллы как химические элементы и простые вещества;

  • различать истинные растворы и взвеси;

  • приготовить раствор заданной концентрации;

  • выращивать кристаллы;

  • пользоваться кривыми растворимости.


Тема 4.

Основные классы неорганических веществ. (9 ч)
Урок 21.Оксиды.

Основной материал. Вода – представитель класса оксидов. Оксиды как сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород. Примеры наиболее распространенных в природе оксидов и их использование. Кислотные и основные оксиды.

Демонстрации. Показ наиболее распространенных оксидов, коллекций образцов горных пород.

Урок 22. Кислоты.
Основной материал. Основные сведения о кислотах, примеры наиболее распространенных кислот. Классификация кислот. Распознавание кислот. Индикаторы: метиловый-оранжевый, лакмус, универсальная индикаторная бумага. Шкала рН. Правила обращения с кислотами. Использование кислот в народном хозяйстве, быту.

Демонстрации. Действие кислот на индикаторы. Опыт Р.Бойля. Растворение кислот в воде.

Домашний эксперимент. 6.Получение индикаторов из природных материалов.

7. Опыт Р.Бойля с узамбарской фиалкой.


Урок 23.Общие свойства кислот. Взаимодействие кислот с металлами.

Основной материал. Взаимодействие кислот с металлами. Вытеснительный ряд металлов Бекетова.

Демонстрации. Взаимодействие кислот с металлами: цинком и магнием (лабораторный опыт).

Домашний эксперимент. 8.Взаимодействие различных металлов (железа, алюминия) с уксусной кислотой.

Урок 24. Особые свойства серной кислоты

Основной материал. Особые свойства серной кислоты: обугливание органических тканей, качественная реакция с хлоридом бария. Растворение серной кислоты.

Демонстрации. Растворение серной кислоты в воде, обугливание бумаги концентрированной серной кислотой, взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария.
Урок 25. Слабые кислоты.

Основной материал. Образование и разложение слабых кислот: угольной, кремниевой, сернистой. Применение кислот в быту. Кислотные дожди.

Демонстрации. Получение сернистого газа горением серы, растворение его в воде и доказательство получения кислоты.

Домашний эксперимент. 9.Получение кремниевой кислоты из силикатного клея.
Урок 26.Основания
Основной материал. Общие сведения об основаниях. Классификация оснований на нерастворимые основания и щелочи. Щелочи; известковая вода, гашеная известь. Применение оснований в быту, народном хозяйстве. Правила обращения со щелочами. Распознавание оснований.

Демонстрации. Действие щелочей на индикаторы. Действие кислот и щелочей на индикаторы. Определение кислотности почвы. (л/р)

Домашний эксперимент. 10. Получение индикатора фенолфталеина из таблетки пургена.

11.Действие щелочей и кислот на индикаторы.

12. Определение кислотности почвы в комнатных цветах.
Урок 27. Соли.
Основной материал. Соли как сложные вещества. Реакция нейтрализации. Примеры солей, распространение их в природе. Растворимость солей в воде. Поваренная соль, сода, известняк.

Демонстрации. Образцы солей. Реакция нейтрализации

Домашний эксперимент. 13. Действие на мел и соду уксусной кислотой. 14. Взаимодействие медного купороса с железом.

15. Получение иодида меди.


Урок 28.Обобщение материала по теме «Основные классы неорганических веществ»
Основной материал. Классификация веществ по составу (оксиды, кислоты, соли, основания). Генетическая связь основных классов неорганических соединений.

Демонстрации. Демонстрация цепочки превращений: сера  сернистый газ  сернистая кислота  сульфит натрия
Урок 29. Тестирование.
Планируемый результат обучения.

Учащимся необходимо знать:

-определения кислот, солей, оксидов и оснований;

- классификация сложных веществ по составу на кислоты, соли, основания и оксиды;

- правила обращения с кислотами и щелочами в лаборатории и быту
Учащимся необходимо уметь:

- распознавать оксиды, кислоты, соли, основания по химической формуле;

- знать формулы кислот: серной, соляной, азотной, сернистой, угольной, сероводородной, кремниевой;

- использовать ряд Бекетова для прогнозирования возможности взаимодействия кислот с металлами и металлов с солями;

- определять кислоты и щелочи с помощью индикаторов.

Тема 5. Химия и общество. Значение науки химии.

(4 ч)

Урок 30.Химия и повседневная жизнь человека.

Основной материал. Домашняя аптечка: перекись водорода, нашатырный спирт, иод, аспирин. Моющие и чистящие средства. Средства для борьбы с насекомыми. Химические средства гигиены и косметики. Химия и пища.
Домашний эксперимент: определение индикатором кислотной и щелочной среды различных растворов, применяемых в быту.
Урок 31. Химия и производство.
Основной материал. Химическая промышленность, химическая технология. Основные научные принципы организации химического производства. Сырье. Энергия. Основные стадии химического производства. Охрана труда.
Урок 32. Химия и экология.
Основной материал. Химические загрязнения окружающей среды. Охрана атмосферы от химических загрязнении. Охрана водных ресурсов. Охрана земельных ресурсов.

Урок 33. Химия и сельское хозяйство.
Основной материал. Растения и почва. Удобрения (органические и минеральные). Классификация удобрений по различным признакам. Химическая мелиорация почв. Химизация животноводства.

ДОМАШНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

Задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, но и превращение знаний в инструмент творческого освоения мира. Для этого необходимо активизировать обучение, передать учащимся инициативу в организации своего учебного познания. Этому призвана способствовать организация и проведение домашних экспериментов. Умственная деятельность везде является той же самой, на передовом ли плане науки или в 7 классе школы. Различия здесь в степени, а не в роде. Школьник при проведении домашнего эксперимента может почувствовать себя ученым- химиком, так ему будет интересней и легче изучать науку, чем принимать на веру и усваивать сведения, предлагаемые в готовом виде. Практика показывает – домашние опыты и наблюдения способны изменить отношение учащихся к химии. Школьники осознают, что изучать эту науку можно не только в лаборатории, но и дома. Химия вокруг нас! И нет лучшего способа прийти в экспериментальную науку, как непосредственно самостоятельно экспериментируя. Подтверждение этому можно найти в истории химии – А.М.Бутлеров, Н.С.Курнаков, Н.Н. Семенов – истоком своего интереса к химии считали именно домашний эксперимент.

В программе запланировано проведение 15 домашних экспериментов, но их число может быть и больше. Очень важно научить учащихся точности и аккуратности при работе. Самое сложное - это наблюдать за ходом и результатами эксперимента, а не просто смотреть на происходящее. Поэтому наблюдению и записям результатов эксперимента необходимо уделить должное время на уроке (урок 2 «Методы исследования природы»).


Домашний эксперимент № 1 (урок 2).

Изучение строения пламени свечи.
Цель эксперимента: изучить строение пламени свечи.

Материалы: Свеча, спички.

Ход работы: Зажги свечу, внимательно рассмотри строение пламени свечи, выделив в нем три части: верхнюю, среднюю и нижнюю. Внеси по очереди в каждую часть пламени незажженную спичку и отметь через сколько секунд она загорится. Сделай выводы о температуре каждой часть пламени.

Зарисуй строение пламени и запиши сделанные тобой выводы


Домашний эксперимент № 2 (урок 3).

Хроматография – способ разделения однородных окрашенных смесей.

Цель эксперимента: опробовать способ бумажной хроматографии

Материалы: кусок фильтровальной бумаги, чернила.

Ход работы: 1 способ. Возьми кусок фильтровальной бумаги (можно воспользоваться промокашкой) и капни в его центр одну каплю чернил. Когда жидкость впитается бумагой, в центр пятна прибавь одну каплю воды. Повторяй эту операцию до тех пор, пока центр пятна станет бесцветным.

2 способ. На полоске фильтровальной бумаги поставь точки фломастерами разного цвета на одной линии с одного края. Опусти этот край фильтровальной бумаги в воду или в слабый раствор уксусной кислоты. Через некоторое время можешь наблюдать за разделением состава красителей.

Результаты эксперимента зарисуй в тетради и сделай вывод.



Домашний эксперимент № 3 (урок 14)

Получение кислорода из перекиси водорода, доказательство его наличия.
Цель эксперимента: получить кислород из перекиси водорода, доказать его наличие, действие катализатора.

Материалы: перекись водорода аптечная или таблетка гидроперита, лучинка, свеча, сырой картофель, марганцовка.

Ход работы: Налей раствор перекиси водорода в стакан. Если нет аптечной перекиси водорода, то можно растворить в воде таблетку гидроперита применяемого для окраски волос. Зажги лучинку от пламени свечи, после того, как она загорится быстрыми движениями потуши яркое пламя, чтобы лучинка тлела и поднеси к жидкости ( не дотрагивайся до нее лучинкой). Внеси в перекись водорода на кончике ножа кристаллики марганцовки, которая является катализатором разложения перекиси водорода, и вновь проверь наличие кислорода тлеющей лучинкой. Повтори опыт, внеся в перекись водорода кусочек очищенного сырого картофеля, в котором содержится биологический катализатор.


Домашний эксперимент № 4 (урок 15)

Замерзание воды в стеклянной бутылке.
Цель эксперимента: наблюдать расширение воды при замерзании

Материалы: стеклянная бутылка с пробкой, вода

Ход работы: налейте полную бутылку воды, плотно закройте ее пробкой и вынесите на балкон при низкой температуре воздуха.

Примечание: Чтобы осколки бутылки не остались на балконе, поместите бутылку в пакет или заверните в ткань.
Домашний эксперимент № 5 (урок 18)

Выращивание кристаллов.
Цель эксперимента: выращивание кристаллов.

Материалы: чистые банки (стаканы), карандаш, нитки; вода, поваренная соль, медный купорос, калийная и натриевая серитра или любые квасцы.

Ход работы: Сначала приготовьте насыщенный раствор выбранной вами соли. В банку с горячей, но не кипящей водой насыпьте порциями соль и размешивайте до полного растворения. Как только соль перестанет растворяться, это значит, что при данной температуре раствор насыщен.

Полученный раствор лучше профильтровать, так как там могут находиться примеси, которые будут мешать нормальному протеканию процесса кристаллизации. Воронку перед фильтрованием ополосните кипятком.

Часть раствора слейте в другую банку. Сверху положите карандаш, вокруг которого обмотана нитка (можно к нитке привесить затравку).

На нити через некоторое время образуется друза кристаллов. Если хотите вырастить один кристалл, то выберите самый правильный, а остальные осторожно счистите с нити, обсушите оставшийся кристалл. Подогрейте раствор и добавьте в него примерно столько же исходного вещества, какая масса кристаллов выпала, раствор вновь станет насыщенным. Опустите в полученный раствор оставленный вами кристалл на нитке. Данную операцию можно проводить несколько раз.



Опишите результаты эксперимента.


Смотрите также:
Программа пропедевтического курса химии для 7 класса составленная и апробированная
166.83kb.
1 стр.
Тематический план по химии в 11 классе. Программа двухуровневого курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений
276.16kb.
1 стр.
Программа элективного курса «математические и логические основы компьютера» для учащихся 9 класса
62.63kb.
1 стр.
Элективный курс: «Химия и медицина»
1045.18kb.
6 стр.
Пропедевтический концентр
562.97kb.
3 стр.
Учебное пособие по химии халькогенов второе в серии, посвященной химии элементов главных подгрупп периодической системы Д. И. Менделеева. Оно написано на основе курса лекций по неорганической химии
630kb.
5 стр.
Программа элективного курса для учащихся 9 класса
532.94kb.
4 стр.
Программа вступительного экзамена для поступления в магистратуру по профессиональнообразовательной программе «Химическое образование»
74.92kb.
1 стр.
Рабочая программа элективного курса для 10 класса по информатике и икт
44.07kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Социология», составленная на основе типовой учебной программы «Социология. Типовая учебная программа для высших учебных заведений»
624.34kb.
5 стр.
Пояснительная записка: Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества»
223.34kb.
1 стр.
Элективный курс для учеников 9 класса Учитель химии школы №853 Костюк И. В. Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов
87.61kb.
1 стр.