Главная | страница 1Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №9 города Белово» Основы индивидуального здоровья Программа спецкурса для учащихся 9 классов 2006 Автор – составитель: Л.А. Хорошилова, учитель биологии Спецкурс «Основы индивидуального здоровья» направлен на формирование у учащихся ценностей здоровья и здорового образа жизни. В методической разработке представлены программа курса, тематическое планирование, а также форма проведения одного из уроков по данному спецкурсу. © Хорошилова Л.А., 2006 Содержание Введение Пояснительная записка Программа курса Тематическое планирование Основы рационального питания. Тематическое занятие Список литературы Приложения Введение Здоровье – тема, волнующая человечество на протяжении многих веков. Но мы часто начинаем думать о здоровье только после определенного «тревожного звонка», то есть когда нас «прихватывает» уже серьезная болезнь. Вот тут мы немедленно начинаем ограничивать себя в пище, делаем специальные гимнастические упражнения, в большом количестве употребляем лекарства и т. д. Однако это не всегда помогает. Мы должны вмешиваться в назревающую болезнь еще в той стадии, когда нет ни гипертонии, ни склероза, ни инфаркта миокарда. Именно профилактика имеет решающее значение. Каждый из нас для того, чтобы предотвратить ряд серьезных заболеваний, должен в первую очередь знать о механизмах здоровья, резервах организма человека, о физиологических нормах, союзниках и врагах здоровья. В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья подростков. Большое число детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья, отмечается тенденция к росту заболеваемости по таким формам, как ожирение, нарушение осанки и зрения, плоскостопие и т. д. Поэтому необходимо повышение уровня гигиенических знаний школьников. Введение курса «Основы индивидуального здоровья» направлено на формирование у учащихся ценностей здоровья и здорового образа жизни. 3
Программа имеет практическую направленность, поможет обучающимся использовать теоретические знания по биологии для понимания проблем индивидуального здоровья. Программный материал может служить ориентиром в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни. Курс рассчитан на 17 часов в 9 классе средней школы. Помимо теоретических занятий, в курсе предполагается проведение практических работ, которые соответствуют рассматриваемым темам, творческая работа учащихся с литературой, а также предусматривается формирование умений конспектирования, составления рефератов, публичного выступления. Цель курса: Формирование у учащихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни. Задачи курса: 1.Обучение методам самооценки и самоконтроля психосоматического статуса организма. 2.Формирование у учащихся потребностей к оптимальным социально – гигиеническим условиям жизнедеятельности.
Программа курсаОбщее количество часов –17Введение (2 часа) Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности, направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья. Практическое занятие: оценка состояния здоровья. Исследование свойств памяти и внимания (2 часа) Память и ее виды. Особенности развития памяти. Внимание и его характеристики. 4 Практические занятия: исследование объема и распределения внимания по методикам «расстановки чисел» и «отыскивания чисел»; исследование кратковременной зрительной памяти. Развитие правильной осанки (2 часа) Осанка и ее виды. Причины нарушения осанки и меры профилактики. Упражнения, улучшающие осанку. Профилактика зрения (1 час) Глаз человека – удивительный дар природы. Причины возникновения близорукости. Упражнения при близорукости. Гимнастика для глаз. Памятка для сохранения нормального зрения. Рациональное питание (часов 5) Питание – важнейший фактор, определяющий здоровье человека. Рациональное питание. Состав рациона. Белки – основа основ. Дающие энергию. Минеральные соли. Амины жизни. Вода, как пища. Практическое занятие: составление дневного рациона питания. Гигиенические навыки (2 часа) Чистота – залог здоровья. Кожа и уход за ней. Ногти – предмет особых забот. Общегигиенические советы по уходу за волосами. Уход за зубами какой должна быть одежда и обувь. Практическое занятие: определение наличия плоскостопия. Здоровье в движении (2часа) Роль физических упражнений в управлении жизненными процессами. Пешеходные прогулки как средство укрепления здоровья. Способ предупреждения гиподинамии. Правильное дыхание. Практическое занятие: дыхательные упражнения Заключение (1 час) Построение и защита индивидуальной траектории здоровья. 5
7 Тема: Основы рационального питания (тематическое занятие)Цель: дать понятие рационального питания; научить учащихся составлять суточное меню и рассчитывать затраты организма в течение суток; сформировать у учащихся интерес к здоровому питанию и образу жизни. I Мобилизующий моментВступительное слово учителяРебята, что необходимо человеку для нормальной жизнедеятельности? (Ответ: энергия) А откуда он ее получает? (Ответ: из пищи) Да, действительно, из века в век, во все человеческие времена, забота о пропитании стояла во главе всех важнейших дел. Все, кроме кислорода, человек получает для своей жизнедеятельности из пищи. Среднее ее потребление в сутки составляет около 800 грамм (без воды. Самой воды в сутки потребляется около 2000 г). Это дало Ивану Петровичу Павлову в 1904 году при вручении ему Нобелевской премии сказать: «Недаром над всеми явлениями человеческой жизни господствует забота о насущном хлебе». Сегодня забота о хлебе насущном приняла иную форму: как выбрать то, что действительно вкусно и при этом полезно, из чего составить рацион, чтобы получить все необходимые питательные вещества и витамины и не перебрать лишнего. II Основная часть 1. Беседа по теме занятия Сегодня мы поговорим о рациональном питании, но для начала послушаем, к чему может привести неправильное питание. (Учащийся рассказывает стихотворение Санина «Теперь советуюсь с врачом») (См. прил. 1). В этом стихотворении прозвучало слово диета. Что оно означает?(Ответ учащихся). Вопросы для беседы:
Правила рационального питания (называют учащиеся): 1-е правило: Питайтесь разнообразно. Если пища включает яйца, молоко, творог, овощи, фрукты, каши, хлеб, то организм получит все необходимое без ваших усилий. 2-е правило: Питайтесь регулярно. Вашему организму совсем небезразлично, когда получить пищу: через три часа или через десять. Когда с утра чай с бутербродом, а весь день пирожки, то ужин превращается в обед, а ужинают ночью. Есть надо четыре раза в день, не позднее, чем за 1,5 –2 часа до сна, а перед сном надо выпить стакан молока, сока или кефира. 8 3-е правило: Не будьте жадны в еде. Лишние килограммы появляются от переедания – это риск развития сахарного диабета, желчнокаменной болезни, болезней сердца и позвоночника. Кулинария – ключ к здоровью. Ешьте больше сырой, вареной, пареной пищи, ограничьте жареное, острое, употребляйте больше растительных жиров, ограничьте употребление животных жиров. Вывод из беседы: Итак, рациональное питание – это соблюдение трех основных принципов:
Вся необходимая организму энергия поступает из пищи. Принято упрощенно считать, что процесс усвоения и использования в организме пищи чем-то схож с горением. Действительно, большая часть продуктов в конечном итоге превращается в тепло (энергию), СО2 и Н2О. (См. прил. 2). Поэтому вначале калорийность продуктов определяли, сжигая их в специальном приборе – калориметре, в котором легко учитывается выделение тепла. В настоящее время известно: -1 г белков пищи дает 4 ккал, -1 г жиров – 9 ккал, -1 г углеводов – 4 ккал.
Зная химический состав пищи (для этого имеются специальные таблицы химического состава основных пищевых продуктов, а также информация на упаковках продуктов), легко подсчитать получаемую человеком энергию. (См. прил. 3,4). Для начала определите энергетическую ценность белого хлеба, если известно, что в 100 г его содержится: 8,1 г белков; 0,9 г жиров; 47,0 г углеводов. Решение: 8,1 x 4 ккал = 32,4 ккал 0,9 x 9 ккал = 8,1 ккал 47,0 x 4 ккал = 188 ккал 32,4ккал + 8,1ккал + 188ккал =228,5 ккал Ответ: энергетическая ценность белого хлеба равна 228,5 ккал.
- Составьте суточное меню из предложенных вам продуктов. 9 ( Учащиеся работают в группах: 1-я группа составляет меню на завтрак, 2-я – на обед, 3-я – на полдник и ужин.) - Пользуясь таблицами, рассчитайте примерную энергоемкость вашего завтрака, обеда, полдника и ужина. (Далее учащиеся защищают свое меню, записывают на доске полученные результаты и подсчитывают суммарную калорийность суточного рациона.
(Ответ: расходует запасные вещества – жир и гликоген).
(Ответ: образуется подкожный жир). И вследствие этого – избыточный вес, ожирение. Подсчитано, что лишние 100ккал в день ежедневно прибавляют к массе тела 9 г (более 3 кг лишнего веса в год!) Статистика показывает, что современный человек потребляет в среднем в сутки 3120 ккал, вместо необходимых 2000 для женщин и 2500 для мужчин. Вы рассчитали калорийность вашего суточного рациона. Не огорчайтесь, если у вас получилась цифра немного больше рекомендуемой. Давайте подумаем, как исправить ситуацию. Конечно, потратить 100 ккал гораздо труднее, чем получить их. Информация об энергозатратах при физической активности представлена в таблице. (См. прил. 5).
1. Что такое режим дня? (Ответ учащихся) 2. Составьте свой режим дня, пользуясь таблицей (См. прил. 6). 3. Рассчитайте энергозатраты организма в течение суток. (Учащиеся работают в группах, результаты записывают в таблице на доске ). 4. Для взрослого человека считается нормальным, когда пищевой рацион не более чем на 5% превышает энергозатраты. В отличие от взрослых ценность рациона девятиклассника должна превышать энергозатраты примерно на 20%. Сопоставьте рассчитанную вами калорийность суточного рациона с величиной суточных энергозатрат. 10 Если энергозатраты существенно превышают энергетическую ценность рациона, придется скорректировать составленное вами меню. (Организм человека подчиняется законам термодинамики, а это означает, что он не может долгое время расходовать больше энергии, чем получает с пищей). 5. Выберите из таблицы, что бы вы добавили в свое меню. 6. Пользуясь таблицей «Энергозатраты при умственной работе» рассчитайте, сколько энергии тратит ученик на написание контрольной работы в течение урока (40 минут). Решение:
107 ккал – 60 мин 107 x 40 X ккал – 40 мин X = 60 = 71 ккал 7. Предложите меню из нескольких блюд для восполнения затраченной энергии. 8. Тест «Здоровье». (См. прил. 7). IV ИтогЗапомните: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть!». Наш интерес к здоровому питанию и образу жизни позволит сохранить вам свое здоровье. 11
Список литературы 1.Блинова Н.Г. Практикум по психо-физиологической диагностике. М.: Владос, 2000. 2.Волгарев М.Н. Пропаганда рационального питания. М.: ВНИИ,1988. 3. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. М.: Владос, 2000. 4. Коростелев Н.Б.От А до Я. М.: Медицина, 1987. 5. Николаев В.Р. Почему мы здоровы. М.: Советская Россия, 1971. 6. Потапова И.Н.Укрепляйте здоровье школьника. М.: Издательство медицинской литературы, 1970. 7. Розов А.И. Память. М.: Знание, 1970.
12 Приложение 1 ![]() ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ![]() ![]() ![]() Приложение 5
Приложение 6Составьте свой режим дня, опираясь на предлагаемый пример. Рассчитайте энергозатраты организма в течение суток. Пример: Ночной сон — 7 ч х 65 = 455 Утренний туалет — 40 мин. (0,7 ч) х 102 = 71 Завтрак — 20 мин. (0,3 ч) х 99 = 30 Дорога на работу — 25 мин. = 100 Работа-7чхЮ6 = 742 Возвращение с работы — 25 мин. = 100 Обед - 30 мин. (0,5 ч) х 100 = 50 Отдых - 1 ч х 85 = 85 Домашняя учеба — 3 ч х 90 = 270 Ужин -- 30 мин. (0,5 ч) х 99 = 50 Отдых, чтение — 1 ч х 85 = 85 Другие виды домашней работы или прогулка — 1 ч х 157 = 157 Итого: 24 часа — 2195 ккал. Итак, энергозатраты в рассматриваемом случае составляют 2195 ккал. Пищевой рацион этого человека не должен превышать 0,05 х 2195 + 2195 = 2305 ккал. ![]() Смотрите также: Программа спецкурса для учащихся 9 классов 2006
186.09kb.
1 стр.
Программа спецкурса в рамках реализации школьной программы «Одаренные дети» для обучающихся 8-11 классов «Развитие творческого мышления учащихся при изучении экологии»
93.68kb.
1 стр.
Программа спецкурса по технологии для 5-9 классов «Художественная обработка материалов»
142.06kb.
1 стр.
Программа курса для учащихся 1-4 классов 2 Программа курса для учащихся 5-6 классов 15
1985.5kb.
9 стр.
Рабочая программа по изо для 5,6,7,8,9 классов составлена на основе государственной программы для общеобразовательных учебных заведений в РФ «Изобразительное искусство и художественный труд для 1-9 классов»
991.38kb.
6 стр.
Программа физического воспитания учащихся I xi классов
1769.89kb.
7 стр.
Программа по предмету «Технология» для 10 11 классов, Алматы 2006 г
255.68kb.
1 стр.
«государственная символика россии: история и современность»
163.91kb.
1 стр.
Программа идеологического и гражданско-патриотического воспитания учащихся на 2006-2008 годы «Гражданин» 2006 год
71.5kb.
1 стр.
Учебная программа курса по выбору в предпрофильной подготовке
231.75kb.
1 стр.
Элективный курс по геометрии для учащихся 9 классов «Геометрия вокруг нас»
87.08kb.
1 стр.
Элективный курс для 11 класса Преподаватель математики школы №853 Белов А. И 96.62kb.
1 стр.
|