Главная страница 1
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

к.п.н., ст.преподаватель Н.Н. Сетяева

Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
MENTAL - PEDAGOGIGAL AND MEDICAL - BIOLOGICAL METHODS DURING TRAINING SPECIALISTS IN PHYSICAL REHABILITATION

Setyaeva N.N.



Surgut State Educational University

Surgut, Russia
Подготовка современного специалиста по физической реабилитации тесно связана с высокой степенью овладения профессиональными навыками и совершенствованием психической саморегуляции, так как данное направление деятельности в современных условиях требует от специалиста проявления как физических, так и психических возможностей. Методическая направленность учебного процесса студентов на совершенствование навыков психической саморегуляции способствует более успешной подготовке будущего специалиста в области реабилитации и адаптивной физической культуры.

При умении легко и уверенно учиться психической саморегуляции, при спокойном отношении к риску (непременному элементу любого обучения), специалист – реабилитолог и пациент сравнительно быстро овладевают способами релаксации. Достигается это умение сосредоточением внимания на дыхании, на мышечном ощущении и полном освобождении от всяких мыслей, мешающих сосредоточению на легко усвояемом дыхательном упражнении (вдох – задержка дыхания – выдох, повторяемые 3-5 раз) и мышечном расслаблении.

Процесс протекания болезни, либо период восстановления после заболевания в современной действительности характеризуется предельными, а часто и запредельными психическими нагрузками, поэтому проблема психорегуляции в физической реабилитации представляется экстраординарной. При этом специфика физической реабилитации предъявляет к психорегуляции свои требования для решения специфических задач, таких как повышение и восстановление психической и физической работоспособности, регуляция психических состояний в их полиморфном проявлении, повышение, мобилизация психофизиологических и функциональных резервных возможностей организма, коррекция индивидуально-психологических особенностей личности и др.

В современных условиях реабилитации широкое распространение получили разнообразные средства и методы воздействия на организм человека, стимулирующие его работоспособность и оказывающие положительное влияние на восстановление (биологические препараты, медикаменты, массаж, электростимуляция, гидротерапия, условия гипоксии и т.д.). Среди психорегулирующих средств воздействия широко применяются психотонические и психомышечные тренинги (аутотренинг, психорегулирующая тренировка, психомышечная тренировка). Это указывает на необходимость обучения студентов, специализирующихся в области физической реабилитации, навыкам психорегуляции.

Существует множество мнений, что массаж необходимо проводить в сочетании с элементами внушения. Ведь чтобы добиться положительного эффекта от массажа, необходимо, прежде всего, создать благоприятные предпосылки в отделах центральной нервной системы, регулирующих деятельность того или иного органа или системы. В этом плане необходимо отметить немалую значимость психологического фактора воздействия массажа, умелое использование которое значительно улучшает эффект массажа, а порой и целиком определяет его результат. Так, при различных неврозах, проведение успокаивающего массажа при чрезмерном возбуждении вряд ли будет эффективным без учета и умения психологического воздействия на массируемого.

Психологическое состояние пациента зависит как от состояния его организма и центральной нервной системы, так и от влияния тех людей, специалистов, которые его окружают и обязаны помогать ему во всем. Специалистам по реабилитации важно учитывать не только специальное влияние на самочувствие пациента применяемых ими средств и методов, но и то, как они влияют на психику с помощью слова. В процессе реабилитации полное расслабление тех или иных групп мышц и состояние релаксации всего тела достигаются с большей глубиной, если, наряду с другими средствами реабилитации, применяются и соответствующие приемы психорегуляции. Комплекс приемов может быть индивидуализирован у каждого пациента в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей, уровня нервно психического напряжения, характера заболевания или повреждения и многих других факторов.

Следует отметить, что в процессе физической реабилитации большое значение имеет правильное использование средств и методов психической саморегуляции, а этому необходимо обучать студентов в ходе занятий, чтобы они могли преломить свои знания и умения на практике. На этом основании представляется весьма актуальной обоснование методики обучения навыкам психической саморегуляции студентов, специализирующихся в области физической реабилитации. Которая должна включать в себя основы:

- физической реабилитации при всех основных формах патологии, различных заболеваниях, особенностей реабилитации инвалидов;

- лечебной физической культуры, массажа, физиотерапии и естественных факторов среды, которые преследуют цель восстановления, сохранения и укрепления здоровья человека;

- психической саморегуляции, способствующей повышению качества работы современного специалиста в области реабилитации и эффективности процесса восстановления состояния пациентов после заболевания или травм.

Формирование и эффективность использования внутренних средств деятельности по регуляции собственным состоянием выступает в качестве центрального момента психологического и педагогического исследований. В прикладных работах, направленных на оптимизацию состояний человека (в труде, обучении, спорте), проблема саморегуляции рассматривается в связи с использованием специальных средств и методов психической саморегуляции. Однако практика показывает, что применение предлагаемых средств и методов недостаточно эффективно и требуется более современный подход к обучению психической саморегуляции. На наш взгляд наиболее целесообразным является включение в процесс обучения рефлексивного подхода.

В психологическом словаре под редакцией Ю.Л. Неймера отмечается, что «понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от всего внешнего, телесного. Дж. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя ее как особый источник знания - внутренний опыт, в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств. Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой психологии интроспективной. В таких представлениях преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных психических состояний».

Таким образом, весьма актуальными являются вопросы, связанные с применением психической саморегуляции в процессе обучения специалистов по физической реабилитации. Эффективность обучения психорегуляции посредством использования психолого-педагогических средств на фоне функциональных эффектов массажа будет сводится и к применению рефлексивного подхода, а этому необходимо обучать студентов в ходе занятий, чтобы они могли преломить свои знания и умения на практике. На этом основании представляется весьма актуальной разработка и обоснование методики обучения навыкам психорегуляции студентов, специализирующихся в области физической реабилитации.

Сетяева Н.Н. Психолого-педагогические и медико-биологические методы в процессе подготовки специалистов по физической реабилитации // Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса: Международная научная конференция. – Бали.


(Издание, рекомендуемое ВАК РФ, для публикации результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук)


Смотрите также:
Психолого-педагогические и медико-биологические методы в процессе подготовки специалистов по физической реабилитации
51.83kb.
1 стр.
Психолого – педагогическое и медико – социальное (ппмс) сопровождение развития ребенка в учебно-воспитательном процессе
541.64kb.
3 стр.
Медико-биологические средства восстановления физической работоспособности
56.9kb.
1 стр.
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Организация школьной службы примирения
2179.25kb.
9 стр.
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
6518.52kb.
29 стр.
«центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
2249.1kb.
9 стр.
Отчет о работе бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Вологодской области «Областной центр психолого-медико-социального сопровождения» за 2010-2011 учебный год
1646.78kb.
9 стр.
Опыт подготовки массажистов в Томском медико-фармацевтическом колледже
42.58kb.
1 стр.
Роль психолого-педагогических и медико-социальных центров в системе образования
297.54kb.
1 стр.
Медико-психологическая реабилитация в санаторно-курортных условиях с применением системы психологической координации и. М. Мирошник
63.38kb.
1 стр.
Адреса и телефоны Медико-социально-психологических служб
98.39kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в физической культуре и спорте» для специальности 050720. 65 «физическая культура»
278.9kb.
1 стр.