Главная страница 1
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

Проректор

по учебно-методической работе,

председатель ЦКМС,

доцент Ф.Г. Биккинеев

____________________________

«______»_____________ 201 _ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине: Современная научная картина мира

для специальности 040400 – «социальная работа», код квалификации выпускника - 62 – бакалавр

форма обучения (очная, заочная)


Факультет социальной работы
Кафедра истории, философии, социологии и политологии
Курс(-ы) 1

Семестр(-ы) 2

Лекции 18 часов
Практические (семинарские, лабораторные практикумы) Зачет 2 семестр

занятия 30 часов


Самостоятельная

работа 60 часов


Всего 108 часов, зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 3

2011 год


Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400.62 – «социальная работа» (квалификация (степень) «Бакалавр» в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной 28 апреля 2011 года.

Разработчики программы:

Заведующий кафедрой

_истории, философии,



социологии и политологии ________________ Мухарямова Л.М.

Ст. преподаватель кафедры



истории, философии,

социологии и политологии

_____________________ ________________ Соловьянова М.Е.


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

истории, философии, социологии и политологии

«_____»______________________ 201_ года протокол №_______________
Заведующий кафедрой _________________ Мухарямова Л.М.

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методической комиссии ________________________________________________ «_____»_______________201____ года протокол №__________________


Председатель

предметно-методического совета

гуманитарных и

социально-экономических дисциплин __________________ Мухарямова Л.М.


  1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Научная картина мира» является формирование у студентов представления об общих элементах, мировоззренческих и методологических установках современной научной картины мира.

  1. Место дисциплины в структуре ООП 

Учебная дисциплина «Современная научная картина мира» в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 040400 «Социальная работа» включена в состав математического и естественнонаучного цикла и призвана обеспечить приобретение студентом ряда общекультурных компетенций.

В содержательном плане дисциплина связана с такими дисциплинами, как философия (разделы «Естественно-научная и гуманитарная культуры», «Материя, пространство и время в современной научной картине мире») и социальная экология (раздел «Концепция биосферы и экология»).




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:
- владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу восприятию

информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную

и письменную речь (ОК-2);

- использовать в профессиональной деятельности основные законы естест-

венно-научных дисциплин, применять методы теоретического и экспериментального исследования (ОК-10).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать основные модели научных картин мира.

2) Уметь обосновывать выбор теоретико-методологических средств при исследовании явлений и процессов в сфере социального обслуживания в контексте различных моделей научных картин мира.

3) Владеть методиками анализа явлений и процессов в сфере социального обслуживания в соответствии с выбранной моделью научной картины мира.



  1. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.


п/п


Раздел
дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость (в часах)

Лек. Сем. К.р. С.р.



Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)



Иллюстративное, материально-техническое и иное обеспечение раздела дисциплины

1

Естественно-научная и гуманитарная культуры

2

1-2

2

2




4

Устный опрос

Презентации лекций

2

Исторические этапы развития естествознания




3-4

2

4




8

Устный опрос

Презентации лекций

3

Материя, пространство и время в современной научной картине мире




5

2

2




4

Устный опрос

Презентации лекций

4

Фундаментальные физические взаимодействия и концепции элементарных частиц




6-7

2

2

2

4

6


Устный опрос

Тестовые задания



Презентации лекций


5

Современная астрофизическая картина мира




8-9

2

4




4

Устный опрос

Презентации лекций

Видеофильм



6

Концептуальные уровни химических систем и геосферных оболочек




10

2

2




4

Устный опрос

Презентации лекций

7

Особенности биологического уровня организации материи




11-12

2

4




4

Устный опрос

Презентации лекций

Видеофильм



8

Концепция биосферы и экология




13

1

1




2

Устный опрос




9

Человек как предмет естествознания




13

1

1




2


Устный опрос


Презентации лекций

10

Концепции системности и самоорганизации в природе




14

2

2

2

4

6


Письменная контрольная работа













15







2

8

Зачетное занятие







Всего 108 ч.







18




30

60







Содержание дисциплины

п/п


Наименование тем

Содержание темы

1

Естественно-научная и гуманитарная культуры

Наука как компонент духовной культуры. Отличие научного знания от донаучного и вненаучного. Классификация наук. Точные, естественные и гуманитарные науки. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их специфика и взаимосвязь. Научное объяснение. Объяснение и понимание.

Структура естественно-научного познания. Основные элементы научного знания: факты, законы, теории, научные картины мира.

Методология естественно-научного познания. Критерии и нормы научности. Границы научного метода.


2

Исторические этапы развития естествознания

Естественые науки и их влияние на формирование картины мира. Становление естественно-научных воззрений в древнегреческой культуре. Особенности познавательных установок Средневековья и Возрождения. Коперниканская революция.

Научная революция XVII в. Формирование механистической картины мира. Ньютонианская революция.

Особенности естествознания XVIII – первой половины XIX в. Электромагнитная картина мира.

Открытия в физике конца XIX в. Становление квантово-механической картины мира. Панорама современного естествознания. Особенности постнеклассической науки.




3

Материя, пространство и время в современной научной картине мира


Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Порядок и беспорядок в природе.

Структурные уровни организации материи. Особенности микро-, макро- и мегамира. Основные уровни организации неживой и живой природы.

Пространственно-временные свойства материи. Принцип относительности в классической механике. Понятия пространства и времени в специальной теории относительности. Общая теория относительности. Мировоззренческие и теоретико-методологические следствия теории относительности. Свойства пространства и времени.


4

Фундаментальные физические взаимодействия и концепции элементарных частиц


Понятие фундаментальных физических взаимодействий. Типы фундаментальных физических взаимодействий: гравитационное, слабое, электромагнитное, сильное. Близкодействие и дальнодействие. Проблема единства физики. Понятие физического вакуума. Принцип симметрии.

Развитие представлений о квантах. Дуализм волны и частицы в микрообъектах. Принцип неопределенности В. Гейзенберга. Принцип дополнительности Н. Бора. Проблема интерпретации в квантовой механике. Вероятностный характер предсказаний в квантовой механике.

Классификация элементарных частиц. Характеристики субатомных частиц.

Динамические и статистические закономерности в природе.



5

Современная астрофизическая картина мира

Структура мегамира. Галактики, их структура, типология. Звезды. Стадии звездной эволюции. Солнечная система. Происхождение Солнечной системы.

Развитие представлений о космосе. Аристотелевская модель космоса. Открытие Коперника. Космология Ньютона и ее постулаты. Возникновение релятивистской космологии. Расширяющаяся Вселенная. Эволюция Вселенной. Теория Большого взрыва. Антропный принцип в космологии. Сценарии будущего Вселенной.




6

Концептуальные уровни химических систем и геосферных оболочек


Концептуальные уровни познания в химии.

Состав вещества и химические системы. Проблема химического элемента и химического соединения. Решение проблемы химического соединения. Структура вещества. Учение о химических процессах. Реакционная способность веществ. Условия протекания химических процессов. Эволюционная химия. Самоорганизация в химических системах.

Развитие геосферных оболочек. Литосфера как абиотическая основа жизни: её экологическая, ресурсная, геодинамическая, геофизическая и геохимическая функции. Географическая оболочка земли.


7

Особенности биологического уровня организации материи


Развитие представлений о происхождении жизни. Витализм. Идея самозарождения жизни. Основные этапы биогенеза.

Особенности живых систем. Механизмы саморегуляции в биологических системах. Уровни организации живого: молекулярно-генетический, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический.

Идея развития в биологии. Дарвиновская теория эволюции, ее основные принципы. Создание синтетической теории эволюции. Микроэволюция и макроэволюция.


8

Концепция биосферы и экология


Развитие представлений о биосфере. Концепция Вернадского о биосфере. Биосфера и ноосфера.

Экологические системы и их структура. Особенности функционирования экосистем. Взаимодействие экосистемы и окружающей ее среды.

Влияние человека на природу. Техносфера. Противоречия в системе «природа-биосфера-человек». Экология и здоровье человека. Биоэтика, человек, биосфера и космические циклы.


9

Человек как предмет естествознания

Биологическая природа человека. Проблема антропогенеза. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Культурно-историческая эволюция человечества.

10

Концепции системности и самоорганизации в природе

Специфика системного метода исследования. Классификация систем. Иерархия систем.

Формирование идей самоорганизации. Характеристики самоорганизующихся систем: открытость, нелинейность, диссипативность. Хаос как фактор самоорганизации.

Самоорганизация как источник и основа эволюции систем. Самоорганизация в живой и неживой природе.

Принцип универсального эволюционизма в современном естествознании. Смещение интересов естественных наук к междисциплинарным проблемам. Формирование нового интердисциплинарного образа науки.




Планы семинарских занятий

Тема 1. Естественно-научная и гуманитарная культуры
Цель: Показать специфику и взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур, рассмотреть структуру и методологию естественно-научного познания.
Вопросы для обсуждения:

  1. Наука как компонент духовной культуры.

  2. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их специфика и взаимосвязь.

  3. Структура естественно-научного познания. Основные элементы научного знания (факты, законы, теории).

  4. Методы научного познания. Критерии и нормы научности.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы особенности научного знания?

  2. Что такое «научная картина мира» и «научная культура»?

  3. Чем отличается естественно-научная культура от гуманитарной?

  4. Что понимается под научным объяснением?

  5. Что понимается под критериями научности?

  6. Какова структура естественно-научного познания?

  7. Что такое научная теория и каковы ее функции?

  8. Каковы методы научного познания?

Темы докладов:

  1. Место и роль науки в системе культуры.

  2. «Науки о природе» и «науки о духе».

  3. Научный метод: его возможности и границы.



Литература

Основная:

1.Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. Гл. 1, с. 10-30.

2.Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова – М.: ЮНИТИ, 1997. Гл.1, с. 11-21, гл. 2, с. 26-38.

Дополнительная:

1.Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? // Вопросы философии, №3, 2004, с. 44-49.

2.Лешкевич Т.Г. Философия науки. – М., 2005.

3.Основы философии науки. Под ред. С.А. Лебедева. – М., 2005.


Тема 2. Исторические этапы развития естествознания
Цель: показать влияние естественных наук на формирование картины мира, осознать исторический характер развития естественно-научного познания, роль научных революций и фундаментальных законов естествознания.
Вопросы для обсуждения:

  1. Предпосылки возникновения науки. Формирование естественно-научных воззрений в древнегреческой культуре.

  2. Познание природы в эпоху Средневековья и Возрождения. Коперниканская революция.

  3. Научная революция XVII в. Возникновение классической механики. Механистическая картина мира.

  4. Особенности естествознания XVIII - первой половины XIX в. Изучение электрических и магнитных явлений.

  5. Научная революция в физике начала XX в. Квантовомеханическая картина мира.

  6. Естествознание сер. XX – XXI вв. Постнеклассическая наука.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы основные предпосылки становления науки?

  2. Какие идеи древнегреческих мыслителей оказали влияние на развитие естествознания?

  3. Какие установки в отношении знания и познания возникают в эпоху Средневековья? В чем особенности схоластической картины природы?

  4. В чем суть Коперниканской революции в естествознании?

  5. Каковы мировоззренческие основания науки Нового времени? Какие открытия стали предпосылками классической механики?

  6. Каковы характерные особенности механистической картины природы?

  7. Какие открытия были совершены в естествознании в первой половине XIX в.?

  8. В чем суть научной революции конца XIX – нач. XX в. ?

  9. Каковы особенности постнеклассической науки?

Темы докладов

  1. Наука в цивилизациях древности.

  2. Научные революции и их воздействие на картину мира.

  3. Особенности современной научно-технической революции.


Литература

Основная:

  1. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. Гл. 2, с. 33-54.

  2. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова – М.: ЮНИТИ, 1997. Гл. 2, с. 47-54.

Дополнительная:

  1. Гайденко П.П. К проблеме становления новоевропейской науки // Вопросы философии, № 5, 2009, с. 80-92.

  2. Зельдович Я.Б., Хлопов М.Ю. Драма идей в познании природы. – М., 1988.

  3. Концепции современного естествознания: учебное пособие / В.О. Голубинцев и др.; под ред. С.И. Самыгина. – 9-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

  4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 2007.

  5. Орлов И.О. Научная революция конца XIX – начала XX века // Философия науки, № 1 (28), 2006.

  6. Традиции и эволюции в истории науки. – М., 1990.


Тема 3. Материя, пространство и время в современной научной картине мира

Цель: выявить особенности понимания материи (ее видов, уровней организации), свойств пространства и времени в современной научной картине мира.
Вопросы для обсуждения:

  1. Структурные уровни организации материи. Особенности микро-, макро- и мегамира.

  2. Представления о пространстве и времени в классической механике.

  3. Понятия пространства и времени в теории относительности А. Эйнштейна. Свойства пространства и времени.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какое влияние оказали естественно-научные теории на развитие представлений о материи?

  2. Каковы основные особенности микро-, макро- и мегамира и в чем проявляется их взаимосвязь?

  3. Каковы основные уровни организации материи в живой и неживой природе?

  4. Каковы особенности понимания пространства и времени в классической механике?

  5. Как формулируется принцип относительности для законов механики?

  6. Как меняются представления о пространстве и времени в свете специальной теории относительности Эйнштейна?

  7. Какие новые выводы, касающиеся понимания структуры пространства – времени, были получены в общей теории относительности?

Темы докладов:

  1. Развитие взглядов на пространство и время в истории науки.

  2. Философские выводы из теории относительности.


Литература

Основная:

  1. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. Гл. 3, с. 58-78.

  2. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова – М.: ЮНИТИ, 1997. Гл.3, с.73-81.

Дополнительная:

  1. Вейль Г. Пространство, время, материя. – М., 1996.

  2. Корухов В.В., Шарыпов О.В. Структура пространства-времени и проблема физического вакуума // Философия науки, № 1(28), 2006.

  3. Кузнецов В.М. Концепции мироздания в современной физике. М.: Ака-демкнига, 2008.

  4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 2007.

  5. Фридман А.А. Мир как пространство и время. – 4-е изд., испр. – М.: УРСС, ЛКИ, 2007.

  6. Хокинг С., Пенроуз Р. Природа пространства и времени. – Ижевск, 2000.

  7. Эддингтон А.С. Теория относительности. – 3-е изд., стер. – М.: УРСС, КомКнига, 2007.


Тема 4. Фундаментальные физические взаимодействия и концепции элементарных частиц

Цель: раскрыть сущность понятий «фундаментальные физические взаимодействия», «корпускулярно-волновой дуализм микрочастиц», показать, вероятностно-статистический характер законов квантовой механики, выявить особенности понимания элементарных частиц в современной физической картине мира.

Вопросы для обсуждения:

  1. Фундаментальные физические взаимодействия.

  2. Развитие представлений о квантах. Принцип дополнительности. Принцип неопределенности Гейзенберга. Проблема интерпретации в квантовой механике.

  3. Элементарные частицы как глубинный уровень структурной организации материи.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое гравитационное взаимодействие? Каковы его особенности?

  2. Что такое электромагнитное взаимодействие? Каковы его особенности?

  3. Что такое сильное взаимодействие? Каковы его особенности?

  4. Что такое слабое взаимодействие? Каковы его особенности?

  5. Каково строение атома согласно модели Э. Резерфорда?

  6. Что нового внес в модель атома Э. Резерфорда Н. Бор?

  7. Что означает корпускулярно-волновой дуализм микрочастиц?

  8. В чем суть принципа дополнительности в квантовой механике?

  9. Как формулируется принцип неопределенности Гейзенберга?

  10. Каковы особенности экспериментальных исследований в области квантовой механики?

  11. Какое содержание вкладывается в понятие «элементарная частица» в современной физике?

  12. Что такое физический вакуум?

  13. Что такое античастица?

  14. Какие частицы называются адронами?

  15. Какие частицы называются лептонами?

  16. Какие частицы называются кварками? В чем суть кварковой модели адронов?

Темы докладов:

  1. Элементарные частицы и их свойства.

  2. Современная классификация микрочастиц.


Литература

Основная:

  1. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. Гл. 4, с. 80-91, гл. 8, с.138-148.

  2. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова – М.: ЮНИТИ, 1997. Гл. 3, с.82-98.

Дополнительная:

  1. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории. – М., 2004.

  2. Грин Б. Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размеренности и поиски окончательной теории: Мировой научно-популярный бестселлер. 3-е изд., испр. – М.: УРСС, КомКнига, 2007.

  3. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 2007.

  4. Тарароев Я.В. Теория струн как современная физическая концепция «основания мира» // Вопросы философии, № 3, 2007.

  5. Фейнман Р. Характер физических законов. - М., 1987.

  6. Флауэрс Ч. 10 заповедей нестабильности. Замечательные идеи ХХ века. – 2-е изд. М.: Бином, 2009. 197 с.


Тема 5. Современная астрофизическая картина мира
Цель: показать особенности понимания структуры и эволюции Вселенной в современной астрофизике.
Вопросы для обсуждения:

  1. Структура Вселенной.

  2. Эволюция Вселенной.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что изучает астрофизика? В чем заключаются особенности астрофизических методов?

  2. Каковы основные структурные элементы мегамира?

  3. В чем сущность Аристотелевской модели Космоса?

  4. На каких постулатах основана космология Ньютона?

  5. Какие этапы в своем развитии прошла релятивистская космология?

  6. Какие эмпирические открытия были сделаны в космологии XX в.?

  7. Что представляет собой стандартная модель эволюции Вселенной?

  8. Каковы основные этапы эволюции Вселенной?

  9. В чем суть антропного принципа?

Темы докладов:

  1. Галактики: острова Вселенной.

  2. Эволюция звезд: от «рождения» до «смерти».

  3. Жизнь и разум во Вселенной: проблема внеземных цивилизаций.

В рамах изучения данной темы студентам предлагается просмотр видеофильма «Рождение Вселенной».



Вопросы для самоконтроля:

  1. На какую физическую теорию опирается современная космология?

  2. Какие эмпирические открытия были сделаны в космологии 20 в.?

  3. Кем была разработана модель горячей Вселенной?

  4. Каковы основные этапы эволюции Вселенной?


Литература

Основная:

  1. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. Гл. 7, с.122-135.

  2. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова – М.: ЮНИТИ, 1997. Гл. 3, с. 98-109.

Дополнительная:

  1. Арлычев А.Н. Эволюция Вселенной: формальная и субстратная модели // Вопросы философии, №9, 2007, с. 160-171.

  2. Будущее Вселенной и нашей цивилизации. – М., 2002.

  3. Гигишвили Г.В. Темная энергия и сверхсильный антропный принцип // Вопросы философии, №5, 2008, с. 72-78.

  4. Кузнецов В.М. Концепции мироздания в современной физике. М.: Ака-демкнига, 2008.

  5. Лидсей Д.Э. Рождение Вселенной. – М.: Весь Мир, 2005.

  6. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 2007.

  7. Фишер Д. Рождение Земли. – М., 1990.

  8. Хайтун С.Д. Эволюция Вселенной // Вопросы философии, №10, 2004, с. 74-92.


Тема 6. Концептуальные уровни химических систем и геосферных оболочек
Цель: определить сущность понятий «химический элемент», «простое и сложное вещество», «химическая связь», рассмотреть зависимость химических реакций

от условий их протекания, раскрыть процесс эволюции геосферных оболочек.


Вопросы для обсуждения:

  1. Состав вещества и химические системы.

  2. Структура вещества. Возникновение и развитие структурной химии.

  3. Учение о химических процессах. Эволюционная химия.

  4. Развитие геосферных оболочек.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы основные концептуальные уровни познания в химии?

  2. Что такое химический элемент? Как развивались представления о химических элементах?

  3. Что такое простое и сложное вещество?

  4. Как развивались представления о структуре вещества?

  5. Что относят к условиям протекания химических процессов?

  6. Что такое катализаторы и какую роль играет катализ в эволюции химических систем?

  7. Каковы основные функции литосферы?

Темы докладов:

1. Роль алхимии в становлении химической науки.

2. Мировоззренческое и методологическое значение открытия Д.И. Менделеева.

3. Самоорганизация и эволюция химических систем.


Литература

Основная:

  1. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. Гл. 9, с. 150-160.

  2. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова – М.: ЮНИТИ, 1997. Гл.5, с.132-154.

Дополнительная:

  1. Азимов А. Краткая история химии: Развитие идей и представлений химии от алхимии до ядерной бомбы. – СПб.: Амфора, 2002.

  2. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 2007.

  3. Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.


Тема 7. Особенности биологического уровня организации материи
Цель: показать специфику живых систем, выяснить особенности уровней организации живой материи, рассмотреть концепции эволюции живого, основные понятия и принципы синтетической теории эволюции.
Вопросы к семинару:

  1. Особенности живых систем.

  2. Уровни организации живых систем.

  3. Дарвиновская теория эволюции. Синтетическая теория эволюции, ее основные понятия и принципы.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы основные признаки живого?

  2. Как объясняли сущность живого сторонники механицизма и редукционизма?

  3. В чем отличия креационистской и научной теории происхождения жизни?

  4. Каковы основные уровни организации живого и в чем их особенности?

  5. Каковы основные принципы учения Ч. Дарвина? В чем заключаются недостатки его теории?

  6. В чем состоят особенности синтетической теории эволюции? Чем она отличается от дарвиновской теории?

  7. Что такое микро- и макроэволюция?

  8. Что такое мутации? Какие виды мутаций существуют?

  9. Каковы основные факторы и движущие силы эволюции?

  10. Как объясняет эволюционная теория целесообразность в природе?

  11. С чем связан биологический прогресс?

  12. Какая связь имеется между случайностью и необходимостью в живой природе?

Темы докладов:

  1. Концепции происхождения жизни.

  2. Ген и его свойства.

  3. Ламаркизм, катастрофизм и униформизм как предпосылки теории эволюции.

  4. Основные проблемы синтетической теории эволюции.

В рамках изучения данной темы студентам предлагается просмотр видеофильма «Рождение жизни».

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы основные гипотезы происхождения жизни и в чем их суть?

  2. Как современная наука решает проблему биогенеза?


Литература

Основная:

  1. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. Гл. 10, с. 163 -178, гл. 12, с. 211-226.

  2. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова – М.: ЮНИТИ, 1997. Гл. 6, с. 155-172.

Дополнительная:

  1. Биологическая эволюция и человек. – М.,1990.

  2. Льюин Б. Гены / Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  3. Льюин Б. Клетки / Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 2007.

  5. Яшин А.А. Живая материя. Онтогенез жизни и эволюционная биология. – М. Изд-во ЛКИ, 2007.


Тема 8. Концепция биосферы и экология. Человек как предмет естествознания.
Цель: рассмотреть основные принципы концепции В.И. Вернадского, раскрыть противоречия в системе природа – биосфера – человек, показать взаимосвязь космоса и живой природы,
Вопросы для обсуждения:

  1. Развитие представлений о биосфере. Учение В.И. Вернадского. Понятие «ноосфера».

  2. Современная концепция экологии. Особенности функционирования экосистем.

  3. Человек и биосфера. Экология и здоровье человека.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое биосфера? Что включает Вернадский в понятие биосферы?

  2. Какие элементы в биосфере называются биогенными и косными?

  3. Что такое ноосфера? Как осуществляется переход от биосферы к ноосфере по мнению В.И. Вернадского?

  4. Почему Вернадский сравнивает деятельность разума человека с геологической силой?

  5. Что изучает экология?

  6. Что служит наименьшей единицей в экологии?

  7. Какие два уровня выделяют в экосистеме?

  8. Каковы основные трофические (пищевые) связи в экосистемах?

  9. Какие типы экосистем можно выделить на основе возможности использования их энергии?

  10. Каков механизм взаимодействия экосистемы с окружающей ее средой?

  11. Как связана деятельность общества с функционированием экосистем?

  12. В чем выражается противоречивость взаимоотношений между человеком и природой?

  13. Каковы основные признаки экологического кризиса и возможные пути его разрешения?

  14. В чем суть проблемы «экология и здоровье человека»?

  15. Что представляет собой экологическое научное сознание? Каковы его основные компоненты?

Темы докладов:

  1. Понятие «ноосфера» в учении Тейяра де Шардена.

  2. Русский космизм о взаимосвязи человека и космоса.

  3. Принципы экологической этики.


Литература

Основная:

  1. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. Гл. 11, с.182-207.

  2. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова – М.: ЮНИТИ, 1997. Гл.6, с. 176-190, 196-200.

Дополнительная:

  1. Агаджанян Н.А. Экология человека и концепция выживания: Учеб. пособие для студентов мед. и фарм. вузов. – М., 2001.

  2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. Сборник цитат В.И. Вернадского. Сост. К.А. Степанов – М: Ноосфера, 2008.

  3. Кобылянский В.А. Философия экологии: общая теория экологии, геоэкология, биоэкология: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

  4. Моисеев Н.И. Человек и ноосфера. – М., 1990.

  5. Мельников А.А. Проблемы окружающей среды и стратегия ее сохранения. М.: Акад. Проект, 2009.

  6. Миронов А.В. Наука, техника и технологии: техноэтический аспект // Вестник Моск. ун-та. Серия 7. Философия. №1, 2006.

  7. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 2007.

  8. Хруцкий К.С. Человек и биосфера – проблемы эволюционного единства // Вопросы философии, №10, 2007.


Тема 9. Человек как предмет естествознания
Цель: рассмотреть проблему антропосоциогенеза и его факторов, показать единство биологического и социального в человеке, проанализировать идеи социобиологии, уяснить суть двух программ наследственности: биологической и социальной.
Вопросы для обсуждения:

  1. Проблема антропосоциогенеза.

  2. Биологическое и социальное в онтогенезе человека.

  3. Человек: индивид и личность.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы основные факторы антропосоциогенеза?

  2. Что такое панбиологизм и пансоциологизм?

  3. Какова структура фенотипа человека?

  4. Что такое биологическое и социальное наследование?

  5. Что такое коэволюция?

Темы докладов:

  1. Продолжается ли биологическая эволюция человека?

  2. Творчество как сущностная характеристика человека.


Литература

Основная:

  1. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. Гл. 11, с.182-207.

  2. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова – М.: ЮНИТИ, 1997. Гл.6, с. 176-190, 196-200.

Дополнительная:

  1. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

  2. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 2007.

  3. Батуев А.С., Ильин Е.П., Соколова Л.В. Человек: анатомия, физиология,

психология: Энциклопедический иллюстрированный словарь. – СПб.: Питер, 2007.

  1. Биология: Жизнь. Гены. Клетка. Онтогенез. Человек. Изд. 5-е, испр. и доп. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высш. школа, 2003.

  2. Голицын Г.А., Петров В.М. Информация. Поведение. Язык. Творчество. – М.: ЛКИ, 2007.


Тема 10. Концепции системности и самоорганизации в природе
Цель: раскрыть сущность системного подхода, идей самоорганизации, показать особенности самоорганизации в живой и неживой природе.

Вопросы для обсуждения:

  1. Формирование идей самоорганизации. Характеристики самоорганизующихся систем.

  2. Самоорганизация как источник и основа эволюции систем. Самоорганизация в различных видах эволюции.

  3. Принцип глобального эволюционизма в современном естествознании.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое «система»? Какие типы систем можно выделить?

  2. Каковы основные характеристики самоорганизующихся систем?

  3. В чем заключается новизна синергетического подхода?

  4. Кем и в какой науке впервые была высказана идея самоорганизации?

  5. В чем состоят особенности самоорганизации в химических реакциях?

  6. Какие структуры называют диссипативными?

  7. Чем отличаются подходы к самоорганизации в кибернетике и синергетике?

  8. Почему самоорганизация выступает основой и источником эволюции?

  9. В чем состоят особенности самоорганизации в живой природе?

  10. Какие системы называются автопоэтическими и какую роль они сыграли в эволюции?

  11. В чем суть принципа глобального эволюционизма?

  12. Чем обусловлена тенденция смещения интересов естественных наук к междисциплинарным проблемам в настоящее время?

Литература

Основная:

1.Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. Гл. 13, с. 229-250.



Дополнительная:

  1. Аршинов В.И., Свирский Я.И. Синергетика как коммуникативная парадигма постнеклассического познания // Философские науки, № 6, 2007, с. 8-27.

  2. Будущее Вселенной и нашей цивилизации. – М., 2002.

  3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции? - М.: КомКнига, URSS, 2007.

  4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 2007.

  5. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека природой? - М.: Едиториал УРСС, 2003.

  6. Хакен Г. Синергетика. – М., 1980.



  1. Образовательные технологии

Традиционные технологии:

Лекции и семинарские (практические) занятия.



Активные технологии:

  1. Самостоятельная работа студентов с учебной литературой, электронными ресурсами.

  2. Устные ответы на семинарских занятиях.

Интерактивные технологии:

  1. Подготовка студентами презентаций по предлагаемым темам докладов.

  2. Дискуссии, обсуждение проблем, работа в малых группах.



  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


Самостоятельная работа студентов

Чтобы подготовиться к семинарскому занятию по определенной теме, студенту необходимо прочитать рекомендуемые главы и параграфы учебников из списка основной литературы и ответить на вопросы для самоконтроля.



В качестве формы самостоятельной работы студентам также предлагается просмотр видеофильмов с последующим представлением письменных ответов на вопросы для самоконтроля.

Требования к выполнению доклада. При подготовке к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты могут подготовить доклад по выбору из рекомендованных к семинарскому занятию тем. Продолжительность доклада на семинарском занятии – до 10 мин. В докладе должна быть четко раскрыта суть научной проблемы, представляемой докладчиком. Язык и способ изложения доклад должны быть доступными для понимания студентами учебной группы. Доклад излагается устно, недопустимо дословное зачитывание текста. Можно подготовить презентацию по выбранной теме.
Текущий контроль знаний

Вопросы для подготовки к контрольной работе № 1 (по темам 1-4)

  1. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их специфика и взаимосвязь.

  2. Особенности естественно-научного познания. Естественно-научная картина мира.

  3. Структура естественно-научного познания.

  4. Методы естественно-научного познания. Границы научного метода.

  5. Научное объяснение. Объяснение и понимание.

  6. Становление естественно-научных программ в древнегреческой культуре.

  7. Особенности естественно-научных воззрений в эпоху Средневековья. Схоластическая картина природы.

  8. Познание природы в эпоху Возрождения. Коперниканская революция.

  9. Научная революция XVII в. Мировоззренческие основания науки Нового времени. Возникновение экспериментального естествознания.

  10. Формирование предпосылок классической механики. Открытия Кеплера и Галилея.

  11. Ньютонианская революция. Создание теории тяготения.

  12. Особенности естествознания XVIII - первой половины XIX в.

  13. Научная революция в физике начала XX в.

  14. Структурные уровни организации материи. Особенности микро-, макро- и мегамира.

  15. Особенности понимания пространства и времени в классической механике. Принцип относительности. Абсолютное пространство и абсолютное время.

  16. Понятия пространства и времени в специальной теории относительности. Общая теория относительности. Философские выводы из теории относительности.

  17. Свойства пространства и времени.

  18. Физика микромира. Развитие представлений о строении атома. Планетарная модель атома Резерфорда. Теория атома Н. Бора.

  19. Принцип неопределенности Гейзенберга. Проблема интерпретации в квантовой механике. Принцип дополнительности.

  20. Фундаментальные физические взаимодействия (гравитационное, электромагнитное, слабое и сильное взаимодействия).

  21. Элементарные частицы как глубинный уровень структурной организации материи. Основные характеристики элементарных частиц.

Контрольная работа проводится в виде тестовых заданий.

Критерии оценки: правильных ответов от 90 до 100% - «отлично», от 80 до 89%– «хорошо», от 70 до 79% – «удовлетворительно», меньше 70 % - «неудовлетворительно».
Вопросы для подготовки к контрольной работе № 2 (по темам 5-9)

  1. Каков предмет астрофизики? В чем заключаются особенности астрофизических методов?

  2. В чем сущность Аристотелевской модели Космоса?

  3. На каких постулатах основана космология Ньютона?

  4. Какая физическая теория лежит в основе современной космологии? Какие этапы в своем развитии прошла релятивистская космология?

  5. Какие эмпирические открытия лежат в основе современной космологии?

  6. Что представляет собой стандартная модель эволюции Вселенной?

  7. В чем суть антропного принципа?

  8. Каковы основные этапы эволюции звезд?

  9. Каковы основные концептуальные уровни познания в химии?

  10. Что такое химический элемент? Как развивались представления о химических элементах?

  11. Что такое простое и сложное вещество?

  12. Как развивались представления о структуре вещества?

  13. Что относят к условиям протекания химических процессов?

  14. Что такое катализаторы? Какую роль играет катализ в эволюции химических систем?

  15. Каковы основные концепции происхождения жизни и в чем их сущность? Как современная наука решает проблему биогенеза?

  16. Каковы основные особенности живых систем?

  17. Как объясняли особенности живых систем сторонники механицизма и редукционизма?

  18. Что такое витализм?

  19. Какую роль играют аминокислоты в живом организме?

  20. Какова роль молекул ДНК в передаче наследственной информации?

  21. Какой уровень организации живых систем называют онтогенетическим?

  22. Что такое эукариоты? Каковы основные гипотезы происхождения эукариотов?

  23. Какие основные способы питания существуют в живой природе?

  24. Какой уровень организации живых систем называется популяционным? В чем его особенности?

  25. Что такое биоценозы и биогеоценозы?

  26. Что такое биосфера? Что включает Вернадский в понятие биосферы?

  27. Какие элементы в биосфере называются биогенными и косными?

  28. Что такое ноосфера? Как осуществляется переход от биосферы к ноосфере по мнению В.И. Вернадского?

  29. Что такое экологические системы? Какие типы экосистем можно выделить на основе возможности использования их энергии?

  30. Каковы основные положения учения Ч. Дарвина?

  31. Чем отличается синтетическая теория эволюции от учения Ч. Дарвина?

  32. Каковы основные факторы и движущие силы эволюции?

  33. Что такое микроэволюция и макроэволюция?

  34. В чем суть принципа самоорганизации?

  35. Что такое глобальный эволюционизм?

При проведении контрольной работы студент получает вариант билета с определенными вопросами из списка, на которые он долен дать развернутый письменный ответ.

Критерии оценки:

«отлично» - на все вопросы даны полные, четкие ответы, студент обнаруживает знание и понимание основных понятий и концепций;

«хорошо» - даны достаточно четкие, но не полные ответы на вопросы, студент демонстрирует хорошее понимание основных понятий и концепций;

«удовлетворительно» - даны ответы на большую часть вопросов, но не слишком четко и не в полном объеме;



«неудовлетворительно» - ответы на поставленные вопросы отсутствуют, или свидетельствуют о непонимании сути основных понятий и концепций.

Вопросы для подготовки к зачету

  1. В чем заключаются особенности науки как формы культуры? Чем отличается научное познание от донаучного и ненаучного?

  2. Каковы основные характеристики научного знания?

  3. В чем отличие фундаментальных наук от прикладных? Какие науки относятся к фундаментальным?

  4. В чем заключаются основные отличия естественно-научного знания от гуманитарного?

  5. В чем проявляется взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур?

  6. Что такое объяснение в естественно-научном познании? Чем оно отличается от понимания?

  7. Каковы особенности эмпирического уровня научного познания?

  8. Каковы особенности теоретического уровня научного познания?

  9. Что такое научная теория? Каковы функции естественно-научной теории?

  10. Что такое методология науки?

  11. Какие методы используются на эмпирической стадии исследования?

  12. Какие методы используются на теоретической стадии исследования?

  13. Какие основные методологические критерии характеризуют научный стиль мышления?

  14. Что такое вненаучное знание?

  15. Что такое лженаука и паранаука?

  16. Каковы основные предпосылки становления науки? В чем заключаются особенности древней науки?

  17. Какие научные программы возникают в древнегреческой культуре?

  18. Какие идеи древнегреческих мыслителей оказали влияние на развитие естествознания?

  19. Какие установки в отношении знания и познания возникают в эпоху Средневековья?

  20. В чем особенности схоластической картины природы?

  21. Каковы особенности познания природы в эпоху Возрождения?

  22. В чем суть Коперниканской революции в естествознании?

  23. Каковы мировоззренческие основания науки Нового времени? Какие открытия стали предпосылками классической механики?

  24. Каковы характерные особенности механистической картины природы?

  25. Что такое редукционизм?

  26. Какие открытия были совершены в естествознании в первой половине XIX в.?

  27. Каковы основные методологические установки классической физики?

  28. В чем суть научной революции конца XIX – нач. XIX в. ?

  29. Какое влияние оказали естественно-научные теории на развитие представлений о материи?

  30. Каковы основные особенности микро-, макро- и мегамира и в чем проявляется их взаимосвязь?

  31. Каковы основные уровни организации материи в живой и неживой природе?

  32. Каковы особенности понимания пространства и времени в классической механике?

  33. Как формулируется принцип относительности для законов механики?

  34. Как меняются представления о пространстве и времени в свете специальной теории относительности Эйнштейна?

  35. Какие новые выводы, касающиеся понимания структуры пространства – времени, были получены в общей теории относительности?

  36. Что такое гравитационное взаимодействие? Каковы его особенности?

  37. Что такое электромагнитное взаимодействие? Каковы его особенности?

  38. Что такое сильное взаимодействие? Каковы его особенности?

  39. Что такое слабое взаимодействие? Каковы его особенности?

  40. Как взаимосвязаны между собой фундаментальные физические взаимодействия?

  41. Каково строение атома согласно модели Э. Резерфорда?

  42. Что нового внес в модель атома Э. Резерфорда Н. Бор?

  43. Что означает корпускулярно-волновой дуализм микрочастиц?

  44. В чем суть принципа дополнительности в квантовой механике?

  45. Как формулируется принцип неопределенности Гейзенберга?

  46. Каковы особенности экспериментальных исследований в области квантовой механики?

  47. Какое содержание вкладывается в понятие «элементарная частица» в современной физике?

  48. Каковы общие характеристики элементарных частиц?

  49. Что такое физический вакуум?

  50. Что такое античастица?

  51. Какие частицы называются адронами?

  52. Какие частицы называются лептонами?

  53. Какие частицы называются кварками? В чем суть кварковой модели адронов?

  54. Что изучает астрофизика? В чем заключаются особенности астрофизических методов?

  55. В чем сущность Аристотелевской модели Космоса?

  56. На каких постулатах основана космология Ньютона?

  57. Какая физическая теория лежит в основе современной космологии? Какие этапы в своем развитии прошла релятивистская космология?

  58. Какие эмпирические открытия были сделаны в космологии XX в.?

  59. Что представляет собой стандартная модель эволюции Вселенной?

  60. Каковы основные этапы эволюции Вселенной?

  61. В чем суть антропного принципа?

  62. Каковы основные этапы эволюции звезд?

  63. Каковы основные концептуальные уровни познания в химии?

  64. Что такое химический элемент? Как развивались представления о химических элементах?

  65. Что такое простое и сложное вещество?

  66. Как развивались представления о структуре вещества?

  67. Что относят к условиям протекания химических процессов?

  68. Что такое катализаторы? Какую роль играет катализ в эволюции химических систем?

  69. Каковы основные концепции происхождения жизни и в чем их сущность? Как современная наука решает проблему биогенеза?

  70. Каковы основные особенности живых систем?

  71. Как объясняли особенности живых систем сторонники механицизма и редукционизма?

  72. Что такое витализм?

  73. Какую роль играют аминокислоты в живом организме?

  74. Какова роль молекул ДНК в передаче наследственной информации?

  75. Какой уровень организации живых систем называют онтогенетическим?

  76. Что такое эукариоты? Каковы основные гипотезы происхождения эукариотов?

  77. Какой уровень организации живых систем называется популяционным? В чем его особенности?

  78. Что такое биоценозы и биогеоценозы?

  79. Что такое биосфера? Что включает Вернадский в понятие биосферы?

  80. Какие элементы в биосфере называются биогенными и косными?

  81. Что такое ноосфера? Как осуществляется переход от биосферы к ноосфере по мнению В.И. Вернадского?

  82. Что такое экологические системы и какова их структура?

  83. Каковы основные положения учения Ч. Дарвина?

  84. Каковы основные факторы эволюции?

  85. Чем отличается синтетическая теория эволюции от учения Ч. Дарвина?

  86. Что такое микроэволюция и макроэволюция?

  87. Что такое синергетика?

  88. В чем состоят особенности самоорганизации в неживой природе?

  89. В чем состоят особенности самоорганизации в живой природе?

  90. Что такое глобальный эволюционизм?


Общие критерии оценивания:

  • Знание и понимание основных моделей картин мира

  • Понимание научных методов

  • Посещаемость лекций и семинарских занятий

  • Активность на семинарских занятиях, содержательность устных ответов

  • Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы

Оценка знаний по дисциплине «Современная научная картина мира» на зачете предполагает дифференцированный подход к студенту, учет его индивидуальных способностей, степени усвоения и систематизации основного понятийного аппарата, знаний учебного курса, умения делать доказательные выводы и обобщения, формирования общекультурных и профессиональных компетентностей.

Оценивается не только глубина понимания основных проблем учебной дисциплины, но и умение использовать в ответе практический материал из сегодняшней действительности, связанной, прежде всего, с профессиональной подготовкой студента.

«Отлично» – оцениваются ответы, содержание которых основано на глубоком всестороннем знании предмета, основной и дополнительной литературы, изложено логично, аргументировано и в полном объеме. Основные понятия, выводы и обобщения сформулированы убедительно и доказательно. Студент умело и правильно применяет знания для анализа социальных процессов и решения задач профессиональной деятельности.

«Хорошо»– оцениваются ответы, основанные на твердом знании предмета, основной литературы, с незначительными пробелами в знаниях дополнительной литературы. Возможны недостатки в систематизации или в обобщении материала, неточности в выводах. Студент твердо знает основные категории учебной дисциплины и умело применяет их для оценки природных процессов и решения задач профессиональной деятельности.

«Удовлетворительно» – оцениваются ответы, которые базируются на знании основ предмета, но имеются значительные пробелы в усвоении материала, за- труднения в его изложении и систематизации, выводы слабо аргументированы,


  1. содержании допущены теоретические ошибки.

«Неудовлетворительно» – оцениваются ответы, в которых обнаружено незна- ние основных проблем и категорий предмета согласно учебной программы, со- держание основного материала не усвоено, обобщений и выводов нет. Студент не может или отказывается отвечать на поставленные вопросы.

«Зачтено» – если выполнены требования на оценку «удовлетворительно, «не зачтено» – если эти требования не выполнены.


Примерные тестовые задания для самоконтроля

1.Специфической особенностью научного познания является

а) объективность

б) абсолютность

в) личностный характер знания

г) авторитетность

д) гипотетический характер знания

2.Подведение явления, факта или события под некоторый общий закон, теорию или концепцию - это

а) интерпретация

б) понимание

в) объяснение

г) истолкование

д) предсказание

3.К общенаучным методам эмпирического познания относятся

а) дедукция и индукция

б) аналогия и моделирование

в) эксперимент и наблюдение

г) идеализация и формализация

д) абстрагирование и обобщение

4. Основоположник классической механики

а) Аристотель

б) Галилей

в) Декарт

г) Ньютон

д) Эйнштейн

5. Теорией структуры «пространства-времени» называют

а) специальную теорию относительности

б) общую теорию относительности

в) классическую механику

г) квантовую теорию поля

д) волновую теорию света

6. Наислабейшим из всех типов фундаментальных взаимодействий является

а) электромагнитное

б) слабое

в) гравитационное

г) сильное

д) электромагнитное и слабое

7. Частицы, переносчики электромагнитного взаимодействия

а) адроны

б) фотоны

в) кварки

г) нейтрино

д) глюоны

8. Химические элементы, составляющие основу живых систем, называют

а) нуклеиновыми кислотами

б) ферментами

в) органеллами

г) органогенами

д) хромосомами

9. Организмы, лишенные ядра

а) эукариоты

б) продуценты

в) биофаги

г) архебактерии

д) прокариоты

10. Основой концепции самоорганизации является

а) классическая термодинамика

б) нелинейная и неравновесная термодинамика

в) классическая механика

г) квантовая механика



д) теория относительности

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины



а) основная литература:

  1. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000.

  2. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова – М.: ЮНИТИ, 1997.


б) дополнительная литература:

  1. Агаджанян Н.А. Экология человека и концепция выживания: Учеб. пособие для студентов мед. и фарм. вузов. – М., 2001.

  2. Азимов А. Краткая история химии: Развитие идей и представлений химии от алхимии до ядерной бомбы. – СПб.: Амфора, 2002.

  3. Арлычев А.Н. Эволюция Вселенной; формальная и субстратная модели // Вопросы философии, №9, 2007, с. 160-171.

  4. Аршинов В.И., Свирский Я.И. Синергетика как коммуникативная парадигма постнеклассического познания // Философские науки, №6, 2007, с. 8-27.

  5. Батуев А.С., Ильин Е.П., Соколова Л.В. Человек: анатомия, физиология, психология: Энциклопедический иллюстрированный словарь. – СПб., 2007.

  6. Биологическая эволюция и человек. – М.,1990.

  7. Биология: Жизнь. Гены. Клетка. Онтогенез. Человек. Изд. 5-е, испр. и доп. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высш. школа, 2003.

  8. Будущее Вселенной и нашей цивилизации. – М., 2002.

  9. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории. – М., 2004.

  10. Вейль Г. Пространство, время, материя. – М., 1996.

  11. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. Сборник цитат В.И. Вернадского. Сост. К.А. Степанов – М: Ноосфера, 2008.

  12. Гайденко П.П. К проблеме становления новоевропейской науки // Вопросы философии, № 5, 2009, с. 80-92.

  13. Гигишвили Г.В. Темная энергия и сверхсильный антропный принцип // Вопросы философии, №5, 2008, с. 72-78.

  14. Голицын Г.А., Петров В.М. Информация. Поведение. Язык. Творчество. – М.: ЛКИ, 2007.

  15. Грин Б. Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размеренности и поиски окончательной теории: Мировой научно-популярный бестселлер. 3-е изд., испр. – М.: УРСС, КомКнига, 2007.

  16. Зельдович Я.Б., Хлопов М.Ю. Драма идей в познании природы. – М., 1988.

  17. Клягин Н.В. Современная научная картина мира: учебное пособие для студентов ВУЗов по курсу «Концепция современного естествознания». – М.: Унив. книга, Логос, 2007.

  18. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции? - М.: КомКнига, URSS, 2007.

  19. Кобылянский В.А. Философия экологии: общая теория экологии, геоэкология, биоэкология: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

  20. Концепции современного естествознания: учебное пособие / В.О. Голубинцев и др.; под ред. С.И. Самыгина. – 9-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

  21. Концепции современного естествознания. Хрестоматия. Авт.-сост. А.А. Горелов. – М.: АСТ- Астрель, 2004.

  22. Корухов В.В., Шарыпов О.В. Структура пространства-времени и проблема физического вакуума // Философия науки, № 1(28), 2006.

  23. Кузнецов В.М. Концепции мироздания в современной физике. М.: Ака-демкнига, 2008.

  24. Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? // Вопросы философии, №3, 2004, с. 44-49.

  25. Лешкевич Т.Г. Философия науки.- М., 2005.

  26. Лидсей Д.Э. Рождение Вселенной. – М.: Весь Мир, 2005.

  27. Льюин Б. Гены / Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  28. Льюин Б. Клетки / Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  29. Мельников А.А. Проблемы окружающей среды и стратегия ее сохранения. М.: Акад. Проект, 2009.

  30. Миронов А.В. Наука, техника и технологии: техноэтический аспект // Вестник Моск. ун-та. Серия 7. Философия. №1, 2006.

  31. Моисеев Н.И. Человек и ноосфера. – М., 1990.

  32. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М:Альфа-М, ИНФРА-М, 2007.

  33. Основы философии науки. Под ред. С.А. Лебедева. – М., 2005.

  34. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека природой? - М.: Едиториал УРСС, 2003.

  35. Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  36. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие.

5-е изд. М.: Омега-Л, 2010. – 240 с.

  1. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2011.

  2. Тарароев Я.В. Теория струн как современная физическая концепция «основания мира» // Вопросы философии, №3, 2007.

  3. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

  4. Традиции и эволюции в истории науки. – М., 1990.

  5. Фейнман Р. Характер физических законов. - М., 1987.

  6. Фишер Д. Рождение Земли. – М., 1990.

  7. Флауэрс Ч. 10 заповедей нестабильности. Замечательные идеи ХХ века. – 2-е изд. М.: Бином, 2009. 197 с.

  8. Фридман А.А. Мир как пространство и время. – 4-е изд., испр. – М.: УРСС, ЛКИ, 2007.

  9. Хайтун С.Д. Эволюция Вселенной // Вопросы философии, №10, 2004, с. 74-92.

  10. Хакен Г. Синергетика. – М., 1980.

  11. Хокинг С., Пенроуз Р. Природа пространства и времени. – Ижевск, 2000.

  12. Хруцкий К.С. Человек и биосфера – проблемы эволюционного единства // Вопросы философии, №10, 2007.

  13. Эддингтон А.С. Теория относительности. – 3-е изд., стер. – М.: УРСС, КомКнига, 2007.

  14. Яшин А.А. Живая материя. Онтогенез жизни и эволюционная биология. – М. Изд-во ЛКИ, 2007.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http://elementy.ru/

http://scimedia.ru/

http://www.geo.ru/

http://www.nkj.ru/

http://www.limm.mgimo.ru/science/

http://bookz.ru/authors/naidi6-vm/najdishvm01/1-najdishvm01.html (Электронная библиотека. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. - М., 2007.)
http://www.iqlib.ru/book/preview/34C0ACDB67D44D709EF531613CF03FF4 (Электронный учебник Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 287 с.)
http://www.gumfak.ru/kse.shtml

http://whoyougle.ru/texts/periodic-table/

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Презентации лекций, видеофильмы.


Смотрите также:
Рабочая программа по дисциплине: Современная научная картина мира для специальности 040400 «социальная работа»
519.15kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине: Религиоведение для специальности: социальная работа (040400)
228.26kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине: Философия для специальности 040400 Социальная работа
438.71kb.
5 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Правовое обеспечение социальной работы» Для специальности 040101 «Социальная работа»
196.37kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Логика» для специальности 04. 01. 01 «Социальная работа»
97.47kb.
1 стр.
Программа по дисциплине «Социальная статистика» для специальности 020300 «социология»
134.55kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине «логика» (электив) Для специальности лечебное дело 060101, педиатрия 060103, медико-профилактическое дело 060104, социальная работа 040101
144.68kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по физической культуре для специальности 040400 стоматология
636.13kb.
2 стр.
Рабочая программа по дисциплине Содержание и методика социально-медицинскоЙ работы Для специальности 040101 «Социальная работа»
116.35kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Менеджмент и маркетинг в сервисе» для специальности 230700 (100101)
66.04kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине Глобальные методы наблюдения и экологическое прогнозирование для специальности 013100
146.93kb.
1 стр.
Лекция 2 Развитие науки. Современная научная картина мира Общие модели развития науки
87.79kb.
1 стр.