Главная страница 1страница 2 ... страница 6страница 7









РОСЗДРАВ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинская государственная

медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО ЧелГМА Росздрава)
Кафедра ортопедической стоматологии

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

профессор И. А. Волчегорский

«____»______сентябрь______2010г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По ортопедической стоматологии

на 2010/11 учебный год.

(переутверждение)

Дисциплина _______Ортопедическая стоматология______________________________ Специальность_______ 060105.65 - стоматология___________________________________

Факультет___________стоматологический_________________________________________

Кафедра ____________ортопедической стоматологии________________________________

Курс__III, IV, V____ Семестр______5, 6, 7, 8, 9, 10______

Лекции___68___(час)

Практические (семинарские) занятия___477______(час)

Самостоятельная работа__147___ (час)

Экзамен___VIII, X_____(семестр)

Зачет ____VI__(семестр)

Всего_____672_____(час)

Дополнений и изменений нет.


Разработчик программы- доцент ______________________________(Н.С. Нуриева)

Зав.учебной частью кафедры -доцент___________________________ (Н.С. Нуриева)
Переутверждение рабочей программы рассмотрено на заседании кафедры ортопедической стоматологии «25»_августа_2010г. (протокол №1)
Зав.кафедрой –д.м.н., профессор______________________________(О.И. Филимонова)

СОГЛАСОВАНО: зав.УМЦ_________________________________В. Б. Патрушева

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Цели преподавания дисциплины
Подготовить врача-стоматолога общей практики, владеющего глубокими знаниями и умением в области профилактики, диагностики и ортопедических методов лечения аномалий, дефектов и деформаций зубочелюстно-лицевой системы.
2. Задачи изучения дисциплины

1) Изучение общих и специальных методов обследования ортопедического больного, семиологии, клинического материаловедения, эргономики, асептики и антисептики в клинике ортопедической стоматологии.

2) Ознакомление с технологией изготовления ортопедических протезов и аппаратов зуботехническим методом, зуботехническое материаловедение.

3) Освоить диагностику, профилактику и ортопедические методы замещения дефектов зубов и зубных рядов, возникших в результате какой-либо патологии.

4) Освоить методы диагностики, профилактики, различные виды протезирования и исправления деформаций челюсти и лица, возникших в результате травм, заболеваний и различных операций.

5) Знать методы профилактики, диагностики и ортопедического лечения стойких аномалий зубов, зубных рядов и челюстей у взрослых.


3. Перечень знаний и умений, приобретаемых студентами по завершении обучения
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

- этапы развития ортопедической стоматологии, роль ведущих ученых в развитии дисциплины, основы организации стоматологической помощи в Российской Федерации. Принципы оборудования стоматологического кабинета и зуботехнической лаборатории;

- биомеханику зубочелюстной системы и законы артикуляции;

- инструментальные и аппаратурные методы обследования, рентгенологические методы исследования;

- антропометрическое исследование челюстей и зубных дуг, абсолютную силу жевательных мышц, жевательное давление и методы их определения;

- методы определения жевательной эффективности, методы исследования общего состояния организма;

- методы подготовки больного к протезированию;

- классификацию материалов, применяемых в ортопедической стоматологии, основные и вспомогательные материалы;

- этиологию, патогенез, классификацию дефектов зубных рядов, методы ортопедического лечения;

- классификацию дефектов зубных рядов, изменения в зубочелюстной системе, диагностику, врачебную тактику и методы лечения;

- клиническую анатомию беззубого рта, классификацию беззубых челюстей, методики получения слепков, методы фиксации и стабилизации протезов, методики постановки зубов;

- классификацию, этиологию, патогенез, ортопедические методы лечения и профилактики болезней пародонта;

- классификацию, этиологию, патогенез, клинику и ортопедическое лечение патологической стираемости твердых тканей коронок зубов;

- классификацию, методы обследования, диагностику и дифференциальную диагностику, ортопедические методы лечения и профилактики заболеваний височно- нижнечелюстного сустава;

- аномалии прикуса, этиологию, патогенез, клинические формы, диагностику, комплексный подход к обоснованию лечения;

- зубочелюстные аномалии в сформированной зубочелюстной системе, методы ортопедического и комплексного лечения;

- ортопедические методы лечения с использованием имплантатов, диагностику, клинические показания, конструктивные особенности имплантатов и зубных протезов;

- компьютерные прецизионные, электро-эррозионные технологии при изготовлении зубных протезов, современные материалы и методы диагностики, современные научные и практические достижения в ортопедической стоматологии.


СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- оформлять документы первичного больного, заполнять историю болезни;

- проводить опрос пациента, сбор жалоб, анамнеза;

- проводить осмотр и обследование лица;

- пальпировать мягкие ткани лица и костной основы;

- пальпировать височно-нижнечелюстной сустав;

- определять высоту нижнего отдела лица в состоянии физиологического покоя;

- определять тип прикуса;

- оценивать состояние зубных рядов;

- проводить окклюзиографию, зондирование зубов, электроодонтодиагностику;

- определять степень подвижности зубов;

- определять глубину карманов градуированным зондом;

- заполнять одонтопародонтограмму с последующим её анализом;

- определять подвижность и податливость слизистой оболочки полости рта;

- проводить визуально-клиническое изучение диагностических моделей;

- проводить изучение модели в параллелометре;

- описывать рентгенограммы;

- интерпретировать результаты лабораторных и функциональных методов исследования, таких как: анализ крови и мочи, электрокардиография, рH ротовой жидкости, разность потенциалов в полости рта, реопародонтография, аллергические пробы, пробы микробной флоры полости рта;

- оценивать качество имеющихся протезов;

- формулировать диагноз;

- снимать старые несъемные конструкции;

- поводить избирательное пришлифовывание зубов;

- изготавливать временные шинирующие протезы в клинике;

- препарировать зубы под: штампованные коронки, эстетические коронки на основе штампованного колпачка, пластмассовые коронки, цельнолитые коронки, металлокерамические и металлопластмассовые коронки;

- снимать оттиски: анатомические, функциональные, двойные уточненные;

- изготавливать гипсовые модели челюстей;

- изготавливать восковые базисы с окклюзионными валиками;

- изготавливать индивидуальные ложки;

- изготавливать временные пластмассовые коронки клиническим методом;

- препарировать полости под вкладки различного типа (инлей, онлей, оверлей, пинлей);

- подготавливать корни под штифтовые «культевые» конструкции;

- изготавливать: вкладки (прямым методом), штифтово-культевые конструкции (прямым методом);

- определять центральное соотношение и центральную окклюзию при частичном и полном отсутствии зубов;

- припасовывать: вкладки, штифтово-культевые конструкции, штампованные коронки, пластмассовые коронки и мостовидные протезы, штампованно-паяные мостовидные протезы, цельнолитые каркасы несъемных протезов, металлокерамические и металлопластмассовые протезы, цельнолитые каркасы съемных протезов (бюгельных), индивидуальные ложки;

- производить проверку восковых конструкций съемных протезов;

- фиксировать: вкладки, штифтово-культевые конструкции, штампованные коронки, эстетические коронки на основе штампованного колпачка, металлокерамические и металлопластмассовые протезы, пластмассовые коронки и мостовидные протезы, штампованно-паяные мостовидные протезы, цельнолитые коронки и мостовидные протезы, цельнолитые бюгельные протезы, паяные бюгельные протезы, съемные пластиночные протезы при частичном и полном отсутствии зубов, съемные шины-протезы;

- проводить коррекцию съемных протезов.
4. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения ортопедической стоматологии:
- неорганическая и органическая химия

- биология

- анатомия человека

- топографическая анатомия

- физиология

- гистология и эмбриология

- биохимия

- микробиология

- иммунология

- фармакология

- патанатомия

- патофизиология



Учебный план по ортопедической стоматологии



Семестр

Учебных недель

Количество часов

Лекции

Практические занятия

Всего аудиторных

Самостоятельная работа

Всего

5
6
7
8
9
10

18
19
18
19
18
19

8
8
10
14
12
14

72
75
60
60
120
120

80
83
70
74
132
134

47
50
47
50
49
50

127
133
117
124
181
184

ИТОГО

66

507

573

293

866


II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение

Ортопедическая стоматология. История её основания (Андри, Абулькасема, Арколе, Фошар, Дюшато, Гудиер Шротт, Бонвиль, Гизи, Шпее и др.). Отечественные ученые, внесшие вклад в решение научных, организационных проблем, подготовки кадров (Е.И.Гаврилов, И.М.Оксман, В.Ю.Курляндский, А.И.Дойников, В.Н.Копейкин, Н.В.Калинина, П.Танрыкулиев и др.). Связь ортопедической стоматологии с другими медицинскими дисциплинами.

Понятие о здоровье и болезни, заболевании в клинике ортопедической стоматологии. Основные нозологические формы заболеваний зубочелюстной системы, подлежащие ортопедическим методам лечения. Определение понятий «симптом», «синдром», «патологическое состояние», «нозологическая форма».
Методы обследования больного.

Опрос больного (анамнез). Жалобы больного, история настоящего заболевания. Анамнез жизни. Перенесенные и сопутствующие заболевания. Осмотр лица и пальпация кожных покровов, костей лицевого черепа.

Определение состояния твердых тканей коронок зубов и пульпы. Зондирование. Определение степени разрушения зубов. Лазерная диагностика. Радиовизиографическое обследование зубов. Электроодонтометрия. Термометрия. Перкуссия. Болевая чувствительность. Методы биоэлектрических и электрохимических потенциалов в полости рта.

Определение состояния пародонта. Зондирование градуированным зондом глубины десневых и костных патологических карманов, кровоточивости. Определение устойчивости зуба в лунке (пародонтометрия). Перкуссия. Определение выносливости пародонта к давлению (гнатодинамометрия). Реопародонтография. Внутриротовая рентгенография, ортопантомография, панорамная рентгенография, радиовизиорентгенография с топографией пародонтольных тканей. Определение гигиенического индекса (ГИ), проба Шиллера-Писарева, индекс РМА (папильлярно-маргинально-альвеолярный индекс).

Определение состояния зубных рядов и прикуса. Изучение диагностических моделей – формы зубных рядов верхней и нижней челюсти; отсутствующие зубы, их количество; протяженность дефекта и его тип, вид смыкания зубных рядов в центральной окклюзии, определение высоты нижнего отдела лица. Изучение диагностических моделей в артикуляторе (окклюдаторе) в центральной окклюзии и при движениях. Профиллография зубных рядов. Определение положения зубов в зубном ряду и прикусе. Изучение диагностических моделей в параллелометре «параллелометрия». Определение площадок смыкания на окклюзионной поверхности с помощью окклюзионной, копировальной бумаги или методом окклюзиографии во рту, с переносом полученных данных на диагностические модели.

Определение состояния мышц. Пальпация поверхностно расположенных жевательных мышц. Функциональная активность мимических мышц (разговорная проба, проба – «улыбка»). Определение тонуса мышц – миотонометрия, электромиография.

Определение состояния височно-нижнечелюстного сустава. Осмотр и пальпация зоны проекции головок нижней челюсти. Аускультация. Обзорная рентгенография. Томография височно-нижнечелюстного сустава. Визуально-аппаратурное изучение движения нижней челюсти.

Определение функции жевания и жевательных движений нижней челюсти. Определение эффективности жевания функциональными пробами. Статические системы определения функциональной ценности зуба. Пародонтограмма, как метод функциональной оценки пародонта зубов в норме и при дистрофии тканей пародонта. Мастикациография и её расшифровка, анализ. Электромиография. Сочетанная методика – электромиомастикациография. Графическая запись смещений нижней челюсти при жевательных движениях.

Определение состояния слизистой оболочки полости рта. Осмотр и пальпация. Определение болевой чувствительности (эстезиометрия температурной и вкусовой чувствительности). Определение величины податливости. Цитологический метод. Биопсия. Бактериологическое исследование.

Определение функции слюнных желез и характера ротовой жидкости. Пальпация околоушных, подчелюстных желез и определение их функции. Определение вязкости слюны и её количества. Рентгенометрия ротовой жидкости. Гальванометрия. Спектральных анализ слюны.

Определение состояния костей лицевого черепа. Осмотр. Пальпация. Обзорная внеротовая рентгенография. Телерентгенография. Остеометрия. Общий клинический и биохимический анализ крови и мочи.
Симптоматология основных нозологических форм стоматологических заболеваний, подлежащих ортопедическому лечению.

Патология твердых тканей зубов, частичное отсутствие зубов (не осложненные и осложненные формы). Полное отсутствие зубов, болезни пародонта, патологическая стираемость, болезни височно-нижнечелюстного сустава, челюстно-лицевая патология.


История болезни.

Внесение данных обследования больного в историю болезни. Отражение общего состояния и стоматологического статуса. Заполнение одонтопародонтограммы. Совокупный анализ полученных результатов обследования. Диагноз и диагностический процесс в ортопедической стоматологии. Формулирование диагноза, включающего морфологические, топографо-анатомические, этиологические, патогенетические, эстетические и функциональные факторы. Составление плана ортопедического или комплексного лечения и его реализация. Эпикриз. Значение истории болезни как научно-медицинского и юридического документа. Заполнение заказа-наряда как финансово-юридического документа.


Задачи ортопедического лечения.

Профилактика патологии жевательного аппарата, восстановление формы, функции и эстетики зубочелюстной системы. Психотерапевтическое действие ортопедического лечения.

Методы лечения, применяемые в клинике ортопедической стоматологии: зубное протезирование (протетические), аппаратурные, аппаратурно-хирургические с использованием компактостеотомии, имплантации, реконструктивных операций, ЛФК с физиотерапией, медикаментозные, психотерапевтические.

Зубной протез, как лечебный аппарат и профилактическое средство. Классификация протезов по способу передачи жевательной нагрузки (через периодонт, слизистую оболочку и комбинированная передача). Съемные и несъемные протезы.


Основы материаловедения.

Классификация материалов. Общие биологические, токсикологические, технологические и физико-механические требования к стоматологическим материалам.

Слепочные (оттискные) материалы. Их классификация. Кристаллизующиеся (nine), цинкоксидэвгеноловые, эластические (альгинатные, силиконовые, тиоколовые, поливинилсилаксановые), термопластические (компаунды, гидроколлоидные).Методика работы с ними и показания к применению. Ложки для снятия слепков (стандартные, индивидуальные). Классификация слепков – рабочие и вспомогательные, анатомические и функциональные. Методика получения различных видов слепков.

Сплавы металлов для изготовления зубных протезов. Благородные сплавы. Сплавы на основе золота, золота-платины, золота-палладия, палладия-серебра и др.. Припои для спаивания частей протезов из благородных сплавов. Химический состав, физико-механические и технологические свойства. Неблагородные сплавы. Хромоникелевые нержавеющие стали для изготовления штампованных коронок, литья тела мостовидного протеза и кламмеров. Химический состав. Физико-механические и технологические свойства. Припои для нержавеющей стали. Сплавы на основе кобальта, хрома, никеля, титана. Химический состав, физико-механические и технологические свойства. Показания к применению различных видов сплавов. Сплавы с эффектом «памяти» формы. Природа эффекта «памяти». Физико-механические и технологические свойства. Показания к применению. Легкоплавкие (вспомогательные) сплавы на основе: олова, свинца, висмута. Химический состав, физико-механические и технологические свойства. Показания к применению.



Пластмассы и композитные материалы.

Пластмассы акрилового ряда. Метилметакрилат. Химическая природа. Разновидности. Физико-механические и технологические свойства пластмассы горячего и холодного отверждения. Процесс полимеризации и его влияние на состояние готового изделия. Пластмассы базисные и для облицовки металлических каркасов зубных протезов. Эластические пластмассы. Химический состав. Физико-механические и технологические свойства. Показания к применению и методика изготовления протезов из них. Композитные материалы химического и двойного (светоотверждаемые) отверждение типа «Rocatek Visio Gem», «Isosit» и др.. Химическая природа. Физико-механические и технологические свойства. Технология изготовления из них коронок, мостовидных протезов и как облицовочного материала (МП-протезы).

Фарфор. Состав и свойства зубного фарфора. Технологические свойства при изготовлении фарфоровых коронок и мостовидных протезов, а также при облицовке металлических каркасов зубных протезов (МК-протезы).

Стеклокристаллические материалы типа «Ситаллов», «Art-Glass», «Targis Vektrix» и др.. Химическая природа. Физико-механические свойства. Технологические особенности применения при изготовлении несъемных зубных протезов.

Сверхпрочный гипс (супергипс) для изготовления комбинированных (разборных) моделей. Химический состав, физико-механические и технологические свойства.

Воск и восковые композиции. Классификация восковых композиций. Химический состав, физико-механические и технологические свойства. Показания к применению различных видов восковых композиций.

Массы для дублирования моделей (типа гелина, силиконовые и др.). Состав. Свойства. Методика применения.

Огнеупорные материалы для изготовления рабочих моделей. Формовочные огнеупорные материалы. Химический состав. Физико-механические и технологические свойства. Определение понятия «компенсационные» материалы.

Шлифующе-полирующие материалы для металла и пластмасс: корунд, алмаз, наждак, карборунд и др., как основные шлифующие материалы. Паста «Гон», на основе окислов хрома, окислов железа, мел и др., как основные полирующие материалы.
Технологии изготовления зубных протезов и аппаратов.

Изготовление гипсовых моделей челюсти из гипса, супергипса: разборных, огнеупорных. Особенности отливки модели по двойному уточнённому слепку. Изготовление восковых базисов с прикусными валиками. Изготовление искусственных коронок: штампованных и литых цельнокерамических, с облицовкой из пластмассы и керамики; пластмассовых и фарфоровых.

Изготовление мостовидных несъемных протезов штампованно-паяным и цельнолитым методами. Технология облицовки пластмассами и керамикой.

Изготовление литых вкладок на разборных моделях из супергипса. Прецизионные технологии вкладок, коронок и мостовидных протезов.

Изготовление разных конструкций штифтовых зубов.

Технология паяния и сварки неблагородных и благородных сплавов металлов. Припои.

Технология литья. Понятие «литниковая система». Методы плавки сплавов металлов. Методы литья сплавов металлов.

Изготовление съемных пластиночных протезов при частичном отсутствии зубов. Искусственные стандартные зубы и их характеристика. Элементы фиксации – кламмер, аттачмен, телескопическая коронка, балочная. Техника изготовления. Понятие о «кламмерной линии», «кламмерной плоскости» фиксации протезов. Расположение элементов фиксации на зубе. Постановка искусственных зубов в артикуляторе (окклюдаторе) на искусственной десне и на «приточке». Процесс замены воскового базиса протеза на пластмассовый. Методы прессования и литьевой при изготовлении пластиночных протезов из пластмасс.

Изготовление съемных пластиночных протезов при полном отсутствии зубов. Классическая теория Гизи-Ганау-Бонвиля, сферическая теория Монсона – основы для определения центральной окклюзии, и постановки искусственных зубов при полном отсутствии естественных зубов. Системы артикуляторов и методики постановки искусственных зубов в них.

Починка съемных пластиночных протезов.

Изготовление бюгельных протезов. Технология бюгельных протезов цельнолитым методом. Типы опорно-удерживающих кламмеров и их характеристика. Определение понятий «дуга-пластина», искусственный базис.

Изготовление ортодонтический аппаратов механического, функционального и сочетанного действия. Результаты функций. Активаторы. Определение понятия «величина силы действия ортодонтического аппарата». Современные технологии в ортодонтии.

Изготовление челюстно-лицевых аппаратов репонирующего, фиксирующего, формирующего, замещающего действия и комбинированных. Экзопротезы.
Основные этапы клинического и технологического процессов при ортодонтическом лечении.

Обследование больного, постановка диагноза, определение плана лечения и выбора конструкции зубного протеза.

Дальнейшие этапы зависят от многих факторов, определяющих тактику врача и зубного техника, однако базовыми являются следующие:

- препарирование зубов;

- снятие слепков (оттисков);

- отливка гипсовых моделей челюстей и изготовление восковых базисов с прикусными валиками;

- определение центральной окклюзии (как вариант – фиксация центральной окклюзии силиконовыми материалами);

- изготовление в лаборатории опорных и фиксирующих элементов зубных протезов, их временных моделей;

припасовка элементов конструкций зубных протезов, проверка конструкций протезов исходя из клинических и технических требований к зубным протезам;

- завершающие этапы лабораторной техники изготовления зубных протезов (облицовка, полимеризация, обжиг керамики, шлифование, полирование и др.);

- припасовка и фиксация зубных протезов.

Рекомендации по гигиеническому уходу за протезами и полостью рта при наличии в них протезов. Коррекция зубных протезов в период адаптации к зубным протезам. Реабилитация ортопедических больных. Диспансерное наблюдение за пациентами с зубными протезами (аппаратами).


следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа по ортопедической стоматологии на 2010/11 учебный год.
1147.05kb.
7 стр.
Рабочая программа по русскому языку 9 класс 2010 -2011 учебный год
734.46kb.
4 стр.
Информация кафедры стоматологии для студентов 3, 4 и 5 курса Факультета стоматологии и медицинских технологий
296.19kb.
1 стр.
Учебный план и образовательно-профессиональная программа специализация (клиническая ординатура) по специальности
132.58kb.
1 стр.
Рабочая программа по музыке 2010 2011 учебный год
300.61kb.
1 стр.
Рабочая программа по математике для 6 «Б» класса на 2009 -2010 учебный год
521.18kb.
4 стр.
Рабочая программа по математике для 6 «Б» класса на 2009 -2010 учебный год
975.56kb.
7 стр.
ОрганизациЯ ортопедиЧеской стоматологиЧеской помощи
1878.37kb.
6 стр.
Рабочая программа курса в классе на 2009-2010 учебный год учитель
382.17kb.
1 стр.
Рабочая программа производственной (педагогической) практики 2010-2011 учебный год
226.04kb.
1 стр.
Рабочая программа По географии для 10-11 классов на 2009-2010 учебный год Учитель: Забродина на
367.19kb.
1 стр.
Рабочая программа по учебной дисциплине терапевтической стоматологии для студентов стоматологического
2526.32kb.
11 стр.