Главная страница 1
Развитие субъектности участников образовательного процесса

Формирование компетентностей субъектов образовательного процесса


Белан И.В.

ГУ «Средняя общеобразовательная

разноуровневая многопрофильная

школа № 37»


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной и социальной компетентностей младшего школьника.

Эффективность использования того или иного развивающего активного метода во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства; демократическим стилем обучения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми, знанием реальных возможностей учащихся. Также следует отметить необходимость системности в использовании активных форм, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, уменьшения различных видов учительской помощи.

В процессе применения активных форм обучения нужно выделять следующие этапы:

I этап. Мотивационный и планово-подготовительный.



  • Мотивационный: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают идеи.

  • Планово-подготовительный: определяется тема и цели проекта, формируются задачи, вырабатывается план.

II этап. Процессуально - содержательный.

Учитель формирует умение:



  • пользоваться системой «обследовательских» действий;

  • использовать наблюдение и самонаблюдение как способ познания;

  • использовать сенсорные и интеллектуальные (сравнение, сопоставление, классификация, и т.д.) способы познания;

  • планировать ход наблюдения, поисковой деятельности;

  • оперировать моделями, схемами;

  • планировать деятельность и понятно рассказывать об этапах работы;

  • иметь эмоциональный комплекс догадки – раздумье (сомнение, уверенность и т.д.);

  • исправлять ошибки;

  • самостоятельно пользоваться различными источниками приобретения знаний;

  • самостоятельно применять доступные способы познания (измерение, сравнение, классификация и т.д.).

III этап. Рефлексивно-оценочный.

Учитель формирует умение:



  • анализировать и делать выводы;

  • использовать разные способы проверки предположений;

  • самостоятельно находить способ оценки при решении творческих задач;

  • контролировать свои действия и действия товарищей;

  • испытывать эмоции радости открытия и успеха;

  • использовать рассуждения, речь – доказательство;

  • проявлять индивидуальный стиль деятельности.

Мы думаем, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и активизация личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Снижение интереса к учебной деятельности учащихся, спад качества знаний побудило нас к поиску таких форм обучения, методов и приемов, что позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают распознавать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Мы убеждены, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Использование активных форм и методов обучения являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой.

Наряду с формированием и развитием устойчивого познавательного интереса к учебному материалу, необходимо создать условия для социализации ребенка, развить некоторые качества и сформировать определенный уровень социальных умений, что позволило бы ему развить и реализовать свои способности.

Для формирования и развития социальной компетенции нужны такие формы организации обучения, которые позволяли бы моделировать ситуации и коммуникативные задачи из сфер социального общения и взаимодействия, свойственные определенному возрасту. Дети в большинстве своем индивидуалисты, предпочитают трудиться в одиночку, поэтому важно, чтобы это были и индивидуальные, и коллективные формы работы (парные, групповые, командные), которые дают возможность ребенку адаптироваться к взаимодействию с другими детьми, научиться прислушиваться к мнению других, высказываться и отстаивать свою точку зрения, корректировать свое поведение и подчинять свои интересы интересам коллектива, команды.

По нашему мнению, наиболее эффективными формами и методами обучения, способствующими развитию познавательной и социальной компетентностей младших школьников, являются:

1. нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма).

2. постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.

3. использование видео и компьютерной наглядности, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

4. использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей». Эффективным диагностирующим материалом является упражнение на составление синквейна по изученному вопросу.

5. Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).

6. Реализация индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава).

7. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).

8. Выполнение школьниками заданий творческого характера (мини-сочинение, эссе, фотовыставка, сюжет видеофильма, кроссворд, сканворд, ребусы, анаграммы, предметные рисунки).

9. Нетрадиционные виды уроков, которые отличаются от традиционных следующими принципами:



  • максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке;

  • поддержка альтернативности и множественности мнений;

  • педагогически обоснованная дифференциация учащихся по следующим критериям: учебные возможности, интересы и склонности, характер мышления.

Используем: видео-урок, урок-экскурсия, урок-спектакль, урок-праздник, урок-интервью, урок творчества, интегрированный урок, урок-проект.

Однако использование выше обозначенных активных форм организации обучения будет эффективным только при соблюдении следующих условий:



  • активная заинтересованность педагога в формировании не столько ЗУНов, сколько образовательных компетенций;

  • переход к «субъект-субъектному» варианту взаимодействия между учителем и учащимися;

  • постоянный рост самостоятельной работы учащихся;

  • методическое обеспечение практического обучения по учебным дисциплинам;

  • обновление материальной базы и ее соответствие современным технологиям образования и др.

Так же одним из главных условий успешной деятельности учителя является умение отслеживать последовательность своих действий и их результаты. В связи с этим перед нами встала проблема разработки системы отслеживания уровня сформированности познавательной и социальной компетенций у учащихся.

Компетентностный подход требует изменений в системе оценивания. Недостатками традиционного подхода в образовании является преимущественная ориентация контрольно-оценочных средств на проверку репродуктивного уровня усвоения, на проверку лишь фактологических и алгоритмических знаний и умений. Необходима переориентация контроля на оценку способности учащихся применять полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях, использовать освоенное для решения практически-познавательных и социально-ориентационных задач.

Для оценки уровня результата образования в виде совокупности сформированности компетентностей мы используем количественный метод оценки.

Выделяем определенное число параметров. В частности, при обучении дисциплин начальной школы в познавательной и социальной компетенциях: знания, умения, социальная ориентация, познавательная мотивация (за каждый из параметров максимальный балл - 5). Вводим весовые коэффициенты, например: для знаний – 1, для умений – 1,5, для социальной ориентации – 2 и для познавательной мотивации – 2. Затем, суммируя все знания, умения и качества личности с учётом весовых коэффициентов: 5 • 1 + 5 • 1,5 + 5 • 2 + 5 • 2, получаем максимально возможный результат: 32,5 – это соответствует 100 %.

Далее выделяем уровни сформированности компетентностей:

До 50% – низкий; 50–70% – удовлетворительный; 70–90% – достаточный; выше 90% – высокий.

На основе проведенных диагностик и наблюдений, используя количественный метод оценки, описанный ранее, выявляем уровень сформированности компетентностей каждого ученика класса.
Таблица 1. Уровень сформированности познавательной и социальной компетентностей учащихся класса

ФИ учащегося

параметры

%

уровень

знания

умения

социальная ориентация

познавательная мотивация

Иванов Андрей

4

4

4,5

4

83

достаточный

Петров Иван

5

4

5

4,5

92

высокий

На основе полученных данных (на всех учащихся класса) строится диаграмма.



Диаграмма 1. Уровень сформированности познавательной и социальной компетентностей класса


Таким образом, если модернизировать все компоненты педагогической системы (цели, содержание, формы, средства и методы обучения), а так же методику оценки достижений учащихся, то такая работа позволит осуществить успешное формирование ключевых компетентностей современного выпускника начальной школы.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Ю.К. Бабинский. Педагогика. М.: Просвещение, 1983г.

  2. Кузьменко О.Ю. Динамика развития социокультурной компетенции учащихся. // Международный сборник научных трудов. Отв. ред. В. М. Курицын. Шуя: Весть, ШГПУ, 2002. С. 56 – 60.

  3. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок. Ростов-на-Дону: Учитель, 2001.

  4. Барлукова М.Н., Гроголь Н.В. Формирование ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями модернизации образования // Қазақстан мектебіндегі басқарушы – Администратор в Казахстанской школе. 2008. №1(9). с.3-6.

  5. Иванов Д.А. Компетенции как результат образования. Что такое «компетентный подход» в образовании? // Школьные технологии. 2007. № 6. с.77-82.

  6. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.


Смотрите также:
Развитие субъектности участников образовательного процесса Формирование компетентностей субъектов образовательного процесса
78.97kb.
1 стр.
Развитие субъектности участников образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность учащихся
121.34kb.
1 стр.
Формирование компетентностей субъектов образовательного процесса
74.94kb.
1 стр.
Формирование компетентностей субъектов образовательного процесса
62.61kb.
1 стр.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности моу гимназии №26
849.46kb.
6 стр.
Стратегия и тактика образовательного процесса в рекламной отрасли
87.05kb.
1 стр.
Формирование информационной культуры участников образовательного процесса на основе использования
77.58kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке программы развития образовательного учреждения
360.19kb.
2 стр.
Современный урок. Его роль в развитии базовых компетентностей участников образовательного процесса
167.33kb.
1 стр.
Организация работы по обеспечению безопасности участников образовательного процесса и профилактике детского травматизма
150.48kb.
1 стр.
Мим линк. Чернявская А. Г. Методы обучения
64.02kb.
1 стр.
Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе
901.45kb.
6 стр.