Главная страница 1
ПРОГРАММА-МИНИМУМ

кандидатского экзамена по специальности



13.00.02 - «Теория и методика обучения и воспитания»

(история)

по педагогическим наукам

 Введение

Экзамен кандидатского минимума по специальности 13.00.02 –Теория и методика обучения и воспитания (история) является традиционной формой аттестации специальной и методической подготовки аспирантов и соискателей вуза, их научно-исследовательской деятельности в области частной методики.

Цель кандидатского экзамена заключается в определении уровня общей личностной культуры, профессиональной компетентности и готовности аспиранта (соискателя) к научно-исследовательской деятельности в области теории и методики обучения истории и к научно-педагогической деятельности в средних общеобразовательных и высших учебных заведениях.

Программа экзамена предполагает детальное освоение аспирантом (соискателем) теоретико-методологических оснований методики обучения истории и формирование на их основе собственного исследовательского подхода.



Раздел 1. Теория обучения

Образование как социально-культурный феномен, основной путь присвоения общечеловеческого опыта. Содержание образования. Научные основы содержания образования. Содержание Образования как фундамент культуры личности. Гуманитаризация и гуманизация содержания образования. Государственный образовательный стандарт. Критерии отбора и построения содержания образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Теория познания как методологическая основа процесса обучения. Закономерности и принципы обучения. Основные дидактические теории: теория развития личности в различных образовательных системах; теория развивающего обучения; теория учебной деятельности и ее субъекта; теория содержательного обобщения; теория поэтапного формирования умственных действий; теория единства слова и наглядности в обучении; теория пояснительно-иллюстративного, проблемного, программированного и компьютерного обучения.

Обучение как дидактическая система и как одна из подсистем целостного педагогического процесса. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Структура, цели и результаты процесса обучения. Единство преподавания и учения. Психология индивидуального подхода к учащимся. Психолого-педагогический анализ урока, личности учащегося и классного коллектива. Взаимосвязь образования и самообразования личности. Взаимообучение. Сущность профессионально-педагогической деятельности. Компоненты педагогического мастерства. Учитель как руководитель и воспитатель.

Психологическая сущность и структура процесса учения. Сущность и соотношение понятий: познание, научение, обучение, учение, учебная деятельность. Психологические закономерности и механизмы обучения. Обучение как система организованных взаимодействий, направленных на решение образовательно-воспитательных задач. Психология процесса усвоения. Активизация и формирование внимания школьников. Мотивация учебной деятельности учащихся. Психология способностей. Соотношение памяти и мышления в процессе учения. Эмоционально-волевая сфера личности обучающегося. Самостоятельность и творческая активность учеников в процессе обучения. Основные психолого-педагогические проблемы и трудности традиционного обучения. Соотношение понятий: обучение – развитие – воспитание – социализация – адаптация.

Образовательные технологии и методы обучения. Педагогическая технология как упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса. Основные образовательные технологии: адаптивные, развивающие, личностно-ориентированные, диалоговые, модульные, контекстные, информационные, уровневой дифференциации обучения, группового воздействия, суггестологии, мультимедиатехнологии, игротехники, технологии педагогического общения, диагностики, прогнозирования, саморазвития, коррекции.

Практические методы обучения. Индуктивные и дедуктивные методы обучения. Репродуктивные, проблемно-поисковые методы обучения. Методы стимулирования личности в обучении. Методы контроля и самоконтроля в обучении.

Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Основные функции и организация процесса оценивания знаний. Диагностический, предупреждающий, текущий, итоговый контроль. Методы устного, письменного и машинного контроля. Преодоление формализма в оценке деятельности учащихся и учителя. Основные проблемы современной психолого-педагогической диагностики.

Модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Инновационные процессы в образовании. Педагогические технологии, их виды. Авторские школы. Диагностические, групповые, массовые (фронтальные) формы организации обучения. Классно-урочная система обучения. Другие организационные формы учебной работы: практикумы и семинары; факультативы; учебные экскурсии; домашняя учебная работа учащихся; самообразование (экстернат, очно-заочная форма и другие).

Понятие о профессиональном мастерстве учителя истории: педагогическая техника, искусство общения, организаторские умения, личностные качества. Профессиограмма труда учителя. Педагогические стили и типы преподавания. Педагогический опыт учителей-новаторов.

Раздел 2. Содержание базового предмета «история»

1. Древний мир

Основные проблемы истории первобытного общества в современной науке.

Народы и государства Древнего Востока. Египет от Геродота до наших дней. Хозяйственная деятельность и социальная структура. Политический строй и внешняя политика. Культура Древнего Египта. Вклад русских и зарубежных ученых в египтологию (Б.А.Тураев, В.В.Струве, М.Э.Матье, В.И.Авдиев, П.Монте и др.).

Древние государства Шумера и Аккада. Заслуги советской и зарубежной историографии (И.М.Дьяконов, Н.Д.Флиттнер, С.Н.Крамер, В.А.Белявский и др.). Основные источники и проблемы изучения истории вавилонского царства. Древняя Ассирия, Иран, Индия, Китай. Вклад ученых в изучение этих цивилизаций (М.А.Дандамаев, Г.М.Бонгард-Левин, Н.И.Конрад и др.).

Древняя Греция. Понятие античности. Основные источники. Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Аристотель, Плутарх. Эпиграфика и археология. Феномен мифологии в древнегреческой истории. Отражение мифологии в трудах А.Ф. Лосева.

Крит и ахейские государства. Гомер и гомеровский период. Архаическая Греция VIII-VI вв. до н.э. Полис. Становление рабовладельческой демократии. Греко-персидские войны. Классическая Греция и расцвет демократии. Кризис полиса. Македонская гегемония. Материальная и духовная культура греков, быт и нравы.

Период эллинизма. Достижения эллинистической культуры. Вклад в изучение истории Древней Греции Р.Ю. Виппера, Т.Н. Грановского, С.И. Ковалева, В.С. Сергеева, А.В. Мишулина, К.М. Колобовой.

Древний Рим. Условность терминологии. Источники. Античные авторы. Анналы. Памятники римского права.

Проблемы истории раннего Рима. Эпоха Римской республики.. Завоевание Римом Италии и борьба за господство в Средиземноморье. Социально-экономические проблемы римской истории 11-1 вв. до н.э. Политический строй. Падение Римской республики. Римско-италийская культура и быт.

Римская империя. Принципат Августа. Империя в период доминанта. Культура и быт периода империи. Кризис Римской империи. Христианство. Падение Рима. Вклад в изучение истории Древнего Рима Т. Моммзена, • Р. Мартэна, У. Вестермана, Н.А. Машкина, С.Л. Утченко, Г.С. Кнабе, М.Е. Сергиенко. Вклад современных ученых в изучение истории ревнего мира (А.И. Немировский, Л.С. Ильинская, В.И. Уколова и другие).



2. Истории Средних Веков

Происхождение и содержание понятия "средние века". Основные источники.

Раннее средневековье. "Великое переселение народов". Варвары в III-II вв. до н.э. Образование варварских королевств. Франкское государство. Византия в IV-XI вв. Арабы и мусульманский мир в эпоху раннего средневековья. Историография раннего средневековья (Р.Ю. Виппер, Н.П. Грацианский, М.А. Барг, Н.Ф. Колесницкий, Н.А. Косминский, А.Р. Корсунский, А.И. Неусыхин).

Эпоха классического средневековья. Социальная структура средневекового общества, современные аспекты ее изучения. Европейское общество в XI-XIII вв. редневековая деревня. Рыцарство. Духовенство и церковь. Ордена. Мир средневекового человека.

Политическая карта Европы в X-XIII вв. Англия. Франция. Германия. Централизация государств. Феодальный город в Западной Европе и расцвет средневековой культуры, быт, образование. Достижения культуры.

Средневековая Европа на пороге перемен. Столетняя война. Кризисы и социальные потрясения XIV в. Складывание национальных государств в XV в. Кризис католической церкви. Итоги развития Европы к концу XV в. Достижения историографии в изучении классического средневековья (Ж.Ле Гофф, Л.Я. Гуревич, Л.П. Карсавин, Б.А. Филиппов, А.Л. Ястребицкая, Э. Поньон).

Проблема периодизации: позднее средневековье или раннее новое время? Великие географические открытия. Реформация и революционные потрясения в странах Европы. Складывание абсолютизма. Время экономических перемен. Возрождение. Культура Возрождения. Новое мировоззрение.

Вклад медиевистики в изучение позднего средневековья: В.Ф. Семенов, С.Д. Сказкин, М.М. Смирин, А.Н. Чистозвонов, В.И. Рутенбург, В.В. Штокмар. Вклад современных ученых в изучение истории средних веков.



3. История России

История России - часть всемирной истории. Периодизация. Факторы, влияющие на историческое развитие России. Восточные славяне и их соседи. Ранняя интеграция народов на Восточно-европейской равнине. Восточнославянский город: особенности становления и развития. Появление социальной дифференциации и классовых различий (Р. Пайпс, Л.Н. Гумилев, В.Я. Петрухин, В.М. Гобарев, Л. Люкс и др.).

Становление славянской государственности и ее центры в X-XIII вв. "Норманская теория". Киевская Русь. Основные направления внешней политики Руси (Х - начало XIII вв.). Крещение Руси. Племенной сепаратизм и феодальная раздробленность. Истоки русского "самовластия". Культура Руси в Х - начале XIII вв. (В.В. Бычков, Б.Д. Греков, Б.А. Рыбаков, И.Я.Фроянов, В. Янин).

Русские княжества в первой половине XIII в., борьба за независимость в XIII в. Золотая Орда: политика и мораль. Перемещение центра государственности. Куликовская битва, освещение и оценка ее в письменных источниках и литературе. Потери и приобретения времен феодальной войны XV в. Русская культура XIV-XV вв. (Д.С. Лихачев, М.Н. Тихомиров, А.Н. Сахаров).

Формирование единого Российского государства. Сословное общество. Реформы и внешняя политика России в 50-е гг. XVI в. Опричнина. Династический кризис. "Смутное время". (А.А. Зимин, В.Б. Кобрин, Р.Г. Скрынников, С.О. Шмидт, А.Л. Юрганов).

Россия в XVII в.: экономика, внутренняя и внешняя политика. Новое в культуре и быте России XVII в. (В.И. Буганов, С.М. Соловьев).

Реформы Петра I, их характер. Россия в эпоху дворцовых переворотов. "Просвещенный абсолютизм" Екатерины II. Внутренняя и внешняя политика: становление имперского сознания. Идейная оппозиция. Народные движения (Е.В. Анисимов, В.И. Буганов, И.А. Заичкин, А.И. Павленко, И.Н. Почкаев).

Реформы и контрреформы XIX в. Экономическое развитие России в XIX в. Отечественная война 1812 г. Движение декабристов. Русский либерализм. Народничество. Марксистские организации. Национальная политика. Российские колонии. Основные тенденции развития русской культуры (А.Я. Гордин, В.В. Леонтович, Ф.М. Лурье, Н.С. Киняпина, М.В. Нечкина).

Российская экономика в начале XX в. Общенациональный кризис. Революция 1905-1907 гг.: политические и социальные итоги. Россия в 1907-1914 гг. Политические партии. Основные вопросы государственных дум и их решение. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Участие России в первой мировой войне. От февраля к октябрю 1917 г. Серебряный век русской культуры (В.Г. Тюкавкин, А.Я. Аврех, В.И. Бовыкин, Э.Н. Бурджалов, Р.Ш. Ганелин, К.Н. Тарновский и др.).

Россия в 1917-1930 гг. Революция или переворот 1917 г.? Государственное строительство и национальная политика. Брестский мир. Гражданская война. Политика "военного коммунизма". Рождение и основные черты НЭПА. Политика и культура в период нэпа. Альтернативы развития советского общества в конце 20-х гг. Становление тоталитарного режима. Репрессии 30-х гг. СССР в системе международных отношений в 20-е - 30-е гг. и накануне второй мировой войны. Культура 30-х гг. (В.В. Кабанов, Д.А. Волкогонов, М.М. Горинов, А.Л. Литвин, Э.В. Клопов, Е.А. Осокина).

Участие СССР во второй мировой войне: основные этапы, значение победы, последствия войны (Г.Л. Розанов, А.М. Самсонов, Н.В. Романовский).

СССР в 1945-1953 гг. Восстановление хозяйства, выбор модели экономического развития. Возобновление репрессий. Внешняя политика. Утверждение имперской идеологии. Культура и общественное сознание (Н. Верт, Д.А. Волкогонов, Е.Б. Зубкова).

СССР в 1953-1980-е гг. XX съезд КПСС. Либерализация политического режима. Социально-экономическое развитие и внешняя политика. Борьба за власть в 1953-1959 гг. Консервативный курс 2-ой половины 60-х гг. Культура в период "оттепели". Кризис в духовной сфере жизни общества. Инакомыслие (Б.В. Аксютин, Р.А. Медведев, А.Д. Сахаров, Г.А. Арбатов).

Политические противоречия внутри страны и кризис власти в середине 80-х гг. Поиски путей "совершенствования социализма". Экономические проблемы 80-х гг. Новое политическое мышление. Внешняя политика. Перестройка и ее кризис. Августовский путч. Распад СССР. Проблемы экономического развития России в 1991-1996 гг. Национальная политика в 80-90-х гг. Основные политические партии и объединения. Достижения и провалы российских реформ. Россия и мировое сообщество. Духовные и нравственные ценности (В.И. Болдин, А.А. Ляховский, Д.В. Дзидоев).



4. Новая и новейшая история

Периодизация эпохи нового времени. Начало модернизации и "старый порядок" в Европе. Политика меркантилизма. Колониальная экспансия. Изменения в социальной структуре общества (М.А. Барг, И.П. Магдинович, Е.Б. Черняк, А.Н. Чистозвонов).

Изменения в мировоззрении людей. Век Просвещения. Идеи протестантизма. Просвещенный абсолютизм. Ранние буржуазные революции XVI-XVIII вв. (И.Р. Григулевич, А.З. Манфред).

Промышленная революция. Формирование индустриального общества. Открытия в науке и технике. Развитие парламентаризма. Утверждение конституционных порядков.

Начало рабочего движения и зарождение социалистического идеала. Первые выступления и организации. Национально-освободительное и колониальное движение (А.Л. Нарочницкий, О.В. Орлик, В.Ф. Потемкин, Ф.Меринг).

Внешняя политика крупнейших стран мира в новое время. Внешнеполитические союзы. Мир накануне XX в. Проблемы национализма, милитаризма, европоцентризма (А.З. Манфред, Е.В. Тарле, В.Г. Сироткин, В.А. Георгиев, С.М. Соловьев, Н.С. Киняпина, М.Т. Панченкова, В.И. Шеремет).

Мир в начале XX в. Проблемы экологическая, демографическая, продовольственная и другие. Усиление сепаратистских тенденций. Человек в начале XX в. Демократизация образа жизни. Индивидуализм. Массовое сознание и массовая культура (Ф. Фукуяма, Э. Валлерстайн).

Первая мировая война и ее последствия. Динамика демократии и авторитаризма. Промышленный подъем и великая депрессия. Утверждение фашизма в Европе (К.Б. Виноградов, З.М. Гершов, В.В. Готлиб, И.Н. Каверин, Д.М. Проэктор).

Мир накануне второй мировой войны. Основные этапы второй мировой войны. Образование антифашистской коалиции. Мировая экономика в годы войны. Экономика СССР (В.М. Бережков, В.Г. Трухановский, В.К. Федоров, С.А. Маргойт, Г.А. Якобсен, К. Типпельскирх).

Международные отношения после второй мировой войны: тенденции и этапы развития. Военно-политические блоки и союзы. Глобальные конфликты и их последствия. Становление политических систем. Взаимоотношения стран Запада и Третьего мира (Н.Н. Молчанов, В.П. Смирнов, К. Огден, Б. Тавровский, А.А. Фурсенко).

Научные открытия и развитие техники в XX в. Основные философские теории и идейно-политические течения. Научно-технический прогресс и его последствия. Многообразие духовных ценностей и культур в мировой культуре XX в. Мир и человек накануне XXI в. Глобальные проблемы современности и поиски путей их решения ( Н.Н. Моисеев, В.М. Полевой, П.Г. Олдак, В.П. Федоров, Г.Л. Фактор).

Раздел 3. Теория и методика предметного образования

1. Методика обучения истории как современная педагогическая дисциплина

История становления и развития теории и методики обучения истории. Критерии научности методики обучения истории. Дискуссии 2-ой половины XX в. о научности методики.

Методологические основы школьных курсов истории как комплекс категорий и принципов исторической и педагогической науки. Методология исторического анализа и ее отражение в школьном обучении. Социальные функции истории, их воплощение в целях обучения истории. Системообразующие и методологические категории исторического знания, его ценностные и оценочные компоненты.

Поиски предмета методики в современных педагогических исследованиях. Соотношение понятий: "методика", '"технология", "ремесло". Связь методики с педагогическими и гуманитарными дисциплинами, ее специфика. Методика преподавания истории как педагогическая наука. Дидактический потенциал истории. Соотношение теории и практики обучения истории. Социокультурный аспект взаимодействия теории, методики и практики обучения истории. Методика и мастерство учителя. Организация научно-методического исследования.



2. Школьное историческое образование на современном этапе

Проблемы и трудности реформирования системы школьного обучения истории. Поиски новых концепций содержания школьного исторического образования, методов, форм и средств обучения. Обновление структуры исторического образования. Объекты стандартизации. Требования к уровню исторической подготовки школьников. Базовое и дополнительное образование по истории. Концентры, их цели, задачи и значение в изучении предмета. Изменение количественных и качественных параметров школьных курсов истории. Образовательно-воспитательный, развивающий потенциал школьных курсов истории. Специализация и интеграция обучения истории. Профильное и углубленное обучение. Региональный компонент.

Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта исторического образования.

3. Методика обучения истории в свете смежных дисциплин

Философская основа современного обучения истории. Методологическая основа процесса обучения и философия образования. Психологические аспекты изучения истории в школе. Историко-психологический подход в обучении. Учет особенностей современного школьника: информативность, интерактивность, блочное восприятие учебного материала, нестандартное и независимое мышление, толерантность, эмоционально-ценностная и личностная значимость исторических знаний.

Место и роль исторического знания в системе учебных дисциплин общеобразовательной школы. Междисциплинарные связи исторического образования.

Познавательные возможности обучения: возрастной и функциональный аспекты. Возможности развития различных групп учащихся. Дифференциация и индивидуализация обучения. Проблема интереса к истории в современных условиях.

Педагогические аспекты изучения истории. Современные дидактические теории и методика преподавания истории. Дидактические модели организации обучения. Понятие "инновации" в педагогической науке. Образовательные технологии. Традиционное и инновационное обучение: достоинства и недостатки. Основные факторы процесса школьного обучения истории в свете педагогических инноваций.

4. Современная характеристика учебно-методического комплекта по истории

Основные документы, определяющие содержание работы учителя истории. Стандарты и программы: преимущества и недостатки. Учебно-методические комплекты по отдельным историческим курсам. Научно-исторические и дидактико-методические проблемы школьных учебников истории. Особенности учебников нового поколения. Новые типы учебно-методических пособий, их значение в учебном процессе. Преимущества и недостатки современной учебно-методической литературы для школы.



5. Цели и содержание школьного обучения истории.

Цели обучения истории и реальные задачи урока. Комплексный характер целей обучения. Составные части целей и их взаимосвязь. Проблема отбора содержания истории. Состав основных компонентов, представленных в содержании предмета. Соотношение отечественной и всеобщей истории в современной структуре исторического образования, принципы построения курсов.

Теория структурно-функционального анализа (СФА). Определение критериев отбора и структурирования исторического материала. Фактический материал. Соотношение фактов, представлений и образов в историческом образовании. Теоретический материал. Мировоззренческие идеи, ценности. Понятийная модель курса истории. Соотношение понятий "учебный материал" и "знания". Эмпирический и теоретический пути познания при изучении истории, единство содержательной и деятельностной (процессуальной) сторон обучения.

6. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения истории

Соотношение принципов, методов, методических приемов и средств. Классификация их в методике. Дискуссии о методах и приемах во 2-ой половине XX в. Методическая связь понятий "приемы" и "умения".

Теория и система методов обучения. Понятие о методах и их классификация. Методы организации учебной деятельности. Словесные методы обучения. Наглядные методы обучения. Практические методы обучения. Индуктивные и дедуктивные методы обучения. Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения. Методы стимулирования личности в обучении. Методы контроля и самоконтроля в обучении.

Средства обучения. Предметы материальной и духовной культуры как средства обучения. Моделирование содержания образования дидактическими средствами. Многообразие и классификация средств обучения. Педагогические программные средства. Аудиовизуальные средства и компьютерные обучающие программы. Учебные телекоммуникационные проекты.

Проблема использования исторического источника в современном процессе обучения. Комплексный подход в применении приемов и средств обучения. Методическое разнообразие приемов и средств. Этапы обучения школьников различным приемам. Реализация общих требований при планировании и организации познавательной деятельности школьников в учебном процессе. Классификации познавательных заданий учащихся.

Формы обучения: поиск новых возможностей. Игровые, дискуссионные и исследовательские способы организации обучения, их классификации и роль в учебном процессе. Отличия инновационных моделей обучения от традиционного подхода. Развитие критического и творческого мышления современного ученика. Характер деятельности школьника.



7. Современный урок истории

Понятие о современном уроке, типы классификаций. Дискуссии по классификациям урока во второй половине XX в. Соотношение понятий: структурные звенья (элементы) и этапы урока.

Факторы, детерминирующие выбор типа урока. Особенности -урока в различных возрастных группах. Преимущества и недостатки традиционного урока. Поиски новых форм урока. Нетрадиционные уроки, их классификация и роль в современном обучении истории. Роль формулирования темы урока в осуществлении его замысла. Место урока в системе курса истории. Тематический модуль, его блоки. Модульная технология обучения истории.

Функции преподавания и подготовка учителя к уроку, поиски новых методических путей, их эффективности. Тематическое планирование уроков. Конспект урока. Кабинет истории и его роль в проведении урока.



8. Результаты процесса обучения истории

Проблема диагностики результатов обучения. Применение средств компьютеризации. Способы экспертизы урока. Современные формы и методы контроля и диагностики уровня знаний и умений учащихся. Тестирование. Преимущества и недостатки современной тестологии.



Рекомендуемая основная литература

Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. Под ред. А.Г. Колоскова. - М.,1984.

Амонашвили Ш.А. Единство цели: пособие для учителя. – М., 1987.

Аппарович Н.И., Полторак Д.И. Кабинет истории и обществознания в средней школе. - М.,1982.

Архангельский С.И. Лекции по организации учебного процесса в высшей школе. - М., 1976.

Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. – М., 1977.

Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.,1982.

Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1985.

Бар П.А. Актуальные проблемы методики преподавания новейшей истории в школе. - М., 2002.

Берельковский И.В., Павлов Л.С. Методика преподавания истории в школе. Пособие для учителей и студентов. – М., 2001.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии. - М., 1989.

Беспечанский П.В. Психология исторического мышления школьников. – Челябинск, 1980.

Блок М. Аппология истории или ремесло историка. - М.,1979.

Боброва Е.Ю. Основы исторической психологии. - Спб, 1997.

Богданов А.П., Вяземский Е.Е. и др. Комплект программ по истории с древнейших времен до наших дней. 5-11 кл. - М.,2000.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в историю. - М., 1994.

Брушменский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. - М.,1983.

Бутузов И.Д. Дифференцированный подход в обучении истории. - Новгород, 1972.

Бухвалов В.А. Технология работы учителя – мастера. - Рига,1995.

Вагин А.А. Методика обучения истории. - М.,1972.

Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.,1968.

Вагин А.А., Сперанская Н.В. Документальный материал на уроках истории. - М.,1959.

Вагин А.А., Сперанская Н.В. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. - М.,1959.

Васильева В.М. Изучение вопросов культуры на уроках истории. - М.,1989.

Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. - М., 1982.

Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. - М., 1991.

Всеобщая история. Программы курсов 5-11 кл. Под ред. В.И.Уколовой.-М.,2000.

Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах. - М., 1982.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. - М.,2000.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. Учебник для студентов высших учебных заведений. - М., 2003.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Ионов И.Н., Короткова М.В. Историческое образование в современной России. - М.,1997.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Уколова В.И. История для завтрашнего дня. - М.,1999.

Гильбух Ю.3. Психодиагностика в школе. - М., 1989.

Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе. - М.,1985.

Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. - М.,1971.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения в средней школе. - М.,1988.

Гриневский И.М., Грицевская С.Э. От учебника - к творческому замыслу урока. - М.,1990.

Грицевский И.М. Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории. - М., 1987.

Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. - М.,1992.

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.,1996.

Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. - М., 1972.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения (опыт теоретического и экспериментального исследования). - М., 1996.

Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. - М.,1966.

Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. - М.,1987.

Дидактика. Под ред. М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера. - М., 1989.

Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра. - М.,1996.

Донской Г.М. «Целый мир уложить на странице». - М.,1992.

Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М., 1989.

Егоров В.К. История в нашей жизни. - М.,1990.

Емельянов Ю.Н. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. - Л., 1985.

Ерохина М.С., Короткова М.В. Уроки Клио. Пособие для учителя. - М.,2000.

Занков Л.В. Обучение и развитие//Дидактика и жизнь. Избр. пед. труды. - М., 1990.

Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истори (IV-VIII классы). – М., 1978.

Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. – М., 1991.

Интегрирующее обучение: проблемы и перспективы. – Спб, 1996.

Ильинская И.Я. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.,1985.

Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986.

История России. Программа учебного курса для старших классов. Под ред. Волобуева О.В.- М., 1997.

Кабанова-Меллер В.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие. – М., 1968.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.,1987.

Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.

Каспаржак А.Г., Левит М.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. - M., 1994.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.

Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. - Рига, 1995.

Классен В.А. Использование художественной литературы в V-VII классах. - М.,1954.

Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. - М.,2000.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. - М.,1999.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. - М.,2000.

Косова Г.Р. Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории. - М.,1987.

Красило А.И., Новгородцева А.П. Методические рекомендации по освоению активных методов обучения. - М.,1991.

Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5-9 классах. - М.,1990.

Кревер Г.А. Эмпирический и теоретический путь познания при обучении истории // Преподавание истории в школе, 1973, №5.

Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания. - М., 1976.

Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.,1991.

Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. - Л., 1983.

Кунесевич В.Г. Основы общей дидактики. - М., 1986.

Левина М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. - Минск, 1996.

Леднев B.C. Содержание образования. - М., 1989.

Лейбенгруб П.С. О повторении на уроках истории СССР в 7-11 кл. - М.,1987.

Лейнис Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 1971.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1998.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. - М., 1981.

Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. - М.,1982.

Лийметс X. Групповая работа на уроке. - М.,1975.

Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. - М., 1970.

Линденберг К. Обучение истории. - М.,1997.

Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 1997

Лихачев Б.Т. Философия воспитания. - М., 1996.

Лошкарева Н.А. Формирование системы общих умений и навыков школьников. - М.,1982.

Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.

Маркова А.К., Матис Т.Н., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.

Матулис Т.Н. Методика преподавания истории. - М.,1978.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.

Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.,1977.

Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М., 1975.

Методика обучения истории древнего мира и средних веков в V-VI классах. Под ред. Коровкина Ф.П., Запорожец Н.И. - М.,1970.

Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова и др. - М.,1986.

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - Л., 1994.

Моделирование педагогических ситуаций. Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. - М., 1981.

Мышление учителя. Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. - М., 1990.

Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. - М.,1978.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М., 1995.

Озерский И.3. Начинающему учителю истории. - М.,1989.

Оконь В. Введение в общую дидактику. - М., 1990.

Ольшанский В.В. Практическая психология для учителей. - М., 1994.

Онищук В.А. Урок в современной школе. - М.,1981.

Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - М.,1998.

Основы педагогики и психологии высшей школы. Под ред. А.П. Петровского. - М., 1986.

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории. Сост. Л.Н. Алексашкина. - М..2000.

Педагогические технологии: что такое и как их использовать в школе. Под ред. Т.И. Шамовой, Б.И. Третьякова. - М., Тюмень, 1994.

Перре-Клермон А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. - М.,1991.

Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М.,1980.

Познавательные процессы и способности в обучении. / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.,1990.

Полонский А.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. - М.,1987.

Полторак Д.И. Методика использования средств обучения в преподавании истории. - М.,1987.

Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М., 1976.

Программы общеобразовательных учреждений по истории. Сост. А.А. Данилов и др. - М.,2001.

Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. - М.,1982.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.,1998.

Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. - М., 1997.

Скалкова Я. И др. Методология и методы педагогических исследований. - М.,1989.

Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. - М.,1986.

Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной подготовки и деятельности учителя. - М., 1986.

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. - М., 1995.

Смирнов С.Д. Психология образа: проблемы активного психического отражения. - М.,1985.

Сохор А.М. Логическая структура учебного материала. - М., 1975.

Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Учебник для студентов высших учебных заведений. Т. 1-2. - М., 2002.

Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. - М., 1984.

Стражев А.И. Методика преподавания истории. - М.,1964.

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. Учебник для студентов высших учебных заведений. - М., 2000.

Талызина Н.Ф. Проблемы управления учебно-воспитательным процессом. - М., 1977.

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.,1988.

Теория и практика педагогического эксперимента. / Под ред. Пискунова А.И., Воробьева Т.В. - М.,1979.

Ушинский К.Д. Избр. Пед. Соч. - М., 1974.

Философско-психологические проблемы развития образования. - М., 1981.

Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М., 1987.

Чутко Н.Я. Развитие памяти школьников. На материале изучения истории. - М.,1982.

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М., 1994.

Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., 1982.

Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М., 1987.

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе... Учебное пособие для педагогических институтов. - М.,1979.

Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М.,1979.

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.

Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и технология урока в школе. - М., 1985.

Teaching histori. Edited by Hilary Bourdillon. London, New York, 1996.



The State of History Education in Europe. Edited by Joke van der Leeuw-Roord. Hamburg. Berlin, 1998.


Смотрите также:
«Теория и методика обучения и воспитания» (история) по педагогическим наукам
224.58kb.
1 стр.
«Теория и методика обучения и воспитания» (математика) по педагогическим наукам
223.41kb.
1 стр.
«Теория и методика обучения и воспитания» (математика) по педагогическим наукам
223.5kb.
1 стр.
Программа для поступающих в магистратуру по специальности 1-08 80 02 «теория и методика обучения и воспитания
83.56kb.
1 стр.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 02 «Теория и методика обучения и воспитания (информатика)»
141.31kb.
1 стр.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 02 «Теория и методика обучения и воспитания (информатика)»
141.23kb.
1 стр.
Теория и методика обучения и воспитания
47.31kb.
1 стр.
Методика формирования у старшеклассников логических приемов мышления при решении уравнений и неравенств 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
438.86kb.
3 стр.
Методика обучения защитным тактико-техническим действиям в дзюдо 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
455.67kb.
3 стр.
Лингводидактические основы обучения русскому языку по технологии укрупненных дидактических единиц в начальных классах 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
677.83kb.
4 стр.
Методические основы создания курса дистанционного обучения письменному переводу в системе дополнительного образования
466.16kb.
3 стр.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 02 «Теория и методика обучения и воспитания»
154.33kb.
1 стр.