Главная страница 1


Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Бреус Е.Д.

Учебно–методический комплекс

к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом»

(для студентов дневной и заочной формы обучения

факультета психологии по специальности социальная психология)

(часть 2)

Ростов–на–Дону
2007

Учебно-методический комплекс разработан кандидатом психологических наук, доцентом кафедры социальной психологии Бреус Еленой Дмитриевной




Рецензент к. психол. наук Е.М. Агнаева

Компьютерный набор и верстка ст. лаборанта Н.В. Лакосиной

Печатается в соответствии с решением методической комиссии кафедры социальной психологии ЮФУ, протокол № 4 от 18 апреля 2007.
Введение
Цель и задачи курса: дать студентам систему знаний по психологическим основам управления персоналом; определить место и роль психологии управления в структуре социально–психологического знания; ознакомить студентов с существующими научными подходами к управлению персоналом и методическим обеспечением кадрового менеджмента, с технологиями управления персоналом на разных стадиях развития организации.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника: программа курса «Психологические основы управления персоналом» рассчитана на подготовку студентов, специализирующихся по кафедре социальная психология. Программа предполагает следующие формы работы: лекции, практические занятия, самостоятельное изучение литературы по проблемам психологии управления. Освоение содержания курса предполагает опору на знания, полученные студентами в рамках курса «Социальная психология». Курс включает в себя 7 разделов.
Темы практических занятий
Занятие 1. Решетка менеджмента Р.Блейка и Д.Моутона

Цель: ознакомить студентов с возможностями методического инструментария по определению стилей управления.

Задачи:


  • познакомить студентов с одним из вариантов определения стиля управления «Решеткой менеджмента» Р.Блейка и Д.Моутона;

  • освоить навыки работы с предложенной методикой;

  • получить навыки интерпретации результатов.

Методика по графическому определению в пространстве управленческих стилей руководства была разработана американскими психологами Р.Блейком и Д.Моутоном в 60–е гг. прошлого столетия и адаптирована Н.Н. Обозовым. В так называемой «решетке менеджмента» пространства управленческих стилей руководства создается двумя измерениями. Первое измерение – ориентация на производство (производственные задания). Второе измерение – ориентация на персонал, на заботу о людях. Предлагаемый вариант позволяет определить собственный стиль управления и выявить свой образ идеального менеджера.

Процедура занятия:

  1. Студентам предлагается 1) заполнить тест–опросник самостоятельно, 2) обработать полученные данные и 3) определить свой стиль управления.

  2. Опросить 2–3 знакомых руководителей, обработать и проинтерпретировать полученные данные (определить стиль управления респондентов).

  3. Работу оформить

Инструкция.

В тесте-опроснике представлены 18 суждений, касающихся разных аспектов поведения руководителя. Исходя из ваших собственных предпочтений выскажите мнение о том, как поступили бы вы в каждой из предложенных ситуаций. На каждое суждение следует отобрать одну из предложенных альтернатив:


Всегда Часто Редко Никогда


Отметьте выбранные Вами ответы на каждое из 18 высказываний в бланке регистрации ответов знаком «+»

Тест–опросник

  1. Я действую как представитель этого коллектива.

  2. Я предоставляю членам коллектива полную свободу в выполнении работы.

  3. Я поощряю применение единообразных (унифицированных) способов работы.

  4. Я разрешаю подчиненным решать задачи на их усмотрение.

  5. Я побуждаю членов коллектива к большему напряжению в работе.

  6. Я предоставляю подчиненным возможность делать работу так, как они считают целесообразным.

  7. Я поддерживаю высокий темп работы.

  8. Я стараюсь направить помыслы людей на выполнение учебно–производственных заданий.

  9. Я разрешаю возникающие в коллективе конфликты.

  10. Я неохотно предоставляю подчиненным свободу действия.

  11. Я решаю сам, что и как должно быть сделано.

  12. Я уделяю внимание показателям учебно–производственной деятельности.

  13. Я распределяю поручения подчиненным, исходя из производственной необходимости.

  14. Я способствую разным намерениям в своей организации.

  15. Я тщательно планирую работу своего коллектива.

  16. Я не объясняю подчиненным свои действия и решения.

  17. Я стремлюсь убедить подчиненных, что мои действия и намерения – для их же пользы.

  18. Я предоставляю подчиненным возможность (за пределами расписания занятий) устанавливать свой режим работы.

Ниже приведен пример заполнения бланка регистрации ответов. Заполненный бланк позволяет выявить количественную сторону двух измерений (ориентацию на производство, производственные задания – З и ориентацию на персонал – П).

Таблица 1 - Бланк регистрации ответов




Порядковые

номера

Выбранные ответы


всегда

часто

иногда

редко

никогда

1+

+













2




+1










3+










+1




4




+1









5







+







6

+1













7







+







8




+1










9+










+1




10+










+1




11+

+













12

+1













13




+1










14

+1













15+




+










16+

+













17+










+1




18













+

П=6 З=5

Порядок обработки данных бланка

  1. В суждениях, отмеченных звездочками, там, где выбраны ответы «Редко» и «Никогда» проставить единицу (по одному баллу). В нашем примере это ответ «Редко» на суждения +3, +9, +10, +17.

  2. В суждениях, которые не отмечены звездочками, там, где выбраны ответы «Всегда»,и «Часто», также проставить единицы. В нашем примере это ответы на суждения 2,4,6,8,12,13,14.

  3. Ответы, отмеченные единицами, в суждениях 2,4,5,6,8,10+,14,16+,18 обведите кружками. Суммируйте единицы в кружках и полученный результат запишите в позицию «П» (персонал). В нашем примере П=6.

  4. Суммируйте остальные единицы в бланке ответов и результат запищите в позицию «З» (производство, производственные задания). В нашем примере З=5.

9.1. Максимум внимания к работе, незначительное внимание к людям. Ориентация на безоговорочную исполнительность.

Это очень жесткий курс администратора, соответствующий авторитарному стилю управления. Его кредо: производственный результат – все, человек лишь исполнитель. При таком курсе управленческого администрирования возникают ответные реакции подчиненных, старающихся уйти из–под постоянного давления со стороны руководителя, найти для этого любой предлог. В свою очередь это ведет к тотальному контролю со стороны администратора. Большую часть его времени начинают поглощать функции контроля и надзора. Характерная черта таких руководителей –ориентация на безоговорочное исполнение, подавление инициативы, поиск виновников и.т.п.



1.9.Внимание к потребностям людей, хорошие взаимоотношения на работе, формирование дружеской атмосферы в коллективе, выработка рабочего ритма, удовлетворяющего сотрудников.

1.9. 9.9.



7 ориентация на персонал
6

5.5.

5––––––––––––––––––––––––––о––––|

| |

4 | |


| |

3 | |


| |

2 | |


| |

1 | | 9.1.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 ориентация на производ. задания
Руководитель с координатами 1.9. («Мягкий») в основу своей деятельности ставит человеческие отношения. Такой руководитель очень удобен для подчиненных, поскольку создает почти семейную атмосферу в коллективе. Старается оберегать свой коллектив от возникших разногласий. Перспективные работники под таким руководством могут стать малоинициативными и потерять интерес к творчеству.

9.9. Работа выполняется людьми, увлеченными своим делом. Их сотрудничество основано на общем понимании целей организации и осознании того, что достижение этих целей требует взаимодействия на базе доверия, ответственности и уважения.

Стиль управления, отмеченный координатами 9.9. состоит в умении так построить работу, чтобы сотрудники видели в ней возможности самореализации и подтверждения собственной значимости. Создаются условия работы, позволяющие наилучшим образом использовать потенциальные возможности сотрудников коллектива.



5.5. Нормальное функционирование организации достигается при разумном сочетании внимания к выполняемой работе и поддержания хорошего социально–психологического климата.

Координаты 5.5. соответствуют управленческому стилю руководителей, которые «... стараются занять позицию золотой середины между методами управления «жестких» и «мягких» управленцев. Они во всем стараются достичь компромисса. У них ярко выражено стремление работать надежно, получать стабильный средний результат. Но, как правило, именно это желание спокойно работать не дает им возможности использовать целиком имеющиеся в их распоряжении ресурсы.»

Результат, полученный в нашем примере выявил координаты 5.6. этот стиль руководства как раз относится к «золотой середине», что требует некоторого повышения заинтересованности в труде и более интенсивного использования потенциальных возможностей в управленческой деятельности.
Занятие 2. Мозговой штурм как инструмент принятия групповых решений.

Цель: ознакомить студентов с вариантами методов принятия групповых решений.

Задачи:


  • познакомиться со структурой проведения мозгового штурма;

  • познакомится с функциями ведущего при выработке группового решения;

  • проанализировать и дополнить достоинства и недостатки мозгового штурма.

В групповом решении деловых задач часто генерируется множество новых идей. «Мозговой штурм» рассматривают также как метод развития творческого мышления. Основная идея, лежащая в основе метода, – отделить генерацию идей от их оценки и анализа. Эта идея становится руководством ко всем действиям ведущего мозгового штурма. Все, что делает ведущий, подчинено одной задаче – помочь участникам выдать как можно больше новых идей.

Процедура проведения «Мозгового штурма».

Для реализации основной идеи группа разбивается на две части: «генераторов идей» и «критиков». На первом этапе обсуждения действуют только «генераторы идей», задача которых состоит в том, чтобы набросать как можно больше предложений относительно решения обсуждаемой проблемы. Предложения могут быть абсолютно неаргументированными, даже фантастическими. Обязательное условие этого этапа – все высказанные предложения никто не подвергает критике. Цель – получить как можно больший массив самых разнообразных предложений. Поэтому основные действия ведущего:



  • подбадривать участников (улыбкой, поощряющими фразами, междометиями);

  • мягко, но настойчиво пресекать попытки критиковать чужие высказывания, напоминать основное правило: высказывать свою мысль, воздерживаться от комментария чужих;

  • благодарить за каждую высказанную мысль;

  • записывать каждое высказывание в неизменном виде;

  • регулировать процесс высказываний (предоставлять слово всем желающим последовательно);

  • уточнять смысл высказанного предложения (уточнить как лучше записать);

  • подводить итоги (промежуточные, окончательные).

На втором этапе в обсуждение вступает группа «критиков». На этом этапе важно проанализировать все предложенные решения. Критики сортируют поступившие предложения: отсеивают совершенно не пригодные, откладывают спорные, принимают очевидные удачи. При повторном анализе спорные предложения обсуждаются и из них удерживается максимум возможного в результате группа получает довольно богатый набор различных вариантов решения проблемы.

Как любой метод групповой работы мозговой штурм имеет свои достоинства и недостатки. Предлагаются два их перечня, каждый из которых может быть продолжен исходя из опыта проведения студентами «мозгового штурма».



Достоинства.

  1. Активизируется работа участников.

  2. Участники глубоко вовлекаются в ход обсуждения, поиск решения.

  3. Вырабатывается большое количество идей.

  4. Участники более гибко осваивают новые идеи.

Недостатки.

  1. Снижается управляемость процессом совместной работы.

  2. Возрастают затраты времени.

  3. После первичного набора идей нужны дополнительные усилия, чтобы учесть и систематизировать материал мозгового штурма, подчинить его решению проблемы.

  4. От ведущего требуется гибкость и мастерство, повышаются затраты усилий.



Занятие 3. Изучение профессиональной мотивации.

Опросник М. Кубышкиной «МАС»


Методика разработана М.Кубышкиной и направлена на выявление стремлений (мотивации) человека к достижению цели, стремлению к соперничеству, стремлению к социальному престижу.

Цель: ознакомиться с возможностями методики оценки мотивации к достижению цели, к социальному престижу и к соперничеству.

Задачи:

  • изучение факторов, характеризующих индивидуальную и групповую мотивацию;

  • освоение процедуры работы с методикой.

Порядок работы: методика может проводиться как индивидуально, так и одновременно со всей группой. Членам группы предлагается анкета, содержащая 36 утверждений. Студенты заполняют анкету и обрабатывают индивидуальные результаты. Строят матрицу групповых результатов. Обрабатывают их. Обсуждают полученные результаты.

Инструкция.

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и обведите соответствующую. Цифру справа, если Вы согласны с данным высказыванием.



Утверждения

никогда

часто

очень часто

1. Мне нравится быть в центре внимания.

1

2

3

2. Когда я работаю, это выглядит так, как будто я все ставлю на карту.

1

2

3

3. Мне важно, чтобы мои результаты были лучше, чем у других.

1

2

3

4. Я стремлюсь принадлежать к избранным кругам.

1

2

3

5. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

1

2

3

6. Я сравниваю свои результаты и успехи с результатами других людей.

1

2

3

Продолжение таблицы

Утверждения

никогда

часто

очень часто

7. Я дорожу признанием окружающих.

1

2

3

8. Неудачи стимулируют меня сильнее, чем успехи.

1

2

3

9. Азарт состязания мне чужд.

1

2

3

10. Мне нравится выступать перед большой аудиторией.

1

2

3

  1. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной

1

2

3

  1. Я готов работать на пределе своих сил, чтобы опередить конкурента.

1

2

3

13. Мое честолюбие помогает моим достижениям

1

2

3

14. Я не делаю вовремя то, что необходимо было сделать.

1

2

3

15. Я люблю смотреть спортивные соревнования и участвовать в них.

1

2

3

16. Похвала и признание окружающих окрыляют меня.

1

2

3

17. Трудности и препятствия меня подстегивают и заставляют действовать.

1

2

3

18. Я доволен собой, когда мне удается продемонстрировать другим свои сильные качества или выйти победителем из ситуации.

1

2

3

19. Я удовоетворен тем положением, которое занимаю, и не стремлюсь к большему.

1

2

3

20. Меня радует возможность много и интенсивно работать.

1

2

3

21. Мне нравятся сложные задачи (ситуации), когда необходимо максимально мобилизоваться.

1

2

3

22. Для меня важно “выбиться в люди”.

1

2

3

23. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

1

2

3

24. Я сделаю все, чтобы другие не могли меня опередить.

1

2

3

25. Я не испытываю желания иметь высокий социальный статус.

1

2

3

26. Мои друзья считают меня ленивым

1

2

3

27. Меня удивляют люди, которые тратят все силы и время на то, чтобы обойти конкурентов.

1

2

3

28. Случалось, что я завидовал успеху или популярности других людей.

1

2

3

29. Я обращаю мало внимания на свои достижения

1

2

3

30. В атмосфере борьбы и конкуренции я чувствую себя превосходно.

1

2

3

31. Мне хотелось бы быть известным человеком.

1

2

3

Продолжение таблицы

Утверждения

никогда

часто

очень часто

32. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

1

2

3

33. Я всегда стремлюсь опередить других, достичь лучших результатов.

1

2

3

34. Я сделаю все, чтобы добиться уважения значимых для меня людей.

1

2

3

35. Я завидую людям , которые не загружены работой.

1

2

3

36. Успех других меня активизирует и “подстегивает” лучше и быстрее всего.

1

2

3


Шкала “Стремление к социальному престижу”: учитываются баллы со знаком “+” при положительных ответах по позициям 1,4,7,10,13,16,22,28,31,34 и со знаком “–“ при положительных ответах по позициям 19 и 25.

Шкала “Стремление к соперничеству”: учитываются баллы со знаком “+” при положительных ответах по позициям 2,5,8,11,17,20,23 и со знаком “–“ при положительных ответах по позициям 14,26,29,32,35.

Шкала “Стремление к достижению цели”: учитываются баллы со знаком “+” при положительных ответах по позициям 3,6,12,15,18,21,24,30,33,36 и со знаком “–“ при положительных ответах по позициям 9 и 27.

По каждой шкале подсчитывается сумма баллов с учетом знаков.

Чем больше сумма баллов по той или иной шкале, тем больше у обследованного выражено соответствующее стремление.
Занятие 4. Оценка кандидатов при приеме на работу (1 и 3 этапы интервью).

Цель: ознакомить студентов с интервью как методом оценки на первичных ступенях отбора кандидатов на вакантную должность.

Задачи:


  • осознание студентами различий в структуре и способах проведения интервью на его различных этапах;

  • приобретение студентами навыков проведения интервью.

Структура интервью.

Одним из основных факторов успешности проведения интервью является его его продуманная структура. В процессе интервью необходимо добиться нескольких поставленных целей. Первая цель – установление контакта с человеком таким образом, чтобы его реакции были максимально адекватны, он мог максимально раскрыться и от него можно было получить полную, необходимую информацию и, с другой стороны мотивировать его на дальнейшее взаимодействие и заинтересованность работой в компании. Наиболее эффективный тип интервью – это интервью–переговоры. Этот тип интервью предполагает равные права сторон во взаимной оценке, проявлении заинтересованности. Одна из типичных ошибок, с которой приходится сталкиваться, – это ведение интервью в форме допроса. Чтобы добиться правильного и всестороннего понимания обеими сторонами друг друга, можно взять за основу структуру переговорного процесса.

Первая часть – установление контакта. При этом интервьюеру нужно создать благоприятное впечатление о компании, дать возможность кандидату расслабиться и вести себя адекватно. На этапе установления контакта уместны несколько общих вопросов или фраз. Обстановка должна быть комфортной, уютной, располагающей.

Второй этап – это краткий (5–15 мин. в зависимости от значимости и сложности позиции) рассказ о компании, о бизнесе и его специфике, о вакансии, причине ее появления и основных задачах.

Третий этап – это собственно интервью, т.е. предложение кандидату ряда вопросов, ситуационных задач и т.д. сколько времени должен занимать этот этап, зависит от используемых методик, сложности вакансии, подхода компании. В среднем на интервью необходимо от получаса до часа, иногда оно может длиться полтора–два часа. При более длительных интервью его эффективность падает.

Процедура занятия: отработка поставленных задач происходит в два этапа.

На первом этапе студентам предлагается демонстрационная ролевая игра «Беседа по найму» с методической отработкой первого этапа, способов и приемов установления психологического контакта.

Для этого студентам предлагается разделиться на подгруппы по три человека. Каждому студенту предлагается побыть последовательно в трех ролевых позициях: менеджера по персоналу, кандидата на вакантную должность и эксперта.

В конце занятия группа подводит итоги: из чего состоит подготовка к проведению беседы, какие существуют этапы проведения беседы, какие способы и приемы эффективнее применять на различных этапах проведения интервью.

Второй этап связан с отработкой третьего этапа интервью. Студентам предлагается запись монолога, в котором кандидат рассказывает о своем профессиональном опыте или о причинах смены мест работы.

Каждый фрагмент представляет собой ответы на четыре вопроса:



  • что побуждает людей более эффективно работать? (мотивация);

  • каким должен быть оптимальный коллектив? (коллектив);

  • каким должен быть хороший сотрудник? (сотрудник);

  • каким должен быть идеальный руководитель? (руководитель).

Задача – извлечь из ответов как можно больше информации по следующим направлениям:

  • каковы особенности работы – функций, подходящих для этого человека?;

  • каким образом мотивировать сотрудника?;

  • какие особенности управления сотрудников можно выделить?;

  • какая корпоративная культура наиболее полно соответствует данному человеку?

Общая задача для студентов – прочитав монолог, выделить как можно больше факторов, влияющих на мотивацию кандидата. После того как студенты это сделают они могут сравнить свой результат с «правильными ответами».

Пример фрагмента монолога.

Я работал в компании Х в качестве руководителя отдела продаж. Я считаю, что работал успешно, так как отдел несколько лет подряд перевыполнял бизнес–план, мне удалось набрать и обучить новых людей, так что каждый из них в большинстве случаев достигал или превосходил по результативности поставленные цели.

Однако это было интересно сначала, когда были реальные возможности влиять на структуру и результат работы. Потом сменился генеральный директор и началась рутина, так, что мне сейчас не хотелось бы попасть в компанию, где инициатива наказуема и ты реально не можешь влиять на результат.

Сначала я пытался убедить руководство, обосновать вариант структуры работы тем, что были положительные отзывы клиентов и результаты превосходили результативность предыдущих лет. Но так как в течение года это не дало никаких результатов, я решил найти место работы, где я смогу проявить себя и действительно влиять на принятие решений по формированию оргструктуры, набору, и мотивации торговых представлений.



Интерпретация результатов интервью (правильный ответ).

Кандидат демонстрирует активность.

Проявляет себя как менеджер, свои успехи оценивает как успехи своего отдела, команды в целом и отдельных людей в своем подчинении в частности.

Кандидат ориентирован на результат, причем результат измеримый, в качестве измерителя использует такие показатели, как бизнес–план, сравнение с результатами предыдущих лет, а также достижение поставленных целей и удовлетворенность клиентов. т.е. можно говорить, что кандидат отдает предпочтение достаточно объективным измерителям результативности.

Глобальность преобладает над детальностью, что вполне подходит для руководителя.

Окружение более значимо, чем содержание, т.е. кандидат четко ориентирован на работу с людьми. Это очень важно, т.к., с одной стороны, он является руководителем, что предполагает интерес и внимание к людям, с другой – руководит продажами, т.е. должен быть ориентирован на клиентов.

Стремление преобладает, однако избегание очень четко просматривается и явно совпадает с негативным личным опытом(«инициатива наказуема», «реально не можешь влиять на результат»).

Собственное мнение четко сформировано, кандидат готов его отстаивать, но при оценке своих действий эффективности работы он постоянно ссылается на внешние объективные и субъективные факторы.

Мотивация – высокие результаты, возможность принимать решения самостоятельно и влиять на структуру отдела, систему мотивации, набор людей.

Вывод.

Кандидат по оцениваемым параметрам вполне соответствует должности руководителя отдела продаж (если ключевой задачей является именно руководство людьми). Но стоит отдельно оценить, подходит ли кандидат в компанию: если в компании преобладает авторитарный стиль управления, то такого кандидата рассматривать не стоит (самостоятельность руководителей отделов в принятии решений в компании невелика).



При управлении следует учесть следующие моменты:

  • давать четкие ориентиры и критерии оценки работы (измеримость целей);

  • ставить как можно больше задач, связанных с управлением людьми, их развитием и мотивацией, т.к. это соответствует сфере интересов кандидата и , скорее является его сильной стороной;

  • все инициативы со стороны данного человека имеет смысл внимательно рассматривать и в случае отказа обязательно давать аргументацию;

  • применять демократический стиль управления, использовать больше контроля по результату, четко обозначив зону ответственности и право принятия самостоятельных решений в определенных рамках.

Кандидат претендует на руководящую должность в отделе продаж, находится в активном поиске работы.

Словарь терминов



Авторитарный стиль управления – стиль, характеризующийся максимальным сосредоточением всей полноты властных полномочий у руководителя и устранением других членов группы (организации) от решения основных вопросов управления, а также воздействием на них преимущественно мерами принуждения.

Адаптация сотрудников – процесс включения новых сотрудников в организацию, предполагающий знакомство с правилами и нормами, закрепленными в корпоративной культуре, способами профессиональной деятельности, включением в системы неформальных связей.

Адаптивная структура – организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде, и тем самым принципиально отличающаяся от механистической (бюрократической) структуры. Называется также органической структурой.

Аттестация – кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня исполнения трудовой деятельности, а также качеств и потенциала личности предъявляемым требованиям.

Видение – культивируемое в организации представление о том, как предлагается двигаться к достижению стратегических целей, основанное на предположении о путях, этапах и средствах решения основных задач.

Внутрифирменное обучение – система подготовки (обучения и переподготовки) персонала, проводимая на базе предприятия (или корпоративных учебных центров) с привлечением собственных или внешних преподавателей, и строящаяся на решении проблем, специфичных для конкретной организации.

Делегирование – передача задач и прав исполнителю, который принимает на себя ответственность за них.

Демократический стиль управления – стиль, характеризующийся учетом мнения членов организации при решении ее основных проблем, отсутствием навязывания руководителем своей воли и основанный на том, что активность людей мотивирована потребностями высших порядков.

Единоначалие – принцип построения организаций, согласно которому подчиненный должен принимать полномочия только от одного начальника и быть ответственным только передним. Он в свою очередь несет полноту ответственности за функционирование системы в целом.

Делегирование – передача задач и прав исполнителю, который принимает на себя ответственность за них.

Демократический стиль управления – стиль, характеризующийся учетом мнения членов организации при решении ее основных проблем, отсутствием навязывания руководителем своей воли и основанный на том, что активность людей мотивирована потребностями высших порядков.

Единоначалие – принцип построения организации, согласно которому подчиненный должен принимать полномочия только от одного начальника и быть ответственным только перед ним.

Иерархическая структура – организационная структура, характеризуемая многоуровневым управлением и незначительным объемом управления на каждом уровне.

Классическая школа управления – подход к управлению, сложившийся на раннем этапе и основанный на идентификации общих принципов для их рационального использования в организации. Теоретики классической школы полагали, что можно отыскать лучшую систему организации путем определения основных функций данного бизнеса.

Контроль – процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей.

Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых тенденций в межличностном взаимодействии и отношениях индивидов или групп, а также в сознании отдельного индивида, связанное с острым отрицательным переживанием.

Либеральный стиль управления (попустительский) – стиль, характеризующийся предоставлением подчиненным максимальной свободы в выборе рабочих полномочий и низкой мерой организационного влияния руководителя.

Лидер организации – человек, эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство.

Матричная организация – тип адаптивной структуры, в которой члены сформированной проектной группы несут ответственность за свою деятельность и перед своим линейным руководителем и перед руководителем самой этой группы.

Механистическая структура – традиционно–бюрократическая форма организации, в противоположность органической или адаптивной структуре.

Миссия – основная, глобальная цель организации, в которой она публично провозглашает свое видение собственного общественного предназначения.

Мотивирование – одна из основных функций управления, состоящая в стимулировании исполнителей на достижение общих целей организации.

Модель Портера–Лоулера – ситуационная теория мотивации, объединяющая элементы теории ожиданий и теории справедливости. Она включает 5 переменных величин: усилия, ожидания, результативности, вознаграждения и удовлетворения.

Модель Хоманса – теория группового поведения, помогающая объяснить, как в рабочей обстановке образуется неформальные группы, которые влияют на поведение людей во время работы. Ее элементами являются взаимодействие, чувства, действия.

Организационная структура – логическое соотношение уровней управления и функциональных областей, организованных таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей организации.

Органическая структура – тип организационной структуры, позволяющий гибко реагировать на изменения в окружающей среде и тем самым принципиально отличающийся от бюрократической (механистической) структуры.

Планирование – 1) процесс разработки стратегии и тактики достижения целей, а также программы их реализации; 2) одна из основных функций управления, связанная с разработкой и реализацией планов организации.

Плоская структура – структура управления, имеющая малое число уровней управления и широкий объем управления на каждом из них.

Принятие управленческого решения – процесс выбора, связанный с реализацией управленческих функций и реализующийся либо в индивидуальной деятельности руководителя, либо в различных формах коллегиальных решений.

Проектная структура – временная организационная структура, формирующаяся для достижения конкретной, четко очерченной цели.

Руководство организацией – способность оказывать влияние на отдельных лиц и на группы, побуждая их работать на достижение целей организации.

Ситуационная теория мотивации – модель мотивации, основанная на предположении, что поведение человека является функцией не только его потребностей, но и воприятия им той или иной ситуации и возможных результатов выбора того или иного типа поведения.

Стиль управления – система обобщенных способов и форм поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей.

Стратегия – общий всесторонний план достижения целей.

Терблиг – простейший элемент профессиональной деятельности, рассматривающийся в качестве единицы при ее анализе. Для управленческой деятельности в роли терблигов могут рассматриваться “мелкие дела руководителя”.

Теория Х – термин Дугласа МакГрегора, относящийся к оценке автократического руководителя его исполнителей. Такой руководитель считает, что люди не любят работать, лишены всякого честолюбия, предпочитают, чтобы ими руководили, хотят защищенности, главный вывод – людей надо принуждать работать.

Теория У – термин Дугласа МакГрегора. В соответствии с этой теорией при соответствующих условиях люди будут стремиться к работе, тогда как преданность целям организации является функцией вознаграждений, связанных с достижением цели. Согласно этой теории большая часть населения обладает творческим потенциалом.

Теория ожидания – концепция, согласно которой наличие у человека активных потребностей не является единственным и достаточным условием мотивации его поведения на достижение какой–либо цели. Человек должен ожидать при этом, что его действия обязательно приведут к достижению этой цели.

Теория потребностей Мак–Клелланда – модель мотивации, которая описывает поведение людей через три категории потребностей: власти, достижений, принадлежности.

Теория справедливости – ситуационная теория мотивации, согласно которой люди субъективным образом определяют отношение ожидаемого поощрения к затраченным для этого усилиям и сопоставляют полученное отношение с отношениями, получаемыми другими людьми, выполняющими аналогичную работу. если человек в этой ситуации считает, что его коллега получает большее вознаграждение, то он будет стремиться ликвидировать этот дисбаланс.

Управление персоналом – направление в современном менеджменте, связанное с систематизированным и комплексным решением всех кадровых проблем организации, с обеспечением кадровых функций управления.

Целеполагание – 1) одна из функций управления, состоящая в выработке конкретных конечных состояний организационной деятельности; 2) вид регулятивных психических процессов, содержанием которого является генерация и формулировка целей индивидуальной деятельности, а также их конкретизация на подцели различных уровней соподчиненности.

Четыре системы Лайкерта – постулат Рэнсиса Лайкерта, согласно которому существует 4 системы управленческого стиля: диктаторски–авторитарный, благосклонно–авторитарный, консультативно–демократический и вовлеченно–демократический.

Школа научного управления – первый формальный подход к управлению. Основан на том, что ручной труд может быть изменен, перепрофилирован через наблюдения, замеры, логику и анализ так, чтобы он стал более эффективным.

Школа человеческих отношений – исторически существовавший концептуальный подход, в центре которого находится человеческий фактор, включающий и отношения между людьми в процессе работы. Известными исследователями этого направления были Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо.

Этапы карьеры – основные и закономерно сменяющие друг друга макростадии профессионального пути личности.

Эффект Хоторна – условие, в котором новизна, интерес к эксперименту или повышению внимания к исследуемому вопросу приводит к слишком благоприятному результату во время эксперимента.



Смотрите также:
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом» для студентов дневной и заочной формы обучения
315.05kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080103 «Национальная экономика»
493.56kb.
2 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080103 «Национальная экономика»
827.77kb.
7 стр.
Учебно-методический комплекс по специальности 030501. 65 (021100) Юриспруденция
612.66kb.
2 стр.
Учебно-методический комплекс по специальности (021100) 030501. 65 Юриспруденция
452.23kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов 2курса очной и заочной формы обучения специальности 050602. 65 «Изобразительное искусство»
195.41kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной формы обучения по специальности 260504 «Технология бродильных производств и виноделие»
1564.6kb.
8 стр.
Учебно-методический комплекс по специальности 030501 (021100) Юриспруденция Красноярск 2006
729.45kb.
9 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения (специальность 030301 Психология) код и наименование специальности Москва
418.37kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 06 «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы» для студентов, обучающихся по специальности 040101. 65 и по направлению 0401001. 62
507.98kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс. Тюмень: тгимэуп, 2007. с
885.87kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «финансовое право» для специальности «Юриспруденция» (по оксо 03. 05. 01) и направления «Юриспруденция»
1203.08kb.
8 стр.