Главная страница 1страница 2страница 3страница 4
Экстремальная ситуация:

«Однажды зайка решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть…»

Предложите свои варианты спасения зайки. Это будет началом новых сказок.

У спасателей есть: блюдце, ведерко, деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги. Спасатели решили вначале бросить зайке палочку, но она его не выдержала. Зайка стал кричать: «Ой, тону-у-у». Тогда…

Задание: Придумайте сложную ситуацию и варианты спасения, а затем сказку, и в этом вам поможет картинка.



Эксперименты в сказках

Вы уже заметили, что мы стараемся приучить детей быть активными, ломать стереотипы привычного содержания сказок. И это помогает им не только в развитии речи, творческого мышления, но и в развитии чувств. Ведь мы уже убедились, что часто сказка учит отвечать злом на зло или быть равнодушным. Давайте смелее проводить эксперименты в сказках, проповедуя гуманизм и Добро, менять их содержание. Разберем такой пример. Сказка «Морозно». Вот краткое ее содержание: Жили-были дед и баба, и у каждого из них была своя дочка. Когда дед уехал в город, баба послала падчерицу в лес за хворостом. Там она повстречала Морозко. После того как она выполнила все его поручения, Морозко одарил дедову дочку сундуком с драгоценностями, и она благополучно возвратилась домой. Завидно стало бабе, и посылает она в лес свою дочь-ленивицу. А ее дочь нагрубила Морозко, и тот поднял такую вьюгу, что снег накрыл ленивицу навсегда. То же самое произошло и с бабой. И стали вместе жить дед и его дочь. А когда к дочери посватался добрый молодец, справили свадьбу и зажили все счастливо. Вроде бы все по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с ее дочкой-ленивицей? Да и где это видано, чтобы после смерти сразу свадьбы справляли?

Для того чтобы активизировать детей и выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде, мы советуем использовать карточки-символы. Для этого возможны и кружки различных цветов, разумеется, условных: красный кружок - радуюсь; синий - мне жалко; желтый - хочу помочь; зеленый - справедливо; - коричневый - несправедливо.

Вначале выясним с помощью кружков-символов, как оценивают дети поступки героев сказки. И сами для себя выберем желтый кружок, объясняя детям: «Хочу помочь бабе и ее дочке, мне кажется, что слишком жестоко с ними поступил Морозко». Теперь предложим детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и ее ленивой дочери.

В качестве примера будет показательна сказка «Лиса и журавль» (о том, как они ходили, друг к другу в гости, угощали друг друга). Ведь заканчивается сказка тем, что лиса и журавль раздружились и перестали ходить друг к другу в гости. Как аукнется, так и откликнется, - такова идея этой сказки. В данном случае можно тоже использовать карточки-символы. Изменить конец сказки по плану (как исправить положение, как сделать так, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями).

Есть такая замечательная английская сказка "Мальчик-звезда». Автор Оскар Уайльд показывает сложный мир добра и зла. Напомним краткое содержание этой сказки:

Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они обнаружили не звезду, а маленького ребенка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принес его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал ее камнями и не хотел поверить, что нищенка - это его мать. Но после того как нищенка-мать ушла из селения, мальчик-звезда вдруг превратился в чудовище. Тогда он понял, что поступил плохо, и три года искал по свету свою мать. Много злоключений испытал он, пока опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Неожиданно нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.

Сказка длинная, но некоторые несущественные детали можно опустить и прочитать детям.. Для этого педагог выполнил 2 портрета: нищенки и мальчика-звезды. Под портретами сделала кармашки. Перед чтением раздала сделанные из картона сердечки. После того, как она прочитала ребятам, что мальчик-звезда прогнал свою нищенку-мать, было предложено подарить свои сердечки тому герою сказки, который им понравился. Конечно, все дети поместили сердца в кармашек под портретом нищенки. И ни одного сердечка не было в кармашке у мальчика-звезды. Незаметно для детей педагог помещает 2 тарелочки под двумя портретами: у нищенки на тарелке серые треугольники, а у мальчика-звезды - яркие настоящие конфеты. При этом воспитатель говорит: «Ребята, герои сказки тоже хотят сделать вам подарки. Выберите сами себе подарок, но у того героя, который вам очень нравится, у того человека, который вам приятен». Первая группа детей, самая маленькая, примерно пять процентов от общего числа, подошла к нищенке и взяла в подарок серые треугольники, вторая часть - примерно такая же по численности - решительно, не сомневаясь ни в чем, подошла к мальчику-звезде и взяла из тарелочки конфеты. Третья - самая многочисленная подгруппа - сомневалась, смотрела по сторонам и, уже непонятно по каким мотивам, пошла за серыми треугольниками. Затем педагог говорит: «Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же Оля, Наташа, Коля, Ваня решились взять конфеты у жестокого мальчика-звезды?» Нужно было видеть смятение этих детей. Ведь искушение велико. Говорить красиво легко, а поступать так всегда сложно.

Приложение№2

Коррекционное – развивающая игротерапии

«Гуси- лебеди» (эмоционально-волевая сфера, с затруднениями в коммуникативной сфере.) –5 занятий.


Занятие первое Цель: Активизация игрового общения детей и взрослых; концентрация внимания, закрепление в памяти «волшебных, добрых слов», наделение традиционно отрицательного образа Бабки-Ежки положительными качествами отреагирование переживаний, закрепление положительного образа Бабки-Ежки.

Реквизит: мяч, костюмы Феи, Бабы-Яги, сказочных животных, волшебная палочка, большой конверт, музыкальная запись

1.Приветствие. Игра - общение «Волшебное слово» -3 мин.

Реквизит: мяч; место проведения Кафе.

Описание: Педагог встречает детей и родителей в Кафе, приветствует, приглашает за столики. Она спрашивает, какие добрые слова знают дети и когда они звучат. Какое настроение создают? Родители помогают детям вспомнить слова. Педагог предлагает всем поиграть в игру «волшебное слово».

Условия игры: мяч передастся друг другу, участники называют имя того, кому передают мяч и говорят ему доброе волшебное слово; спасибо, пожалуйста, извините, будьте и т.п. Ведущая поощряет, словом участников игры.

2.Введение в игровую ситуацию. Подвижное задание «Змейка» -3 мин.

Реквизит: костюм Феи, волшебная палочка; помещение: Большой зал.

Описание: Педагог вводит детей «змейкой» в Большой Зал, под музыку играет с ними, затем предлагает детям позвать Фею из сказки. Дети зовут Фею по совету педагога громко, затем тише, тише.... Фея приходит, тогда когда дети зовут тихо, после приветствия вспоминает, что сказка любит и веселье, и смех, и тишину. И главное — следить за волшебной палочкой.

3)Игровое задание «Внимание: волшебное слова!»-4мин.

Описание: Фея предлагает всем остаться в кругу и быть внимательным: выполнять ее задания и просьбы только после того, как прозвучит доброе волшебное слово и взмахнет волшебная палочка. Звучит музыка. Фея взмахивает палочкой и произносит: «Пожалуйста, идем по кругу!». Дети движутся. «Остановились!» (Доброе волшебное слово не произнесено, значит, дети не останавливаются). Фея просит: «Пожалуйста, остановитесь!» (Доброе волшебное слово произнесено и дети останавливаются.) Фея продолжает: «Будьте добры, хлопайте в ладоши!» (Дети выполняют задание.) «А теперь взмахнем крыльями! (Дети не выполняют задание) и т.д.

4)Игровое перевоплощение в образ зверей. 4мин

Реквизит: костюм Феи волшебная палочка, шапочки животных. Большой зал.

Описание: «А мы с вами снова отправляемся в путешествие, по волшебной стране» Фея дотрагивается до каждого волшебной палочкой и превращает всех детей в героев: волка, гуся-лебедя, медведя, лису, зайца. Фея просит детей изобразить, как себя ведёт тот или другой герой. Дети выполняют задание. Возможна смена образов.

5)Подвижная игра: «Ночью замри» -4 мин.

Реквизит: костюмы феи, Бабки-Ежки, маски-шапочки.

Описание: Фея предлагает веселую игру на, внимание. Правила; днем все сказочные герои двигаются в соответствии с ролью, прыгают, летают, грызут морковь и т.п. Ночью надо замереть, иначе Бабка-Ежка поймает того, кто шевелится. Дети выбирают Бабку-Ежку, наряжают ее. Дети играют, ведущая поощряет детей словом.

6)Игровое развенчание образу сказочного персонажа. Хороводный танец -4мин.

Реквизит; костюмы Феи, Бабки - Ежки, музыкальная запись. Помещение: Большой зал.

Описание: Фея предлагает детям трогать костюм Бабки-Ежки, одеть его, задавать ей вопросы. Дети говорят о ней, Фея помогает им принять ее как одинокую старушку, беспомощную, но с плохим характером. Поэтому у нее нет друзей, а без друзей плохо! Фея: «А теперь мы возьмемся за руки и пройдем хороводом вокруг Бабки-Ежки со словами.

«Не боимся мы тебя, Ни сейчас и никогда. Будем мы с тобой дружить. Приходи к нам чай попить. Не боимся мы тебя. Будем мы с тобой друзья!»

(Дети выполняют задание, затем приглашаю Бабку-Ежку в хоровод, и учат ее танцевать и вместе с ней повторяют хоровод под веселую музыку).

7).Игровая релаксация. -3мин.

Реквизит: костюм Феи, музыкальная запись; помещение: Большой зал. Описание: Фея: «Мы напрыгались и набегались и, наконец, добрались до солнечной полянки. Снимем свои костюмы. Мы снова стали мальчиками и девочками». (Дотрагивается до каждого волшебной палочкой, называет имена детей.) «Отдохнем на нежной травке и погреемся под лучиками теплого солнышка. Солнышко ласково касается ручек, ножек и т.д.» Прощание.


Занятие второе

Цель: Активизация игрового общения детей между собой и с родителями; развитие чувства сопереживания попавшему в беду; развитие способности к взаимопомощи и взаимодействию; развитие координации движений. Формировать навыки этического общения.

Реквизит: волшебная палочка, игрушка, музыкальные записи, веревка, кочки.

1.Приветствие. Игра-общение «Комплимент». -2 мин

Реквизит: костюм Феи, игрушки; место проведения: Кафе.

Описание: Детей встречает в кафе Фея: Предлагает детям передавать игрушку соседу, называть его имя и говорить приятные слова о нем. Фея хвалит детей и взрослых, (Дети выполняют задание.) Фея предлагает взрослым и детям отправится «змейкой» в Большой игровой зал.

2) Введение в игровую ситуацию - 3 мин.

Реквизит: костюм феи, крылья лебедя, место проведения- кафе.

Описание: Фея еще в Кафе сообщает детям, что один маленький Гусенок-Лебеденок остался на острове посередине бушующего моря, он не смог долететь до берега, потому что еще маленький и плохо умеет летать. На море шторм. На корабле туда плыть очень не просто, а до, этого моря надо добраться по горам, полям и болотам. Фея предлагает детям помочь Гусенку-Лебеденку, но сначала надо добраться до моря. Все «змейкой» под музыку переходят в Игровой зал. Ведущая прикасается к каждому волшебной палочкой, объявляя его братцем Гусенка-Лебеденка, предлагает надеть крылья и лететь к нему на помощь. (Дети выполняют задание.)

3)Игровые задания «Преодолей препятствия».- 5 мин.

Реквизит: горка, кочки, веревка, качели, музыкальная запись. Место проведения: Игровой зал.

• «Преодолей гору» Детям предлагается перейти гору (подняться

через 1—2 ступеньки и опуститься, съехать с горки), помогая друг другу — подавать руки, не мешать.

• «Перейти болото» На полу разложены «кочки». Надо перепрыгнуть с кочки на кочку и не упасть. При затруднениях дети помогают друг другу. Возможна усложнение варианта: прыгать на одной ножке, или попеременно на каждой ножке.

• «Пройди по мостику-веревочке». Надо пройти по веревке и не заступить за нее. Дети помогают, друг другу при необходимости ведут

• «Наступает утро». Корабль приплыл к острову. Дети по одному спрыгивают с корабля. Фея предлагает веселый общий «Танец радости»

4)Шуточный игровой «Танец радости». (Танец утят.)- 2мин.

Реквизит: музыкальная запись; место проведения: Игровой зал.

Описание: Дети повторяют шуточные движения ведущего под музыку, Фея благодарит детей за смелость и ловкость, за то, что добрались до Гусенка-Лебеденка теперь у него есть сильные, смелые друзья, которые ничего не боятся.

5)Выход из игровой ситуации 3мин.

Реквизит: волшебная палочка, костюм Феи; помещение: большой зал.

Описание: Фея волшебной палочкой расколдовывает детей, и они цепочкой по спокойному морю возвращаются («плывут», помогая себе руками) в кафе. Рассаживаются за столики, обмениваются мнениями.

6)Тест-сказка «Птенец» -8 мин.

Описание: Фея рассказывает: «Пока вы путешествовали, я видела такую картину: как в гнездышке на дереве спали птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел ветер, ветка сломалась, и гнездышко упало вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?» (Каждый ребенок дает свой вариант ответа.) Фея благодарит детей, выражает надежду на то, что папа и мама прилетят к птенцу, и скоро совьют новое гнездо. Говорит, что сегодня все они отлично преодолеем все трудности, прощаются до следующей встречи.


Занятие третье

Цель: формирование активного общения детей между собой и с родителями, способности к взаимовыручке, развивать умения детей распознавать и выражать эмоции, реагирование на переживания, развитие моторики.

Реквизит: волшебная палочка, музыкальный записи, белые и черные крылья.

1) Приветствие. Проверка домашнего задания. -2мин.

Описание: Дети и родители сидят в Кафе. К ним выходит педагог, приветствует и предлагает продемонстрировать и прокомментировать свои работы и рисунки. (Дети и родители выполняют задание, работы помещаются на выставку.)

2) Введение в игровую ситуацию -2 мин. Место проведения: Кафе.

Описание: Педагог «Сегодня нас с вами ждет много интересного, самое главное нам предстоит разгадать загадку, которую приготовила для нас Фея. Кто из вас любит слушать музыку? (Когда? Где? С кем? и т.д.). Очень хорошо. Это может нам помочь, потому что загадка Феи — музыкальная». Дети садятся на стулья.

4) Музыкальная загадка. –4 мин.

Реквизит: костюм Феи, музыкальные записи; Большой зал.

Описание: Звучат различные музыкальные фрагменты (грустные, тревожные и т.д.). Педагог просит внимательно их слушать. Инструкция: Ребята, Фея подготовила для нас письмо, но оно не простое, а музыкальное. Мы с вами должны понять его. Если нам удастся, то Фея появится». После прослушивания каждого фрагмента, педагог просит изобразить настроение, которое передает музыка. «Ребята, а что хочется делать под такую музыку? Какая это музыка? «Покажите». Каждый ребенок выполняет задание. Педагог и дети словами поощряют исполнителя. Затем появляется Фея: «Какие вы молодцы! Как быстро разгадали мою сложную загадку».

5) Игра «Маленький скульптор». –5 мин.

Место проведения: Большой зал.

Описание: Фея: «А теперь мы будем лепить игрушки из пластилина, но только пластилин у нас с вами будет волшебный». Фея выбирает «маленького скульптора», а остальные дети — «пластилин». Фея обращается к скульптору: «Вот несколько кусочков пластилина, слепи из каждого страшного Волка, затем трусливого Зайку и т.д. (девочку Алёнушку, Бабу-Ягу). Фея обращается к другим детям: «А вы будете пластилином. Вы должны быть мягкими, гибкими, из вас можно будет вылепить что угодно, вы должны помочь скульптору в его трудной работе, как он вас поставит, так вы и замрите». Все дети могут побывать в роли скульптора. Возможно, поочередно или сразу же попарно разделить детей на скульпторов, пластилин, затем меняя их роли. Последняя фигура для лепки — птицы (Гуси-Лебеди).

6) Подвижная игра «Коршун и Гуси-Лебеди. –3 мин.

Реквизит: белые и черные крылья; место проведения: Большой зал.

Описание: Фея: «Какие у нас получились разные красивые птицы, давайте это будут Гуси-Лебеди. Теперь вам придется быстро-быстро летать, потому что за ними охотится коршун. Кто хочет быть салкой-Коршуном?» (Если нет желающих, то Фея сама его назначает.)

«Вы все Гуси-Лебеди». Это Коршун, который будет вас ловить. До кого Коршун дотронется, тому летать нельзя, он должен остановиться. Летать нельзя, пока кто-нибудь из друзей его не выручит, Чтобы выручить товарища необходимо дотронуться до его «крыла». Как только до него дотронулись, можно опять летать. Нужно стараться не попадаться Коршуну, если он совсем близко, можно присесть на корточки, и он славить не сможет». Дети играют. Когда Коршун кого-то догоняет, Фея должна усугублять ситуацию: «Беги скорей, ой какой страшный Коршун, беги, а то он поймает и заклюет». (В роли Коршуна должны побывать все дети. Гусям-Лебедям предлагаются белые крылья, а Коршуну — черные. Фея хвалит детей за ловкость, смелость, за помощь друзьям.)

7) Игра-релаксация. – 3 мин. Место проведения: Большой зал;

Описание: Коршуна Фея превращает в белого Гуся-Лебедя». А теперь Гуси-Лебеди прилетели на свой птичий двор и опустились (легли) на песочек и на травку. «Дети лежат на ковре. Фея: «Греет солнышко. Жарко. Крылышки, лапки, головки отдыхают, лежат спокойно. Солнце зашло за тучку, стало холодно, сжаться в комок, чтобы согреться задержать дыхание. Солнце вышло из-за тучи: жарко, расслабиться — разморозило на солнце (на выдохе) и т.д.» (Включаются задания на расслабление, мышц рук, ног, спины, лица).

8) Деролинг. игровое выведение детей из роли -2 мин.

Реквизит: волшебная палочка; место проведения: Большой зал

Описание: Фея: «А теперь моя волшебная палочка всех вас превращает обратно в мальчиков и девочек (называет детей по именам). Дети снимают крылья. Фея; «Я приглашаю вас на веселый танец «Комарик»

9) Веселый хороводный танец «Комарик». -4 мин

Описание: Дети встают в круг попарно (мальчик-девочка) и, держась за руки, идут простым шагом вправо и по кругу, напевая: «А я по лугу (2 раза)». При следующих словах: «Я по лугу гуляла (2 раза)», мальчики ведут девочек, стоящих слева от них перед собой, кланяются им и переводят их справа от себя. Девочки встают в круг справа от мальчиков, берут их за руки и весь хоровод движется дальше под слова: «Я с комариком (2 раза), с комариком плясала (2 раза) и т.д. После танца Фея хвалит детей и «змейкой» выводит их под музыку и пение русской народной песни «Комарик».


Занятие четвертое

Цель: Формирование игрового опыта общения детей разного возраста, диагностика эмоционального состояния, развитие соображения, внимания, эмоциональная разрядка, развитие находчивости. Формирование культуры приветствия сверстников, взрослых людей.

Реквизит: костюм Феи, атрибуты, костюм волка, Гусей-Лебедей, 2 веревки, волшебная палочка, платочек, коробки, сумка, музыкальная запись.

1) Игровая форма приветствия.-4мин.

Место проведения: Кафе.

Описание: Педагог встречает гостей, приглашает за столики, предлагает всем вспомнить и изобразить, как дети приветствуют: 1) родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев дома утром. 2) своих сверстников в школе, на улице, 3) малознакомых взрослых людей на улице, в школе. В разыгрывании ситуации участвуют родители и дети. Каждый делится своими чувствами при разных формах приветствия. Педагог поощряет словом всех участников, помогает сделать выводы о культуре приветствия (выражение лица, голоса, слова, жесты, поза, очередность в приветствии: кто первый приветствует и т.п.).

2) Подвижная игра «Гуси-лебеди». –4 мин

Реквизит атрибуты костюм волка, Гусей-Лебедей, две веревки

Описание: Фея предлагает детям выбрать Волка (родителя), остальные — Гуси-Лебеди. Все надевают костюмы, двумя веревками отмечается территория с противоположных сторон — откуда и куда должны перелетать Гуси-Лебеди. Волк стоит с третьей стороны — сбоку, откуда он выскакивает и ловит Гусей-Лебедей. Вначале все занимают свои места. На противоположной стороне от Гусей-Лебедей находится ведущая — Фея. Она зовет их к себе, домой, перекликаясь с ними:

Гуси-гуси!— Га-га-га. Есть хотите? - Да, да, да. Ну, летите! - Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой. Ну, летите, как хотите, только крылья берегите.

После этих слов Гуси с криком летят домой, а Волк их ловит. Пойманный становится Волком и игра повторяется. По окончании дети делятся впечатлениями.

3) Спокойная игра - пантомима «Зеркало». -4мин.

Реквизит: волшебная палочка; помещение: Большой зал.

Описание: Фея взмахивает волшебной палочкой, дотрагивается до детей и родителей, превращая одного в зеркало, а другого в смотрящегося в него. Они встают парно лицом друг к другу и синхронно выполняют разные движения. Инициатива — у смотрящегося в зеркало. После одной — двух минут игры дети меняются ролями. Игра продолжается. По окончании игры участники делятся впечатлениями.

4) Игровое задание «Найти платок Аленушки» (Вариант игры холодно -горячо). - 4 мин

Реквизит: платочек, коробки, сумка; место проведения: зал

Описание: Фея сообщает детям, что Бабка-Ежка снова проказница она утащила и спрятала платок Аленушки. Задача детей и взрослых найти платок и обрадовать Аленушку. Все вместе ищут платок и в коробках, и в высоко подвешенной сумке, до которой надо дотянуться, став на стульчики. Фея и родители помогают детям и говорят слова: «холодно» (неверно), говорят - «горячо», (верно). Найдя платок, дети передают его Фее для Аленушки.

5) Подвижная игра «Клади платочек».- 4 мин

Реквизит; платок; помещение: Большой зал.

Описание: Дети выбирают Аленушку, ей вручается платок. Все садятся на пол лицом в круг, на расстоянии 1—2 шагов друг от друга. Аленушка остается за кругом. Она берет в руки платок, свернутый жгутиком, обегая круг за спинами сидящих, она незаметно кладет платок одному из них и продолжает бежать по кругу. Если играющий заметит у себя за спиной платок, он поднимает его и старается догнать Аленушку, а она стремится занять свободное место. Если Аленушка добежит до платка раньше, чем его заметит сидящий в круге, то она поднимает платок, продолжает бежать и кладет платок за спиной любого другого игрока.

Правила игры: игроки, сидящие в кругу, не должны оглядываться и подсказывать друг другу. Догоняя ведущего, играющий может незаметно положить платок на спину другому игроку. Все бегут в одном направлении к свободным местам.

6) Игра – релаксация «Фея сна». -5 мин.

Реквизит: музыкальная запись; помещение: Большой зал.

Описание: Платочек попадает в руки к Фее, которая использует его, чтобы усыпить детей, дети ложатся по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга, ногами в середину. Родители отдыхают на стульях вдоль стен зала. Звучит колыбельная. Фея подходит к каждому, взмахивает платочком, все начинают зевать, потягиваться, их тянет в сон (Ведущая вводит задания на воображение.) Постепенно они «засыпают». Фея смотрит на детей: все спят. Затем, через 1 минуту колыбельная сменяется ритмичной музыкой, дети по сигналу Феи просыпаются, выполняют игровые (перекрестные) задания под музыку, осваивая все пространство зала.


Занятие пятое (проводится с детьми разного возраста)

Цели: Формирование и укрепление игрового общения детей разного возраста, активизации эмоционального тонуса, выявление адекватности притязаний, развитие воображения, ловкости, сообразительности, развитие мелкой и крупной моторики.

Реквизит: костюм Аленушки, бумага для поделок, музыкальна запись, большой красивый конверт, декорации к игровым заданиям (терем Василисы Премудрой, горница Марьи Искусницы, жилище Змея Горыныча), веревочки, медали, поролоновые мячики, волшебный ларец.

Введение в игровую ситуацию - 2 мин. Помещение: Кафе.

Описание: Аленушка приглашает всех в Лесную сказку, где предстоит пройти тропой испытаний. Ведь в любой сказке есть трудности, которые необходимо преодолеть (как и в жизни). И только все задания, выполнив, можно будет выйти из сказки. «Вы готовы к путешествию». «Тогда вперед!» (Звучит музыка), все «змейкой» входят в терем.

2). Игровое задание «В тереме у Василисы Премудрой». – 5 мин

Реквизит: декорация «Терем Василисы Премудрой», медали: Игровой зал.

Описание: Игра «Быстрые ответы». Аленушка говорит о том, что дальнейшего движения необходимо встать в пары детям и родителям преодолеть «поляну вопросов». «Василиса Премудрая оставила вопросы, отвечать на них надо очень быстро. Каждый правильный шаг, вперед. «Вопросы задаются любые, но ответ должны прочитать на счет раз-два три. Если ребенок не может ответить, помогает родитель если и он затрудняется, то вопрос переадресовывается ребенку, пока не будет дан правильный ответ. Каждый верный ответ позволяет паре делать шаг вперед. Необходимо стараться, чтобы пары двигались равномерно. Те, кто преодолели «поляну вопросов могут тоже отвечать, тем самым, давая возможность продвигать варианты вопросов:

Сколько Бабе-Яге лет? Где живет Кощей Бессмертный? Почему крокодил зеленый? Как называется страна, где живут самые высокие люди. Почему лампа светит? Почему мороженное холодное? и т.д.

Ответы не должны повторяться, и давать их следует быстро, на счет «Один-два-три». Не менее важно, чтобы и вопросы задавались непрерывно, один за другим. Каждому прошедшему «поляну» вручается Медаль за находчивость. Все отправляются в дальнейший путь.

3) Игровое задание «Вместе с Марьей-Искусницей».- 3 мин Декорация

Описание: Аленушка говорит, что Марья-Искусница просила детей и родителей сделать волшебных лебедей из бумаги ригами. Эти лебеди в дальнейшем помогу

4) Игровое задание «Гуси-Лебеди»- 3 мин Место проведения; Большой зал.

Описание: Бумажные лебеди приводят детей, к своим собратьям превращают все детей в Гусей-Лебедей. Теперь необходимо посоревноваться, — кто дальше «улетит»: Сначала каждый ребенок указывает место, куда он допрыгнет, а затем прыгает, потом его родитель указывает, куда его ребенок прыгнет и он прыгает 2раза. Веревочкой отмечается то место, куда предполагает прыгнуть, и прыгает каждый ребенок. Аленушка и дети поддерживают репликами каждого ребенка.

5) Игровое задание «В пещере у Змея Горыныча».-4 мин

Реквизит: декорация Пещера Змея Горыныча, рисунки детей, поролоновые мячики, волшебный ларец; место проведения: Большой зал.

Описание: Аленушка рассказывает, куда пропали наши смешинки, оказывается, их забрал Змей Горыныч и сделал своими помощниками и они стали злыми. А чтобы победить Змея Горыныча нам надо справиться с его слугами. Дети, затем родители кидают в смешинки поролоновые мячики (правой и левой рукой). Рисунки можно подвесить на горизонтально натянутой нитке, на прищепках так, чтобы в результате неоднократного попадания в цель рисунки падали на пол и становятся опять веселыми и добрыми. Дети собирают, с пола рисунки, передают их педагогу. В заключение все дружно, громко и весело кричат «Ура! Ура! Ура!» (Поднимаются руки вверх, звучит веселая музыка).

6) Релаксация «Отдых на полянке»-1мин

Приложение №3

Нравственный урок

Интервью

Участники объединяются в пары и на протяжении пяти минут задают друг другу вопросы, выясняя, как зовут собеседника, каковы у него интересы, есть ли увлечение — хобби. По прошествии времени каждый по очереди представляет своего партнёра всей группе. По окончании выполнения задания учитель задает вопросы детям: «Достаточно ли было времени на интервью?», «Какие чувства вы испытывали, когда говорили о вас?», «Какие чувства вы испытывали, представляя собеседника?» и т.д.



Мозаика

Педагог предлагает ребятам объединиться в группы. Каждой группе предъявляется небольшой текст и предлагается изучить его для того, чтобы передать информацию, содержащуюся в тексте, ребятам из других групп (текст может быть информативным, например он может содержать информацию о какой-либо столице европейской страны, писателе, учении и т.д.). Каждая группа в течение 5—7 минут изучает материал, затем знакомит с ним других. Если какой-либо группе времени недостаточно, педагог уточняет, сколько времени ещё необходимо, о чём ставит в известность других ребят, предлагая подготовить план презентации своей части материала, определить роль каждого в передаче информации и др. По завершении задания педагог организует обсуждение происходившего — рефлексию. Примерные вопросы: «Каким образом вы знакомились с текстом в своей группе?», «Какая была выработана стратегия по передаче информации и была ли она вообще?», «Каким образом вы организовали процесс передачи знаний другим группам?», «Какие эмоциональные переживания вы испытывали при этом?», «Как можно использовать этот метод в учебной деятельности?» и т.д.



Отыщи кого-нибудь

Этот игровой прием не требует строгого выполнения правил. Предлагаются карточки формата А4, в которые нужно вписать тех одноклассников, которые ответили на вопрос утвердительно.




Кто живёт выше пятого этажа

У кого есть собака

Кто умеет разговаривать более чем на двух языках

Кто смотрел послед­нюю серию фильма о Гарри Потере

Кто будет поступать в вуз

Кто умеет пользоваться китайскими палочками

Кому нравится готовить

Кто посещает спортивную секцию

Кто засыпает перед телевизором


Учимся заботиться

Определяются две группы. Участники групп обсуждают, какую заботу можно проявить по отношению к разным людям в следующих ситуациях:

• мама заболела;

• у бабушки день рождения;

• младший брат капризничает;

• друг пришел в гости;

• папа вернулся с работы усталый и т.д.

Например, когда папа приходите работы усталый, нужно улыбнуться ему и помочь снять пальто.

Если мама плохо себя чувствует, надо уложить ее в постель, принести ей чай с малиновым вареньем или с медом. Затем нужно открыть форточку, чтобы в комнате был свежий воздух, и поставить маме градусник и т.д.

Планета Единства

Участники объединяются в группы и представляют, что все они - жители волшебной планеты Единства. Нужно подумать, что должны сделать жители планеты все вместе, чтобы:

• на планете никто не грустил;

• планета утопала в цветах;

• жители планеты не болели;

• дети любили ходить в школу;

• на планете не было ураганов и т.д.

Например: чтобы на планете никто не грустил, один раз в неделю все жители планеты пекут торты, пироги, печенье и устраивают на улицах веселые чаепития.

Можно придумать небольшие инсценировки на заданную тему и рисовать жителей планеты Единства и их общие дела.

Город помощи

Участники объединяются в группы и представляют, что они попали в город, где все люди, даже чужие, всегда приходят на помощь друг другу. Как поступят жители этого города, если:

• кто-то из них потеряет деньги;

• у кого-то из них заболеют родители;

• кто-то из них заблудится в лесу;

• кто-то из них попадет в плен к разбойникам;

• кто-то из них встретит на улице плачущего ребенка и т.д. Каждая группа придумывает небольшую инсценировку о той или иной ситуации и показывает ее.

Во что мы верим

Участники встают в круг. Ведущий по очереди бросает каждому из них мяч, задавая при этом вопросы. Например: «Можно ли верить в дружбу?». Если, по мнению участника, в дружбу верить можно, он ловит мяч и объясняет, почему можно верить в дружбу, если нельзя — не ловит и тоже объясняет, почему. Прежде чем бросить мяч следующему игроку, ведущий спрашивает всех участников, согласны ли они с мнением своего товарища.

Вопросы для обсуждения: можно ли верить в дружбу, любовь, доброту, свет, сердце, человека, знания, Бога и т.д.

Кто придет на помощь?

Участники объединяются в небольшие группы (потри, четыре человека) и придумывают рассказ о том, как представители мира природы могут помочь людям в следующих ситуациях:

• ребенок стал тонуть (собака, дельфин);

• в дом забрались воры (собака);

• человеку нужно перевезти тяжелые бревна (слон, лошадь);

• у человека больное сердце (ландыш);

• у человека плохое зрение (черника);

• человек любит париться в бане (береза);

• человек потерял зрение (собака);

• человек часто простужен (пчела);

• старый человек живет один (кошка) и т.д.

Помощь

Попросите мальчиков подумать, чем они могут помочь девочкам, а девочек — чем они могут помочь мальчикам.

Затем составьте пары из мальчиков и девочек и попросите каждую пару в течение нескольких дней во всем помогать друг другу. В конце недели дети рассказывают, как изменилась их жизнь за эту неделю.

Помогаем друг другу

Участники объединяются в группы по четыре человека. В каждой группе один человек представляет какое-либо животное, другой — птицу, третий — дерево, четвертый — какое-либо насекомое. Предлагается придумать и проиграть сюжет, в котором бы все четыре персонажа в чем-то помогли друг другу.



Помоги больному

Один из игроков играет роль тяжелобольного. Двое участников скрепляют руки таким образом (правую с правой и левую с левой), чтобы получилось сиденье для больного.

«Больному» помогают сесть на это сиденье, чтобы отнести его в больницу (для обозначения больницы выберите дерево или какой-либо другой ориентир).

Вариант игры: «больной» ложится на «носилки», которые ребята должны образовать с помощью рук. Они встают в два ряда друг против друга, вытягивают согнутые в локте руки и «замыкают» их в замок со стоящими напротив.



Театр пальцев

Участники представляют, что их пальцы - актеры. Для них пишется небольшая пьеса. В спектакле могут быть задействованы два-три пальца. Затем каждому из пальцев даются имена, распределяются роли. Пальцы украшаются кольцами, ниточками, «головными уборами», на них рисуются смешные рожицы. Кто-то из участников выполняет функции костюмера театра пальцев, так как самим игрокам трудно «нарядить» свои пальцы.

Это задание можно выполнять в течение нескольких дней по плану:

• написать сценарий;

• распределить роли;

• вместе с костюмером придумать костюмы;

• подобрать музыку;

• устроить репетицию.

Спектакль не должен быть длинным, чтобы актеры и зрители не утомились.

Заранее назначается время спектакля и сооружается театр пальцев: через класс протягивается веревка и на нее накидывается простыня. Участники играют спектакль, подняв руки.

На спектакль нужно пригласить зрителей: друзей, одноклассников, учеников других классов, родителей, учителей.

Репка

Предложите ребятам проиграть эту всем известную сказку. В качестве репки выбирается какой-либо тяжелый объект, например, стол. В конце игры поговорите о том, что все вместе люди могут сделать то, что не по силам одному.



Вместе наведем порядок

Эта игра может проходить на поляне, где много мусора, или в неубранной комнате. Определяются две группы. Первая группа убирает мусор на одной половине, где каждый работает отдельно от других и самостоятельно уносит мусор в отведенное для этого место. На второй половине поляны участники работают сообща и все вместе уносят мусор.

Засекается время, и ребята на практике убеждаются в том, что вместе они намного быстрее могут справиться с любым сложным делом.
На необитаемом острове

Участники объединяются в группы. Они представляют себя оказавшимися после кораблекрушения на необитаемом острове. Необходимо обсудить, как и с чего они начнут свою жизнь на этом острове. Нужно записать план своих действий и обосновать его (желательно осуществить защиту проекта с наглядным материалом, т.е. на бумаге).

Затем представитель от группы зачитывает план, разработанный его группой.

Строим город

Выберите вместе с участниками поляну и предложите построить на ней лесной город. Дома и улицы города можно строить только из того материала, который игроки найдут на земле. Ребята могут объединиться в группы. Каждая группа будет строить свой город или дом.

Перед началом строительства предлагается нарисовать план будущего города. В городе обязательно должны быть больница, пожарная охрана, скорая помощь. Лесной город может строиться в течение нескольких дней.

В ответе друг за друга

Ребята выбирают кого-либо из своих друзей и решают в течение недели быть за него в ответе. В конце недели обсудите, Что чувствовали ребята, когда были за кого-либо в ответе или, когда кто-нибудь был в ответе за них.

Приложение №4


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-тематический план для детей дошкольного возраста «Я расту, я развиваюсь»
849.06kb.
4 стр.
Психологические особенности детей дошкольного возраста
116.97kb.
1 стр.
Развитие памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста
47.84kb.
1 стр.
Сценарий для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Новогодняя музыкальная сказка Играет
84.92kb.
1 стр.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план
806.67kb.
6 стр.
Публичный доклад муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Борисовского детского сада
228.86kb.
1 стр.
Учебно-тематический план по 1-му году обучения содержание 1-го года обучения учебно-тематический план по 2-му году обучения
601.06kb.
4 стр.
Название учебное пособие «учебно-методическое обеспечение развития, образования и воспитания гиперактивных детей старшего дошкольного возраста в образовательных учреждениях
1207.69kb.
7 стр.
Учебно-тематический план для студентов дневного отделения Учебно-тематический план для студентов вечернего отделения
1625.76kb.
7 стр.
Объем блюд в граммах для детей ясельного и дошкольного возраста
110.48kb.
1 стр.
Е. С. Митюшова (ассистент кафедры английского языка, фия, нгпу) Особенности обучения лексике английского языка детей дошкольного возраста (4 6 лет). Данная статья
80.29kb.
1 стр.
Математическое и логико-математическое развитие детей дошкольного возраста План
355.39kb.
1 стр.