Главная страница 1

Модель урока «Тепловые двигатели. Двигатель внутреннего сгорания».


Янюшкина Н.Н.

МОУ Атамановская сош, Челябинская область, Брединский район, п.Атамановский



ynuchkina_63@mail.ru
Учебник: С.В.Громов, Н.А.Родина 8 класс
Цель:

  1. Формирование понятий: тепловые двигатели, КПД. Знакомство с принципом работы тепловых двигателей (паровая турбина, ДВС), применением их в народном хозяйстве.

  2. Развитие умений решать задачи.

  3. Воспитание бережного, чуткого отношения к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор,ноутбук

ЦОР «Физика 10 – 11 классы. Подготовка к ЕГЭ». Издательство «ПРОВЕЩЕНИЕ», (возможно использование ЦОРа «Физика 7 – 11 классы». Издательство «ФОРМОЗА»).

ЦОР применялся на этапе изучения нового материала.

Ожидаемый результат:

усвоение

- понятия тепловой двигатель, КПД,

- разновидность тепловых двигателей и область их применения,

- принцип действия теплового двигателя, паровой турбины и ДВС.

План урока

Этапы урока

Время (мин)

Приемы и методы

I. Изучение нового материала: тепловой двигатель, его виды, КПД, проблемы использования.

25

Рассказ учителя. Беседа. Записи на доске и в тетради. Показ анимации.

II. Формирование умений и навыков.

4

Решение задач. Ответы на вопросы учащихся

III. Первичная проверка усвоения знаний. Рефлексия.

14

Самостоятельная работа, обсуждение.

IV. Домашнее задание

1

Запись на доске

V. Подведение итогов

1

Сообщение учащихся.



I. Изучение нового материала.

На прошлых уроках мы рассмотрели агрегатные состояния вещества и способы перевода вещества из одного состояния в другое.

Вспомним,

- в каких агрегатных состояниях может находиться тело?

- что необходимо предпринять, чтобы перевести твердое тело в жидкость, а затем в пар?

- из каких источников получаем необходимое тепло?

Развитие техники зависит от умения использовать громадные запасы внутренней энергии, которые содержатся в топливе. Использовать внутреннюю энергию – это значит совершать за счет ее полезную работу. Сегодня на уроке мы рассмотрим устройство, в которое совершает работу за счет внутренней энергии топлива.

- Как вы определите тему нашего урока?

- Что вы должны узнать о двигателях?

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и определяют задачи. Для объяснения выбран словесно – иллюстративный метод. Изложение материала проводится учителем по плану. Для активизации познавательной деятельности учащихся используется в качестве дополнительного иллюстративного материала показ анимации, рисунки.

План


  1. Тепловые машины (определение, основные части, принцип работы)

  2. Виды тепловых машин. Этапы их развития.

  3. Паровая турбина.

  4. ДВС.

  5. КПД.

  6. Экологические проблемы использования тепловых двигателей.


1. Тепловой двигатель (машина) – это устройство, которое совершает механическую работу циклически за счет энергии, поступающей к нему в ходе теплопередачи.
Источником поступающего количества теплоты в реальных двигателях могут быть сгорающее органическое топливо, разогретый Солнцем котел, ядерный реактор, геотермальные воды и т.д.

Демонстрируется схема теплового двигателя



2. Рассматриваются виды тепловых машин. Этапы их развития.

(анимация со звуковым сопровождением)



- Как назывались первые тепловые двигатели?


- Какие двигатели можно отнести к современным тепловым двигателям?
- Какие двигатели, и в какой области нашли в настоящее время наиболее широкое распространение? /Поршневой двигатель внутреннего сгорания (сухопутный и водный транспорт) и паровая или газовая турбина (энергетика)/. Рассмотрим их поподробнее.

3. Демонстрируется интерактивная модель паровой турбины. (анимация без звукового сопровождения, объяснение дает учитель)

Объяснение учителя.

Паровая турбина состоит из котла с крышкой, в котором находится вода, и вала, на который насажен диск, по ободу которого закреплены лопатки. Сжигая топливо, доводят воду до кипения. Для повышения температуры кипения воды в котле создают высокое давление(1,5 МПа).

Когда клапан открывается, струи пара вырываются из котла с большой скоростью и оказывают значительное давление на лопатки, приводя их в быстрое вращательное движение. Вместе с ними приходят в движение и другие части машины. Например: на теплоэлектростанции турбина соединена с генератором электрического тока.

В современных турбинах применяют не один, а несколько дисков, насаженных на общий вал. Пар последовательно проходит через лопатки всех дисков, отдавая каждому из них часть своей энергии.

- Что в паровой турбине является рабочим телом? холодильником?

- Что используется в качестве топлива?

4. ДВС (анимация со звуковым сопровождением)



- Что в ДВС является рабочим телом? холодильником?

- Что используется в качестве топлива?

- Почему ДВС называют четырехтактным? Назовите их.

- Почему 3-й такт называют «рабочим ходом»

5. При работе теплового двигателя только часть внутренней энергии топлива идет на совершение работы. Физическая величина, показывающая, какую долю составляет совершаемая двигателем работа от энергии, полученной при сгорании топлива, называется коэффициентом полезного действия.



КПД реальных двигателей невелико, порядка 25 – 30%.


6 Использование тепловых двигателей позволило человеку увеличить власть над природой. В этом есть плюсы и минусы. Скажите, какие негативные последствия возникают при использовании тепловых двигателей. (Обсуждение.)

/Экологические последствия работы тепловых двигателей.

Интенсивное использование тепловых машин на транспорте и в энергетике (тепловые и атомные электростанции) ощутимо влияет на биосферу Земли. Хотя о механизмах влияния жизнедеятельности человека на климат Земли идут научные споры, многие ученые отмечают факторы, благодаря которым может происходить такое влияние:


  1. Парниковый эффект – повышение концентрации углекислого газа (продукт сгорания в нагревателях тепловых машин) в атмосфере. Углекислый газ пропускает видимое и ультрафиолетовое излучение Солнца, но поглощает инфракрасное излучение, идущее в космос от Земли. Это приводит к повышению температуры нижних слоев атмосферы, усилению ураганных ветров и глобальному таянию льдов.

  2. Прямое влияние ядовитых выхлопных газов на живую природу (канцерогены, смог, кислотные дожди от побочных продуктов сгорания).

  3. Разрушение озонового слоя при полетах самолетов и запусках ракет. Озон верхних слоев атмосферы защищает все живое на Земле от избыточного ультрафиолетового излучения Солнца.

Выход из создающегося экологического кризиса лежит в повышении КПД тепловых двигателей (КПД современных тепловых машин редко превышает 30%); использовании исправных двигателей и нейтрализаторов вредных выхлопных газов; использовании альтернативных источников энергии (солнечные батареи и обогреватели) и альтернативных средств транспорта (велосипеды и др.)./

II. Формирование умений и навыков.

Решение задачи № 930 В.И. Лукашек


А = 1,89 * 107 Дж



КПД = А/ Q



m = 1,5 кг

Q = q * m

q = 4,2 * 106 Дж/кг




Q = 4,2 * 106 * 1,5 = 6,3 * 106 Дж

КПД - ?

КПД = 1,89 * 107 / 6,3 * 106 = 0,3



Ответ: КПД двигателя трактора 30 %


III. Первичная проверка усвоения знаний. Рефлексия.

Работа в группах. Учащиеся составляют рассказ по теме. В помощь предлагается план и указывается параграф учебника.

Тепловой двигатель.

Прочитайте § 44 и составьте рассказ по плану:



  1. Тепловым двигателем называют устройство …

  2. Назовите три основные части любого теплового двигателя.

  3. Приведите примеры тепловых двигателей.

  4. Что такое КПД?

  5. * КПД двигателей внутреннего сгорания 20 - 40%, паровых турбин – около 30 % это много или мало? Какие проблемы возникают в связи с такими значениями КПД тепловых двигателей для промышленности и сельского хозяйства страны?

ДВС

Прочитайте § 46 и составьте рассказ по плану:




  1. Почему двигатель внутреннего сгорания имеет такое название?

  2. Опишите принцип работы ДВС.

  3. Когда газ в двигателе внутреннего сгорания обладает большей внутренней энергией: в начале или в конце рабочего хода? Почему?

  4. Какая деталь в ДВС является холодильником?

  5. * Какими вы видите проблемы современного транспорта и пути их решения?

Проверка работы учащихся, устранение пробелов.

IV. Домашнее задание

§§ 44, 46 (устно составить рассказ по плану «Описание прибора), задача № 189 по желанию.



V. Подведение итогов.


Смотрите также:
Урока «Тепловые двигатели. Двигатель внутреннего сгорания»
65.73kb.
1 стр.
Двигатель внутреннего сгорания (VII класс)
79.38kb.
1 стр.
Ч – четырёхтактный, д ­– двухтактный, Н
31.34kb.
1 стр.
Цели изобретения
99.54kb.
1 стр.
Материаловедение и технология конструкционных материалов
401.57kb.
1 стр.
Тепловые двигатели и нагнетатели Машины и аппараты для перемещения жидкостей и газов
1081.28kb.
8 стр.
Механический нагнетатель
129.21kb.
1 стр.
В магнитостатическом поле рабочего органа рассухаривателя д. А. Горбунков1, А. Г. Ковшов2, Н. В. Носов2
589.96kb.
4 стр.
Обозначение Наименование Языки переводов
128.88kb.
1 стр.
Совместное действие электромагнитов
71.37kb.
1 стр.
Расчет центробежного компрессора и центростремительной турбины
241.82kb.
1 стр.
Семинар по проблемам низкоэмиссионных камер сгорания газотурбинных установок
582.67kb.
2 стр.