Главная страница 1
Классификация речевых нарушений
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ

В КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

Все виды нарушений, рассматриваемые в данной класси­фикации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.

Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть раз­делены на два типа: 1) фонационного (внешнего) оформле­ния высказывания, которые называют нарушениями произ­носительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопе­дии называют системными или полиморфными нарушения­ми речи.

I. Расстройства фонационного оформления выс­казывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: а) голосообразования, б) темпоритми-ческой организации высказывания, в) интонационно-мелоди­ческой, г) звукопроизносительной организации. Эти расстрой­ства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых суще­ствуют традиционно закрепившиеся термины:



1. Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.

Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными рас­стройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в со­став ряда других нарушений речи.



2. Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия.

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, мо­жет быть органической или функциональной.



3. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия.

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной

речевой программы, является центрально обусловленной, орга­нической или функциональной.

При замедленном темпе речь оказывается тягуче растя­нутой, вялой, монотонной. При ускоренном темпе — тороп­ливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти явления иногда выде­ляют как самостоятельные нарушения, выраженные в тер­минах баттаризм, парафразия. В случаях, когда патологи­чески ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием, она обозначается терми­ном полтерн. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием — нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонациональной вы­разительности.



4. Заикание — нарушение темпо-ритмической организа­ции речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз, ^а^опеV^о8, Ьа1ЪиНез.

Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.



5. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нор­мальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизно­шения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.

Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) офор­млении речи: в искаженном (ненормированном) произнесе­нии звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смеше­нии. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для про­изнесения звуков) или неправильно сформировались артику-ляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненорми­рованные звуки. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата. В психолингвистическом аспекте нарушения про­изношения рассматриваются либо как следствие несформи-рованности операций различения и узнавания фонем (дефек­ты восприятия), либо как несформированность операций отбора и реализации (дефекты продуцирования), либо как наруше­ние условий реализации звуков.

При анатомических дефектах нарушения носят органичес­кий характер, а при их отсутствии —функциональный.

Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматического повреждения перифери­ческого аппарата — в любом возрасте.

Описанные дефекты являются избирательными, и каждый из них имеет статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и такие, в которых оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев сложного механизма фона­ционного оформления высказывания. К таким относятся ринолалия и дизартрия.

6. Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроиз­ношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефек­тами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия.

Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесе­нии всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное произнесении всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии). При этом де­фекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная. В отече­ственной логопедии к ринолалии принято относить дефекты, обусловленные врожденными расщелинами нёба, т. е. грубы­ми анатомическими нарушениями артикуляторного аппарата. В ряде зарубежных работ такие нарушения обозначаются тер­мином «палатолалия» (от лат. ра1а!шп— нёбо). Все остальные случаи назализованного произношения звуков, обусловленные функциональными или органическими нарушениями различ­ной локализации, в этих работах называют ринолалией. В оте­чественных работах явления назализованного произношения без грубых артикуляционных нарушений относят к ринофонии.

До недавнего времени ринолалию определяли как одну из форм механической дислалии. Учитывая специфику нару­шения, необходимо ринолалию выделить в самостоятельное речевое нарушение.

7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннвервации рече­вого аппарата.

Наблюдаются несформированность всех-звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуля-ционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуще­ствить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизарт­рии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуля-торно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме. Эти случаи необходимо отличать от дислалии.

Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным рас­стройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют раз­личные формы дизартрии. По тяжести нарушения различа­ют степень проявления дизартрии.

Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобре­тенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний.

П. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания представ­лены двумя видами: ал ал ней и афазией.

1. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вслед­ствие органического поражения речевых зон коры головно­го мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афа­зия развития, слухонемота (устаревшее).

Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех эта­пах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грам­матических, лексических) не формируется, страдает мотива-ционно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдают­ся грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов. Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие речевые меха­низмы не сформированы и какой из их этапов (уровней) пре­имущественно страдает.



2. Афазия — полная или частная утрата речи, обуслов­ленная локальными поражениями головного мозга. Сино­нимы: распад, утрата речи.

У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь

уже была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от ди­агноза афазия. Если же нарушение произошло в более стар­шем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.

Нарушения письменной речи. Подразделяются на две груп­пы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нару­шении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности — расстройства чтения.

1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что при­водит к неправильному воспроизведению звуковой формы сло­ва; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.



2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.

Проявляется в нестойкости оптико-пространственного об­раза буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексин и аграфии.

Нарушения письма и чтения у детей вызываются затруд­нениями в овладении умениями и навыками, необходимыми для полноценного осуществления этих процессов. По данным исследователей, эти затруднения обусловливаются дефектами устной речи (за исключением оптических форм), несформи-рованностью операций звукового анализа, нестойкостью про­извольного внимания.

Нарушения письма и чтения у детей необходимо отличать от утраты умений и навыков письма и чтения, т. е. дислексии (алексий) и дисграфий (аграфий), возникающих при афазиях.

Таким образом, в логопедии выделяются 11 форм речевых нарушений, 9 из них составляют нарушения устной речи на разных этапах ее порождения и реализации и 2 формы со­ставляют нарушения письменной речи, выделяемые в зависи­мости от нарушенного процесса. Нарушения устной речи: дисфония (афония), тахилалия, брали дал ия, заикание, дис-лалия, ринолалия, дизартрия (анартрия), алалия, афазия. Нарушения письменной речи: дислексия (алексия) и дисг-рафия (аграфия).

В приведенную классификацию включены лишь те формы речевых нарушений, которые выделены в логопедической ли­тературе и применительно к которым разработаны методи­ки. Внутри каждой из форм речевых нарушений существуют виды и подвиды, которые отражены в последующих главах. В этой связи следует указать, что в ряде случаев виды наруше­ний, относящиеся к одной форме, представляют собой не вари­ант, а отдельное нарушение. Например, в дислексию включе­ны, с одной стороны, артикуляторно-фонетические нарушения, т. е. дефекты собственно звуковой реализации речи, относя­щиеся к уровню речевой нормы, а с другой — фонематические нарушения, обусловленные несформированностью операций, осуществляющих отбор звуков, и относящиеся к уровню струк­турного (языкового) оформления высказывания.



Отмеченная непоследовательность классификации стала особенно заметной в современный период развития науки в связи с возросшими знаниями о речевых (психологических и физиологических) механизмах и новыми исследованиями в логопедии. Каждый новый этап в развитии науки и новые знания требуют внесения коррективное в прежние представ­ления, поэтому дальнейшая разработка вопросов классифика­ции речевых нарушений остается актуальной задачей лого­педии.


Смотрите также:
Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации
80.64kb.
1 стр.
Инновационные подходы к диагностике и профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
101.62kb.
1 стр.
Обучение и воспитание детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении речевых нарушений
35.13kb.
1 стр.
Анализ работы учителя-логопеда Орловой Ольги Ильиничны
143.8kb.
1 стр.
Формирование фонематического восприятия у младших школьников
151.75kb.
1 стр.
Исправление речевых недостатков
490.13kb.
3 стр.
Реферат Причины и виды нарушений интеллектуального развития: «умственная отсталость», «задержка психического развития»
194.31kb.
1 стр.
Теоретическая часть
503.31kb.
3 стр.
По преодолению фонетических нарушений у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии
105.57kb.
1 стр.
Классификации по причине одинакового движения мысли
71.59kb.
1 стр.
Докладчик: главный эксперт отдела биотехнологии
32.28kb.
1 стр.
Программа на 2010 2014 г г. Принята на Совете педагогов
3944.21kb.
18 стр.